Конспект урока по литературному чтению 1 класс В. Осеева «Собака яростно лаяла»
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Конспект урока с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobaka_yarostno_layala.doc56 КБ
Office presentation icon valentina_aleksandrovna_oseeva.ppt751 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока литературного чтения в 1 классе 

по УМК "Школа России",

учителя  начальных  классов  МБОУ  СОШ № 62

Наумушкиной Марии Павловны

1. Тема: В. Осеева «Собака яростно лаяла»

2. Цель (дидактическая задача) - организовать совместную и самостоятельную деятельность учащихся при знакомстве с рассказом В. Осеевой «Собака яростно лаяла» и развивать умение пересказывать текст по плану и читать его по ролям.

3. Задачи: 

предметные: 

  • совершенствовать навык чтения целыми словами,
  • учить пересказывать текст по картинному плану, правильно формулировать ответы на вопросы по тексту, развивать внимание к слову,
  • развивать умение читать текст по ролям, стараясь передать нужную интонацию,
  • развивать умение определять жанр произведения.

метапредметные:

  • регулятивные - развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, способствовать развитию навыков самоконтроля;
  • коммуникативные – развивать умения формулировать точные, полные ответы.
  • познавательные (информационные) - способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, в учебных словарях, понимать информацию;

личностные:

  • организация участия детей в действиях интриги учебника по данной теме, учёт позиции собеседника.

4. Оборудование:

    - проектор;

    - ноутбук;  

    - мультимедийная презентация;

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

УУД

Вступительная беседа. Актуализация опорных знаний

( Слайд № 2

-Ребята, когда я шла к вам на урок, слышала, как в школьном коридоре ссорились две девочки. И одна другой выкрикнула: «Бессовестная ты! Бессовестная!» Мне захотелось поговорить с вами на эту тему. Безрадостный - значит, нет радости, безнадежный- нет надежды, а бессовестный- нет чего? А что такое совесть? (Ответы детей)

Совесть - это как бы второе сознание, как бы двойник человека, который подвергает сомнению и критике различные намерения человека. А уж если человек все-таки совершил что-то неблаговидное, то совесть сурово наказывает его: человек вдруг понимает, что поступил нехорошо, жалеет о содеянном, ругает сам себя.

- Как вы считаете, всегда ли должна быть у человека совесть?

-А по отношению к животным должна быть у человека совесть?

 Прочитайте слова  Антуана де Сент-Экзюпери и объясните, как вы их понимаете? «Мы в ответе за тех, кого приручили»  А. Сент-Экзюпери

Дети отвечают, что люди должны заботиться своих питомцах и не бросать их.

Личностные

Регулятивные

Определение темы. Постановка учебной задачи.

( Слайд №3)

- Над каким разделом мы сейчас работаем?

- А кто это «наши меньшие братья»?

-О каких животных мы уже читали в этом разделе?

А теперь прочитайте слова, которые вы видите на экране. - Как вы думаете, кого можно описать с помощью этих слов?

 (Маленький Пушистый Усатый Беззащитный)

-А с вами живут в дома котята? Опишите, какие они (дети рассказывают о котятах и показывают рисунки).

-Как вы думаете, о каком животном мы будем читать сегодня на уроке?

-Интересно ли вам узнать, что с ним произошло?

Регулятивные

Коммуникативные

Работа с заголовком.

-Прочитайте название рассказа.

-Можно ли по нему определить героев рассказа?

-А как вы думаете, на кого она лаяла?

-Что означает слов «яростно»?  (Сильный гнев, озлобление).

-А кто написал это произведение?

Познаватель

ные

Работа с выставкой книг В. А.Осеевой. Слово об авторе. (Слайд№4,5)

-Где можно взять книги В. Осеевой? (в библиотеке)

-Что такое библиотека? (хранилище книг)

-Как вести себя в библиотеке?

Личностные

Познавательные

Работа с иллюстрацией.

( Слайд №6)

-Как вы думаете о чем будет текст?

-Где происходит действие?

-Приходилось ли вам когда-либо защищать животных, расскажите об этом?

-Произведение какого жанра мы будем сейчас читать? (точно сказать нельзя)

–Давайте проверим наше предположение.

Личностные

Познавательные

Чтение рассказа В. Осеевой «Собака яростно лаяла»

- Прочитайте произведение «цепочкой».

-Произведение какого жанра вы прочитали? (рассказ)

-Как вы можете доказать свое мнение? (нет рифмы, нет волшебства)

Познавательные

Личностные

Проверка понимания  прочитанного.

