«Артикуляционная гимнастика- лучшее средство развития речи»
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Артикуляционная гимнастика- лучшее средство развития речи»
Подготовила:
Воспитатель высшей кв.категории
Ю.Н.Никифорова
Г.Сафоново, 2025 г.
Современные дети начинают очень поздно говорить. Основными причинами этого являются:
1. Сверхзаботливость родителей. Когда ребенок долгожданный, родители готовы все делать за него сами: даже говорить. Ведь речь является средством передачи окружающим своих желаний и требований. А у этих детей начинать разговаривать нет стимула, так как их с полузвука понимают! А что не понятно, можно и жестами объяснить;
2. В настоящее время многие родители мало внимания уделяют своим детям, так как заняты на работе. Им некогда заниматься с ребенком, разговаривать, играть, гулять, петь песенки. То есть стимулировать появление речи. А вернувшись с работы, родители предпочитают смотреть новости, фильмы, слушать музыку… Так что вместо мамы и папы у ребенка главный «источник» информации – телевизор или компьютер. А они блокируют внимание, перегружают мозг ребенка;
3. У позднородящих матерей дети чаще обычного появляются слабыми, с разными патологиями, которые чаще всего сказываются на их психическом развитии. И в том числе на речи;
4. У детей, появившихся на свет преждевременно, могут развиться серьезные проблемы со зрением, бывает сниженный слух, двигательные нарушения (мелкая моторика, внимание, умение ориентироваться в пространстве). Потому у недоношенных малышей обнаруживается весь спектр речевых патологий. Им очень трудно догнать в развитии своих здоровых сверстников.
5. Ребенок входит в группу риска:
— Малыш получал черепно-мозговую травму, часто падал, тяжело болел в первые годы жизни.
— Ребенок из неполной, неблагополучной семьей.
— Левши: у них более развито правое полушарие головного мозга. А центры речи и письма находятся, наоборот — в левом. Левшей в мире — до 15 %.
— У кого-то из родственников были психические заболевания, проблемы с речью.
— Дети в двуязычных семьях.
-Сложная беременность: у мамы были токсикозы, обострения хронических заболеваний, анемия, нарушения работы почек, печени, эндокринные заболевания.
— Внутриутробная инфекция или инфекция в первые недели жизни малыша.
— Тяжелые роды, асфиксия (нехватка воздуха), синдромы дыхательных расстройств и прочие причины, из-за которых ребенку потребовалась искусственная вентиляция легких.
— Хирургические операции до 3 лет. Было переливание крови, проблемы с кровью у новорожденного. «Затянувшаяся желтушка». Высокий уровень билирубина негативно влияет на мозг, слух, зрение, нервную систему.
— Нарушение темпов роста и развития в 1-й год жизни.
Обращаем Ваше внимание, что мальчики традиционно начинают позднее разговаривать, чем девочки.
Что можем сделать мы с вами? Как мы можем помочь нашим детям?
Самое первое, самая простое, приносящее видимый результат – это артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных
упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение
объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного
произнесения звуков.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут, научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво.
Таким образом, регулярное выполнение гимнастики поможет:
• Улучшить подвижность артикуляционных органов.
• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек.
• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу.
• Увеличить амплитуду движений.
• Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов.
• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
Уважаемые воспитатели, чем раньше мы с вами начнем развивать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому родителей, тем больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой речью.
Итак, сегодня мы затронули важный и актуальный вопрос
артикуляционная гимнастика в работе воспитателя ДОУ, которая является
основой правильного звукопроизношения. Необходимо Вам ежедневно
включать в свой план работы артикуляционную гимнастику
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников"
В помощь воспитателям детских садов "Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников"...
«Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольника»
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принима...

Презентация «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников»
Важную роль в формировании звукопроизношения играет:- Чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов;- Быстрое и плавное переключению с одного движения на другое;- Удержание...

Презентация Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников
Любой из нас пришёл на свет на этотТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научиться ГОВОРИТЬ...

Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи детей
Ясность — главное достоинство речи.АристотельРечь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи ...

Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников
Артикуляционная гимнастика– это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движен...

Презентация "Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников".
Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников....
