консультации для родителей
консультация

чеснакова ирина николаевна

консультации для родителей в доу по ФИЗО

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОБУ ДЕТСКИЙ САД №21 «Звёздочка»

Консультация для воспитателей

«Физкультминутки и их место

в режиме дня»

Подготовила

Инструктор физкультуры

Чеснакова И.Н.


Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, умственную работоспособность на занятии.

Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха. Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их цель – поддержание  умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Утомление детей обычно наступает после 10-12 минуты. Оно сказывается на их поведении: ребята отвлекаются, шумят, переговариваются. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на другой активный вид деятельности. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин.

Ребята выполняют физические упражнения, стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба). Физкультминутка может сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей - глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным. Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением. Дети могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1-2 куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями (кружение, наклоны, приседания и т.п.). Если на занятиях у детей не наблюдается признаков утомления физкультминутку можно не проводить.

Основные требования к проведению физкультминуток:

  • проводятся на начальном этапе утомления 8-13-15-я минута занятия (в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.);
  • подбираются хорошо знакомые детям, простые, занимательные упражнения;
  • отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;
  • комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и его содержания;
  • подбираются разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, результативность.

Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнение движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного действия и задания.

Общеразвивающие упражнения для физкультминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подбирать 3-4 упражнения, закончить физкультминутки можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах занятий, но лучше всего там, где чётко выделены структурные части.

Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использоваться на всех видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как они могут быть проведены в любой его части и в любое, по усмотрению воспитателя время.

Например, на занятиях по ознакомлению с животным миром полезными будут игры «Мышеловка», «Котята и щенята», «Зайцы и волк» и т. п.

Дидактические игры в движении – физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, по математике: «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам», «Вершки и корешки», «Где мы были – мы не скажем, а что делали - покажем» и т. д.

Танцевальные движения можно использовать между структурными частями занятий под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Танцевальные движения под музыку создают у детей хорошее настроение, развивают творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, не громкие, иногда плавные, лирические.

Физкультминутки под стихотворный текст в практике дошкольных учреждений используются чаще всего. При подборе их к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее:

  • стихотворный текст должен быть высокохудожественным. Могут быть использованы стихи известных поэтов, потешки, загадки, считалки;
  • преимущество следует отдавать стихам с чётким ритмом, так как они дают возможность использовать разнообразные движения;
  • содержание текста стихотворения должны сочетаться с темой занятия, его программной задачей.

В качестве физкультминуток могут быть использованы любые двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия. Так, отгадывать загадки, например, ребята, могут не словами, а движениями (изобразить зайчика, медведя, лягушку, ёлку, гриб и т. д.). Ценность таких отгадок в том, что ребёнок ищет образ отгадки в движении, что заставляет его более активно вспомнить, думать, находить наиболее выразительные движения.

Можно использовать различные имитационные движения: изображения спортсменов (лыжник, гимнаст, боксёр), отдельные трудовые действия (рубим дрова, заводим мотор и т. д.), повадки животных (лиса крадётся, заяц прыгает).

Воспитатель наблюдает за самочувствием и поведением детей как во время физкультминутки, так и после неё. Данные наблюдения используются для боле рационального подбора упражнений и совершенствования методики.

Комплексы физкультминуток.

Дети шли, шли, шли.

В огород зашли.

Там увидели урода –

И скорей из огорода.

Приплыли тучи дождевые                        Руки вытянуты, ладоши вниз.

Лей дождик - лей!                                 Потряхивают руками, топают

Дождинки Как живые,                                пляшут, ногами.

Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зелёной,

Пьёт, пьёт, пьёт

А тёплый дождик неугомонный

Льёт, льёт, льёт!                                                 Наклоняются, садятся.

Зайки, где вы пропадали?

Мы в капусте отдыхали                                 трясутся от страха

А капусту вы не ели?

Только носиком задели.

Вас бы надо наказать.

Так попробуй нас догнать!

Сначала буду маленьким,                         Присесть, обнять колени руками,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,                         Встать,

До неба дотянусь.        Поднять руки вверх, встать на носочки.

Ветер дует нам в лицо.                                Машут руками на лицо.

Закачалось деревцо.                                Качаются из стороны в сторону.

Ветер тише, тише, тише.                Приседая, машут руками вверх- вниз.

Деревцо всё выше, выше.                        Тянутся вверх.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Хочешь эдак, хочешь так ─

Не обидятся никак.

(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.)

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

Гриша шел-шел-шел,

Белый гриб нашел.

Раз - грибок,

Два - грибок,

Три - грибок,

Положил их в кузовок.

Эй, кузнец, молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

- Отчего-ж не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова –

Раз, два и готово.

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть.

Дождь

Капля - раз, капля - два,                        Хлопки руками на каждое слово.

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом –

Все бегом, бегом, бегом.                         Бег.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.                                Хлопки руками на каждое слово.

Кап-кап, кап-кап.                                        Свободные движения пальчиками.

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем.                                Соединить руки над головой.

Листопад

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.                                        Взмахи руками.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.                                        Повороты вокруг себя.

Обуваемся

Я умею обуваться,

Топать ногами.                                                        Если только захочу,

Я и маленького братца                                                Руки перед грудью,

Обуваться научу.                показывают "маленького братца".

Вот они, сапожки,                                                Наклон вперед.

Этот с правой ножки,                                                Погладить правую ногу.