( Слайд №7)

- На кого лаяла собака?

-Почему она яростно лаяла?

- Найдите и прочитайте предложение о внешнем виде котенка.

-Кто за ним наблюдал?

-Как вы думаете, а чего они ждали?

-Кто еще заметил происходящее?

-Как женщина выбежала?

-Как вы понимаете значение этого слова?

-Подберите близкое по значению слово?

-Почему она так спешила? (хотела быстрее помощь котенку)

-Что она сказала мальчикам? Прочитайте.

-С какой интонацией должны звучать слова женщины?

-Почему мальчики удивились?

-Из-за чего женщина рассердилась на мальчиков?

-Нравятся ли вам герои этого рассказа? Почему?

-Осуждаете ли вы ребят?

-Ответим на второй вопрос на странице шестидесятой.

-Чем можно объясните поведение ребят: нерешительностью, равнодушием, испугом, любопытством, плохим воспитанием?

Познавательные

Личностные

Физминутка

Раз - подняться на носки и улыбнуться.

Два - руки вверх и потянуться.

Три - согнуться, разогнуться.

Четыре - снова все начать.

Пять - поглубже всем вздохнуть.

Шесть - на пояс руки ставим.

Семь - повороты туловища начинаем.

Восемь - столько раз присядем.

Девять - Потягиваемся и отдыхаем.

Десять - и урок наш продолжаем

Повторное чтение рассказа и анализ 

-Будем читать и анализировать рассказ. Выразительное чтение рассказа.

-Прочитайте снова слова о котенке.

-Найдите слова из текста, которые помогают лучше представить маленького котенка?  Прочитайте эти словосочетания.

-Какой интонацией передать отношение автора к котенку?

-С какой интонацией звучат слова мальчиков?

-Как прочитать слова женщины?

Выразительное чтение по ролям.

Регулятивные

Личностные

Закрепление.

( Слайд №8,9)

Работа с произведением (выделение законченных смысловых частей, пересказ рассказа по плану).

-Ребята, у меня есть план этого рассказа, прочитайте его.

  • Вот это и плохо!
  • Собака яростно лаяла.
  • Как вам не стыдно!
  • Мальчики стояли и ждали.

-Что интересного вы заметили? (нарушен порядок изложения)

-Восстановите план. (2, 4, 3, 1)

-Давайте попробуем пересказать рассказ.

Вам в помощь будет иллюстрация и план.

Познавательные

Регулятивные

Творческие задания.

- У этого рассказа есть и другое название – "Плохо".

- Какой заголовок выбрали бы вы? Почему?

-Как можно озаглавить этот рассказ по-другому?

-Как можно продолжить рассказ?

Личностные

Подведение итога урока. Рефлексия учащихся.

-С каким произведением познакомились на уроке?

-Чтобы вы спросили у мальчиков?

- Какой совет вы бы дали мальчикам?

-Как вы думаете, мальчиков будет мучить совесть после слов женщины?

-Будут ли еще мальчики когда-нибудь оставлять наших меньших братьев в беде?

-Как поступили бы вы на месте этих мальчиков?

-Какие выводы вы сделали для себя?

А я хотела бы добавить:  

В. Осеева не знакомит читателей с предысторией событий. Для нее не важно, чей котенок, как он оказался рядом с разъяренной собакой. Рассказ начинается с описания событий: «Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет». Герои рассказа не виноваты в создавшейся ситуации, они лишь случайные свидетели. Но свидетели равнодушные. Своим рассказом В. Осеева убеждает читателей – не совершать зла мало, надо творить добро.

Я верю, что вы не будете совершать плохие поступки, а всегда будете творить добро.

 Урок окончен.

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению В. Осеева "Сыновья"

Тема: В.Осеева “Сыновья”.Каждый из вас- это счастье, радость, гордость своих родителейБез мамы и папы, не было бы вас,Без ваших бабушек и дедушек, Конечно, не было бы ваших родителей.Каждый из нас в с...

Конспект урока по литературному чтению В. Осеева «Волшебное слово» ("Школа России" 2 кл. 2 часть)

Конспект урока по литературному чтению В. Осеева «Волшебное слово» ("Школа России" 2 кл. 2 часть)...

Конспект урока по литературному чтению В. Осеева «Волшебное слово» 2 класс

Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс В. Осеева  «Волшебное слово»...

Конспект урока по литературному чтению " В. Осеева "Почему" "

Конспект урока  " В. Осеева "Почему" " 2 класс (Школа России)...