Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Озорные обезьянки»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Кузнецова Наталья Александровна

В своей методической разработке я  пыталась выяснить, как у детей развита гибкость суставов, мелкая моторика. Данная методическая разработка может быть полезна как детям, так и взрослым. В свободной деятельности, дома, родители то же могут привлечь детей к выпоСегодня мы всё чаще слышим слово «гиподинамия», что означает «недостаток движения». Но это не совсем верно. Гиподинамия - своеобразная болезнь, которая звучит угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности.

Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора и т.д.) это увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку развития, быстроту, ловкость, координацию движений, выносливость, гибкость и силу.

Данное занятие воспитывает позитивное отношение к занятию физической культурой, знакомит детей в доступной форме со способами оздаровления.лнению этих упражнений в увлекательной игровой форме.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности

«Озорные обезьянки»

Аннотация. Сегодня мы всё чаще слышим слово «гиподинамия», что означает «недостаток движения». Но это не совсем верно. Гиподинамия - своеобразная болезнь, которая звучит угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности.

Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора и т.д.) это увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку развития, быстроту, ловкость, координацию движений, выносливость, гибкость и силу.

Данное занятие воспитывает позитивное отношение к занятию физической культурой, знакомит детей в доступной форме со способами оздаровления.

Введение. 

В своей методической разработке я  пыталась выяснить, как у детей развита гибкость суставов, мелкая моторика. Данная методическая разработка может быть полезна как детям, так и взрослым. В свободной деятельности, дома, родители то же могут привлечь детей к выполнению этих упражнений в увлекательной игровой форме.  

Пояснительная записка.

Цель методической разработки: обеспечение всестороннего физического развития ребёнка, умение каждого ребёнка самостоятельно оздоравливаться, используя выработанную двигательную потребность и любимые физические упражнения.

Чтобы добиться поставленной цели я поставила перед собой задачи:

  • Укрепление мышц спины, рук и ног, икорных мышц;
  • Воздействие на биологически активные точки и зоны стоп ног, закаливание;
  • Развитие гибкости суставов;
  • Выработка правильной осанки;
  • Эмоциональная разрядка.

формировать правильную осанку, потребность в ежедневной двигательной деятельности.

Чтобы добиться поставленной цели я поставила перед собой задачи:

Методы исследования:

Чтобы узнать что-то новое о том, что исследуем, стала изучать  книги, спрашивать у коллег, искать информацию в сети Интернет, консультироваться со специалистами детской поликлиники.

Использовалось следующее оборудование: 

  • Беговая  массажная дорожка;
  • 2 индивидуальных массажера для стоп ног;
  • Два велотренажера;
  • Два диска;
  • Мини-степ;
  • Магнитофон; аудиокассеты – сборник «Путь сердца» Карунеш;  кассета - сборник «Ритмическая гимнастика для детей» (марш, бег);
  • 8 карточек – схем с изображением спортивных тренажеров (мини-степа, массажных беговых дорожек, дисков здоровья, индивидуальных массажёров стоп ног, велотренажёров).
  • Цветные маркеры и листы бумаги по количеству детей;
  • Погремушки по количеству детей;
  • Коробочка с деревянными деталями от счёт.
  • Четверть листа газеты по количеству детей.

Основная часть.

Физкультурно – оздоровительная непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе по теме: «Озорные обезьянки».

Программное содержание:        

  • Учить детей заботиться о собственном здоровье;
  • Формировать навыки сохранения правильной осанки;
  • Укреплять мышечный корсет спины; мышцы стоп и голеностопного сустава.
  • Развивать двигательные навыки, физические качества – ловкость, быстроту реакции, выносливость;
  • Развивать чувство ритма, устойчивость внимания, двигательные навыки умение согласовывать танцевально – ритмические  движения с музыкой.
  • Способствовать проявлению уверенности в своих силах;
  • Воспитывать дружеские отношения друг к другу;
  • Доставлять детям радость, удовольствие от движений.

Интеграция областей: физическое развитие, познавательное развитие,  художественно-эстетическое развитие.

Предшествующая работа:  разучивание с детьми упражнений по профилактике плоскостопия, работа на простейших снарядах.  

Ход НОД.

Дети заходят в спортивный зал.

Вед: Чики - чики-чикалочка!

         Игра - волшебная палочка,

         А моя палочка – превращалочка,

         Как только я её возьму,

Всех вас в кого – то превращу.

