Использование массажных «ОРТО» ковриков при коррекции речевых нарушений у детей» «Маленькие ножки на дорожке-здоровья»
консультация
Использование массажных «ОРТО» ковриков при коррекции речевых нарушений у детей»
«Маленькие ножки на дорожке-здоровья»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование массажных «ОРТО» ковриков при коррекции речевых нарушений у детей»
«Маленькие ножки на дорожке-здоровья»
Одна из (главнейших) задач логопедической работы – это создание коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его. Поэтому здоровьесберегающие технологии являются необходимым компонентом комплексной работы с детьми с речевыми нарушениями. Эти методы работы являются эффективными средствами коррекции, помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Кроме того, использование этих методов и приемов помогает организовывать логопедические занятия интереснее и разнообразнее.
Кто-то помнит времена, когда на занятиях использовались различные коврики, созданные своими руками, наполненные различными крупами и имеющими всевозможную структурную поверхность (камешки, пуговицы, губки). Но, к сожалению, такое оборудование не отвечало нормам СанПиН (т.к. были трудности в их обработке после использования), не имело сертификации. Но все изменилось, когда появились крупнейшие производители ортопедических ковриков. Их коврики запатентованы и имеют сертификаты соответствия. Изготавливаются в виде модулей – пазлов размером 25х25 см, которые скрепляются между собой, не скользят и не разъезжаются. Резиновые коврики гигиеничны, легко моются, выдерживают многократную обработку. На наших занятиях можно использовать множество тематических ковриков (Морское дно, Сафари, Ягоды, Космос, Сладости, Животный мир и др.).
В условиях, когда в минимальные сроки необходимо решить максимальное количество задач, перед специалистом возникает необходимость использования новых методов и приёмов с целью оптимизации своей коррекционной работы. Массажные ортопедические коврики являются универсальным оборудованием, помогающим сформировать у детей сенсорные эталоны, обогатить словарный запас, понимание обращенной речи, инструкции, развить общую, мелкую, артикуляционную моторику, развить навык слухового восприятия, а так же коврики создают положительный настрой на предстоящее занятие. А яркое, красочное оформление современных моделей сделает занятие настоящей увлекательной игрой.
Рассмотрим варианты использования ортопедических ковриков.
Предлагаем познакомиться с некоторыми видами игр и упражнений.
Упражнение 1.
Начинаем с того, что дети идут по коврикам и выполняют самомассаж кистей рук шариками Су-Джок, массажными мячами разной жесткости.
Упражнение 2. Усложняя упражнение добавляем - проговаривание стихотворений во время ходьбы.
Упражнение 3. «Прошагай слово». Мы называем слово, ребенок делает столько шагов, сколько слогов в слове. Сначала можно поделить слово на слоги, стоя на коврике, отхлопать, или оттопать, затем уже шагать. Усложняя игру, даём ребенку возможность самому придумать слово и прошагать его по слогам.
Упражнение 4. Снова усложняем игру. Теперь не называем слово, а показываем картинку. Ребенок видит ее, сам называет слово, отхлопывает количество слогов и шагает по коврикам.
Упражнение 5. Рядом с ковриками раскладываем карточки с буквами. Предварительно выбираем ведущего, дети ходят по коврикам, ведущий делает хлопок, все останавливаются и по очереди читают соответствующие слоги на карточках.
Упражнение 6. Усложняя эту игру, предлагаем детям найти себе пару и соединяя слоги, читаем слова.
Упражнение 7. Рядом с каждым ковриком кладём карточку, например, с домашним животным (карточки могут быть любой тематики). Играет музыка, дети ходят по коврикам, музыка выключается, дети останавливаются, берут соответствующую карточку. Задаём вопрос: К кому ты пришёл в гости? Соответственно, ребёнок должен ответить, например ( к медведю) (побуждаю ребёнка к полному ответу).
Упражнение 8.
Усложняем игру: дополнительно раскладываю карточки с цифрами. Ребенку предлагаем согласовать числительное с существительным в числе и роде. Например, 4 льва, 5 зайцев. Тем самым, мы формируем грамматический строй речи и закрепляем знания в познавательном развитии.
Упражнение 9.
В работе над лексикой и обогащением словарного запаса предлагаем следующее упражнение:
Ребенку необходимо придумать 5 слов, относящихся к изучаемой теме, назвать их и прошагать. Сначала мы называем обобщающее понятие, например овощи. Он идет по коврикам и говорит «Я знаю 5 названий…» овощей и называет, делая шаг на каждое слово.
