Профессиональный сюжет по проведению сюжетно - ролевой игры «Кем быть? »
учебно-методическое пособие

Тодораш Любовь Анатольевна

Формирование поисково - исследовательской деятельности в процессе сюжетно - ролевой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рекомендации74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 250 г. Челябинска» (МАДОУ «ДС № 250 г. Челябинска»)

ул. Наркома Малышева, д.1, г. Челябинск, 454136

т. 8 (351) 225-36-38, e-mail: madouds250@mail.ru

Профессиональный сюжет

по проведению сюжетно - ролевой игры

«Кем быть? »

подготовительная группа №14

                                                                     Разработчик:  

                                                                    Тодораш Любовь Анатольевна

воспитатель высшей квалификационной категории

г. Челябинск 2024г.

Профессиональный сюжет: «Лаборатория«Академиков»»      

                             вариант №1

Цель

Формировать навыки поисково-исследовательской деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры. Развивать  интерес к ранней профориентации.

Задачи

  1. Углублять знания детей о научной лаборатории. Расширять представление о специфике профессии заведующего, помощника заведующего, лаборанта, помощника лаборанта.
  2. Систематизировать знания о свойствах и качествах воды, почвы, воздуха.
  3. Способствовать развитию коммуникативной и социальной компетентности.
  4. Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, к самостоятельному проведению опытов и экспериментов.
  5. Развивать умение договариваться, брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, использовать атрибуты; организованность во время проведения динамической паузы, умение ориентироваться в пространстве.
  6. Воспитывать доброжелательность, умение самостоятельно объединяться для совместной игры, считаться с интересами и мнением товарищей по игре.

Словарная работа

Обогащать словарь детей за счет знаний трудовых действий людей, работающих в научной лаборатории.   Заведующий лабораторией, лаборант.

Предварительная работа

Проведение опытов с водой, воздухом, почвой, рассматривание и чтение энциклопедий, беседа о профессиях ученого, лаборанта, помощнике лаборанта, проведение сюжетно-ролевой игры «Лаборатория».

Опытная деятельность детей с различными оптическими приборами и приспособлениями.

Знакомство с понятиями световой луч, прямолинейность распространения света, отражение и преломление света,  тень, прозрачность предметов.

Знакомство с принципом зеркального отображения.

Рассматривание иллюстраций в книгах.

Игровой материал

Спец. одежда: халаты, колпаки, резиновые перчатки.

Микроскоп, лупы, зеркала, пипетки, линейки, пищевые красители, песочные часы, дерево(среды, палочки и т.д. ), металл( кусочки, без острых краёв), мел, пластмасса.

Емкости: пластиковые бутылки (разных ёмкостей)

Стаканы пластмассовые разнообразной формы, величины, мерки, воронки.

Неструктированные материалы: песок, вода, опилки.

Журналы для фиксации результатов опытов.

Чашки Петри ( пластиковые крышки из под сметаны)

Бейжи. Гуашь.  Чёрный ящик. Плёнка, рамки, фонарик, лазер. волчки, цветовой спектр, кусочки витража. Проектор, цветные стекла.

Роли

Заведующий лаборатории

Заместитель заведующего лабораторией

Лаборант

Помощник лаборанта

Фотокорреспондент

Профессиональный сюжет

I этап: мотивационно-побудительный

II этап: проблемно-поисковый

В основу сюжета игры легла деятельность лаборатории как учреждения, которое работает над расшифровкой чёрного ящика пришельцев.

Действия педагога

Побуждение ребенка к процессу деятельности

Создание проблемной ситуации

Действия детей

Проявление интереса к происходящему. Вспоминание собственного опыта.

Действия педагога

Ориентирование детей на разрешение проблем: - предложение изготовить лабораторию,  атрибуты которые необходимы для игры; - рассказ о работе лаборанта; - использование  наглядного  материала

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе деятельности: оказание необходимой индивидуальной помощи

Действия детей

Включение детей в процесс деятельности.

Ход игровой деятельности:

Воспитатель сообщает детям, что недалеко от нашего детского сада  потерпел крушение НЛО и найден черный ящик. Необходимо расшифровать посланное из космоса сообщение.