Когда - то были вы малышками

Стали большими ребятишками,

Вот я палочкой взмахну,

Всех вас в зверей превращу.

Дети,  по просьбе ведущего изображают различных животных, как они двигаются:

- Слон - поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном.     Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол.

-  Медведь – ходьба на внешней стороне стопы,  вразвалочку.

-  Лев - ходьба на высоких или низких четвереньках.

-  Лягушка – прыжки с продвижением вперёд из полуприседа.

-   Лиса – ходьба на носках.

- Обезьянки – поскоки вправо, лево с продвижением вперёд; бег с выбрасыванием рук и ног в стороны.

Вед:  Обезьянки не шалите, пора вам на занятия.  

Ведущая отворачивается, а дети, залезают на гимнастическую стенку удобным им способом.

Вед:  Проказницы обезьянки, спускайтесь вниз.

Ведущая опять отворачивается, а дети, залезают на гимнастическую стенку удобным им способом, повернувшись к детям, она рассыпает из коробочки «орешки» (деревянные счёты).

Вед:  Быстро спускайтесь и помогите мне собрать орешки.

1 Упражнение «Сборщик»

Дети собирают «орешки» в коробочку пальцами ног (поочередно обеими ногами).

Вед:  Спасибо вам, а теперь пора на занятия. Проходите на свои места.

Дети проходят к индивидуальным коврикам и садятся по два человека.

На ковриках заранее приготовлены листы бумаги, маркеры; погремушки; газетные листы по количеству детей.

Первый урок – чтение. Возьмите газету и прочтите, что там написано.

2 Упражнение  «Обезьянки читают газету»

Дети пальчиками ног рвут газету на части.

Вед: Ай-йай йай! Не умеете вы читать. Может получиться мелодию сыграть. Следующий урок – музыки.

3 Упражнение  «Обезьянки музыканты» 

Дети поднимают  пальцами ног погремушку и гремят ей.

Вед:  Следующий урок рисования.

4 Упражнение  «Обезьянки художники»

Толстым фломастером или маркером, зажатым между стопами или пальцами ног, дети рисуют на листе бумаги, лежащем на полу желаемый рисунок (солнце, тучку и др.)

Вед:  Молодцы, а теперь пора размяться, следующий урок – физкультура.

Теперь мы с вами поработаем на тренажерах.  Возьмите у меня карточки, они подскажут вам, на каком тренажере вы должны позаниматься  (дети берут по одной карточке-схеме, на которых изображены те или иные снаряды и выполняют на этих снарядах упражнение.)

  • Двое детей занимаются на массажных дисках.

Цель: развивать координацию движений, умение держать равновесие, профилактика плоскостопия.

  • Один ребёнок занимается на беговой массажной дорожке.

Цель: профилактика плоскостопия, развитие умения сохранять равновесие на ограниченной плоскости.

  • Два ребенка занимаются на индивидуальном массажоре для стоп ног,  сидя на стульчике.

Цель: профилактика плоскостопия.

  • Один ребенок работает на мини-степе.

Цель: профилактика плоскостопия, формирование мышечного тонуса, развитие ягодичных и икроножных мышц.

  • Два ребенка работают на велотренажерах.

Цель: развитие мышц спины, ног, общей выносливости.

Вед: Обезьянки подойдите ко мне

Превращение весёлое у нас завершается,

Обезьянки в детишек опять превращаются,

Но чудеса ещё не кончаются.

Палочка волшебная, 1,2,3!

Сладкий подарок всем подари.

Детей угощают бананами и они уходят в группу.

Методические рекомендации по использованию методической разработки.

Для успешной реализации целей и задач следует:

1.Провести подготовительную работу:

- Совместно с врачом ЛФК детской поликлиники № 1, старшей медсестрой, методистом ДОУ и инструктором по физическому воспитанию подобрать, методически оформить физические упражнения, в соответствии с особенностями нарушения.

- Разучить с детьми упражнений « Сборщик», «Обезьянки читают газету», «Обезьянки музыканты»,  «Обезьянки художники»

- Работа на тренажерах:  «диск здоровья», «велотренажёр», «мини-степ», «беговая массажная дорожка», «индивидуальный массажор для стоп ног»

- Работа по карточке-схеме

2.  Педагогам необходимо объяснить и доказать детям, что заботится о своём здоровье, заниматься физической культурой и спортом необходимо и взрослым, и детям.

