Конспект занятия
план-конспект занятия

Гращенкова Елена Викторовна

Органы чувств называют нашими помощниками, потому что они помогают человеку видеть всё вокруг, слышать звуки, чувствовать запахи, различать пищу на вкус и понять, какой предмет на ощупь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organy_chuvstv_-_nashi_pomoshchniki.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(социализация, безопасность, коммуникация, здоровье, познание)

ТЕМА: «ОРГАНЫ ЧУВСТВ – НАШИ ПОМОЩНИКИ».

ЦЕЛЬ: закрепить знания детей об органах чувств, научить детей общаться друг с другом, развивать речь.

ЗАДАЧИ:

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

- развивать артикуляционный аппарат, слуховое восприятие;

- закрепить знания детей об органах чувств, уточнить, какое значение для человека в процессе познания имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание;

- учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогать детям логично и содержательно строить высказывания, обогащать словарь детей вежливыми словами.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: карточки с изображением органов чувств, фотографии детей, демонстрационный плакат «Глаз человека», непрозрачные ёмкости, в которых находятся продукты с разными запахами (цедра лимона, шоколадная стружка, чеснок), бумажные салфетки, мольберт, столы, мяч, обруч.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА: рассматривание и чтение детских энциклопедий, беседы о здоровье, чтение познавательной и художественной литературы, загадывание и заучивание загадок, разучивание стихотворений и игр, пальчиковых гимнастик, проведение факультатива «Румяные щёки».

ХОД ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

     Организационный момент.

Педагог: Дети, мы сегодня с вами отправляемся в необычное путешествие и посетим школу «Здоровья». Мы побываем в разных лабораториях, где проходят исследования наших органов чувств. Скажите, какие органы чувств вы знаете? (ответы детей). Правильно, глаза, уши. Нос, язык, руки – это наши органы чувств. Они помогают нам познавать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

     Основная часть занятия.

Педагог: Отправляемся в путь.

                Чтоб начать урок здоровья,

                Нужно нам создать условия,

                Сделать мысленный настрой,

                Приглашаю всех со мной.

                Пока звенит мой колокольчик,

                Пусть каждый свой отыщет стульчик.

Вначале немного поиграем с язычком и сделаем артикуляционную гимнастику.

1. «Холодно – жарко». Открыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу, посчитать до пяти, спрятать язык, закрыть рот, посчитать до пяти  (повторить три раза).

2. «Качели».   Открыть рот и медленно поднимать язык вверх и опускать вниз (повторить восемь раз).

3.   «Часики». Открыть рот и медленно двигать языком влево-вправо до уголков рта (восемь раз).

4.   «Лошадка». Поцокать языком.

Педагог: Язык нам нужен для общения. А скажите, как люди знакомятся друг с другом? (называют свои имена). Давайте поиграем с мячом в одну очень интересную игру.

Игра «Придумай ласковое имя». Дети передают друг другу мяч и называют при этом уменьшительно-ласкательное имя соседа по игре.

Педагог: А как вас будут называть, когда вы станете взрослыми?

Дети: По имени, отчеству.

Игра «Знакомство». Представьте, что вы взрослые и желаете познакомиться. Давайте вспомним, какими словами пользуются взрослые при знакомстве (Разрешите познакомиться: меня зовут…, а вас? Давайте познакомимся: меня зовут…, а вас? Извините, как ваше Имя и Отчество? Приятно познакомиться! Будем знакомы: меня зовут…, а вас?).

Педагог: Прошу пройти вас в лабораторию.  Ксения загадает вам загадку и вы узнаете, какой орган чувств исследуют в этой лаборатории.

Ксения: На ночь два оконца сами закрываются,

              А с восходом солнца сами закрываются (глаза).

Дети: Это глаза.

Педагог: Да, в этой лаборатории изучают глаза. А для чего нам нужны глаза?

Дети: Глазами мы видим солнце, небо, маму, папу, растения, животных, друзей…

Педагог: Значит, глазами мы видим мир. Как же беречь глаза?

Дети: нельзя грязными руками тереть глаза; если в глаз попала соринка, нужно сказать маме; ни в коем случае не бегать с ручкой, карандашом, палкой – можно поскользнуться и попасть остриём прямо себе в глаз; нужно читать и рассматривать картинки при хорошем освещении, чтобы было светло; нельзя долго смотреть на солнце, потому что глаза могут получить ожог; нельзя долго смотреть телевизор и заниматься с компьютером – устанут глаза и могут заболеть.

Педагог: Ксения, расскажи, что ты ещё знаешь о глазах?

Ксения: Природа помогает оберегать наши глаза. Если жарко, со лба катится солёный пот, но он не попадает в глаза, ему мешают брови. Если ветер несёт пыль или возле лица летают мелкие мошки, то глаза защищают ресницы и веки. Веки внутри влажные. Когда мы моргаем, веки омывают глаза и смывают с них пыль.

Педагог: А знаете ли вы, какого цвета у вас глаза? Посмотрите друг на друга, глаза у всех нас отличаются цветом  и формой. Предлагаю вам игру: «Определи по глазам, кто это?». Посмотрите на эти фотографии, где изображены наши дети. На фотографиях не закрыты только глаза (дети стараются отгадать, кто изображён на фотографиях).

Педагог: Наши глаза нуждаются в отдыхе, поэтому мы каждый день делаем специальную зарядку для глаз. Но сегодня наши глаза будут отдыхать, глядя на огонь свечи.

