Музыкальная тропа здоровья
презентация

Кузнецова Светлана Дормидонтовна

Здоровьесбережение на музыкальном занятии "Музыкальная тропа здоровья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_tropa_zdorovya.docx25.32 КБ
Office presentation icon muzykalnaya_tropa_zdorovya.ppt2.83 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальная тропа здоровья»

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Во всех существующих комплексных программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития и двигательной подготовленности. Однако, современные  тенденции  в обществе свидетельствуют об обратном    - растет число детей с различными проблемами в состоянии здоровья с рождения, раннего или дошкольного возраста.                                                                                                             Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем персоналом детского сада. Опыт показывает, что только совместная работа всего коллектива  (педагоги и медицинский персонал) по оздоровлению детей может дать необходимый эффект.                                                                                                                Сущность (значение) опыта: музыка - это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей - в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Это заключение и послужило толчком для создания опыта работы, соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями в дошкольном учреждении.                                                             Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.                                                      Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.                                                                                 В рамках системы музыкально-оздоровительной работы разработаны формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий.

Новизна опыта.

На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.

Доступность.

Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Результативность.

Повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.

К элементам здоровьесбережения относятся такие виды деятельности:

• Психогимнастические упражнения

• Валеологические песенки-распевки

• Дыхательная и артикуляционная гимнастика

• Логоритмика (речевые игры с движениями) 

• Пальчиковые игры

• Ритмопластика

• Музыкотерапия.

1.Психогимнастические упражнения на занятиях  используются в начале занятия – чтобы помочь ребятам настроится на рабочий лад (в зависимости от их настроения); в конце занятия – на релаксацию, чтобы дети успокоились перед уходом в группу; в процессе игр  драматизаций, чтобы помочь детям войти в тот или иной образ.

2.Валеологические песенки-распевки.

Цель распевания - подготовка голосовых связок к пению и упражнению в чистом интонировании определенных интервалов. В практике моей работы песни - распевки имеют здоровьесберегающую направленность.

Задачи: предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению.

 Валеологические песни-распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению.

3. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять развитие артикуляционной моторики:

-обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому;

-выработку контроля за положением рта.

 В артикуляционную гимнастику входит:

работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т. д.);

с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки, массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.                                                                               

Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

 Так, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:

4.Логоритмика (речевые игры с движением) метод преодоления речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании со словом, движением и музыкой. Речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. У детей, увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе.

5.Пальчиковые игры

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе «пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения  взрослых,   достигает  хорошего   развития  мелкой  моторики рук,

которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Пальчики у детей становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшается. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

6. Ритмопластика

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребёнка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента. Например, движения современных танцев, поочерёдное разведение коленей и т.д., отлично укрепляют мышцы стопы, формируют своды стоп.

Махи руками в стороны, вперёд, пружинки, приставные шаги, различные виды наклонов, поворотов в танцах способствует укреплению мышечного каркаса вокруг позвоночника.

Движения русских танцев, хороводные шаги, присядка, различные дроби, перетопы, тройные шаги, улучшают осанку, укрепляют мышцы конечностей, способствуют увеличению подвижности суставов.

7. Музыкотерапия.

Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. Детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их. Музыкотерапия - важная составляющая музыкально- оздоровительной         работы. Слушание        правильно        подобранной музыки повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, восстанавливает          дыхание.  Это      создание              такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности.

Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений.

1.Пальчиковая гимнастика «Бежали бегемотики» становится ещё и игровым массажем. Поднимает настроение и улучшает самочувствие ребёнка.

2.Музыкальная пальчиковая разминка на основе известной потешки «По кочкам, по кочкам, по маленьким пенёчкам». Проводится с дополнительным материалом -  крышками от непроливаек (ямки) и спилами деревьев. Вместо спилов можно использовать плоские камушки, сенсорные дощечки, крышки от детского питания. Развиваем: чувство ритма, зрительно-моторный контроль, координацию движений, межполушарное взаимодействие, сенсорную чувствительность, навык работы по показу.

3. Пальчиковая гимнастика плюс игра с прищепками. Массаж шишками получается просто прекрасный. А если добавить прищепки, то задача усложняется. Делая разные виды массажа определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Ребенок может легко этому научиться в игре.

4. Динамическая пауза с нейро-упражнениями.

Упражнение «Кулак на ладошке»:

Веточки на яблоньке

Повисли от печали.

Яблочки на веточке

Висели и скучали.

Мальчики и девочки

Деревья раскачали.

Яблочки с веточек

На землю все упали!

Простое упражнение в динамике и смене руки не всем сразу и легко  даётся, но очень сосредотачивает детей.

5.Речевая игра с движением «Это осень».

Этот вид деятельности, как средство профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, предпочтительнее детьми всех остальных форм работы.