- Также педагогам надо понять, что только систематическая тренировка детей даёт положительные результаты в деле коррекции и профилактики плоскостопия. Это правильно оформленный и  наполненный спортивный уголок традиционным и нетрадиционным оборудованием, дающий возможность детям заниматься как самостоятельно, так и под руководством педагога. На участках ДОУ - создание специальных площадок для босоногохождения,  «дорожки здоровья»

Результативность.

Совместная работа педагогов, специалистов, родителей, способствовала формированию позитивного отношения детей  к занятию физической культурой, знакомству детей в доступной форме со способами оздоровления. У детей появилось понимание важности в заботе о своём здоровье. Повысился  уровнь физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей.

  Появилась  потребность в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям специальными физическими упражнениями.

Занятия игрового характера способствовали снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения  их на разнообразные виды  деятельности.

Проведённые специалистом мастер-классы, консультации для родителей и педагогов по данной проблеме, способствовали тому, что они смогут  сами использовать данный материал в работе с детьми.

Дети совместно с родителями участвовали в открытом мероприятии на тему: «Ноги-опора нашего тела»

Тесное сотрудничество  с родителями существенно помогло пополнить физкультурные уголки нетрадиционным оборудованием.

Заключение.

Детская стопа по сравнению с взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. В процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам могут возникнуть деформации позвоночника, ног и стоп. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. На подошве у детей сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая свод стопы, что приводит нередко к диагностическим ошибкам. Кости стоп почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформации. Мышцы стопы, которые, как уже отмечалось выше, играют важную роль в укреплении сводов стопы, относительно слабо развиты. Суставно-связочный аппарат стоп ещё не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых  более подвижны, а связки,  укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Объём движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по её окончании тотчас же, с помощью активного сокращения мышц, возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведёт к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов. Таким образом, в дошкольном возрасте стопа находится в стадии  интенсивного развития, её формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.

Стопа - фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отразиться на осанке ребёнка. При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищенными от сотрясений. Дети нередко страдают плоскостопием по вине родителей. Вредно рано ставить на ноги и обучать ходить неокрепших детей, особенно с признаками рахита, так как это ведёт к неправильной установке стопы. Одной из причин является неправильно подобранная обувь, вредно носить не только тесные, но и чересчур свободные туфли, ботинки, которые иногда покупают детям «на вырост», категорически запрещается ношение тёплой обуви в помещении, ношение обуви со стоптанными задниками. Таким образом, в дошкольном возрасте стопа находится в стадии  интенсивного развития, её формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.

        Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение её функциональных возможностей, но, что особенно важно, изменяет положение позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребёнка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать препятствием к занятиям спортом.

       Для правильной осанки и красивой походки большую роль играет правильное формирование голеностопного сустава. Любое нарушение в области этого сустава может отрицательно повлиять на походку, осанку ребёнка. Дети страдающие плоскостопием, быстро устают, при ходьбе жалуются на боль в области  голеностопного сустава и позвоночника.  Во время ходьбы, бега, прыжков у них появляются конвульсии, сотрясается тело, что при нормальном развитии стопы не наблюдается.

Вот почему очень важно, чтобы работники дошкольных учреждений хорошо знали особенности развития и формирования опорно – двигательного аппарата, приёмы и способы профилактики и устранения некоторых деформаций. Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить. Борьба с плоскостопием должна идти по пути улучшения физического развития ребёнка.

Лечение плоскостопия включает в себя ношение правильной обуви, массажи и лечебную гимнастику на фоне общего укрепления организма ребёнка. Основное и самое верное средство - специальная гимнастика, упражняющая мышцы стопы и голеностопного сустава.

        Эффективными способами предупреждения плоскостопия являются укрепление костно – мышечного аппарата специальными упражнениями, гигиена и массаж ног с использованием особых предметов: камушков, деревянных палочек, мешочков с песком, верёвок, набивных мячей и т. д.- и специальных приспособлений. Плоскостопие у детей этого возраста можно объяснить функциональной незрелостью костно-связочного аппарата, слабостью мышц.

        Одним из способов борьбы с утомлением, коррекции недостатков и деформации является закрепление опорно – двигательного аппарата специальными упражнениями, массирование рефлекторных зон стопы, именно где и сходятся проекционные зоны внутренних органов и систем организма: нервной системы, сердечно – сосудистой, лёгких, печени, желудка, почек, тонкого кишечника и т. д.