Этот с левой ножки.                                                Погладить левую ногу.

Снегопад

Белый снег, пушистый.                                                Взмахи руками.

В воздухе кружится                                                Повороты вокруг себя.

И на землю тихо

Падает, ложится.                        Опуститься на корточки.

Машина- 1

Шла по улице машина,                                        Двигаться в заданном

Шла машина без бензина,                                направлении, вращая

Шла машина без шофера,                                воображаемый руль.

Без сигнала светофора,

Шла, сама куда не зная,

Шла машина заводная.

Машина - 2

Завели машину: ш-ш-ш.                        Вращения руками перед грудью

Накачали шину: ш-ш-ш. "Насос".                        Вращение воображаемого

Улыбнулись веселей и поехали скорей.                руля.

Хлоп - топ

Мы ручками похлопаем:

Хлоп, хлоп, хлоп.

Мы ножками потопаем:

Топ, топ, топ.

Весенний дождь

Поутру надел на ножки        "Пробегать" пальчиками одной руки по другой

Дождь хрустальные сапожки.                от предплечья к кисти.

Где наступит сапожок                                Похлопывать руки ладонями.

Там раскроется цветок.

От дождя травинки

Распрямляют спинки.                                        Поглаживать руки ладонями.

Солнышко

На носочки встанем,

Солнышко достанем.

До пяти считаем,

Руки поднимаем.

Радуга

В небе радуга висит                                В воздухе "нарисовать" радугу.

Детвору веселит.        Потянуться вверх и помахать кистями рук.

С нее, как с горки,                                        Опустить руки вниз.

Едут Егорка, петух, кот, свинья и я.                Загибать пальцы на руке.

Пароход

От зеленого причала

Оттолкнулся пароход

Он назад шагнул сначала.

А потом шагнул вперед.

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

Потягушеньки

Потягушеньки моей душеньке.

Тянем ноженьки, тянем рученьки.        Потягивание вверх, стопы приподнимаются на носки.

Сон, скорей уходи, сила, приходи.        Напряжение всех мышц, руки согнуты в локтях.

Улыбнись, глазок, хоть один разок.        Улыбка - мимическое движение.

Прогулка

С тобой гуляем весело,

По улице идем.

И по дороге песенку

Веселую поем.                                                        Шагать на месте.

Ля-ля-ля-ля,                                                        4 хлопка.

По улице идем.                                                        Шаги на месте.

Ля-ля-ля-ля,                                                        4 хлопка.

Мы песенку поем.                                                Шаги на месте.

Фрукты

Будем мы варить компот.                                        Маршировать на месте.

Фруктов нужно много.

Вот                                        Показать руками - "много".

Будем яблоки крошить,                                        Имитировать, как крошат,

Грушу будем мы рубить,                                рубят,

Отожмем лимонный сок,                                отжимают

Слив положим и песок.                                        кладут, насыпают песок.

Варим, варим мы компот,                                Повернуться вокруг себя.

Угостим честной народ.                                Хлопать в ладоши.

Птички

Птички прыгают, летают,

Птички весело поют,

Птички крошки собирают,

Птички зернышки клюют.

Перышки почистили,

Клювики почистили,

Дальше полетели

И на место сели.

Прогулка

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети.                                        Шагать на месте.

Ручки согревают, ручки потирают.                        Потирать рукой об руку,

Чтоб не зябли ножки, потопаем немножко.        топать

Нам мороз не страшен, весело мы пляшем,        приплясывать

Наоборот

Дети встают, выходят из-за стола и выполняют действия, противоположные действиям, которые выполнит взрослый: опустить руки - поднять; открыть рот - закрыть; согнуть руки - распрямить и т. д.

Птички

Птички прыгают, летают.                        Машут руками и подпрыгивают.

Птички крошки собирают.                        "Клюют".

Перышки почистили.

Клювики почистили.                                Погладить руки, носики.

Птички летают, поют,                                Машут руками.

Зернышки клюют.                                "Клюют".

Посуда

Вот большой стеклянный чайник,        "Надуть" живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.                        Приседать, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.                        Кружиться, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки,        Потянуться, руки сомкнуть над головой.

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принес.                                Сделать большой круг.

Буратино

Буратино потянулся.                                        Руки поднять вверх и                                                                                 потянуться на носочках.

Раз - нагнулся, два - нагнулся.                        Наклоны влево и вправо.

Руки в стороны развел,                                        Развести руки в стороны.

Ключик, видно, не нашел        Вращения руками перед грудью.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.        Руки поднять вверх и потянуться на носочках.

Зарядка

Солнце глянуло в окошко,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать

Руки вытянуть пошире,

Наклониться, три – четыре

И на месте поскакать - пять.

В лесу - 1

Мы шли-шли-шли,

Землянику слева нашли,

Сели, поели,

Опять пошли.

Мы шли-шли-шли,

Подберезовик справа нашли,

Взяли в корзинку,

Опять пошли.

В лесу - 2

Мы в лес пошли, топор нашли.

Дрова рубили:

- Ах! Ух! Ох! Их!        Руки - в замок, энергичные наклоны вперед.

Лиса

Лисонька - лиса бежала,

Хвостик в лапочках держала,

Чтобы хвост не замочить,

В лужицу не уронить.

Белка

Белка спрячется в дупле,                                Наклоны вправо и влево,

Не найти ее нигде.                                        прыжки на месте.