Главная причина такого предпочтения – в эмоциональности этих упражнений, в том, что они благотворно влияют на психическую сферу человека. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, чем упражнениями заведомо известными как лечебные.

Результатами этой работы являются:

  • Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
  • Снижение уровня заболеваемости.
  • Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
  • Повышение уровня речевого развития.
  • Стабильность физической и умственной работоспособности.

 Таким образом, каждое из рассмотренных упражнений имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе музыкальная здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка привычку  к здоровому образу жизни.

Уважаемые коллеги, в ходе нашей работы произошла взаимоучёба. Надеюсь, что после сегодняшней встречи в вашей педагогической копилке появятся новые игровые приемы. Пусть вас и ваших воспитанников всегда сопровождает добро и радость общения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальная тропа здоровья

Слайд 2

Здоровьесбережение на музыкальных занятиях это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса

Слайд 4

Психогимнастика Снятие эмоциональ-ного напряжения Обучение уме- нию изображать выразительно отдельные эмо- ции, движения Коррекция настроения и отдельных черт характера Обучение ауто-релакса-ции

Слайд 5

Валеологические песенки-распевки Поднимают настроение Улучшают эмоциональный климат на занятии Подготавливают голос к пению

Слайд 6

Дыхательная гимнастика Помогает выработать диафрагмальное дыхание Помогает выработать силу и правильное распределение выдоха Корректирует нарушения речевого дыхания

Слайд 7

Артикуляционная гимнастика Выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

Слайд 8

Речь с движением Стимулирует развитие речи Развивает пространст-венное мышление Развивает внимание, воображение Воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность

Слайд 9

Пальчиковая гимнастика Стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей Совершенст-вует внимание и память Формирует ассоциатив-но-образное мышление Облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма

Слайд 10

Укрепляет различные группы мышц и осанку Развивает умение чувствовать и передавать характер музыки Ритмопластика Развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус Развивает умение правильно и красиво двигаться

Слайд 11

Музыкотерапия Психогимнастические этюды и упражнения Музицирование на детских музыкальных инструментах Обычное прослушивание музыки

Слайд 12

Результаты музыкально-оздоровительной работы: повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей; стабильность эмоционального благополучия каждого дошкольника; повышение уровня речевого развития; снижение уровня заболеваемости; стабильность физической и умственной работоспособности.

Слайд 13

Музыкальная тропа здоровья По кочкам, по кочкам, По маленьким пенёчкам, По гладенькой дорожке Бежали наши ножки. (2 раза) По кочкам, по кочкам, По маленьким пенёчкам, В ямку бух, Провалился наш петух. Пальчиковая разминка

Слайд 15

Музыкальная тропа здоровья Осеннняя пальчиковая игра Ёжик спрятался в ладошке, Обниму его, немножко, В руках быстро покручу, И на ушко прошепчу: Спи тихонько, засыпай, К моей ручке привыкай. Я теплом своим согрею И обидеть не посмею. На твои колючки Я одену штучки: Синие, зелёные, Красные и жёлтые. На павлина стал похож, Это ж птица, а не ёж.

Слайд 16

Музыкальная тропа здоровья Упражнение «Кулак на ладошке»: Веточки на яблоньке Повисли от печали. Яблочки на веточке Висели и скучали. Мальчики и девочки Деревья раскачали. Яблочки с веточек На землю все упали!

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкальная тропа здоровья»

В работе представлен материал по внедрению здоровьесберегающих технологий в работу музыкального руководителя и конспект мастер-класса с использованием нетрадиционных методов оздоровления в музыкальной...

Конспект открытого занятия по здоровому образу жизни в средней группе «Тропинка здоровья»

Цель: укреплять здоровье детей, способствовать формированию правильной осанки, профилактика плоскостопия у детей; учить детей выполнять приемы самомассажа и упражнениям, направленным на укрепление мыш...

Открытое музыкальное занятие "Музыкальная тропинка в осенний лес"

Это занятие я проводила со старшими дошкольниками, когда проходила аттестацию...

Проект тропа здоровья "Быть здоровыми хотим"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16248051","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Сценарий дня здоровья « Путешествие ребят и жителей Цветочного города по тропе здоровья»

Сценарий дня здоровья« Путешествие ребят и жителей Цветочного города по тропе здоровья» Цель: Обогащение эмоциональной сферы ребенка;Задачи:формировать у детей осознанное отношение к ...

Мастер - класс "Музыкальная тропа здоровья".

Мастер - класс "Музыкальная тропа здоровья" подготовила воспитатель МБДОУ д.с № 31 г.о. Вичуга Ивановской области Соколова С. В....

Конспект занятия по музыкальной деятельности " Прогулка по музыкальной тропинке"

Задачи:Обучение детей через творчество. Развитие природной музыкальности ребёнка, способности к творческому самовыражению.Развивать умение воспроизводить ритм в речевых играх.Формировать устойчивый ин...