Урок по литературному чтению на тему: В. Осеева «Собака яростно лаяла»
материал по чтению (1 класс) по теме

К учебнику "Родная речь" 1кл Л. В. Климанова, М. В. Голованова, В. Г. Горецкий издаваемого издательством "Просвещение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_1_kl.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Рог-Колодезская о/о школа»

Урок по литературному чтению на тему:

В. Осеева «Собака яростно лаяла»

        

Выполнила:

Учитель начальных классов

Квасова Маргарита Константиновна

Ход урока:

Тема урока: В. Осеева «Собака яростно лаяла»

Цели урока:

-познакомить с рассказом Осеевой «Собака яростно лаяла»,

-создать атмосферу доброжелательности, взаимопомощи,

-учить наблюдать, делать выводы, вести беседу,         .

-способствовать воспитанию чуткого отношения к животным, воспитывать сострадание, желание

помощь животным, попавшим в беду, ответственность за своих питомцев;

- совершенствовать навык чтения целыми словами,

-учить пересказывать текст по картинному плану, правильно формулировать ответы на вопросы

по тексту,

развивать внимание к слову.

Оборудование: учебник «Литературное чтение. Родная речь» l кл. Л. Ф. Климановой, в.г. Горецкого, М. В. Головановой, портрет В. Осеевой, выставка книг в. Осеевой, рисунки детей, карточки с напечатанными словами, толковые словари.

1 Организация начала урока.

Дети, держась за руки, произносят слова хором вслух. Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложу Каждой секундой в труде дорожу

-я присоединяюсь к этим словам, верю в вас и знаю, что мы используем для работы каждую секунду урока.

11 Вступительная беседа. Актуализация опорных знаний

-Ребята, когда я шла к вам на урок, слышала, как в школьном коридоре ссорились две девочки. И одна другой выкрикнула: «Бессовестная ты! Бессовестная!» Мне захотелось поговорить с вами на эту тему. Безрадостный- значит, нет радости, безнадежный- нет надежды, а бессовестный- нет чего? А что такое совесть? (Ответы детей)

Совесть- это как бы второе сознание, как бы двойник человека, который подвергает сомнению и критике различные намерения человека. А уж если человек все-таки совершил что-то неблаговидное, то совесть сурово наказывает его: человек вдруг понимает, что поступил нехорошо, жалеет о содеянном, ругает сам себя, хочет забыть о поступке- и не может, и мучается от этого.

- Как вы считаете, всегда ли должна быть у человека совесть?

-А по отношению к животным должна быть у человека совесть? (Ответы детей)

Прочитайте слова А. Сент-Экзюпери и объясните, как вы их понимаете?

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

А. Сент-Экзюпери

Дети отвечают, что люди должны заботиться своих питомцах и не бросать их. 111 Определение темы. Постановка учебной задачи.

- Над каким разделом мы сейчас работаем?

- А кто это «наши меньшие братья»?

каких животных мы уже читали в этом разделе?

А теперь прочитайте слова, которые записаны на карточках. - Как вы думаете, кого можно описать с помощью этих слов?

Маленький

Пушистый Усатый Беззащитный

                

IV Чтение рассказа В. Осеевой «Собака яростно лаяла» - Прочитайте произведение «цепочкой».

-Произведение какого жанра вы прочитали? (рассказ)

-Как вы можете доказать свое мнение? (нет рифмы, нет волшебства)

Проверка понимания  прочитанного. -На кого лаяла собака?

-Почему она яростно лаяла?

- Найдите и про читайте предложение о внешнем виде котенка.

-Кто за ним наблюдал?

-Как вы думаете, а чего они ждали?

-Кто еще заметил происходящее?

-Как женщина выбежала?

-Как вы понимаете значение этого слова?

-Подберите близкое по значению слово?

-Почему она так спешила? (хотела быстрее помощь котенку)

-Что она сказала мальчикам? Прочитайте.

какой интонацией должны звучать слова женщины?

-Почему мальчики удивились?

-Из-за чего женщина рассердилась на мальчиков?

-Нравятся ли вам герои этого рассказа? Почему?

-Осуждаете ли вы ребят?

-Ответим на второй вопрос на странице шестидесятой.

-Чем можно объясните поведение ребят: нерешительностью, равнодушием, испугом,

любопытством, плохим воспитанием?