Упражнение «Цвет огня». Дети сидят за столом, на котором лежит «круг безопасности». Плавающие свечи опускаются в ёмкость с водой., зажигаются.

Дети наблюдают за изменениями цвета зажженной свечи. Дети обмениваются впечатлениями. При этом педагог напоминает, что без взрослых с огнём действовать нельзя. Педагог тушит огонь с помощью мокрой тряпочки. Таким образом, дети получают наглядное представление и о средствах тушения огня.

Педагог: А теперь пройдём в следующую лабораторию. Иван, загадай  свою загадку:  Два брата на одной голове живут,

                Всё слышат, а друг друга не видят.

Дети: Это уши.

Педагог: Да, в этой лаборатории изучают ухо. Все сядьте на стульчики. А почему вы сели?

Дети: Потому что услышали, что вы сказали.

Педагог: Чем вы это услышали?

Дети: Ушами.

Педагог: Дети, а для чего нам нужны уши?

Дети: Уши нужны, чтобы слышать, если человек не слышит, то он не умеет разговаривать.

Педагог: К сожалению, уши могут болеть. Человек может даже совсем оглохнуть. Какие правила нужно помнить, чтобы уши хорошо слышали и не болели?

Ответы детей: Нельзя громко кричать, громко включать телевизор, магнитофон, нельзя кричать прямо в ухо; нельзя чистить уши острыми предметами, для этого есть специальные ватные палочки; по утрам уши надо мыть мизинчиком внутри, мыть надо и за ушами; нельзя в ухо засовывать предметы, потому что можно повредить ухо и стать глухим; в холодную погоду нужно надевать шапку, платок, чтобы не застудить уши. Проверять уши у врача ЛОР, делать специальный массаж для ушей.

Педагог: Лиля, прочти, пожалуйста, стихотворение Е.Виноградовой «Уши».

Лиля: Непоседы, хохотушки,

           Для чего нужны нам ушки?

           Отвечайте поскорей,

           Вспоминайте про зверей.

           Кошка ушки навострила,

           Мышку взглядом проводила.

           Приподнимет ухо пёс -

           Словно задаёт вопрос.

        Зайка ушком поведёт –

            Кто с ним рядом, узнаёт.

            Жарко. В джунглях ходит слон,

            И ушами машет он.

            Есть, представьте, ушки

            У птиц и у лягушки.        

Педагог: Спасибо, Лиля. А вы, ребята, хорошо слышите? Тогда, давайте, поиграем в игру «Что услышал, назови». Я буду шёпотом говорить слова, а тот, кто первый услышит, назовёт это слово (вода, мыло, витамины, солнце, уши, молодцы). А теперь предлагаю игру: «Узнай по голосу». Становитесь в круг, Иван выберет водящего с помощью считалки (дети идут по кругу и говорят):

 Соня, ты стоишь в кругу,

Мы зовём тебя: «Ау!»

Быстро глазки закрывай,

Кто позвал тебя, узнай!»

Ребёнок отгадывает называвшего его, и тот становится на его место в центре круга. Игра повторяется.

Педагог: А теперь пройдём в следующую лабораторию. Отгадайте Анжелину загадку.

Анжела: Между двух светил в середине я один.

Дети: Это нос.

Педагог: Дети, а зачем нам нужен нос?

Дети: Нос помогает определить разные запахи.

Педагог: Какие бывают запахи?

Дети: Сильные и слабые, приятные и неприятные, резкие, ароматные, раздражающие.

Педагог: А теперь представьте, что вы космонавты, вам необходимы разные продукты питания, которые лежат в баночках. Но этикетки с названиями от клеились. Дети, вам нужно определить, что находится в каждой баночке (дети нюхают содержимое баночек и называют его: апельсин, шоколад, лук, лимон).

Педагог: Анжела, может ли запах предупредить об опасности?

Анжела: Можно почувствовать запах дыма при пожаре или когда на плите что-то подгорело. Если продукты плохо пахнут  - они испортились и их есть нельзя.

Педагог: Юля, прочти, пожалуйста, стихотворение Е.Виноградовой «Нос».

Юля: Если нас, ребята, спросят,

          Для чего же нужен носик,

          Что мы будем отвечать?

          Помогает нам дышать,

          Аромат цветов вдыхать.

        Фруктов, супа, булок сдобных

         Вкус и запах различать.

         А ещё ведь так удобно

         На носу очки держать.

Педагог: Спасибо, Юля.

Педагог: нас ждёт следующая лаборатория, где изучают орган чувств – это руки. Предлагаю вам сделать пальчиковую гимнастику.

Раз, два, три, четыре, пять,        (по одному пальчику разгибают из  

                                                           кулачка)

Будем пальчики считать –          (сжимаем и разжимаем пальчики)

Крепкие, дружные,                      (по очереди соединяют подушечки  

                                                           пальцев с большим пальцем)

Все такие нужные                        (пальцы сцеплены в один кулак)

Педагог: дети, а для чего нужны нам руки? (ответы детей) Мы с вами смогли узнать друг друга по глазам, а давайте проверим, сможем ли мы узнать друг друга с помощью рук, но с закрытыми глазами.

Игра «Жмурки».

Заключительная часть.

Педагог: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мы побывали с вами в «Школе здоровья», поговорили о наших помощниках – органах чувств, о том, как они нам необходимы. Мне понравилось, как вы сегодня занимались. Порадовали своими знаниями. Молодцы!

 А теперь мы улыбнёмся.

Крепко за руки возьмёмся.

И какие слова

Говорим мы уходя?

Дети прощаются.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...