Зайка

Зайка серый быстро скачет,                                Кисти согнуты перед грудью,

Словно мячик, словно мячик.        прыжки с продвижением вперед.

Лягушки

Лягушки - квакушки совсем не спешат,                        Руки согнуты в локтях,

А учат они топать веселых лягушат.                        пальцы раздвинуты.

Шаги на месте с высоким подниманием коленей.

Движение

Я хожу, хожу, хожу,

Я на месте не сижу.

Я бегу, бегу, бегу,

Я без движенья не могу.

Три мишки

Старший мишенька шагает: топ - топ.

Ноги мишка поднимает: топ - топ.                                        Топать ногами.

Средний мишка догоняет: хлоп - хлоп.

И в ладоши ударяет: хлоп - хлоп.        Хлопки у правой и левой щеки.

Младший мишка - торопыжка:

шлеп - шлеп - шлеп.

Шлепает по лужам мишка:

шлеп - шлеп - шлеп.        Ударять ладонями по коленям.

Повторяй за мной

Кто хочет быстрым стать

И время не терять,

Пусть за моей спиной

Все делает за мной.

Движенья рук и ног

Ты повторяй, дружок.

Я играю

Я люблю играть в футбол,

Забивать в ворота гол.                                Имитация удара ногой по мячу.

Я играю в баскетбол,                                Имитация броска по кольцу.

И, конечно, в волейбол.                        Имитация паса в волейболе.

Смелый солдат

Знают все ребята,                                                        Марш.

Смелого солдата,

Смелого солдата не сломить.

Знают все ребята,

Смелого солдата                                        Сгибание рук в локтях - "силачи".

Никогда не смогут победить.

Закаляемся

Я утром закаляюсь,                                        Движения хлопанья по воде.

Водичкой обливаюсь.        Движения набрасывания на себя воды.

Пусть тельце будет красненьким,                        Поглаживание рук.

А ротик пусть зубастеньким.                                Улыбка.

Пусть ручки будут чистыми,                                Имитация намыливания рук.

А ножки будут быстрыми.                                Бег на месте.

Овощи

В огород пойдем,                                                Маршировать на месте.

Урожай соберем.        Идти по кругу, взявшись за руки.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты        Имитировать, как срезают, таскают, копают.

Круглый, сочный, очень вкусный.                Показать руками.

Щавеля нарвем немножко                        "Рвут".

И вернемся по дорожке.                        Идти по кругу, взявшись за руки.

На лыжах

Снег, снег, белый снег.

Засыпает он нас всех.                                Дети машут руками перед собой.

Дети все на лыжи встали

И по снегу побежали.                Имитировать, как встают на лыжи и едут.

Боровик

По дорожке шли,                                                        Маршировать.

Боровик нашли.                                                        Наклониться

Боровик боровой

В мох укрылся с головой,                                Руки над головой в "замке".

Мы его пройти могли –

Хорошо, что тихо шли.                                        Ходьба на месте.

Сапожок

Куй – куй сапожок,                                Руки к плечам, сжаты в кулачки

Дай скорее молоток                                в стороны.

А не дашь молоток                                Кулачок о кулачок стучат

Не найдёшь сапожок                                Наклон вперёд, выпрямиться.

Лодочки

Две лодочки по озеру                                Сидя, руки перед грудью отводить

Широкому плывут                в стороны с разведением рук в стороны.

Гребцы сидят на лодочках                        руки вперёд, пальцы сжаты в

И весело гребут.        кулачки, сжимать и разжимать пальцы, руки – вперёд, к груди, опустить вниз.

Ива

Во дворе стояла ива,                                 Маршировка, поднять руки через

Ветерок её качал        стороны, руки кверху, руки

То налево, то направо,                                свободно вниз, стряхнуть кисти рук

То верхушки колыхал.

Паровоз

Загудел паровоз,                                        Движения руками, имитируя движе

Он вагончики повёз                                ния колёс(руки согнуты в локтях).

Чох – чох, чу – чу!

Я далёко укачу.

Вагончики зелёные                                Маршировка на месте, руки на

Бегут, бегут, бегут                                поясе, наклоны в стороны,

А круглые колесики                                опустить руки,

Всё тук да тук да тук                                 маршировка высоко поднимая ноги.


Существуют разнообразные формы работы детского сада с родителями по физическому воспитанию.
1. Беседы и лекции для родителей.
2. Практикумы для родителей (ознакомление с техникой движений, особенностями проведения подвижных игр).
3. "День открытых дверей" — с целью ознакомления с постановкой физического воспитания в детском саду.
4. Групповые родительские собрания.
5. Общие родительские конференции.
6. Спортивные праздники с участием родителей.
7. Конкурс "Лучшая спортивная семья".
8. Организация фотовитрин, стендов по физическому воспитанию в "Уголках родителей".
9. Открытые занятия по физкультуре для родителей.

Примерный план лекций-бесед по физическому воспитанию для родителей
1. Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста и задачи физического воспитания.
2. Средства физического воспитания детей в семье.
3. Утренняя гимнастика в детском саду и в семье.
4. Прогулки и экскурсии с детьми дошкольного возраста.
5. Условия, необходимые для формирования правильной осанки.

Примерный план педагогического практикума с родителями
1. Знакомство с особенностями и техникой основных движений (ходьбой, прыжками, бегом, метанием).
2. Содержание и правила проведения подвижных игр с детьми.
3. Общеразвивающие упражнения для детей разных возрастных групп.
4. Знакомство с техникой спортивных развлечений: лыжи, коньки, плавание и т. д.

