Занятие по валеологии "Кожа"
план-конспект занятия по теме

Хворостова Ирина Юрьевна

Конспект занятия по изучени внешнего вида кожи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_kozha.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОЖА

(занятие по валеологии)

Цель: изучить внешний вид и строение кожи.

Программные задачи: 1) познакомить детей с внешним строением кожи; 2) уточнить их представления о значении кожи; 3) развивать желание экспериментировать; 4) формировать умение объяснять полученные

данные.

Методы обучения: наблюдение, самообследование, фронтальное и демонстрационное экспериментирование, логическое рассуждение.

Материалы и оборудование.

У каждого ребенка: лупа, зеркало, лист белой бумаги, черная гуашь, разведенная до густоты сметаны, салфетка для вытирания рук, , 2-3 разных предмета (ручка, предметы из математического или кукольного набора, ложка и т. п.).

У педагога: 3 предмета правильной геометрической формы (круг, квадрат, треугольник) размером 5 - 7 см, сделанных из ДВП, пластика или плотного картона; 3 предмета простой формы (например, вата, губка, чашка) и 2 предмета сложной формы (игрушки из киндер-сюрприза), шарф для завязывания глаз, "чудесный мешочек" или "чудесная коробка" с отверстиями для рук по бокам, банки с горячей и холодной водой, ширма.

Организация детей. Дети сидят за столами по два человека. Педагог стоит или сидит перед ними. Рядом с педагогом стоит стол с необходимым оборудованием и ширма, где лежат предметы, которые не должны увидеть

дети.

Ход занятия:

Вступление

-        Ребята, сегодня мы продолжим изучение человеческого тела человека.

        Вспомните и назовите основные части тела человека: голова, шея, туловище, руки и ноги. Чем они покрыты? Кожей

Сегодня мы будем знакомиться со своей кожей.

Кожа – самый большой орган нашего тела. На теле взрослого человека около 2-х метров кожи и весит она 3 килограмма. Кожа имеет свойство расти. Растет ребенок, растет и его кожа У молодых людей кожа гладкая и упругая, а к старости кожа увядает, становится дряблой, морщинистой.

Блок 1 - рассматривание кожи

Внимательно посмотрите на кожу ваших рук и ответьте:

  • Какого цвета наша кожа?

Можно ли снять с себя кожу, как мы снимаем рубашку? Потяните
кожу, подергайте ее. Посмотрите,  где она прочнее прирастает к телу. Оттяните кожу на тыльной поверхности кисти и на ладони. Где сильнее оттягивается?
(На тыльной поверхности.) Обследуйте кожу на локтях, когда рука вытянута и согнута (дети делают). То же сделайте на бровях, на щеках, на шее
спереди и на затылке. Где оттягивается лучше всего? (На шее, на тыльной
поверхности кисти, на локте.) Где прирастает плотно? (На ладони, на
пальцах, на лбу.)

Вывод: в разных местах тела кожа прикрепляется по-разному.

Так можно ли снять с себя кожу, как мы снимаем платье.

  • (Нет, кожа прирастает к глубоким слоям тела.)

Блок 2 – Обследование толщины кожи.

-        Одинакова ли толщина кожи на разных местах? Обследуйте кожу
на ладони (дети делают) и на тыльной поверхности кисти. Потрогайте кожу на щеках, на шее, под глазами, на локте (на каждое обследование дается несколько секунд). Где она тоньше? А где толще? Самая тонкая кожа – кожа век, подмышек, внутренней стороны предплечья, а самая толстая – на подошве ног. Вывод: по толщине кожа разная.

Блок 3 - все ли тело покрыто кожей?

-        Все ли наше тело покрыто кожей? Посмотрите внимательно на себя, на своего соседа и решите, есть ли участки тела, не покрытые кожей?
(Дети нашли: это глаза, ногти, носовая и ротовая полости)

Блок 4 -рассматривание кожи в лупу, изучение пальцевых рисунков

  • Ваша кожа кажется вам ровной и гладкой. Рассмотрите ее в лупу.
    (Слушаем описание детей: на коже есть мелкая сеточка, волоски, бугорки,
    складочки, впадинки.) Посмотрите на кончики пальцев. На них из складочек образовался рисунок. Сравните свои пальцы и пальцы соседа. Одинаковый ли на них рисунок? (Дети делают.)

Переходят за столы.

