Урок нравственности.
классный час по чтению (4 класс) по теме

Классный час для младших школьников, способствующих развитию нравственных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_nravstvennosti..doc52 КБ

Предварительный просмотр:

       

                                                                           

                                                                           КЛАССНЫЙ ЧАС О НРАВСТВЕННОСТИ

                                                                       Шопп Л.Д., учитель начальных классов,

                                                                        МКОУ «Тополинская СОШ»

Цели: Учить детей видеть и чувствовать мир, воспитывать нравственность, дружбу, доброту.

Оборудование: детские рисунки на тему «Мой самый счастливый день», «Сердце» класса» и сердечки детей, изготовленные дома.

                           Ход занятия.

На доске запись:

                  ИЗ ВСЕЙ ЗЕМНОЙ МУЗЫКИ БЛИЖЕ ВСЕГО К НЕБЕСАМ
                          БИЕНИЕ ЛЮБЯЩЕГО СЕРДЦА.

                                                                  (Г.Бичер)

Учитель: Ребята, обхватите правой рукой левую руку возле кисти. Прислушайтесь, под большим пальцем вы ощутите пульс – биение вашего сердца. Его жизнь и работа зависят от того, насколько вы счастливы. Много добрых людей, живших и живущих в этом мире, хотят помочь вам быть счастливыми. Писатели, поэты, композиторы, художники – люди, творчество которых посвящено лучшим порывам души человека. Прислушайтесь, как писатели и философы говорили о счастье.

(Подготовленные ученики зачитывают цитаты)

Ученик 1: «Счастье – это солнечный луч, который способен пронзать сотни сердец и не утратить своей силы» (Портер)

Ученик 2:  «Счастье создано для того, чтобы им делиться» (Расин)

Ученик 3:  «Счастье всегда кажется маленьким, когда ты держишь его в руках, но отпусти его – и сразу поймешь, насколько оно огромно и прекрасно»

                                                                                                               (М.Горький)

Ученик 4:  «Стараясь о счастье   других, мы находим свое счастье» (Платон)

Ученик 5: «Теперь я понял, что счастье для меня возможно лишь тогда, когда я признаю свое единство со всеми в мире людьми, без исключения»

                                                                                                             (Л.Н.Толстой)

- Что такое счастье? (ответы детей)

- Когда вы себя чувствовали счастливыми?

Ученица:     ЕСЛИ В ДОМЕ КАЖДЫЙ РАД

                     Папа в зеркало глядит:

                     Свитер как на нем сидит?

                     Мама ловит папин взгляд:

                     Папа рад или не рад?

                     Папа рад, и мама рада,

                     Но, а мне того и надо:

                     Если в доме каждый рад,

                     Значит в доме мир и лад!

- Все вы знаете, что такое счастье. Это видно из ваших сочинений. Послушайте, что пишут ребята о счастье.

(зачитываются сочинения)

- Ребята, а теперь расскажите, что вы изобразили на своих рисунках.

-А, вы, знаете, как стать счастливым?

- Послушайте сказку Биссета «Як и ручей»

   Далеко – далеко, так далеко, что и не доберешься, жил в горах Тибета Як. Конечно, от чего-то далеко, а отчего-то близко. От снегов и от льдов, от холодного ветра и дождя со снегом, от влажной травы и отвесных скал – совсем близко. А от магазинов с мороженым, от книжек с картинками, от детей, бегущих в школу, был очень далеко.

   Больше всего на свете Як любил сидеть в укромном местечке среди скал и слушать море. Он где-то нашел морскую раковину – очень красивую, с крутым заветком, и когда прикладывал ее к уху, то слышал шум морских волн. Он слушал, слушал и мечтал, как бы попасть на берег моря.

    И вот однажды мы отправились в путь. Як не знал дороги, но решил: «Буду идти, пока не дойду до моря» И шел день, другой, но до моря все равно не дошел. Он остановился попить из горного ручья. Настроение у него было невеселое. Он приложил к уху свою раковину и стал слушать. А ручей бежал своей дорогой, прыгал по камням и весело журчал. Заметив Яка, он очень удивился и спросил: «Что ты тут делаешь?» Як говорит: «Слушаю»

- «Дай мне послушать» - попросил Ручей. Як поднес раковину к Ручью. Это шум моря! Ну да, шум моря! Ну да, шум моря! « А, ты, знаешь туда дорогу?» - спросил Як. «Знаю ли я туда  дорогу? Да я туда бегу. Следуй за мной и попадешь прямо к морю» - «Спасибо»- сказал Як и пошел рядом.

  Постепенно ручей становился все шире и наконец превратился в полноводную реку. А скоро они дошли и до моря. Какое это было чудо! Як сел на песочек и стал наблюдать за волнами. Они шумели, как в раковине. Совсем другая жизнь стала у Яка. Днем он катал на спине ребятишек. Скоро у него набралось денег на сено и мороженое. Когда становилось совсем темно, он садился у берега и слушал, как плещется море. Як был счастлив!

- Кем был Як, если он мечтал увидеть море? (мечтателем)

- Как вы думаете, если бы Як только мечтал о море, но оставался в холодных горах, был бы он по- настоящему счастлив. (нет)

- Почему?

- Согласны ли вы, что каждый человек – творец своего счастья?

- Созвучна ли с этими словами пословица:

          «Под лежачий камень и вода не течет»

          «Хочешь быть счастлив – будь им»

- Объясните смысл этих пословиц.

