Конспект урока литературного чтения в 3 классе Л. Квитко "Бабушкины руки"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Урок проводится накануне 8 Марта, поэтому материал может быть использован на празднике, посвященный бабушкам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема: Л. Квитко «Бабушкины руки»

Задачи:

- познакомить с творчеством поэта Л. Квитко;

- развивать УУД: навыки исследовательской деятельности, умение выделять главное в тексте

- воспитывать любовь и уважение к бабушкам

Ход урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

(слайд 1)              Прозвенел звонок – начинаем наш урок

- Сегодня у нас урок необычный, к нам пришли в гости ваши бабушки. Давайте посмотрим на наших гостей, улыбнемся им, пожелаем здоровья. У кого не пришли бабушки – вспомним их, представим, мысленно пожелаем им здоровья.

- Как вы думаете, а почему мы пригласили именно бабушек?

В марте с первого числа – начинается весна

Женский день 8 марта отмечает вся страна.

- Кого мы поздравляем в этот день? А как вы поздравляете мам, бабушек, сестренок в своей семье? (ответы детей)

-Конечно, все мы любим своих родных, мы должны заботиться друг о друге, уважать, особенно старших, слушаться их, не огорчать.

2. Актуализация полученных знаний.

- А можете ли вы сказать так о героях прочитанных произведений?

Давайте вспомним эти рассказы.

  1. «Девочка очень испугалась. И с тех пор, как только ей было что-нибудь нужно, она говорила: «Я сама!» И мама скоро выздоровела» (В.Осеева «Лекарство»)
  2. «Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку хлеба…» (В.Осеева «Печенье»)
  3. «Мать у тебя не белоручка, работница. Руки у нее жесткие, а вот сердце мягкое…» (Б.Емельянов «мамины руки»)
  4. «Однажды мама в наказание выставила ее в другую комнату, закрыла дверь, а остальным своим детям, которые были послушные, стала рассказывать сказку» (Г.Фаллада «История про мамину сказку»)

- Что вы можете сказать об этих детях?  Как понимаете слова «… а вот сердце у мамы мягкое»?

-Давайте прочитаем пословицы о маме и выберем подходящую к этой цитате? (слайд 2)

3. Работа с пословицами.

  1. При солнышке светло, при матери добро.
  2. Птица рада весне, а младенец – матери.
  3. Нет милее дружка, чем родная матушка
  4. Матушкин гнев – что весенний снег: много его выпадает, да скоро тает.

- А как вы понимаете значение других пословиц?

4. Рассказы о бабушках.

- А сегодня мы еще поговорим о наших любимых нами людях. А о ком -  нам расскажут ребята.

Кто поправляет на детках одеяльце,

Кто им лекарство с вареньем дает?

Кто пригрозит им рукой, если пальцы

Вдруг по привычке возьмут они в рот?

Кто говорит им: «Какой ты лохматый!

Гребнем пытаясь пригладить вихор?

Кто терпеливо им ставит заплаты,

Если порвутся штаны о забор?

Кто варежки пестрые вяжет,

Старинные песни поет?

Кто сказку такую расскажет,

Что снится всю ночь напролет?

Кто дом поутру прибирает,

И кто самый лучший повар?

Кто с младшей сестренкой играет

И водит ее на бульвар?

Чьи волосы снега белее,

А руки желты и сухи?

Кого я люблю и жалею,

О ком сочиняю стихи?

                                       (Бабушка)

- Сегодня мы поговорим о наших бабушках. Я знаю, что каждый из нас очень любит свою бабушку. Когда у вас каникулы – вы едете к ним. Если у вас радость – они радуются вместе с вами, если вам грустно, они успокоят, утешат, вместе с ними вы переживаете свои неудачи. Порой ваши родители не знают того, что знают они. О своей бабушке расскажет стихотворение нам Лиза.

У мамы – работа, у папы – работа,

У них для меня остается суббота.

А бабушка дома всегда,

Она не ругает меня никогда!

Усадит, накормит:

- Да ты не спеши,

Ну, что там стряслось у тебя, расскажи?

Я говорю, а бабушка не перебивает,

По крупинкам гречку сидит, перебирает.

Нам хорошо вот так вдвоем.

Без бабушки – какой же это дом?

