Образовательная деятельность с детьми второй младшей группы «Путешествие в волшебный лес»
план-конспект занятия (младшая группа)
Тема: «Путешествие в волшебный лес»
Цель: Закрепление представлений детей второй младшей группы о признаках предмета (цвет, форма) посредством «Блоков Дьенеша».
Задачи:
Обучающие: активизировать словарь и представления детей о цвете и форме предметов (желтый, красный, синий, круг, квадрат, треугольник)
Развивающие: развивать зрительное восприятие цвета и формы предмета в ходе обследовательских действий
Воспитывающие: воспитывать интерес к дидактическому материалу («Блоки Дьенеша) и отзывчивость
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 5 «Родничок» г. Енисейска Красноярского края
Тема: «Путешествие в волшебный лес»
Воспитатель второй младшей группы
Харитонова Инна Владимировна
Енисейск, 2025 г.
Тема: «Путешествие в волшебный лес»
Цель: Закрепление представлений детей второй младшей группы о признаках предмета (цвет, форма) посредством «Блоков Дьенеша».
Задачи:
Обучающие: активизировать словарь и представления детей о цвете и форме предметов (желтый, красный, синий, круг, квадрат, треугольник)
Развивающие: развивать зрительное восприятие цвета и формы предмета в ходе обследовательских действий
Воспитывающие: воспитывать интерес к дидактическому материалу («Блоки Дьенеша) и отзывчивость
Предполагаемые результаты: дети смогли выбрать и назвать признак фигуры в соответствии с заданием
Оборудование и материалы: «Блоки Дьенеша», обручи, костюмы Зайца, Медведя, письмо, сундучок
Цель детской деятельности (предполагаемая)
Помочь животным Волшебного леса: Зайцу открыть замки и попасть в домик, помочь Медвежонку собрать мед
Задачи детской деятельности (предполагаемые):
- Выбрать лишнюю фигуру, чтобы открыть замок
- Выбрать фигуры по заданному цвету и поместить в ведерко того же цвета, чтобы получить мед от разных цветков
Результат для ребенка:
Помогли жителям Волшебного леса - Зайцу и Медвежонку
Технологическая карта совместной деятельности детей и взрослого
Этап занятия | Задачи этапа | Методы, приемы, формы, возможные виды детской деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Результаты |
Психологический настрой | Создать атмосферу доброжелательности. | Звуковой сигнал на привлечение внимания, проведение круга, игровое упражнение «Согрей соседа» | Педагог привлекает внимание детей, держа в руках бубен. Садиться в круг вместе с детьми, обращает внимание детей на холодную погоду на улице и предлагает игровое упражнение «Согрей соседа», демонстрируя показ действий. Принимает участие в игре, уточняет, какие ощущения у детей по ее окончании | Дети слышат сигнал бубна, бегут к педагогу, разбирают подушки и рассаживаются в круг. Слушают рассказ педагога, включаются в игровое упражнение, по окончании рассказывают о том, что они почувствовали, какое у них настроение | Создана атмосфера доброжелательности |
Вводно-организационный Мотивационно-побудительный | Вызвать интерес детей для дальнейшей деятельности. Мотивировать детей на дальнейшую деятельность | Рассказ, сюрпризный момент (письмо и посылка), чтение письма, знакомство с содержимым посылки | Педагог говорит о том, что утром в детский сад принесли письмо и посылку. Предлагает подумать, от кого это письмо, а затем читает детям просьбу о помощи от лесных жителей. Далее ознакамливает детей с содержимым посылки, высыпая его внутрь обруча. Задает вопрос о том, почему и как фигуры могут быть помощниками? Предлагает узнать это. | Дети с интересом слушают педагога, рассматривают конверт письма, называют авторов. На просьбу эмоционально откликаются, высказывая желание помочь лесным жителям. Рассматривают содержимое посылки, отвечают на вопросы воспитателя, высказывают предположения. | Дети проявляют интерес, возник игровой мотив к включению в дальнейшую деятельность |