Примерный план конференции для родителей по физическому воспитанию
Тема: "Особенности основных движений у детей разных возрастных групп".
1. Выступления воспитателей с анализом развития движений у детей своей группы.
2. Обмен опытом развития движений у детей в семье(выступления родителей).
Примечание. К конференции заранее готовятся книжная выставка, фотовыставка, фильмы, где отражены двигательные умения детей.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Морковь в роли зубной щетки

Вы никогда не задумывались над вопросом, чем чистили зубы наши прабабушки и прадедушки? Хотя современных средств для чистки зубов тогда не было, зубы у наших предков были в основном очень здоровые. Некоторые из наших прародителей доживали до 100 лет со своими белыми, здоровыми, прекрасными зубами. Помогали им в этом знакомые нам овощи и, прежде всего, морковь. Она обладает чудесным свойством: и зубы чистит, и питает десны. Если перед сном вы и ваш ребенок съели по морковке — считайте, что одновременно вы почистили зубы, зубная щетка в этот вечер вам уже не нужна. Точно таким же свойством обладают кислые яблоки.

Итак, совет: хотя бы раз в неделю чистите зубы морковкой или яблоком.

И удовольствие получите, и зубы укрепите.

Инструктор ФК – Чеснакова И.Н.



Предварительный просмотр:

Нагрузка после болезни

Ребенку дается заниженная физическая нагрузка с частым отдыхом и уменьшенной дозировкой:

- бег, прыжки заменить ходьбой, укороченным бегом в замедленном темпе;

- силовые упражнения с большим напряжением мышц и эмоций заменить на спокойные или совсем опустить;

- игры большой подвижности заменяют спокойными или находят для ребенка роль в игре спокойного характера;

- на лыжах ребенок ходит 5'-10' с отдыхом. С гор не катается.

Степень снижения   физической   нагрузки   зависит   от перенесенного заболевания и характера его протекания, а также от индивидуальных особенностей детей. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Советуем»

Как правильно подобрать обувь дошкольнику

У малышей до трех лет походка еще неровная, неустойчивая, нет-нет да и подвернется ножка. Самая подходящая обувь в этом возрасте — невысокие ботиночки со шнуровкой на небольшом (примерно 0,5 см) каблучке. В них стопа получает поддержку со всех сторон, правильно формируются ее своды, вырабатывается хорошая походка. Такая походка оберегает от вывихов и растяжений.

Чтобы ботиночки были легкими и «дышали», их делают из тонкой натуральной кожи с перфорацией или из ткани, а также из комбинированных и смесовых материалов. Обратите внимание: обувь для детей ясельного возраста обязательно должна быть на подкладке.

У малышей в пяточной части стопы большая хрящевая прослойка. Чтобы стопа правильно сформировалась, обувь должна надежно фиксировать и поддерживать пятку. Поэтому до 3—4 лет покупайте ребенку сандалии только с закрытой пяткой, проверив, чтобы она была достаточно плотной, держала форму. После 4 лет можно носить босоножки с вырезом сзади, но чтобы ремешок был обязательно не уже 2 см.

Для домашней обуви в силе те же требования: закрытая плотная пятка, гибкая подошва, небольшой (0,5—1 см) каблучок, легкие воздухопроницаемые материалы — ведь в ней ребенок ходит каждый день по несколько часов. А вот мягкие шлепанцы или тапочки в виде забавных зверюшек — плохой подарок малышу. Они не «держат» ножку и не только не помогают, а иногда мешают ей правильно формироваться. Никогда не покупайте и тяжелых башмачков, в них трудно бегать, устают ноги, портится походка и форма стопы. Выбирая обувь:

  1. попробуйте согнуть подошву. Получилось — прекрасно! Ведь жесткая, негнущаяся подошва способствует развитию плоскостопия, нога в такой обуви «едет» вперед, пальчики упираются в носок, деформируются, сбиваются. Ходить в ней неудобно и вредно;
  2. традиционный подошвенный материал — натуральная кожа, легкая, гигиеничная. Надо лишь помнить: промокнув, она становится жесткой, теряет гибкость. Сандалии на кожаной подошве годятся только для сухой погоды, а на полу они скользят (учтите это обстоятельство, выбирая туфельки для яслей и детского сада);
  3. обратите внимание на застежку. Очень удобны «липучки» — быстро застегиваются и расстегиваются, с ними без труда справятся даже крохи. Проверьте, чтобы застежка была достаточно большой и надежно держалась. Если приглянутся сандалии с пряжками, рассмотрите, как они сделаны, не поцарапают ли ноги;
  4. проведите рукой внутри башмачка: нет ли грубых швов, торчащих жестких ниток, смятой подкладки — всего, что может натереть или поранить нежную детскую кожу;
  5. дошкольникам абсолютно не годятся туфельки с изящным узким носком. Пальчики стопы в этом возрасте расположены веерообразно. Чтобы их не стискивать, не деформировать, «носы» обуви должны быть широкие, округлые, лучше закрытые или из плотно переплетенных широких ремешков, защищающих пальцы, особенно мизинчик.

Здоровье. 1998. № 10.

Инструктор ФК – Чеснакова И.Н.



Предварительный просмотр:

«Ну-ка пальчик, за работу...»

(папки - передвижки)

Известно, что у детей с расстройствами речи наблюдается: разная степень моторной недостаточности; недоразвитие тонких движений пальцев рук.

Установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированное тонких движений пальцев рук. Поэтому для предупреждения нарушений речи и коррекции, уже имеющихся проблем развивайте мелкую моторику рук вашего ребёнка.

С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения, сопровождаемые чтением русских народных потешек. Это поможет: создать благоприятный эмоциональный фон между вами и вашим ребёнком; обеспечить хорошую тренировку пальцев; подготовить руку малыша к письму; развить психические процессы: внимание, память, воображение; развить умение слушать и понимать содержание потешек. Помните! Работу по развитию мелкой моторики надо проводить: ежедневно; длительность 3-5 минут; сначала одной рукой, потом другой и, наконец, двумя руками сразу.

При подборе игр учитывайте речевые возможности ребёнка, совместная игра должна вызывать у него радость и интерес. Перед началом игр «познакомьте» малыша с именами пальчиков, попросите показать вам их. Потешки читайте ритмично, сопровождая чтение игровыми движениями.

Слова

Действия

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папа,

Этот пальчик - мама,

Это - деточка моя,

Это - вся моя семья.

Поочерёдно сгибать пальцы в кулак, начиная с большого пальца.

Показ кулачка.

Этот пальчик - хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик - прикорнул,

Этот пальчик - так заснул.

Тише, тише не шумите,

Пальчики не разбудите.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

Поочерёдное загибание пальцев в кулачок, начиная с мизинца.

Грозит большому пальцу

Разогнуть все пальцы.

Выйду на крылечко,

Вынесу колечко.

Я его вместо игрушки

Подарить хочу ...(имя)

Сделать колечко большим и указательным пальцами.

Одеть колечко друг другу на пальцы.

«Киса, кисонька, кисуля!»

-Позвала котёнка Юля.

 «Не спеши домой, постой!»  

-И погладила рукой.

Сгибание и разгибание пальцев.

Грозит        указательным пальцем. Гладит.


Закаливание детей в домашних условиях

(памятка для родителей)

Закаливание - это система мероприятий, направленная на повышение устойчивости организма ребенка ко всем неблагоприятным факторам внешней среды.

Для закаливания вашего малыша можно использовать все факторы внешней среды: солнце, воздух, воду.

Однако:

-        Прежде чем начать закаливание дома, проконсультируйтесь с врачом, воспитателем или инструктором по физическому воспитанию.

Помните! Закаливающие процедуры должны вызывать у малыша положительные эмоции, иначе оздоравливающий эффект будет сведен на нет;

- Закаливание надо начинать и проводить только при полном здоровье ребенка;

- Необходимо постепенно увеличивать интенсивность закаливания;

- Учитывайте особенности и возраст вашего ребенка;

- Начинают закаливание в теплый период времени года;

- Принимайте закаливающие процедуры вместе с ребенком.

Пусть ваш малыш будет здоров!



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей 

«Как помочь малышу подготовиться к школьной жизни.

Как физически и нравственно подготовить своего ребенка к школе, чтобы он был здоровым и жизнерадостным и не отставал в учебе и играх от своих развитых сверстников. Для этого он должен стать:

  • внимательным;
  • выдержанным и дисциплинированным;
  • терпеливым;
  • активным и инициативным;
  • творчески мыслящим;
  • физически и психически выносливым;
  • общительным и дружелюбным в коллективе.

Почему родителям нужно специально готовить своего ребенка к школе?

Большинство детей приходят в школу, будучи уже отягощенными заболеваниями, перенесенными в младенческом, раннем и дошкольном возрасте (родовой травмой, гипотрофией, рахитом, частыми респираторными и другими болезнями).

По данным Российской академии медицинских наук, лишь 36,5% детей рождаются сейчас здоровыми, а обследования школьников выявили, что 95% из них имеют те или иные дефекты в состоянии здоровья, т. е. за время младенчества и дошкольной жизни доля больных детей не только не уменьшается, но даже и увеличивается.

В результате этих заболеваний у большинства детей, поступающих в школу, нарушены функции:

  • центральной нервной системы;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • органов дыхания и кровообращения;
  • обмена веществ и др.

Эти нарушения будут мешать полноценной учебе ребенка, не позволят ему чувствовать себя на равных со здоровыми сверстниками. Поэтому устранить все отклонения в здоровье ребенка надо как можно раньше, еще до школы.

Как проявляются уже в самом начале школьной жизни у физически и психологически неподготовленных дошкольников последствия перенесенных заболеваний?

Требования к детям в школе по сравнению с дошкольным периодом их жизни существенно возрастают. Меньше времени остается для игр и прогулок. Им приходится по долгу сидеть и в школе на уроках, и дома, выполняя домашние задания, а неподвижный образ жизни, продолжительная статическая нагрузка – это удар по здоровью и без того ослабленного ребенка. В результате снижаются защитные силы его организма, он чаще болеет и жалуется на утомляемость. Таким детям трудно соблюдать дисциплину, сосредоточиваться на уроках и при подготовке домашних заданий. Они плохо воспринимают новый учебный материал, отстают в учебе. У них, как правило, нет должного контакта с учителем и сверстниками, понимания роли учителя, своей роли ученика; отсутствует чувство самоконтроля.

Памятка для родителей 

Почему подвижные игры – наиболее действенный и результативный метод оздоровления и совершенствования организма ослабленных детей?