 Воспитатель:  Для того, чтобы расшифровать сообщение, которое находиться в чёрном ящике я приглашаю вас в открывшуюся лабораторию. Разрешите мне взять на себя роль заведующего  «Лаборатории Академиков»»                                  

Напоминаю:

 Правила работы в лаборатории:

- Близко не подносить предметы к глазам.

- Ничего не пробовать на вкус.

- Во время работы в лаборатории необходимо соблюдать чистоту, тишину.

- Не бегать по лаборатории.

- Не разговаривать громко.

- Брать только нужные для работы материалы.

- Класть на место все материалы по окончанию работы.

Хотелось бы вспомнить

- Чем занимается заведующий лабораторией?

(- Руководит лабораторией, следит за работой лаборантов, проводит самые сложные опыты.)

- Как заведующий «Лаборатории Академиков»»                                   я назначу заместителя. (Воспитатель прикрепляет бейджик к халату ребенка с названием должности.)

- Чем занимается заместитель заведующего лабораторией?

(- Помогает заведующему, подносит инструментарий.)

- Кто еще работает в лаборатории? (- Лаборанты.)

- Что входит в их обязанности? (- Лаборанты проводят опыты и эксперименты, делают выводы, фиксируют результаты опытов.)

(Заведующий с заместителем выбирают лаборантов)

- Кто еще работает в лаборатории ? (- Помощники лаборантов.)

- Что делают помощники лаборантов? (- Помощники лаборантов ассистируют лаборантам, готовят инструментарий для опытов, убирают его на место, помогают фиксировать результаты опытов.)

Заведующий с заместителем выбирают помощников лаборантов)

Воспитатель:  Мальчики и девочки то, что сегодня произошло, а именно крушение НЛО это мировая сенсация. И я предлагаю, что вскрытие чёрного ящика делать в присутствии фотокорреспондента.

Дети открывают черный ящик и находят записку (записка написана с помощью копировальной бумаги, положенной красящим слоем вверх), но прочитать ее не могут. Они высказывают свои предположения о том, как можно прочитать записку.(Предположительные высказывания детей: записку надо перевернуть вверх ногами; посмотреть на свет; прочитать с помощью зеркала.)

Записка: «Сердце планеты погасло. Исчезли цвета. Все стало белым. Спасение в Книге Древних, но надписи тоже исчезли. Помогите!»

Вопрос к детям:  «Почему исчезли цвета?»(Предполагаемые ответы детей: планета наказана; покрасили белым; выгорели на солнце; покрылись пылью, грязью; постирали в горячей воде; смешали краски; заколдовал волшебник; напал  другой корабль пришельцев; наступила ночь.)

Эксперимент 1. Детям предлагается перейти в лабораторию и попробовать смешать все цвета красок (получится грязный цвет). Вывод: простым смешением красок белый цвет получить нельзя.

Эксперимент 2. с волчками, разделенными на 7 разноцветных секторов в порядке расположения цветов в радуге. Вывод: при очень быстром вращении цвета' в нашем восприятии сливаются и становятся почти белыми.

Текст страницы Книги Древних

Сердце планеты оживет, если его раскрасить в разные цвета с соблюдением двух обязательных условий: 1-е — ни в коем случае не дотрагиваться! 2-е — раскрасить нужно геометрическими фигурами и растительными элементами.

Воспитатель достает из ящика светильник в виде жемчужины. (Это «сердце планеты». Оно белое.)

Вопрос к детям: «Как раскрасить не дотрагиваясь?»

Предположения детей. Для поиска ответа — экспериментирование в лаборатории

Эксперимент 3. На столе проектор и цветные стеклышки, лазерный фонарик. Посмотрев сквозь стекло, дети видят, что все вокруг окрашивается, но это видно только тому, кто смотрит сквозь стекло, для других — ничего не изменилось. Лазерный фонарик окрашивает только в красный цвет и очень маленькую точку.

Эксперимент 4. Кто-то из детей догадывается включить проектор и, вставляя разные стеклышки, получить окрашивание белого предмета.

Воспитатель: Так, мы выполнили первое условие. Но есть еще и второе условие: как получить геометрические фигуры и орнамент?