V Физминутка

Раз- подняться на носки и улыбнуться.

Два- руки вверх и потянуться.

-А с вами живут в дома котята? Опишите какие они (дети рассказывают о котятах и показывают рисунки).

-Как вы думаете, о каком животном мы будем читать сегодня на уроке?

-Интересно ли вам узнать, что с ним произошло?

Работа с заголовком. -Прочитайте название рассказа.

-Можно ли по нему определить героев рассказа?

-А как вы думаете на кого она лаяла?

-Что означает слове «яростно»?

-Подберите слова, близкие по значению этому слову.

Работа с толковым словарем.

-А кто написал это произведение?

- Какие произведения этого автора вы читали?

Работа с выставкой книг В. Осеевой. Слово об авторе.

-Где можно взять книги В. Осеевой? (в библиотеке)

-Что такое библиотека? (хранилище книг)

-Как вести себя в библиотеке?

Работа с иллюстрацией.

-Как вы думаете о чем будет текст?

-Где происходит действие?

-Приходилось ли вам когда-либо защищать животных расскажите об этом?

-Произведение какого жанра мы будем сейчас читать? (точно сказать нельзя)

. –Д

авайте проверим наше предположение.

Три- согнуться, разогнуться.

Четыре- снова все начать.

Пять- поглубже всем вздохнуть.

Шесть- на пояс руки ставим.

Семь- поворота туловища начинаем.

Восемь- столько раз присядем.

 Девять- Потягиваемся и отдыхаем.

Десять- и урок наш продолжаем

У! Повторное чтение рассказа и анализ -Будем читать и анализировать рассказ. Выразительное чтение рассказа.

-Прочитайте снова слова о котенке.

-Найдите слова из текста, которые помогают лучше представить маленького котенка?

Прочитайте эти словосочетания.

-Какой интонацией передать отношение автора к котенку?

-С какой интонацией звучат слова мальчиков?

-Как прочитать слова женщины?

Выразительное чтение по ролям.

УН Закрепление.

Работа с произведением. (выделение законченных смысловых частей, пересказ рассказа по плану) -Ребята, у меня есть план этого рассказа, прочитайте его. (На доске, на листах напечатан план; каждая часть на отдельном листе)

  1. Вот это и плохо!
  2. Собака яростно лаяла.
  3. Как вам не стыдно!
  4. Мальчики стояли и ждали.

-Что интересного вы заметили? (нарушен порядок изложения)

-Восстановите план. (2, 4, 3, 1)

-Давайте попробуем пересказать рассказ.

Вам в помощь будет иллюстрация и план.

УН! Творческие задания.

-Как можно озаглавить этот рассказ по-другому?

-Как можно продолжить рассказ?

IX Подведение итога урока. Рефлексия учащихся. -С каким произведением познакомились на уроке?

-Чтобы вы спросили у мальчиков?

- Какой совет вы бы дали мальчикам?

-Как вы думаете, мальчиков будет мучить совесть после слов женщины?

-Будут ли еще мальчики когда-нибудь оставлять наших меньших братьев в беде?

-Как поступили бы вы на месте этих мальчиков?

-Какие выводы вы сделали для себя?

Я верю, что вы не будете совершать плохие поступки, а всегда будете творить добро.

 Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПО РАССКАЗУ В.ОСЕЕВОЙ «СОБАКА ЯРОСТНО ЛАЯЛА».

.Творчество советской писательницы Валентины Александровны Осеевой (1902-1969) проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Ка...

2 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: В. Осеева. «Волшебное слово».

Тема: В. Осеева. «Волшебное слово».Тип: открытие нового знания.Цель: ознакомить детей с рассказом В. А. Осеевой «Волшебное слово».Планируемые результаты:Личностные: научатся осознавать свои возможност...

Конспект урока по литературному чтению на тему: В.Осеева "Хорошее" 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: В.Осеева "Хорошее" 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему: В.Осеева "Два пирожных" 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: В.Осеева "Два пирожных" 2 класс...

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме: В. Осеева "Собака яростно лаяла", И. Токмакова "Купите собаку"

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе. Тема урока: В.Осеева "Собака яростно лаяла", И.Токмакова "Купите собаку". (ФГОС)...