Ослабление организма детей после перенесенных заболеваний – это не только результат самой болезни, но в большей мере и последствие гипокинезии (малоподвижности) во время и после нее. Ее нельзя допускать (исключая конечно, периоды острых состояний). Малоподвижность, отсутствие импульсов от мышц в кору головного мозга приводят к его ослаблению (астенизации). Это отрицательно сказывается на работе нервной и эндокринной систем, функциях дыхания и кровообращения, деятельности внутренних органов.

Подвижные игры в значительно большей степени, чем все другие формы физической культуры, соответствуют потребностям растущего организма в движении. Игра всегда связана с личной инициативой, творчеством, фантазией, вызывает эмоциональный подъем, отвечает всем законам развивающегося организма, а потому всегда желанна. Она становится первой жизненной потребностью ребенка, к удовлетворению которой он сам очень стремится.

В игру, как правило, используются естественные движения. Они не только способствуют физическому развитию малыша, но и, что очень важно, стимулируют деятельность его головного мозга, а значит, и всех органов и систем. Игры воспитывают у детей необходимые им в школьной и дальнейшей жизни качества и прикладные навыки, развивают чувство коллективизма и дисциплинированности, умение владеть собой в самых разных ситуациях. В них наиболее полно раскрываются заложенные в ребенке личностные возможности.

В играх между родителями и малышом возникает дружба, взаимопонимание, а это бывает не во всех семьях. Важно только на все последующие годы сохранить такие отношения. Они предотвратят многие неприятности и беды.

Установлено, что при включении подвижных игр в комплексное лечение детей полное выздоровление и восстановление их жизненных сил при самых различных заболеваниях и состояниях наступает значительно быстрее.

Я предлагаю вам большой выбор подвижных игр. Но прежде чем предложить ребенку поиграть, нужно внимательно прочитать указания, чтобы избежать серьезных ошибок во время занятий с ребенком. Так же определите физические возможности малыша, так как игра побуждает ребенка охотно и радостно делать определенные физические усилия, соответствующие его возможностям, активизирующие работу всех мышц, органов и систем. Она не должна вызывать переутомление ребенка или, наоборот, слабой реакции его организма, иначе положительных результатов не добиться.

Удачи вам!



Предварительный просмотр:

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (ЗАКАЛИВАНИЕ)

При правильном проведении закаливания у ребенка постепенно вырабатывается способность легче переносить неблагоприятные воздействия окружающей среды. К традиционным методам закачивания относятся:

  • воздушное закаливание;
  • закаливание солнечными лучами;
  • закаливание водой.

Более эффективны нетрадиционные методы закаливания, к которым можно отнести хождение босиком. Это хорошее средство укрепления сводов стопы и ее связок. Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур; осуществляется такое закаливание главным образом путем действия низких температур пола, земли. Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже 18 °С. Вначале дети ходят в носках в течение 4-5 дней, затем - полностью босиком по 3-4 минуты, увеличивая время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 15-20 минут. Хождение босиком может применяться во всех группах, начиная с первой младшей.

Закаливание особенно эффективно, если осуществлять попеременное воздействие пониженной и высокой температуры. Речь идет о контрастных методах закаливания. Начинается закаливающая процедура после дневного сна и продолжается в течение 12-15 минут. Примерно в 15 часов включается тихая спокойная музыка, способствующая постепенному переходу от сна к бодрствованию. Дети просыпаются, откидывают одеяло и, лежа в постели, выполняют в течение 2-3 минут физические упражнения: потягивание всем телом, поднимание рук и ног (поочередно и вместе), подтягивание к груди согнутых колен  с обхватом их руками и последующим выпрямлением и т. д. Затем дети встают с постели, снимают пижамы (или другую спальную одежду), оставаясь одетыми в майки и трусы, и начинают пробежки в другое помещение, в котором температура воздуха поддерживается в пределах +22-23 °С. В спальне («холодном помещении») с помощью открытых фрамуг к концу дневного сна температура поддерживается в пределах +16 °С, а через одну-две недели - температура +14 °С.

Во время кратковременного пребывания в теплом помещении выполняются различные упражнения. «Перебежки» выполняются под музыку, что имеет большое значение в поддержании интереса детей к закаливающим процедурам, создании положительного эмоционального восприятия. Используются также подвижные игры, танцевальные разминки, разные виды ходьбы, марша. Темп выполнения физических упражнений в теплой комнате более спокойный. Количество «перебежек», длительность пребывания в каждой комнате - 1-2 минуты.

Заканчивается закаливающая процедура в ходе таких игр, как «Самолеты», «Перелет птиц» и т. д. При проведении контрастного воздушного закаливания обязательно соблюдается принцип постепенности увеличения «дозы контраста температуры» от минимального в 3-4 °С в начале проведения процедур до 13-15 °С для детей 3-4 лет и до 15-20 °С для детей 5-6 лет спустя 2-3 месяца.

Далее такой контраст температур поддерживается в течение всего времени закаливания.

Кроме этих видов закаливания, есть и другие нетрадиционные методы. Это и ходьба по ребристый доскам босиком, и ходьба по «дорожкам здоровья», по мокрому песку и пр. В спортивном зале можно сделать разнообразные «дорожки» из бросового материала (нашить на кусок плотной ткани пуговицы, крышки от пластиковых бутылок, колпачки от использованных фломастеров и т. д.).

