Открытый урок по чтению в 4 классе
материал (чтение, 4 класс) по теме

Савинова Нина Михайловна

Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pobeda.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя школа с углубленным

изучением отдельных предметов» № 32

 

        

Литературно-музыкальная композиция

          ко Дню Победы

 (в 4 «А»классе)

   

                             

                           Учитель

                          начальных классов:

                              Савинова Н.М.

2010 г.

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

КО ДНЮ ПОБЕДЫ

Цель урока:  Познакомить с музыкальными и художественными произведениями о Великой Отечественной войне.

Задачи урока:

  1. учить детей чувствовать и понимать язык художественного произведения
  2. развивать речь, память, внимание учащихся
  3. стимулировать читательский интерес к произведениям о ВОВ
  4. формировать у детей гражданско-патриоческое сознание

На урок приглашаются бабушки и дедушки - ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети, пережившие войну.

Звучит песня «С чего начинается Родина». 

Постепенно музыка стихает.

Уч-ся: Нет на свете Родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звезды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса.

Где в реках стремительные воды

Голубеют, словно бирюза,

Где, когда настанет непогода,

Весь народ выходит, как гроза.

Уч-ся: Победа!

Славный сорок пятый!

Но мы оглянемся назад:

Из тех военных лет солдаты

Сегодня с нами говорят.

Звучит фонограмма «Священная война». На фоне затихающей музыки.

Уч-ся: Ах война, что ж ты сделала, подлая?

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом - солдат,

До свидания, мальчики,

Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

С первых дней ВОВ жители Саранск вместе со всем советским народом встали на защиту своей любимой Родины. Только за первые 5 дней войны из города добровольно ушли на фронт более 5000 человек.

В столице республики как и по всей Мордовии развернулось всеобщее военное обучение населения и его подготовке к противовоздушной обороне. Сотни женщин и девушек записывались в санитарные дружины, готовились стать стрелками-радистами.

Из Мордовии на фронт ушли 241 000 человек. Из них более 120 000 человек погибли. 6 000 человек уроженцев Мордовии ушли добровольцами.

Почти  100 000 бойцов и командиров за доблесть в боях были награждены орденами и медалями. 104 из них было присвоено звание Героев Советского Союза. 25 уроженцев нашей республики стали Кавалерами Ордена Славы трех степеней. В годы ВОВ Мордовия стала, в Среднем Поволжье, одним из центров реабилитации. 14 эвакогоспиталей – 6 госпиталей в Саранске, остальные в других районах.

Исполнение песни «Хотят ли русские войны?». 

Уч-ся: Как ненавижу я войну,

Уж столько лет она мне снится,

Нарушив сон и тишину,

Всё по ночам ко мне стучится.

Стучатся те, с кем воевал,

Кто не вернулся с поля боя,

Я каждый день друзей терял

И засыпал в траншее стоя.

Исполнение песни «На безымянной высоте». 

Уч-ся (в военной форме):

За этот мир платили мы в боях

Ценой немалою, большой ценою:

Четыре страшных года на плечах

Пронёс не кто-нибудь, а мы с тобою.

Исполнение песни «Дороги».

Уч-ся: Кто сказал: «Всё сгорело дотла,

Больше в землю не бросите семя!»?

Кто сказал, что Земля умерла?

Нет, она затаилась на время!

Вместе с отцами, мужьями и братьями на фронте были и славные дочери Мордовии. Наряду с мужчинами они несли тяжелую военную службу. Их можно было встретить среди отважных сандружинниц и связисток, смелых партизанок и подпольщиц, храбрых зенитчиц и врачей, рядовых бойцов подразделений.

Врач из Саранска, Александра Степановна Попова, была в санотряде гвардейской части. Оперировать раненых приходилось под фашистскими бомбами. Сотни бойцов вернула она в строй.

Фонограмма песни «Махнем не глядя». 

Уч-ся: Четыре года прошагал

Я от Москвы и до Берлина,

Четыре года не видал

Родную мать, родного сына.

Исполнение песни М.Ножкина «Последний бой». 

Уч-ся: Война закончилась,

Но песней опаленной

Над каждым домом

До сих пор она кружит,

И не забыли мы,

Что 20 миллионов

Ушли в бессмертие,

Чтоб нам с тобою жить.

Город прославили своими подвигами наши земляки Герои Советского Союза. Семен Антонович Полежаев сражался в авиационных частях. Он совершил более 300 боевых вылетов.

