Рабочая программа по обучению грамоте на 2009/2010 учебный год
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме

Бушуева Татьяна Геннадьевна
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, используемую литературу, приложение, которое содержит проверочные работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.rar179.26 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

         Рабочая программа по обучению грамоте (чтение), обучению грамоте (письмо) для 1 класса разработана на основе примерной,  авторской программы Н.В.Нечаевой «Русский язык», утверждённой МО РФ (Самара: Корпорация «Фёдоров», 2007)  в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2004).

Тематическое планирование рассчитано на 198 учебных часов в год, в том числе:

- обучение грамоте (чтение) – 92 часа;

- обучение грамоте (письмо) – 106 часов.

Цель программы – освоение обучаемыми коммуникативных функций русского языка – умения адекватно воспринимать и использовать речь.

Задачи программы:

  1. научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке, литературе;
  2. развивать интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребёнка положительное отношение к учению;
  3. развивать психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку  (слухового, зрительного анализаторов, речевых органов, мышц руки, пространственной, временной, количественной ориентации; фонематического слуха; систем: глаз – рука, ухо – рука; способности перекодировать; быстро просматривать и проговаривать последовательность каких- либо знаков).
  4. обеспечить обучающимися усвоение ГОС.

В соответствии с обозначенными задачами обучение грамоте является интегрированным курсом и вводит детей в такие понятия, как «русский язык», «художественная литература». Далее этот курс перерастает в две программы «Русский язык» и «Литература».

Ядро программы обучения грамоте составляет начальное осознание обучаемыми взаимосвязи между целевой, содержательной сторонами речи и формальными средствами её выражения (грамматикой, знаками). Слово в этот период выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В ходе активного употребления языка обучаемый сам открывает его правила, сам устанавливает объективно существующие взаимосвязи, осмысливая таким образом собственный  дошкольный опыт пользования языковой системой. Существенное расширение языкового материала является необходимым условием для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением, для освоения ими адекватных форм и средств общения, для ускоренного формирования навыков чтения и письма.

Цели и задачи программы соответствуют технологии развивающего обучения    Занкова, её принципам, методологическим свойствам, где главным является сотрудничество «ученик – учитель- родители»; проблемный и деятельностный подход в обучении.

 Основные методы обучения – доверительные беседы, познавательные игры, практические работы, ориентированные на организацию анализирующего наблюдения детей и их практических действий. Формой обучения является урок, включающий фронтальную, парную, индивидуальную виды работ.

В структуре данной программы выделяются следующие основные разделы:

Развитие речевой деятельности (устной и письменной) – 148 ч.

Цель: разговорить детей (организация заинтересованного, содержательного общения детей в процессе поиска решения проблем, а также при непосредственном ознакомлении школьников с окружающим миром).

Система русского языка – 50 ч.

Цель: способствовать формированию навыков правильного чтения и правильного письма.

Обучение грамоте состоит из четырёх этапов

I – 16 ч (гласные а, у, о, э, ы, и)

На этом подготовительном этапе вводятся основные понятия (устная, письменная речь, предложение, слово, звук, звуки гласные – согласные, согласные звуки твёрдые и мягкие), опосредованное чтение рисунков, пиктограмм, схем слов, предложений и коррекционные задания, развивающие предпосылки для быстрого и качественного формирования этого важнейшего навыка.

На первом этапе обучаемые должны:

знать

уметь

изученные звуки и буквы;

соотносить схему слова с названием предмета;

признаки гласных и согласных звуков;

записывать схемы диктуемых слов и предложений;

признаки согласных звуков твёрдых и мягких;

читать слоги, короткие слова;

признаки предложения.

адекватно реагировать на обращение учителя, одноклассников.

                                                                       

II  - 16 ч (сонорные согласные)

На втором этапе по-прежнему проводится опосредованное чтение и коррекционные задания; вводятся самые слышимые сонорные согласные, осваивается чтение мягких согласных перед  -И.

На данном этапе  обучаемые должны

знать:

уметь:

изученные буквы и звуки;

определять место ударения в двусложных словах;

оформление предложений (первое слово пишется с большой буквы, в конце предложения ставится знак);

делить слова на слоги;

многообразие жанров литературных произведений.

списывать слова и предложения с печатного и рукописного текстов;

писать под диктовку слоги.

читать слова, предложения, ориентировочный темп чтения 10-15 слов в минуту.

III- 37 ч (парные согласные)

Изучаются звонкие и глухие согласные, увеличивается длина читаемых слов, появляется стечение согласных, осваивается чтение букв, обозначающих твёрдые согласные [ж], [ш], формируется начальное представление о случаях расхождения между звуковым и буквенным составом слов.

На третьем этапе обучаемые должны:

знать:

уметь:

признаки согласных звуков твёрдых и мягких, глухих и звонких;

различать на слух звуки речи;

написание гласных а, у, и после согласных ч, щ, ж, ш;

находить в ряду слов родственные слова;

изученные буквы и звуки.

