Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Коммуникативные танцы в дошкольном учреждении»
консультация
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 «Степнячок»
Акбулакского района Оренбургской области
Коммуникативные танцы в дошкольном учреждении
Подготовила: музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Хныкина Марина Валерьевна
Для процесса музыкального развития детей дошкольного возраста важны общение и опыт взаимодействия со сверстниками. Этим требованиям отвечают коммуникативные танцы, которые развивают взаимопонимание,
помогают ориентироваться в пространстве, способствуют развитию чувства формы у детей.
Коммуникативные танцы возникли в XX в. на основе народно бытовых танцев. Понятие «коммуникативный танец» формировалось постепенно.
Оно включает в себя сочетание музыки и движения как средство
раскрепощения, «свободы тела и духа», как развил эту тему немецкий композитор К. Орф .
Все коммуникативные танцы обязательно включают жесты и движения,
которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу. Коммуникативный танец – это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации и направленных на формирование и развитие
взаимоотношений с партнером и группой. В этих танцах развивается динамическая сторона общения – легкость вступления в контакт,
инициативность, готовность к общению. Они также развивают симпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Компоненты коммуникативного танца просты: шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети внимательно прислушиваются к различным элементам музыкальной
структуры. Поскольку музыка повторяется много раз, дети легко осознают ее форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Танец способствует визуальному развитию чувства формы: различные части иллюстрируют различное движение. Взаимодействие с другими танцовщиками помогает ребенку ориентироваться в пространстве и выстраивать интересные геометрические образования: движения по кругу вперед или боком, параллельные линии, «мельницу», квадраты, «змейки».
Коммуникативные танцы можно использовать в различных формах работы с детьми: в совместной музыкальной деятельности детей и педагога, на музыкальных занятиях, на праздниках.
В коммуникативных играх и танцах могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного
эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Наиболее популярной формой коммуникативных музыкальных игр являются танцы со сменой партнеров. Движения и фигуры в них очень простые,
доступные для исполнения.
В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.
Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают
дружелюбие, открытое отношение друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции.
Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в группе.
В коммуникативных играх-танцах нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
В дошкольное учреждение поступают дети с разным уровнем подготовки.
Некоторые из них не имеют опыта общения со сверстниками. Трудности также возникают при взаимодействии девочек и мальчиков – многие не хотят вставать в пару. Коммуникативный танец – благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания дошкольника со сверстниками, ведь
каждый ребенок становится партнером другого.
Оптимально использование коммуникативных танцев в определенной
последовательности: поиск нового партнера, развитие взаимопонимания с несколькими партнерами, демонстрация доверия к партнеру.
На первом этапе разучивания коммуникативных танцев возможно использование текста для стимулирования общения. В дальнейшем
отсутствие в танце слов усложнит задачу понимания и взаимодействия.
Следующий этап – развитие взаимопонимания с партнерами. Эти
коммуникативные танцы направлены на поиск взаимопонимания не с одним, а с двумя или тремя партнерами. Если усложнение танцевальных движений не вызывает трудностей, то можно исполнять танцы, где взаимодействуют
четыре партнера – две пары. Здесь развивается способность ориентироваться в пространстве и строить сложные фигуры («мост», «крест», «ворота»).
Третий этап – демонстрирование доверия к партнерам. Движения
коммуникативных танцев способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми, а элементы импровизации способствуют пластическому самовыражению ребенка. Это дает ему состояние раскрепощенности, уверенности в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, способствует формированию положительной самооценки.
Российский педагог Т.Э. Тютюнникова советует другой вариант: вначале предложить детям самим придумать движения, т.е. импровизировать, а затем вместе составить несложный танец. На следующем уроке педагог показывает свой вариант – «танцуем, когда разучиваем, разучиваем, когда танцуем».
Общение и опыт взаимодействия со сверстниками очень важны для процесса музыкального развития детей. Коммуникативный танец может стать одним из средств развития навыков общения дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Танцуйте с детьми дома в условиях пандемии коронавируса. Консультация музыкального руководителя для родителей
Танцуйте с детьми дома в условиях пандемии коронавируса. https://youtu.be/y3SeopbFL0o...

Танцуйте с детьми дома в условиях пандемии коронавируса. Консультация музыкального руководителя для родителей
Консультация музыкального руководителя для родителей https://youtu.be/y3SeopbFL0o...

Специфика обеспечения взаимодействия в работе музыкального руководителя и воспитателя группы комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения
В настоящее время увеличивается процент детей с ограниченными возможностями здоровья - это дети имеющие проблемы в физическом или психологическом развитии. Основная проблема развит...

Консультация музыкального руководителя "Танцуют все!"
Танцы внесут в вашу жизнь и жизнь вашего ребенка улыбку и хорошее настроение....

Рабочая программа Музыкального руководителя по реализации дополнительной образовательной программы дошкольного образования «Танцуем вместе»
Танцы в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельности пред...

Консультация музыкального руководителя «Роль танцев в развитии дошкольников»
Консультация музыкального руководителя &la...