Упражнение 10. Усложняя упражнение, предлагаем ребенку самому придумать обобщающее понятие и шагая, произнести 5 слов.
Упражнение 11. Для обогащения словарного запаса.
Даём ребенку фишки - смайлики и просим его идти по коврикам и называть свои положительные качества. (я добрый, сильный, смелый, красивый, и т д ) при этом называя качество, он кладёт фишку рядом с ковриком. Если ребёнок затрудняется, то помогаем ему, вместе вспоминаем качества и называем их. Думаем, не лишним будет сказать о том, что у детей с ТНР нарушена коммуникация с родителями, родители редко хвалят их, им попросту неоткуда узнать о своих положительных качествах характера.
В этой игре нам нравится еще и то, что она не только способствует обогащению словаря, но и появлению у ребенка добрых мыслей, а так же помогает обрести уверенность в себе.
Упражнение 12. И в заключение расскажем об игре «Комплимент». Два ребенка идут по ортоковрикам навстречу друг другу, встречаются и по очереди говорят друг другу комплименты. Если затрудняются, побуждаем их вспомнить и похвалить друг друга за хороший поступок, пожелать что-то хорошее.
Активное использование ортопедических ковриков на коррекционных занятиях создаёт благоприятные условия для работы с детьми и дает следующие положительные результаты:
• Быстрее налаживается контакт ребенка с воспитателем, более легко проходит адаптационный период, исчезают напряжение и страх.
• Коврики служат необходимым связующим элементом для переноса новых навыков речи из особых условий (место занятий) в обычные условия. Дети учатся правильно говорить в различных для их деятельности речевых ситуациях, так как внимание концентрируется не только на речи, но и движениях тела.
• Предлагаемые игры положительно влияют на развитие высших психических процессов. А так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные образования и сенсорные представления.
• У детей значительно возрастает интерес к занятиям, повышается работоспособность.
Предложенные нами приемы и методы работы с ортопедическими ковриками являются эффективными средствами коррекции, помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Упражнения выполняемые на ковриках направлены на активизацию поверхности стопы и оказывают наибольший терапевтический эффект активнее стимулируют речевые области коры головного мозга. Кроме того, логопедические занятия становятся интереснее и разнообразнее.
Ортопедические коврики очень полезны для правильного формирования стопы у ребенка. Это специальное массажное изделие, материалы которого имитируют натуральный природный покров (траву, гальку, морской песок и др.). Регулярные занятия на нем укрепляют мышцы и суставы ног, улучшают кровообращение во всем организме, повышают иммунитет и стимулируют работу головного мозга. Коврики применяют как для профилактики, так и для лечения плоскостопия, косолапия и других нарушений опорно-двигательного аппарата.
Использование ортопедических ковриков в коррекционной работе показал, что ортоковрики оказывают не только массажный эффект, но и способствуют более качественному формированию речевых навыков, устойчивому вниманию, снижению утомляемости и созданию позитивного эиоционального настроя детей с нарушениями речи.
Список используемой литературы:
Блыскина И. В. Логопедический массаж - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей. Изд. “ТЦ СФЕРА”, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с ОНР
Авторский проэкт по теме...

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда Позволяют •активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Применяются•на разных этапах коррекци...

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Сложная структура речевой патологии определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Выготский Л.С.,1960). Несформированность...
Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся эта стихотворная шумиха незаменим...

Использование логоритмических технологий в процессе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
В статье приведены сведения о том, что использование логоритмики позволяет оптимизировать формы обучения и повысить качество образования....

Использование русских народных сказок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Преодоление общего недоразвития речи (ОНР) у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем современной логопедии. Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоас...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : " Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей Ппо теме : «Роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста»...