читать осознанно и правильно небольшой текст, ориентировочный темп чтения 20 слов в минуту.

определять место ударения в словах.

IV – 23 ч (гласные е,  ё, ю,  я; непарные согласные; буквы ь, ъ)

Вводятся двузвучные гласные звуки, буквы, обозначающие непарные согласные звуки,  ещё более усложняется слоговая структура слов, расширяется представление о расхождении звукового и буквенного состава слов.

На четвёртом этапе обучаемые должны:

знать:

уметь:

звуки  и буквы русского алфавита, их основные различия;

читать осознанно и правильно небольшой текст, ориентировочный темп чтения 30 слов в минуту;

написание заглавных и строчных букв;

писать под диктовку текст до 20 слов;

признаки предложения;

списывать предложения с печатного и рукописного текста;

правила переноса слов.

правильно писать изученные буквы и их соединения.

Формами контроля являются проверочные работы, тесты. Так как в первом классе безоценочная система обучения, то применяются следующие критерии оценки знаний учащихся:

высокий уровень (В)- 96%-100%;

уровень выше среднего (В/С) - 70%- 95%;

средний уровень (С) - 45% - 69%;

уровень ниже среднего (Н/С) – ниже 25% - 44%;

низкий уровень (Н) - 0% - 24%.

Критерии оценивания различных видов работ

Проверочные работы:

За каждое правильно выполненное задание – 3 балла

За каждое неправильно выполненное задание – 0 баллов

(После проверки результаты переводятся в уровни)

Тесты:

За каждое правильно выполненное задание ГОС – 1 балл

За каждое задание применения знаний в новой ситуации – 2 балла

За каждое творческое задание – 3 балла

 (После проверки результаты переводятся в уровни) 

Списывание:

В – переписывает правильно, без ошибок, допускается одно исправление; почерк ровный, красивый, буквы соединены правильно;

В/С – допущены 1-2 ошибки или 1-3 исправления; негрубые нарушения при написании букв;

С – допущены 3-4 ошибки или 4 исправления; более грубые нарушения при написании букв;

Н/С – допущено более 4 ошибок; наблюдаются грубые нарушения при письме;

Н – работа показывает значительные трудности, испытываемые обучаемым  при списывании, допускает грубые нарушения графики.

Восстановление деформированного текста:

В – все  логико – смысловые связи установлены правильно, ошибок при списывании нет;

В/С – большинство связей установлено правильно, допущены 1-2 ошибки или 1-3 исправления;

С- большинство связей установлено неправильно, допущены 3-4 ошибки или 4 исправления;

Н/С – большинство связей установлено неправильно, допущено более 4 ошибок;

Н – хаотичный набор предложений, ошибок и исправлений более чем 4.

Техника чтения:

Высокий уровень – в норме три основных показателя: способ чтения - читает по слогам плавно или более совершенным способом, темп чтения - 30 слов в минуту, правильность чтения - читает без ошибок или допускает 1 ошибку на 30 слов;

Выше среднего уровень – в норме только два основных показателя: способ чтения и правильность чтения;

Средний уровень – в норме только два основных показателя, один из которых или способ чтения, или правильность чтения;

Ниже среднего уровень  - в норме только один из показателей;

Низкий уровень – нарушены все основные показатели чтения.

Понимание прочитанного:

В -  самостоятельно придумывает название, выражающее главную мысль прочитанного текста;

В/С – выбирает наиболее точное название текста из нескольких предложений;

С – правильно отвечает на все вопросы;

Н/С – отвечает правильно только на ½ вопросов;

Н – прочитанное не понимает или улавливает лишь отдельные детали.

Предполагаемые результаты: в конце изучения курса обучаемые должны читать не менее 40 слов в минуту целыми словами или по слогам + целыми словами; писать под диктовку небольшие предложения, списывать текст с минимальным количеством ошибок ( 1-3); составлять рассказы (4-5 предложений) на определённую тему.

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа По Обучению грамоте (чтение, письмо) 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС

Тип программы:  программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...

Рабочая программа по обучению грамоте на 2014-2015 учебный год 1 класс по системе РО Занкова Л.В.

Настоящая рабочая программа по обучению грамоте разработана на основе методологии системы развивающего обучения Л. В. Занкова, в соответствии с основными положениями Федерального государственного обра...

Рабочая программа по обучению грамоте, УМК Л.В.Занкова. 2014-2015 учебный год.

Рабочая программа составлена учителем начальных классов МБОУ СОШ № «Гармония» Борисковской Е.В....

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по обучению грамоте и развитию речи  по "Букварю" Т.М.Андриановой (1 класс)....

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...

Рабочая программа курса «Обучение грамоте» и «Литературное слушание» для 1 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень) 5 часов в неделю, 78 часов 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по курсу «Обучение грамоте» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего ...

Адаптированная рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса с ТНР, вариант 5.2 (II отделение) на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государственн...