Актуализация | Актуализировать имеющиеся представления детей о признаках предмета (цвет, форма) | Рассматривание фигур, дидактическая игра «Покажи такой же предмет» (по цвету, по форме), уточняющие вопросы, похвала | Педагог проводит дидактическую игру, предлагает взять каждому по фигуре, называя признак, задавая вопросы на уточнение (Это какой цвет? Возьмите фигуры такого же цвета. Это какая форма? Ит.д.) Направляет внимание детей друг на друга (Посмотрите друг на друга – у всех желтые фигуры? И т.д.) Использует похвалу. По окончании говорит о том, что дети готовы к путешествию в Волшебный лес. | Дети включаются в предложенную педагогом игру, выполняют задания, обращают внимание друг на друга для определения правильности выполнения заданий. По окончании высказывают желание отправится в волшебный лес. | Представления детей о признаках предмета актуализированы, дети назвали цвета и формы. |
Практическая работа | Закрепить знания цвета и формы в ходе практической деятельности – оказания помощи животным Волшебного леса | Музыкальное сопровождение, заклинание, дидактические игры «Найди лишний» (по одному из признаков), «Собери по цвету», сюрпризный момент (включение игровых персонажей), атрибутика (макеты деревьев), художественное слово («Зайка серенький»), уточняющие вопросы | Педагог предлагает встать на ноги и произнести заклинание, чтобы перенестись в Волшебный лес на помощь жителям. Произносит заклинание, проговаривая слова и действия, показывает действия. Интонационно подчеркивает волшебство момента, обращает внимание на тишину в лесу. Далее слышит плач и идет вместе с детьми на него. Спрашивает у Зайца, что случилось? Объясняет детям задание и правила выполнения (игра «Найди лишнее»). По окончании выполнения Заяц предлагает сыграть в игру «Зайка серенький», демонстрируя показ действий. Когда персонаж убегает, напуганный Мишуткой, переключает внимание детей на следующий звук и движется в его направлении. Знакомится с Мишуткой и уточняет, что за беда у него случилась. Объясняет детям задание, наблюдает за тем, как дети выполняют. Затем когда персонаж поблагодарил детей и подарил угощение, раздает детям гостинцы. Обращает внимание детей на то, что геометрические фигуры действительно оказались помощниками, как было сказано в письме, ведь с их помощью они справились со всеми заданиями и помогли Зайцу и Медвежонку. Далее предлагает вернуться с помощью волшебного заклинания обратно в садик. | Дети слушают педагога, поднимаются на ноги и вслед за взрослым повторяют движения. Оказавшись в Волшебном лесу, внимательно прислушиваются, улавливая звук плача, совместно с педагогом идут искать источник. Знакомятся с персонажем Зайцем, выслушивают его, вызываются помочь открыть замки. Далее включаются в игру «Найди лишнее», слушают и понимают правила, выполняют задания. Играют в малоподвижную игру «Зайка серенький», повторяя действия по показу. Прислушиваются к новому звуку, идут на него и знакомятся с Мишуткой. Выслушивают персонажа, высказывают готовность помочь. Включаются в игру «Собери по цвету», выполняют задания. По окончании радуются за персонажа, принимают подарок от Мишутки. Готовятся к возвращению в детский сад. | В ходе мероприятия дети в практических заданиях закрепили знания о признаках предмета, смогли помочь персонажам |
Рефлексивный | Побуждать к проявлению своего отношения к прошедшей деятельности | Беседа, включающая уточняющие и побуждающие к высказыванию вопросы, сюрпризный момент (угощение от Медвежонка), похвала. | По возвращении зовет детей в круг, задает вопросы о том, где они сегодня побывали, что делали, что из произошедшего было трудно, что особенно понравилось. | Рассаживаются в кругу, включаются в беседу, отвечают на вопросы педагога, обращаясь к своему опыту. Делятся впечатлениями, эмоционально откликаются на произошедшее. | В ходе беседы дети обратились к своим впечатлениям, рассказали, где были и что делали, проявили эмоциональное отношение к деятельности |
Ссылка на видеозапись занятия: https://cloud.mail.ru/public/kjvW/bG8G6B6Cf
Сценарный план педагогического мероприятия во 2 младшей группе
«Путешествие в Волшебный лес»
«Ребята сегодня к нам в сад пришло письмо и посылка, интересно, кто же это нам отправил?» (Заяц, медведь)
«Интересно, что же написано в письме. Вы не против, если я прочитаю?»
Прочитывает письмо от Зайчика и Мишутки
«Дорогие ребята, мы живем в сказочном лесу. У нас случилась беда, только вы можете нам помочь, а чтобы у вас все получилось, мы отправили вам посылку с «помощниками». Ждем вас к себе в волшебный лес!».