- Бабушки прожили долгую жизнь, много испытаний выпало на их долю. Их жизнь чем-то интересна и поучительна для нас. Вы постарались узнать о своих бабушках как можно больше. Сейчас мы послушаем о ваших бабушках (Выступления детей)

- Какие ваши бабушки  добрые, мудрые, чаще прислушивайтесь к их советам. Наши бабушки уже немолоды, поэтому их надо беречь и обязательно помогать им. Но внимания и помощи ждут не только родные. Не забывайте проявлять милосердие к чужим одиноким, больным и престарелым людям.

Ну, какие бабушки старушки?

Это наши старшие подружки.

Сколько будет дважды два?

Что такое острова?

Для чего медведь залез в берлогу?

Где Снегурочка живет?

Как летает самолет?

Бабушки на все ответить могут.

Мы едва успели встать с постели,

Как наши бабушки успели

Нам косички заплести,

Пол в квартире подмести,

Кашу вкусную сварить,

В магазине хлеб купить.

С бабушками очень повезло нам!

5. Работа с новым материалом.

- Сегодня мы познакомимся еще с одним знаменитым стихотворением о бабушке. Написал его поэт Лев Квитко. Что вы знаете о нем? (слайд 3 )

  1. Лейб Квитко родился на Украине в еврейской семье.
  2. Квитко рос без родителей, которых, как и многочисленных братьев и сестер, свел в могилу туберкулез. Вся семья держалась на бабушке, она одна вопреки всем несчастьям сохраняла неизменный оптимизм и волю к жизни. Маленький Лейбеле обожал свою бабушку, о чем свидетельствует псевдоним "Лев Бабушкин", которым поэт подписывал свои первые поэтические опыты.
  3. Впрочем, как раз писать Квитко научился довольно поздно, а русскую грамоту вообще освоил самоучкой, будучи уже почти юношей. Это неудивительно, поскольку Лейбеле был вынужден начать работать очень рано. Он перепробовал множество занятий. Однако во время работы он всегда напевал или декламировал себе под нос стихи - привык, по собственному определению, "думать" стихами

Прочитайте статью об этом поэте. Что нового узнали? Вот его книги (слайд)

Лев Квитко очень любил свою бабушку и посвятил ей стихотворение.

Прочитайте его в учебнике, о чем хотел сказать автор?

(работа с текстом, выразительное чтение)

- Почему автор так нежно пишет о бабушкиных руках?

Спасибо, российские женщины, вам

И вашим умелым и нежным рукам.

Они золотые, как солнце, всегда,

Нам маминых и бабушкиных рук не забыть никогда!

- Что значит «золотые руки»? (ответы детей)

- Давайте пожелаем нашим мамам и бабушкам здоровья, счастья, благополучия! А сейчас ребята покажут нам сценку

 «3 мамы»

Сценка.

Ведущий.

Танюша под вечер с прогулки пришла

И куклу спросила:

Дочка.

- Как, дочка, дела?

Опять ты залезла под стол, непоседа?

Опять просидела весь день без обеда?

С этими дочками прямо беда!

Скоро ты будешь, как спичка, худа.

Иди-ка обедать, вертушка.

(Девочка берет куклу и сажает за стол)

Ведущий.

Танюшина мама с работы пришла

И Таню спросила:

Мама.

- Как, дочка, дела?

Опять заигралась, наверно, в саду?

Опять ухитрилась забыть про еду?

«Обедать!» - кричала бабуля 100 раз,

А ты отвечала: «Сейчас, да сейчас!»

С этими дочками просто беда,

Скоро ты будешь, как спичка, худа

Иди-ка обедать, вертушка!

(Дочка садится за стол)

Ведущий.

Тут бабушка, мамина мама пришла

И маму спросила:

Бабушка.

-- Как, дочка, дела?

Наверно, в больнице за целые сутки

Опять для еды не нашлось ни минутки,

А вечером съела сухой бутерброд?

Нельзя же сидеть целый день без обеда!

Уж доктором стала, а все – непоседа.

С этими дочками просто беда!

Скоро ты будешь, как спичка, худа.

Иди-ка обедать, вертушка!

(Мама и бабушка тоже садятся за стол)

Ведущий.

3 мамы в столовой сидят

3 мамы на дочек глядят.

Что с дочками делать упрямыми?

Все (хором): Ох, как непросто быть мамами!

С днем 8 марта!

С праздником весенним!

С первыми цветами в этот светлый час!

Поздравляем мамочек, бабушек и девочек!

Желаем счастья, радости, удач!

Подведение итогов.

-На этом наш урок подошел к концу. Что вам понравилось на уроке?

Спасибо вам за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....