Эффективность закаливания детей в дошкольном учреждении возрастает, если ребенок получает закаливающие процедуры и дома. Поэтому необходимо проводить разъяснительную работу с родителями (беседы, консультации, статьи в информационных уголках, выпуск бюллетеней о здоровом образе жизни и многое другое).



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей 

Профилактика нарушений осанки

у дошкольников

Уважаемые родители, сегодня я предлагаю вам поговорить о такой важной проблеме в здоровье детей, как нарушение осанки.

В «Толковом словаре» В. Даля записано: «Под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту». Дополняя это определение, хотелось бы добавить, что осанка — основа здоровья. В настоящее время состояние здоровья дошкольников вызывает особую озабоченность в государстве. Особенно волнует педагогов и медиков резкое увеличение деформаций опорно-двигательного аппарата. Так, например, различные виды нарушений осанки имеют более 70% дошкольников, тогда как при осмотре детей г. Ленинграда в 1963 году специалистами НИИ травматологии и ортопедии им. Г. И. Турнера нарушения осанки были выявлены только у 26,4%.

Почему же происходит увеличение числа случаев нарушений осанки у современных детей? Российские ученые называют следующие причины: травмы в период родов, высокий процент рождаемости ослабленных детей, несбалансированное питание, неблагоприятная экологическая обстановка, информационные перегрузки детей.

Одна из важнейших причин нарушения осанки — ограничение двигательной активности. Сколько раз из уст родителей, педагогов мы слышим фразу: «Посиди, успокойся, хватит бегать...» Хотя именно положение сидя является самым неблагоприятным положением. При правильной осанке голова и туловище держатся прямо, плечи несколько отведены назад (благодаря чему грудная клетка выступает вперед), живот подобран, в поясничном отделе имеется небольшой изгиб вперед, ноги выпрямлены. Наиболее частыми нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются отстающие лопатки сведенные плечи, асимметрия надплечий, сутуловатость. Нередко встречаются асимметрия плечевого пояса (одно плечо выше другого) и боковое искривление позвоночника. Наиболее серьезным нарушением опорно-двигательного аппарата является сколиоз, который характеризуется не только искривлением позвоночника во фронтальной плоскости, но и перекручиванием (торсией позвонков вокруг оси. Специалистами установлено, что если у ребенка сколиоз не обнаружен до 6 лет, то он не возникнет и в дальнейшем.

Не правы те, кто считает, что красивую фигуру человек получает от рождения, как дар природы, и навечно. Если ребенок и родился с нормальным телосложением, то в дальнейшем его внешний облик и физическое развитие зависят от условий жизни с самого раннего детства. Очень важно при нарушениях осанки с раннего возраста (в семье, в дошкольном образовательном учреждении) проводить мероприятия общеоздоровительного характера — рациональный двигательный режим, правильное питание, закаливание, гигиена, физическое воспитание, что гарантирует правильное развитие организма детей. Большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели, поза детей во время еды, занятий, труда и других видов деятельности.

Размер мебели должен соответствовать росту ребенка. Хорошо, если спинка стула имеет небольшой наклон назад, что позволяет расслабиться, дает отдых позвоночнику. Стопы должны стоять на полу. Если ребенок, например долго рисует за высоким для его роста столом, он поднимает плечи, чтобы положить локти на стол. Устав от неудобной позы, опускает одну руку; позвоночник при этом принимает неправильное, изогнутое положение. Если же стол низок, то ребенок вынужден наклониться над ним, наклонять вниз голову, плечи; это может вызвать сутулость. Постель не должна быть слишком мягкой, а подушка — большой. Длина кровати должна быть больше роста ребенка на 20—25 см, чтобы он мог свободно вытянуться. Необходимо следить за правильным положением тела ребенка, когда он спит, не ограничены ли его движения узкой одеждой. Во время сна лучше всего, если ребенок спит на спине, голова — на небольшой подушке, матрац ровный, плотный.

Если ребенок стоит, надо следить, чтобы равномерно распределялась нагрузка от тяжести тела на обе ноги. Привычка стоять с опорой на одну ногу вызывает неправильное положение тела, изгиб позвоночника. При ходьбе плечи должны быть на одном уровне, грудная клетка расправлена, лопатки чуть отведены назад, живот подтянут. Идти надо не сутулясь, не шаркая ногами.

Опасность изменения осанки малыша, начинающего ходить, может возникнуть, если водить его за одну и ту же руку в течение продолжительного времени (это стимулирует боковое искривление позвоночника, асимметрию плечевого пояса).

Заметив даже незначительные изменения осанки у ребенка, какие-либо отклонения при ходьбе, во время сна, когда он сидит, необходимо своевременно посоветоваться с врачом (педиатром, ортопедом).

Следует избегать ранней посадки и длительного ношения на руках детей до года. Малышей такого возраста рекомендуется чаще укладывать на живот, стимулировать ползание (при этом происходит тренировка мышц спины и шеи вследствие их непроизвольного напряжения).

Важнейшим средством профилактики нарушений осанки являются занятия физическими упражнениями. Детям дошкольного возраста необходимы движения, в которых активно участвуют мышцы брюшного пресса, плечевого пояса, рук, ног, спины. Особое внимание следует обращать на укрепление мышц спины и живота. Именно они образуют своего рода каркас, поддерживающий позвоночник в вертикальном положении. Целесообразно выполнять упражнения, во время которых ребенок одновременно вытягивает вверх руки и поднимает голову. Эти упражнения можно делать как из исходного положения стоя, так и из положения лежа и с пособиями (гимнастической палкой, веревкой, флажками). Необходимо следить, чтобы дети выполняли упражнения без напряжения, руки при поднимании вверх должны быть шире плеч, голова поднята. Для развития подвижности позвоночника рекомендуются наклоны, повороты в сторону. Необходимо обращать внимание детей на правильное положение тела во время выполнения упражнений, ходьбы, бега, прыжков, при проведении подвижных игр. Это способствует закреплению навыка правильной осанки.

