Конспект урока "Яков Пинясов "Кто грамотней?"
план-конспект по чтению по теме

Головочесова Светлана Николаевна

Мордовский писатель Яков Пинясов и его произведение "Кто грамотней?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yakov_pinyasov_kto_gramotney.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Яков Пинясов «Кто грамотней?»

Цели урока: познакомить с биографией мордовского писателя Якова Пинясова и его произведением «Кто грамотней?»; научить сопоставлять название произведения с содержанием; учить определять тему и основную цель произведения; изучить правила поведения в транспорте; учить читать по ролям.

Ход урока

  1. Организационный момент

Чтение художественной книги 5 минут.

II. Сообщение темы урока

- Сегодня мы познакомимся с одним из произведений мордовского писателя Якова Пинясова.

  1. Знакомство с биографией автора

Более 60 книг для детей выпустил Яков Максимович Пинясов, народный писатель Мордовии, лауреат Госпремии республики. Многие из них издавались на языках народов России и Ближнего Зарубежья, были выпущены в Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Югославии, Англии. Среди его книг - "Живые фонарики", "Белые шубки", "Водяная девочка", "Обыкновенные варежки", "Сорокины сказки", "Лесная сказка", "Говорящие туфельки", "Слоненок Ланг и его друзья", "Первая ласточка", "Лесной портной"….

Яков Максимович Пинясов родился в 1913 году в семье крестьянина села Мордовские Поляны, Зубово-Полянского района. Закончил среднюю школу в городе Бедно-Демьянске и полиграфический техникум в Москве. В течение шести лет работал учителем в одной из мордовских школ.

О моем друге и его книгах

(из предисловия Н. Богданова к книге Я.Пинясова "Шумный брат").

"С добрым чувством перелистываю страницы этой красивой книги. С любовью старался я - переводчик - передать русским читателям все лучшее в творчестве моего друга мордовского писателя Якова Пинясова.

Мой интерес к Мордовии идет от далекого детства, проведенного на берегах Мокши. Отец служил врачом в Темниковском уезде, бывшей Тамбовской губернии, а мать учительницей. Она преподавала грамоту мордовским и русским детям. В семье у нас говорили, что мордва народ очень бедный, но очень честный и добрый…

Славилась мордва лесными поделками. Берестяные туески для меда, тисненые затейливым узором, деревянные блюда, корыта, дуги с веселой резьбой, прялки и веретена, искусно выточенные из липы и клена, красовались на ярмарках. Мама берегла мордовские льняные полотенца, затканные какими-то необыкновенными узорами. У нее был праздничный наряд мордовской девушки. Живали у нас и мордовские няньки, певшие песни на непонятном, но очень приятном для слуха языке.

IV. Подготовка к восприятию произведения

- Произведение называется «Кто грамотней?». Как вы понимаете название?

- О чём, по-вашему, рассказ?

- Кто герои рассказа?

- Какие могут быть события в рассказе с таким названием?

- Давайте почитаем это произведение и подумаем, правильно ли мы соотнесли название произведения с содержанием?

V. Чтение текста учителем

VI. Анализ произведения

- Правильно ли мы определили содержание произведения по его названию?

- О чём рассказ? (тема)

- Кто герои рассказа?

- Какая ситуация описывается в рассказе?

- Как вы думаете, кто из них прав?

- Какова основная мысль этого рассказа?

VII. Составление правил поведения в транспорте

- Чтобы никто из нас не оказался на месте Наденьки, давайте познакомимся с правилами поведения в транспорте.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ.

  1. При входе в городской транспорт не расталкивай всех локтями, пропускай женщин, пожилых людей и девочек (если ты мальчик) вперед, помоги им подняться в салон.
  2. Не останавливайся у входа (если ты не выходишь на следующей остановке), а пройди в середину салона.
  3. Воспитанный человек уступает место пожилым людям, малышам, женщинам с тяжелыми сумками.
  4. В общественном транспорте не стряхивают снег или капли дождя с одежды, не едят, не входят с мороженым в руках и, конечно, не курят.
  5. В салоне не причесываются, не чистят ногти, не ковыряют в носу, зубах, ушах...
  6. Газету читают в сложенном виде, не разворачивая; не заглядывают в книгу или газету соседа. А глазки скажут тебе "спасибо!", если ты вообще откажешься от привычки читать во время движения.
  7. Не разглядывай в упор пассажиров, не опирайся на них всем телом.
  8. Входя в транспорт, нужно снимать рюкзаки и сумки-ранцы, чтобы не задеть (иногда даже запачкать) людей.
  9. Если тебе трудно держать торт или цветы, когда ты едешь стоя, можно вежливо попросить сидящих подержать их.
  10. Находясь в салоне, не следует громко смеяться и разговаривать, обсуждать свои проблемы, спорить во всеуслышанье с друзьями. Тем более непозволительно оскорблять людей, сделавших вам замечание.
  11. Родители должны следить за тем, чтобы дети не пачкали ногами одежду окружающих и сиденья.
  12. Не занимай места для пассажиров багажом или пакетами, крупные вещи лучше перевозить не в часы пик. А громоздкие острые предметы (например, лыжи) перевозят хорошо упакованными.
  13. Хозяевам животных: кошек, птиц, мелких грызунов желательно перевозить в специальных клетках; собак - обязательно в наморднике.
  14. К выходу надо готовиться заранее (особенно, если много пассажиров). Спрашивай у стоящих впереди: "Вы выходите на следующей остановке?" Не оттесняй молча людей прокладывая себе дорогу, а, извиняясь, попроси разрешения тебе пройти.
  15. Если женщина (девушка) едет с мужчиной (молодым человеком), то он первый проходит к выходу и первым выходит, помогая сойти спутнице.

В любом виде транспорта будь внимательным и предупредительным такие слова, как "Будьте добры", "Благодарю Вас" придадут тебе уверенность в любой ситуации и создадут у окружающих мнение о тебе как о человеке воспитанном и доброжелательном.

VIII. Чтение по ролям произведения

IX. Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...