Далее подвигает посылку-сундучок, чтобы дети могли его рассмотреть.
«Ребята, интересно, что же находиться внутри этой посылки? Посмотрим?»
Воспитатель открывает сундучок и высыпает внутрь обруча «Блоки Дьенеша», вместе с детьми рассматривает фигуры.
«Ребята, что это такое?» (Геометрические фигуры)
«Эти фигуры одинаковые?» (Разные по цвету, форме)
«Ребята, найдите красные фигуры. Посмотрите друг на друга - у всех фигуры красного цвета? Давайте вместе скажем, какой это цвет? (Красный). Возьмите только желтые фигуры. У всех желтые фигуры? Повторим вместе название цвета (Желтый) А теперь возьмите синие..
Ребята, покажите мне круг? А теперь найдите мне круги синего цвета? Красного? Желтого?»
Ну что, ребята, вижу что вы готовы помочь обитателям Волшебного леса! Пора отправляться на помощь.
Давайте зажмурим глазки, повернемся вокруг себя (звучит музыка), а теперь похлопайте в ладоши и улыбнитесь друг другу»
Вместе с детьми выполняет движения.
«Вот и очутились мы в Волшебном лесу! Какая здесь тишина».
(Слышится плач)
«Ой, слышите-кто-то плачет! Что случилось?»
(Вместе с детьми идет на звук плача и обнаруживает Зайца. Рядом стоит теремок, перед теремком на полу лежит три обруча один за другим, в обручах лежат по три фигуры, 2 одинаковые по цвету или форме, а третья – отличная: два желтых квадрата и один синий, два красных треугольника и один красный круг, два синих больших круга и один маленький синий круг).
«Что случилось зайка!?»
Зайчик: «Лиса закрыла мой дом на замочки, а сама убежала, и теперь я не могу в него попасть…»
«Давайте поможем Зайчику открыть дверь?»
Дидактическая игра «Замочки»
« Чтобы помочь зайчику открыть дверь, мы должны найти лишнюю фигуру».
Дети находят лишнюю фигуру и объясняют, почему. Например, все фигуры желтые, а одна синяя.
« Молодцы! Мы открыли все замки! И помогли зайчику».
Зайчик: «Ребята, вы так быстро открыли все замочки, я очень вам благодарен и предлагаю поиграть вместе в игру».
Малоподвижная игра «Зайка беленький»
«Зайка беленький сидит
И ушами шевелит
Вот так, вот так
Он ушами шевелит
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать
Зайку Мишка напугал
Зайка прыг и ускакал».
В ходе игры заяц и воспитатель показывают детям образец действий. По окончании игры Зайчик убегает, как будто действительно испугался. Дети слышат рев и идут на звук вместе с педагогом. Обнаруживают на поляне грустного Медвежонка.
«Ребята, посмотрите, маленький Мишутка, а почему ты такой грустный?»
Мишутка: «Я грустный, потому что проголодался».
« Ребята, а какое лакомство любят медведи?»
Ответ детей. Далее персонаж предлагает детям помочь ему собрать разноцветный нектар, из которого пчелки сделают ему мед.
Дидактическая игра «На полянке»
«Ребята, мы с вами вышли на поляну, на которой много цветов. Здесь пчелы собирают нектар, и которого потом делают сладкий мед. Но посмотрите, здесь очень много цветов, пчелы не успевают собрать весь нектар, давайте поможем пчелам его собрать в ведерки нужного цвета. Тогда они угостят нашего мишку сладким медом».
Дети определяют , что каждое ведерко имеет свой цвет, значит пчелы делят нектар по цвету. Они собирают нектар (блоки) по цвету в три разных ведерка( красное ,желтое и синее).Фоном звучит музыка.
« Молодцы, мы помогли пчелам собрать нектар. И теперь они угостят мишутку сладким медом!»
Мишутка благодарит детей, вручает гостинцы и уходит.
«Действительно, фигуры оказались нашими помощниками – ведь без них мы бы не справились со всеми трудностями!
Вот и подошло к концу наше приключение! Нам нужно вернуться в детский сад!
Давайте зажмурим глазки, повернемся вокруг себя и похлопаем в ладоши, улыбнемся друг другу!
Звучит музыка, дети выполняют движения
«Вот мы и вернулись! Вам понравилось помогать ребята? А кому вы помогли? Что вы делали? Кто были ваши помощники? Что было трудно?»
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Мероприятие заканчивается.
