Урок обучения грамоте
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Васильева Лидия Ивановна

 

Тема:  Согласный звук [щ], буквы Щ, щ (закрепление) «Встреча с доктором Здоровая пища».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка во 2 А классе

по теме: «Тайна написаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Cредней общеобразовательной школы № 7

Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан,

учитель второй  квалификационной категории

Егорова Ольга Николаевна

Цели: - закрепление навыков правописания изученных сочетаний;

            -изучение способов проверки слов, в которых сочетания стоят в безударной позиции,    причём часть слов можно проверить, а другую нет.

            - развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса  

            - закрепление знаний о предложении, как единице речи, выражающей законченную мысль,

             - воспитание любви к родному языку, привитие интереса к чтению.

1. Орг. момент.

2. Введение в тему.

- Сегодня, ребята, у нас необычный урок, а урок-путешествие. Совершать путешествие мы будем на поезде вместе с Машей и Мишей. А чтобы отправиться в путешествие по станциям нам нужны билеты.

Билеты- 1 задание:

Чистописние: ж ш ч щ ж ш ч щ

- Что вы знаете о звуках, которые обозначают данные буквы?

Звуки [Ж],[Ш] всегда твёрдые. Звуки [Ч] ,[Щ] всегда мягкие.

 3.

1 станция « Проверь!»

-Вот и наша первая остановка.

-Кто из вас догадался, почему она так называется?

Игра «Молчанка» (показ гласных букв, пропущенных в словах).

Стр-жи,  м-л-ши, пл-щадка,  ут-щу, св-ча, схв-чу,  тиш-на.

- Что вы можете сказать о словах в данном ряду?

  В словах присутствуют согласные буквы из минутки чистописания.  

- Вставьте пропущенную букву. (Работа со средствами обратной связи).

  Расскажите последовательность вашей работы.

1. Постановка ударения.

2. Нахождение родственного слова.

3. Показ буквы.

- На какие гласные падает ударение? Вы чётко слышите гласные звуки в сочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ? Почему?

- Подберите  проверочные слова.

- Запишите проверочные слова, а затем поверяемые, поставь ударение, подчеркни безударную гласную.

Стриж -  стр-жи , мал -  м-лыши, площадь - пл-щадка,  тащит - ут-щу, свечка - св-ча,

схватка -  схв-чу, т_ш_на - тишь.

Каким правилом пользовались, когда подбирали проверочное слово? (Повторение правила)

-Какое слово в данном ряду лишнее? Почему? (тишина’ ).

Правописание безударной гласной буквы и проверить нельзя.

Что в таком случае необходимо сделать?

( Проверить правописание  с словаре).

4.Сообщение темы урока.

Чтение интриги.

Разыгрывание ситуации прихода Маши и её разговора с Мишей.

- Поможем Мише разобраться в услышанном.

2 станция «Ударная»

- Почему же существует тайна в написании этих сочетаний?

Работа по учебнику. Стр.146.

Шипеть, шипящий, шипучий, шипы, тишина, горошина, ужин, живой, ошибаться…

В этих словах НЕЛЬЗЯ утверждать, что после Ж и Ш нужно писать букву И, т.к. ЖИ, ШИ не  под ударением.

Мало знать, что здесь не пишется гласная Ы, надо ещё доказать, что здесь пишется И, а на Е.

- Как  возможно проверить написание И после Ж и Ш.

( - Если   в сочетании гласная буква находится под ударением, то можно записывать слова  не сомневаясь.

- Если в сочетании гласная буква находится в безударной позиции, необходимо подобрать проверочное слово.)

- Каким правилом будем пользоваться?

- В каких словах проверить написание невозможно? Тишина, горошина, ужин.

-Г де проверяем данные слова?  (В словаре).

Какие словари вам знакомы? ( Толковый, «Пиши правильно», «Произноси правильно»)

- Внимательно прочитайте первые 3 слова. Можно ли их назвать родственными? А 4-ое слово будет ли для данных 3-х родственным?

Шипеть, шипящий, шипучий, шипы.

- Как вы прочитали 4-ое слово?

Шипы’-ши’пы

Шип- колючка, вырост на растении, а также на теле животных.

Шип – звук шипения.

- Как называются слова, написание которых одинаково, а значение разное? (Омонимы)

Что вы можете сказать об данном слове?

Шип – слово, обозначающее предмет,

             отвечает на вопрос что?, является неодушевлённым предметом,

             мужского рода.

             стоит в ед.числе,

- Составить предложение с каждым из данных слов. (Устно).

Запишите предложение с доски:

На розе растут колючие шипы.

- Разберите предложение по членам.

- Найдите слово, обозначающее действие предмета. =========

- Что за предмет производит данное действие?____________

- Каким признаком обладает предмет?

- Что является дополнительным словом, обозначающим предмет?

5.Физминутка.

3 станция «Физкультурная»

Постарайтесь запомнить слова  из физминутки с  сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА.

Вот наш поезд едет,

Колёса стучат.

А в этом поезде ребята сидят.

Пыхтит паровоз,

Далеко, далеко

Ребят он повёз.

Загудел паровоз

И вагончик повёз:

«Чу – чу –чу ,

Далеко качу

Вагончики зелёные

Бегут, бегут, бегут.

А круглые колёсики

Всё тук. Да тук. Да тук.

6.

4 Станция «Парная»

- А сейчас мы будем составлять пары, подбирая близкие по значению слова.

Волшебник                                        чумазый

Глушь                                                 чародей

Грязный                                              щадить

Скучаю                                                чаща

Жалеть                                                 грущу

-Как называются близкие по значению слова? (Синонимы)

- Что объединяет слова второго столбика? (ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ).

- Всегда ли чётко слышим звуки в словах?

Работа по учебнику. Стр. 148, упр.112.

Ч(а,е,и)стица,  ч(а,е,и)инка, ч(а,е,и)сок.

Щ(а,е,и)дить,        щ(а,е,и)вель.

-Какое слово посмотришь в словаре? Что ещё необходимо запомнить в данном слове? (Произношение: Щаве”ль)

- сможешь написать слова правильно?

- почему это непросто?

- везде ли можно проверить?

7.

5 Станция «Соревновательная».

Работа в тетради.

На этой станции нам предстоит выполнить задание Летучей мыши. Стр. 148, упр. 111.

Запишите слова в два столбика, обращая внимание на ударение.

Проверка с мультимедиа.

Пушинка                            шиповник

Снежинка                           держит

Крошить                             сушит

Кувшин                               съёжился

Душился                              душится

8.

6 станция «Конечная»

Повторим:

Мыши, ёжики, ужи,

Лыжи, лужи и моржи,

Крыши, чижики, стрижи,

Жирафы и карандаши

Их  с буквой И всегда пиши!

                                                                 Чайка, чаща, каланча.

                                                                  Роща, гуща и свеча,

                                                                  Пища, чайник, чашки, чай –

                                                                  Как напишешь? Отвечай!

Чулок, верчу, чуть-чуть грущу.

Все слова пишу я с У.

9. Итог урока.

- Возвращаемся. Возвратимся в начало урока.

- Можете ли вы продолжить список данных слов? Как будете поступать при проверке слов на данные орфограммы?

Закончить хочется такими словами : Не стыдно- не знать, стыдно – не учиться!

 - Как вы понимаете данную фразу?

Д.задание: стр.149, упр.113.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....