Ниже приводятся примерные комплексы упражнений, способствующих укреплению различных групп мышц.

В заключение хотелось бы еще раз повторить: если у ребенка имеется выраженное нарушение осанки, то родителям необходимо проконсультироваться с педиатром и ортопедом. Такие дети нуждаются в дополнительных занятиях лечебной физкультурой, специальными упражнениями в зависимости от поставленного врачом-специалистом диагноза. Занятия рекомендуется посещать в кабинете лечебной физкультуры в поликлинике по месту жительства, во врачебно-физкультурном диспансере или в дошкольном образовательном учреждении, которое посещает ребенок (при условии наличия в ДОУ специалистов по ЛФК).


Комплекс упражнений для детей 3—4 лет

  1. «Крепкие руки»

И. п.; ноги слегка расставлены, руки согнуты в локтях, прижаты к бокам, кулачки у плеч. Руки с силой вытянуть вверх, кулачки не разжимать. Вернуться в и. п. Сохранять устойчивое положение. Повторить 5 раз.

  1. «Мы — сильные»

И. п.; ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки вниз. Вернуться в и. п. Наклон — выдох. Повторить 4—5 раз.

  1. «Посмотри назад»

И. п.: ноги врозь, руки за спину. Поворот вправо, посмотреть и вернуться в и. п. То же в другую сторону. Повторить по 2—3 раза.

  1. «Ловкие жуки»

И. п.; лежа на спине, руки прижаты к полу. Согнуть, приподнять ноги и руки, сделать несколько движений ногами и руками — жук проснулся; вернуться в и. п. — жук уснул. Повторить 5 раз.

  1. «Веселые ноги»

И. п.: ноги слегка расставлены, руки на пояс. Выполнить 2—3 «пружинки» (слегка сгибать и выпрямлять ноги) и 6—8 подпрыгиваний. Повторить 2—3 раза, чередуя с ходьбой на месте.


Комплекс упражнений с гимнастической палкой

для детей 4—5 лет

  1. «Палку вверх»

И. п.: ноги слегка расставлены, палка в согнутых руках у груди. 1—2 — палку вверх, потянуться, посмотреть наверх — вдох; 3—4 — и. п., выдох. После трех повторений пауза, палку вниз. Повторить 3 раза.

  1. «Вперед»

И. п.: ноги врозь, палка в руках внизу. 1—2 — наклон вперед, голова прямо; 3—4 — и. п. Повторить 6 раз.

  1. «Ноги врозь»

И. п.: сидя, ноги скрестно, руки упор сбоку, палка на полу перед ногами. 1—2 — ноги врозь к концам палки; 3—4 — и. п. Повторить 5 раз.

  1. «Через палку»

И. п.: лежа на спине, руки вверх, палка на полу сбоку. Поворот на живот через палку; стараться палку не сдвигать. Так же обратно. Повторить по 3 раза.

  1. «Палку и ноги вверх»

И. п.: лежа на спине, палка в руках над головой. 1—2 — палку и ноги вверх; 3—4 — и. п. [олову и плечи не поднимать. Повторить 6 раз.

  1. «Подпрыгивание»

И. п.: ноги слегка расставлены, руки на пояс. Подскоки, продвигаясь вокруг палки (1 круг), и ходьба на месте 8—10 шагов. Повторить 3 раза, меняя направление.


Комплекс упражнений с мячом для детей 5—7 лет

  1. И. п.: стоя, ноги врозь, мяч в опущенных руках. 1—2 — мяч вверх, завести за голову, ногу назад на носок — вдох; 3—4 — и. п., выдох. То же с другой ноги. Повторить 6—8 раз.
  2. И. п.; ноги врозь, мяч в согнутых руках у груди. 1—2 — руки вперед, поворот вправо; 3—4 — и. п. То же в левую сторону. Повторить по 4 раза.
  3. И. п.: ноги слегка расставлены, мяч в согнутых руках на голове, локти отведены назад. 1—2 — наклон вперед, руки с мячом вперед, потянуться — выдох; 3—4 — и. п., вдох. Повторить 6—8 раз.
  4. И. п.: сидя, ноги скрестно, мяч на бедре. 1—4 — катить мяч вокруг себя вправо, затем влево. Повторить по 4 раза.
  5. И. п.: лежа на животе, кулаки под подбородком, мяч зажат между ступнями. 1—2 — повернуться на спину вправо, не выпуская мяч; 3—4 — и. п. То же влево. Повторить по 3—4 раза.
  6. И. п.: сидя, упор сзади, ноги прямые, мяч зажат между ступнями. 1—2 — согнуть ноги, не роняя мяч; 3—4 — и. п. Повторить 6—8 раз.
  7. И. п.: о. с, мяч в опущенных руках. 1—2 — прыжком ноги врозь, мяч вперед; 3—4 — прыжком ноги вместе, мяч вниз. Выполнить 6—8 прыжков. Непродолжительная ходьба на месте. Повторить 3—4 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...