4 апреля  1945 года Петр Орлов направил горящую машину на скопление вражеских танков. Он повторил подвиг Гостелло.

Самоотверженно бился и погиб за Отчизну Игорь Косарев.

Отважно дрался под Москвой лыжный батальон, сформированный из молодежи Саранска. Душой этого батальона был зам.комбата, наш земляк, Яков Иванович Сазанов.

Ценой своей жизни преградили путь на Москву комсомольцы из Саранска Виктор Высоцкий, Анатолий Морозов, Виктор Лисенков.

Бесстрашно воевал в небе Сталинграда летчик из Саранска, Герой Советского Союза, Владимир Игнатьевич Стрельченко. Он разбил 7 вражеских эшелонов, сбил лично 7 самолетов врага.

Исполнение песни «Бери шинель». 

Уч-ся: Касаюсь мрамора могильных плит,

Как шрамы, под рукой шершавы даты ...

Здесь спят в боях погибшие солдаты,

Но наша память никогда не спит.

Никто не заставлял, они шли сами,

Хотя имели жизнь всего одну,

Но покидали мать, детей, жену,

Чтоб мы под мирным небом жили с вами.

Исполнение песни «Журавли». 

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов

И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче – гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы.

Все судьбы в единую слиты.

        А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,

        Горящие русские хаты,

        Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

        У братских могил нет заплаканных вдов,

        Сюда ходят люди покрепче.

        На братских могилах не ставят крестов,

        Но разве от этого легче?

Почти каждый второй воин, уроженец Саранска, не вернулся с войны. И нет покоя живым, ибо каждый из нас повторяет: «Я живу потому, что кто-то остался на поле боя». Вечная им Слава и Память.

Минута молчания.

Осенен полыханием

Победного стяга,

Сел усталый солдат

На ступеньки рейхстага.

Снял фуражку,

Как труженик после работы,

Вытирая со лба

Капли жаркого пота,

Положил автомат,

Пыль стряхнул с гимнастерки,

Из кисета отсыпал

Щепотку махорки…

Поглядел еще раз,

Как над вражьей столицей

На весеннем ветру

Наше знамя лучится,

Папиросу свернул,

Затянулся спокойно и сказал:

- «Так любые закончатся войны».

Уч-ся: В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Уч-ся: Победа!

Победа!

Во имя Отчизны  

Все: Победа!

Уч-ся: Во имя живущих

Все: Победа!

Уч-ся: Во имя грядущих  

Все: Победа!

 

Исполнение песни «День Победы». 

Ветераны Великой Отечественной.

Как мало их осталось на земле

Не ходят ноги и тревожат раны,

И ночью курят, чтобы в страшном сне,

Вновь не стреляли в них на поле брани.

        Мне хочется их каждого обнять,

Теплом душевным с ними поделиться,

Была бы сила, чтобы время вспять…

Но я не Бог…Война им снова снится.

        Пусть внукам не достанется война

И грязь ее потомков не коснется,

Пусть курит бывший ратный старшина

И слышит, как внучок во сне смеется.

Уч-ся: Хотел бы я, чтоб на планете

 Хранили мир и тишину,

 Чтобы потомки, наши дети,

 Не знали никогда войну.

Через века, через года, -

помните!

О тех, кто уже не придет никогда,-

 помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

горькие стоны,

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Люди!

Покуда сердца стучатся  –

помните!

Какою ценой

завоевано счастье  –

пожалуйста,

помните!

Все дети исполняют песню «Солнечный круг». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, литературное чтение, 4 класс

Тема урока: С. А. Есенин «Лебедушка»4 классЦели и задачи урока: создать условия для:формирования умения находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их функции в ст...

открытый урок по чтению 3 класс

открытый урок по чтению в 3 классе. программа "Школа 2100"...

Открытый урок литературного чтения 2й класс

урок разработан в системе Л.В. Занкова по учебникам Лазаревой...

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

открытый урок Литературное чтение 1 класс

СКАЗКА-ЦЕПОЧКА. «Теремок».С. Маршак «Багаж»Цель: создать условия для формирования представления о жанровом разнообразии фольклорных произведений, понятии «сказка-цепочка», развития речи, пополнения сл...

Открытый урок по чтению. 1 класс.Тема: статья В.Н.Крупина " Первый букварь"

Урок удовлетворяет современным требованиям. В основе урока системно-деятельностный подход. Урок направлен на формирование умения работать с текстом, рзвитие творчества, коммуникативные универсальные н...