Самоанализ открытой практики воспитателя
МБДОУ № 5 г. Енисейска «Родничок»
Харитоновой И.В.
«Путешествие в Волшебный лес»
С детьми данной 2 младшей группы я работаю месяц. За это время была проведена предварительная работа по ознакомлению с признаками предмета - формой и цветом, величиной. Данное мероприятие с детьми было направлено на закрепление признаков предмета – цвет и форма.
Для решения образовательной задачи по активизации словаря я использовала прием повторения и проговаривания существительных, обозначающих форму предмета: круг, квадрат, треугольник, а также прилагательные, обозначающие цвет предмета – синий, красный, желтый. Некоторые дети, обследуя предмет, называли величину – большой и маленький. Я обращала внимание на эти высказывания, но задачи по закреплению величины не ставила.
Решая образовательную задачу по закреплению признака предмета по цвету и форме, я предоставляла детям возможность обследовать предмет визуально и тактильно, сравнить с предметами, которые у других детей, а также прибегала к обобщению. Вопросы детям не всегда получилось задать корректно, вместо «Какой формы?», «Какого цвета?» я спрашивала «Какая фигура?», в результате дети не могли конкретно ответить на вопрос, говорили то, что первое приходило в голову. В данной ситуации я сделала вывод - надо конкретно, точно и доступно ставить вопросы.
Решая задачу по развитию зрительного восприятия цвета и формы предмета в ходе обследовательских действий, я поощряла детей к тактильному и визуальному обследованию, к сравнению. Подводила к выводу, обобщала.
Воспитывая интерес к новому дидактическому материалу – «Блокам Дьенеша», создала ситуацию для обследования, где дети смогли рассмотреть фигуры, потрогать, сравнить и назвать признаки. Так как задачи на закрепление величины я не ставила, то специально не обращала на этот признак, тем не менее дети при обследовании говорили о том, что предмет большой или маленький, анализировали величину при сравнении. Также старалась эмоционально окрасить речь при манипуляциях с фигурами, побуждала детей представить их как элементы замка, как нектар от разных цветов на поляне, другими словами, предоставила возможность действовать с фигурами как заместителями.
Воспитывая в детях отзывчивость, включила в мероприятие сказочных персонажей, которые через письмо попросили ребят о помощи. К сожалению, у героев не получилось эмоционально сыграть свои роли и объяснить задания, поэтому данную функцию я взяла на себя.
В данном мероприятии не все получилось, как было задумано: не закрепила название квадрата и треугольника, не заметила, что при закреплении желтого цвета Павел поднял фигуру красного цвета, а значит, в будущем надо индивидуально проработать с этим ребенком. Старалась слышать каждого ребенка, добиваться ответов, использовала больше пространства группы, чтобы дети не сидели на месте. Ребята были увлечены, мотив помощь героям вызывала положительные эмоции.
Поставленная цель была достигнута не в полной мере, так как мною не было проговорено вслух, а значит не закреплено.
Задачи были выполнены, так как дети в ходе занятия различали и называли геометрические фигуры по форме, цвету и размеру, сравнивали их. Ребятам было интересно помогать героям, выполнять задания.
В дальнейшей своей работе буду использовать логические «Блоки Дьенеша», поскольку данный материал способствует развитию у детей мыслительных операций и познавательных процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы «Путешествие в город Игры»
Конспект разработан в соответствии требований ФГОС. Предназначен для детей 2-ой младшей группы. Основная образовательная область: познание. Интегрированные образовательные области: социально-коммуника...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы "Путешествие на лесную полянку"
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы "Путешествие на лесную полянку"Цель: Формировать элементарные математические представления....

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы «Путешествие в русскую народную сказку «Маша и медведь»»
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы«Путешествие в русскую народную сказку «Маша и медведь»»...

конспект организованной деятельности с детьми второй младшей группы "Путешествие на волшебную полянку"
формировать представления детей о времени года весна....

Конспект образовательной деятельности с детьми второй младшей группы "Путешествие в сказку"
Речевое развитие...

Конспект образовательной деятельности с детьми второй младшей группы "Путешествие по лесу"
Познавательное развитие...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «Волшебный мешочек»
Тема“Волшебный мешочек”Программа«От рождения до школы»Возраст3-4 года (вторая младшая группа)Основная образ.областьРазвитие речиИнтегрированные образовательные областифизическо...