Беседа о витражном искусстве

Когда-то, много веков назад, художники поняли красоту и выразительную силу солнечного луча, пропущенного через цветное стекло. Так появился первый витраж. Это декоративная композиция из окрашенных стекол (от латинского слова ВИТРУМ — стекло). В эпоху средневековья витражи использовали в окнах ' церкви. Входя ь храм, человек как бы попадал в другой мир. Всходило солнце, и сквозь окна церкви, куда были вставлены сотни разноцветных стекол, струился волшебный цвет красных, синих, зеленых и желтых лучей.

«Свет нескончаемый священнейших окон» одухотворял, наполнял интерьер поистине волшебной, мерцающей атмосферой. Горожане любовались самыми разнообразными орнаментами, композициями на религиозные сюжеты. Все детали, каждый кусок стекла скрепляли между собой прокладками из свинца. (Показ фрагмента.)

Окрашивали стекла в тех же печах, где плавилась стеклянная масса. В зависимости от температуры одна и та же краска давала разные оттенки цвета. Если художник не присутствовал при окрашивании стекла, он подготавливал грунтованные доски с нанесенными на них изображениями в цветовой гамме витража. Или можно предположить другую последовательность в работе: мастерам-стекольщикам давали указания окрасить какое-то количество осколков стекла в определенные цвета и их оттенки. Получив окрашенное стекло, мастер мог распоряжаться им подобно вышивальщице. Безусловно, мастер должен был обладать прекрасным знанием своего ремесла и большой силой воображения, чтобы заранее представить себе во всех оттенках цвета задуманный им витраж.

До нас дошли шедевры витражного искусства в соборах городов Шартра и Руана во Франции, Милана в Италии, Домском соборе в Риге.

Традиции витражей не забыты и в наше время. Раньше применялась роспись по цветному или обычному стеклу особыми силикатными красками. Все закреплялось потом легким обжигом. В наше время появились витражи из цветных пластмасс. Не всегда они соединяются свинцом. Часто их наклеивают на прозрачную основу и прижимают сверху вторым прозрачным листом. Получается так называемый пакетный витраж. Сейчас витражи применяют и для украшения стен, используя искусственную подсветку

Эксперимент 5. Исследование витражей. Обсуждение, диалог, уточнение приемов витражной росписи соблюдения условий КНИГИ (цвета радуги, геометрические фигуры, растительный орнамент).

Каждый лаборант  приступает к витражной росписи пленки, натянутой на каркас, по собственному замыслу.

Воспитатель: Соединив все расписанные рамки, создадим замкнутое пространство, внутрь которого и поместим ИСТОЧНИК ЖИЗНИ.

Соединенные рамки с росписью искусственно подсвечиваем и видим пробуждение жизни в ИСТОЧНИКЕ. (Зажигает светильник.) Светильник горит разными цветами — подсветка витражей изнутри. Получился шатер для источника жизни.

Итог. Проблема решена. Сердце планеты ожило — значит, планета спасена.

III этап:

рефлексивно-корригирующий

Понравилась ли вам игра?

Как вы считаете, кто лучше справился с ролью?

Удачно ли прошли опыты, всё ли удалось сделать?

Что можно добавить в игру в следующий раз?

Чтобы вы хотели исследовать в следующий раз?

Какие роли хотели бы взять?

Воспитатель помогает продумать перспективы игры.

Действия педагога

Воспитатель: мы сегодня замечательно поработали в нашей научной лаборатории, добились хороших результатов. Мне понравилось роль заведующего лабораторией. В лаборатории сегодня работали очень хорошие специалисты.

Спасибо за игру!

Предполагаемый результат сюжетно - ролевой игры:

воспроизводят практические способы работы с разными материалами;

понимают, что такое профессия лаборант, помощник лаборанта.;

применяют навыки взаимодействия со сверстниками в сюжетно - ролевой игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ (В рамках педагогической недели «ИГРА И ИГРУШКИ») «ПОЕЗДКА В ТЕАТР»

Образовательные области: « Познание», « Музыка», «Художественное творчество».Старшая группа...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Разработка модели сюжетно-ролевой игры "Методика организации и проведения сюжетно-ролевой игры" Средний дошкольный возраст

Семинар по обмену опытом "Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут" в рамках проведения курсов "Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошколь...

Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «Поликлиника», сюжет « Военные проходят медицинский осмотр»

Цель: Расширять представления детей о многообразии профессии врача, медицинской сестры. Задачи: Прививать детям чувство благодарности к человеку за его труд. Закрепить знания социальных отношений, обу...