- Послушайте стих о том, как стать счастливым.

             КАК СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ

Всякий знает – дети любят сласти,

Поэтому для каждого так просто

Взять и подарить кусочек счастья

Человеку маленького роста.

Ну, а взрослым?

Им ведь тоже надо

Чтобы кто-то раз уж боли много,

В жизни иногда дарил бы радость.

Пусть нечасто, пусть не очень много!

Люди мучатся от боли и от страсти,

Так нужны им ласка и участье!

Человек не может жить без счастья!

Человек не должен жить без счастья!

Если ты сегодня не умножил

Хоть на каплю чью-то радость в мире,

То считай, что день напрасно прожил,

Как ленивый гость в чужой квартире.

- А в чем заключается самое большое счастье? Посмотрите сценку

             «Про лужу и булочку»

Автор: Только что прошел дождь. И на дороге появилась лужа. Все, кто мимо проходил, отражались в ней. Здесь были люди, проезжали яркие автобусы.

Лужа:  Здесь гораздо лучше, чем в облаках, весело и интересно. Конечно, еще лучше бы было, если кто – нибудь выпил меня, ведь на это и вода.

Автор: В это время ехала мимо телега, нагруженная доверху булочками с изюмом. Одна нечаянно упала и угодила прямо в лужу!

Булочка. (плачет) ОЙ, ой, ой! Я совсем мокрая! Теперь никто не захочет меня есть. Бедная, бедная!

Лужа. Милая, булочка, не плачь! Все будет хорошо!

Булочка. Спасибо тебе за добрые слова. Здесь, конечно. Хорошо – и автобусы, и люди, и яркие витрины. Но для булочки это не утешение. Ведь меня везли в кафе, чтобы подать к чаю. Теперь все кончено.

Лужа. Ну не надо!

Булочка. Больше не буду. Вот если бы хоть  кто-нибудь захотел сейчас есть и пить. А мы с тобой тут как тут.

Лужа. Это верно. (смотрит по сторонам) Смотри!

Утка. Кря-кря! Кря! Кря! На пруд. Ох. Как я устала, пора отдохнуть и пообедать. Ой какая славная булочка и какая симпатичная лужица.(пробует булочку и воду) Какая вкусная булочка! А какая светлая водичка. (Булочка и Лужа довольны)

Автор. А жизнь в городе продолжалась: гудели автобусы и мимо шли суетливые прохожие.

-В чем же заключалось самое большое счастье для булочки и лужи? (быть нужными)

- Как вы думаете, что с ними произошло, если бы их так никто и не заметил?

- Согласны ли вы с мыслью, что «быть кому-то необходимым – это самое большое счастье»?

Ученик:             По солнышку ромашек,

                           По небу незабудок

                           Проходит детство наше

                           Простое, словно чудо.

Ученица            В лучах смеется ветер,

                           Хлопочут птицы в рощах,

                           И горлышки полощут

                           В  малиновом рассвете.

Ученик.             Воздушный шар летящий,

                           И шар земной – похожий,

                           Так пусть же тот, кто старше,

                           Тот младшему поможет

Ученица.            Найдет для песен время,

                            Даст хлеба на дорогу,

                            И вдеть поможет ногу

                            В серебряное стремя.

Ученик               Пусть тучи где-то грозно

                            Нависли над цветами

                            Друзья пока не поздно,

                            Да будем все друзьями!

Ученица.            Давайте, словно чудо,

                            Беречь планету нашу

                            Для солнышка ромашек,

                            Для неба незабудок.

Все.                     Детство, детство – ты цветущий   луг,

                            Солнцу, счастью, миру – лучший друг.

Песня «Счастье это ты и я»

 Тема нашего классного часа заставила задуматься над таким вопросом: есть ли какое либо явление, которое является счастьем для любого человека? (это солнечный день, это мир, это любовь, это день рождение и т.д.

- А теперь назовите свои заветные желания. На доске вы видите сердца наших ребят: добрые, открытые, большие и маленькие. Все они заполнены такими словами, которые помогут каждому из нас стать добрее и счастливее.

- Сейчас мы будем заполнять сердце нашего класса.

Итак, какими же словами вы заполнили сердце класса? Будет ли оно счастливым зависит от нас самих.

Ученик:               Кто-то в дружбу верит горячо,

                             Кто рядом чувствует плечо,

                             Тот никогда не упадет,

                              В любой беде не пропадет.

Ученица.                 А если и споткнется вдруг,

                                 То встать ему поможет друг

                                 Всегда в беде надежный друг

                                 Ему протянет руку.

                                                   (С.Михалков)

Наш классный час подошел к концу. Всем большое спасибо. Будьте счастливы.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

«Самый классный час» Москва, 2005г

«Классные часы по нравственному воспитанию», «Учитель – АСТ», 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"

Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Уроки нравственности» ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе про­граммы   Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравст­венности», и может быть реализована учителем начальной шко­лы в  с...

Программа духовно - нравственного развития обучающихся начальной школы "Уроки нравственной жизни"

Мною составлена программа с целью возрождения среди российских детей духовных и моральных ценностей, воспитания их на лучших образцах художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, с о...

Программа кружка внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Уроки нравственности"

Рабочая программа составлена в рамках духовно-нравственного направления в рамках стандарта нового поколения...

Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное  направление)...