Взаимодействие с семьей по вопросам трудового воспитания и сотрудничества
статья (старшая группа) по теме

Полноценное воспитание дошкольника  происходит  в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между  детским садом и семьёй строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребёнка, его  положительных качеств, способностей. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_leontevoy_iriny_vladimirovny.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с семьей по вопросам трудового воспитания и сотрудничества

Леонтьева  Ирина Владимировна

МАДОУ «ДС № 100 г. Челябинска»

Полноценное воспитание дошкольника  происходит  в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между  детским садом и семьёй строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребёнка, его  положительных качеств, способностей. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.

        Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

Первый этап - демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.

На втором этапе - родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть родительские собрания, групповые тематические выставки, конкурсные программы, проекты и т.д.

Третий этап -  предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Следовательно, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет труд детей.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания.  Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так,  чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.  Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.

В настоящее время повышение результативности и качества деятельности невозможно без тесной взаимосвязи с родителями воспитанников. Сущность трудового воспитания заключается в  приобщении дошкольников к доступной форме трудовой деятельности, а так же к положительному отношению к труду взрослых. Для того, чтобы ребенок проявлял желание и  активно включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки, умение и стремление трудиться  самостоятельно.

Эффективность трудового воспитания и его  уровень не может происходить  без тесного  взаимодействия с  родителями и семьей.

Целью моей работы было: активизировать родителей к  совместной деятельности по вопросам трудового воспитания, установить взаимосвязь  между семьей  каждого ребенка, создать атмосферу взаимопонимания, взаимоподдержки.

Перед собой поставила следующие задачи:

  1.  Обогатить знания родителей  в вопросах трудового  воспитания детей дошкольного возраста.
  2. Создать условия  для благополучного сотрудничества с родителями.
  3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
  4. Настроить как детей, так и родителей на совместную плодотворную работу по плану и правилам группы.

Для выполнения поставленных задач мы, прежде всего, создали в группе необходимые условия для труда детей: дооборудовали трудовые уголки, силами родителей и воспитателей были оформлены «Огороды на окошках».

Практика показала, что  любое начинание педагогической деятельности будет эффективным, если в нем принимают участие родители. Поэтому в работе с семьей используем разнообразные формы и методы.

Остановлюсь  на тех, которые оказались наиболее действенными. Приглашаю родителей на  педагогические всеобщие родительские собрания, консультации. Советую, как вовлекать дошкольника в трудовую  деятельность, подготавливаю краткие методические рекомендации  - памятки.

В уголках для  родителей помещаю информацию по проблеме трудового воспитания. Широко практикуем совместный труд детей и родителей:  периодически организуем  работу  по благоустройству участка детского сада, изготовлению и ремонту скворечников и кормушек для птиц.

        Родители не остаются в стороне и при подготовке материала для развития  игровой деятельности детей: проявили большой интерес  и фантазию для оформления   предметно-развивающей среды группы.

Совместный труд детей и родителей практикуем  и при подготовке массовых праздников. Так  весной устраиваем  ярмарку на праздник «Масленица»в подготовке, к которой участвуют  родители и дети.  Вместе они делают  поделки, пекут домашние блины и пряники. А осенью устраиваем выставку поделок «Дары осени».Зимой участвуем в конкурсе «Зимняя сказка».

        Чтобы  ближе показать родителям жизнь детского сада, его содержательную и многогранную работу, мы практикуем дни открытых дверей для них.  

Работа по совершенствованию трудового воспитания сложна и многогранна. Работая по  этой теме, я много внимания уделяю вопросу формирования у детей представления о людях разных профессий.  С этой целью  разработала проект «В мире профессий», в которомодна из приоритетных задач , заключается в том, чтобы дать детям знания и представления о  людях разных профессий, об их труде и результатах деятельности. Научить ценить и уважать труд человека, пробудить интерес к трудовой деятельности человека определенной профессии. Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие.  Нужно организовывать мастер -  классы родителей, которые не только рассказывают о своих профессиях, но и привлекают детей в том или ином действии. Вот мама – швея, она рассказала детям о своей профессии, о разных видах  ткани, какие бывают швы, как шьют одежду. А вот мама Варвары -  кондитер. Она работает на кондитерской фабрике. Она рассказала детям о своей профессии и научила детей украшать имбирные пряники. Все это  имеет решающее значение для воспитания у дошкольника  ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

В результате проделанной   работы   стала замечать у детей проявление большого интереса к миру профессий.  Дети с огромным удовольствием слушали сказки, разгадывали загадки, разучивали пословицы о труде.  Легко принимали участие в сюжетно – ролевых играх, самостоятельно  разворачивая сюжет игры, включая в игровой процесс деятельность людей разных профессий. Проделанная работа повлияла на отношение детей к труду.  Они научились испытывать чувство уважения к близким и незнакомым людям,  которые создают своим трудом ценности, необходимые человеку для жизни.

Именно система работы с родителями дала свои положительные результаты по трудовому воспитанию детей. С удовольствием отмечаем, что родители стали прислушиваться к советам воспитателей, видеть в  педагогическом коллективе своих близких советчиков.

Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи, позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников.

Таким образом, роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Выступая активной воспитывающей силой, семья одновременно является объектом педагогического воздействия детского сада. При ее систематической помощи, направленной на повышение уровня педагогической грамотности и культуры родителей, на совершенствование всех средств, методов и приемов воздействия на личность, семья может стать действенным институтом воспитания и социализации ребенка.

Список литературы:

  1. Бочкарёва О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи.
  2. Вахитова З. Г. Формирование педагогической компетентности родителей на основе взаимодействия ДОУ и семьи // Сборник научных статей по материалам II Всероссийского координационного семинара-совещания по многоуровневой подготовке специалистов дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с семьей по вопросам трудового воспитания дошкольников

Статья о сотрудничестве с родителями воспитанников по вопросам трудового воспитания. Раскрывается актуальность проблемы, рассказывается о направлениях, формах и методах работы с родителями....

"Взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей"

Цель сотрудничества детского сада с семьей по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей –  воспитывать физически развитого, жизнерадостного ребенка путем формирования у него осо...

"Формы работы ДОУ при взаимодействии с семьей по вопросам физического воспитания детей"

Физическое развитие и оздоровление детей 3-7 лет не является изолированным направлением работы детского сада. Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можн...

Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания дошкольников»

данная консультация раскрывает воспитательные функции семьи и дошкольного учреждения в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания дошкольников»

данная консультация помогает родителям организовать трудовое воспитение в семье...

«Взаимодействие с семьёй по вопросам трудового воспитания и сотрудничества. Создание условий для трудовой деятельности.»

Проект социального взаимодействия: «Взаимодействие с семьёй по вопросам трудового воспитания и сотрудничества. Создание условий для трудовой деятельности.»...

Доклад на тему : Детский сад и семья в вопросах трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Данный доклад представлен в рамках проекта " Секреты бабушки Ирины", представлен на конкурсе ВИРО "Пчелка".  В докладе говорится о взаимодействии с родителями в трудовом воспи...