        Проходя по дорожке -  массажеру с ребристыми поверхностями, ребёнок под тяжестью тела перекатывает стопу от пятки до кончиков пальцев и тем самым массирует практически все рефлекторных зоны подошвы. Снимает утомляемость, восстанавливает работоспособность.

        На дорожке – массажёре целесообразно выполнять следующие упражнения: ходьба медленная с глубоким перекатом стопы, ходьба на носках, на наружных краях стопы, поочерёдное топтание ногами с высоким подниманием колен, приставные пружинящие шаги, лёгкие подскоки и прыжковые упражнения и т. д.

      Упражнения проводятся в определённой последовательности в три этапа.

На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. Носками и пальцами ног делаются различные движения – вверх-вниз, вправо-влево;  из положения основной стойки тяжесть тела переносится в разные части стопы, выполняются повороты, круги, пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот.

        С целью повышения тонуса и функции трехглавой мышцы голени используют упражнения с сопротивлением, отягощением, разнообразную ходьбу по ровной и наклонной местности.  Для улучшения периферического

кровообращения предлагаются разнообразные общеразвивающие упражнения на укрепление мышц бедра и голени, охватывающие все группы мышц, тыльное и подошвенное сгибание стопы, пронация и супинация стопы и т. д. всё это не только способствует развитию мышц конечностей, формированию дуги стопы, профилактике и коррекции плоскостопия, но и правильному формированию осанки и походки.

        На втором этапе детям предлагаются упражнения с предметами: захватывание пальцами стопы мелких предметов, удержание и выбрасывание их (камушки разных размеров, круглые палки, прутья, верёвки разной толщины, мешочки с песком…), перекатывание стопой набивного мяча; кроме того, давление стопой на резиновый массажёр и ходьба по дорожкам массажёрам. Для правильной и симметричной постановки стоп используются деревянные дощечки, шаблоны с отпечатками стоп, которые изготавливаются с учётом возрастных особенностей, длины и ширины, глубины и внутренней дуги стоп, величины угла разворота носков, их направленности…

        На третьем этапе сравнительно усложняются двигательные действия ребёнка, используются различные приспособления универсального типа, усложняется также способ перемещения ребёнка на этих снарядах: дети ходят по наклонной доске (угол наклона которой постепенно увеличивается), по дорожкам, лесенке, мостику-качелям, ребристым доскам, рейкам гимнастической лестницы и т.д.

Список использованной литературы.

  • Л.П.Банникова. Программа оздоровления детей в ДОУ.  Методическое пособие. Творческий центр Сфера. Москва 2007.
  •  Моргунова О.Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» Практическое пособие. Воронеж: Т.Ц. «Учитель», 2005;
  • Моргунова О.Н. « Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ» Практическое пособие. Воронеж: Т.Ц. «Учитель», 2005;
  • Кудрявцев Н.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления» Программно - методическое пособие. М.: Линка - Пресс, 2000;
  • Чупаха И.В., Бугаева Е.З., Соколова И.Ю. «Здоровье сберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе». М.: «Иленса», Ставрополь «Сервисшкола», 2001.
  •     Г.А. Широкова. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. Серия «Мир вашего ребёнка» Ростов – на – Дону «Феникс» 2009.

Автор разработки.

Кузнецова  Наталья Александровна

Должность.

Инструктор по физической культуре

Место работы.

МАДОУ «Детский сад  №75»  Энгельсского района, Саратовской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Путешествие Улыбки и Удивлялки» с детьми старшей группы с интеграцией образовательной области «Социально-коммуникативная». (С использованием технологии ТРИЗ)

Формировать у детей старшего дошкольного возраста интегративное качество эмоциональный, отзывчивый. Воспитывать дображелательное отношение к окружающим. Развивать речь детей....

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности на тему « Оденем куклу на прогулку» с образовательной ситуацией « Одеваемся сами» для детей раннего возраста.

Интеграция: физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель: - целенаправленно формировать детску...

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в младшей группе по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие "Пятнышки для жирафа"

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в младшей группе по реализации образовательной области "Художественно-эстетическо...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по эмоциональному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» с интеграцией образовательной области Социально-коммуникативное развитие

Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Развитие эмоционально...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в старшей группе к конкурсу педагогических работ «Уроки служения Отечеству». «Сила не в силе, а сила в любви!»

Познакомить детей с писателем, историком, богословом, врачом, иконописцем, музыкантом Офицером и патриотом своей Родины- митрополитом Серафимом, в миру Леонидом Михайловичем Чичаговым....