  • Давайте сделаем отпечатки ваших пальчиков на бумаге. Обмакните
    пальчик в краску. Потом осторожно прикоснитесь к бумаге и прижмите
    его поплотнее. Осторожно поднимите палец вверх, чтобы не размазать
    краску. Следите, чтобы не испачкалась одежда; вытрите палец о салфетку.
    (Дети последовательно выполняют все указания.)  Как выдумаете, для чего вы это делаете? Проверим?  Рядом с вашим пальцем пусть оставит отпечаток сосед. (Дети выполняют указание, меняясь листами бумаги.)  Сравните рисунок обоих пальчиков. Одинаковы они или различаются? (Отпечатки можно рассмотреть в лупу). При желании педагог может предложить детям сделать отпечатки ладошек. Они тоже бывают интересными. У всех получились отпечатки? Посмотрите на них через лупу, что вы видите? Узор, сеточку,  полосочки, дырочки и т.п. Внимание, накройте грязную руку салфеткой, чтобы не запачкаться и послушайте следующее задание. Сейчас вы пойдете мыть руки, а пока моете, подумайте и проверьте, промокает ли кожа, пропускает ли внутрь капельки воды или нет? Проверили? Ну и что вы можете сказать о прочности кожи? Промокает она или нет?

Блок 5 - значение кожи

-        Зачем человеку кожа?  Защищать!  Кожа защищает внутренние органы от повреждения. От холода кожа покрывается … пупырышками и не дает холоду проникнуть внутрь. Кровь приливает к щекам, к носу и вы моментально краснеете. Это кожа сообщила мозгу, что ей холодно. В жару наша кожа выделяет пот, который, испаряясь, охлаждает тело, защищая его от перегрева.  Какая от нее польза?   В теле человека много воды, если бы тело не было бы покрыто кожей, вода, содержащаяся в теле и органах быстро бы высохла, и тогда человек стал бы похож на сухую грушу.

Блок 6 - что можно узнать с помощью кожи

-        Ребята, кожа может нам о многом рассказать. Проведем опыт. (Педагог приглашает к себе по очереди несколько детей, каждому дает коробку и предлагает на ощупь определить, какой предмет в ней лежит). Предметы вкладываются в коробку за ширмой, чтобы дети не могли их видеть.
Вначале кладутся предметы правильной геометрической формы, затем -

последовательно вата, губка, чашка; последним испытуемым предлагаются киндер-сюрпризы. Таким образом, в этом эксперименте участвует 9 детей. Работа ведется в высоком темпе, при минимальной трате времени на непроизводительные действия - приглашение детей, их переходы и т. п.

-        Слава, ты можешь определить форму, твердость предмета? Что рас
сказали тебе твои пальчики? А теперь покажи этот предмет всем. Правильно Слава определил?

Опыт показывает, что предметы простой форы дети определяют быстро и безошибочно. Обследование киндер-сюрпризов идет медленнее, точность определения бывает худшей. Так и задумано: выполняя это задание, дети должны напрячь свои сенсорные и умственные способности.

  • Кожа может рассказать нам о форме и твердости предметов. Что
    еще мы можем узнать с ее помощью? Педагог приглашает следующего
    ребенка, завязывает ему глаза шарфиком и последовательно прикладывает
    к его руке банку с теплой и холодной водой. Меняет места, прикасаясь
    банками к ладони, предплечью, шее, затылку и др.
  • Что еще может чувствовать кожа? Ущипните себе кожу ноготками.
    Что вы почувствовали? (Боль.)

Блок 7 - всюду ли кожа имеет одинаковую чувствительность

-        Все ли участки кожи чувствуют одинаково? Сейчас проверим. Дети,

сидящие слева, будут испытуемыми, а сидящие справа - учеными.

Ученые, поднимите руки. Правильно. Сейчас испытуемые сложат руки вот

так (педагог показывает, что кисти рук накладываются друг на друга тыльными поверхностями). Ученые проверят свойства кожи на разных

участках тела. Завяжите глаза испытуемым. (Дети делают.) Положите им между кистями любой предмет и предложите его определить, (Как правило, дети
затрудняются с ответом.) Теперь приложите его к щеке. Удалось определить? Теперь - к шее. К ноге. А теперь, не развязывая глаз, потрогайте этот
предмет пальцами. Что говорят вам ваши пальцы? (Ответ бывает точным.)

Испытуемые и ученые меняются ролями, опыт повторяется еще раз. Вывод: на кончиках пальцев кожа самая чувствительная.

Заключение

-        Вот и познакомились мы с кожей. Что она может нам рассказать?
Что мы можем почувствовать и определить с помощью кожи? (Ответы: прикосновение, твердость, форму, тепло, боль.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Планирование занятий педагога - психолога. Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.

Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.ДатаNТема и  Название встречиЦельСодержаниеМатериал и оборудованиесентябрь1Консультация для родителе...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...