Мастер класс. Литературное чтение.
материал по чтению (3 класс)

БУРЧЕГАНОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА

Описание моего опыта работы и разработка урока по литературному чтению данного на мастер класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_turnir_chtecov.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области» Бурчегановой О.А.

 

    Я, Бурчеганова Ольга Анатольевна учитель начальных классов I квалификационной категории, работаю по традиционной системе обучения (УМК «Школа России»), стаж моей работы составляет 21 год 5 месяцев.

     Наша система образования носит социальный, дидактический и психологический характер. В социальном отношении система должна быть вариативной и носить развивающий характер. В дидактическом – обучение должно иметь гуманистическую, личностно – ориентированную направленность. В психологическом отношении обучение должно обеспечить и у учителя, и у учеников способность быть субъектом своего развития.

   Идея обучения, обеспечивающая свободное развитие личности, не нова.

   Традиционная система обновляется: в содержание образования, помимо знаний, умений и навыков, включается опыт творческой деятельности и эмоционального отношения к действительности. К хорошо известным принципам обучения добавляется принцип проблемности, к методам – исследовательский.

   Целью учебного процесса становится не только достижение ЗУНов, но и создание условий для развития психологических особенностей учеников, а целью педагогического процесса – развитие нравственной, творческой личности.

   В настоящее время известны два вида концепций развивающего обучения.

   I вид – это концепции, ориентированные на психическом развитии.

   II вид - это концепции, учитывающие личностное развитие ребёнка.

   Учитель должен иметь чёткое представление о теоретическом и практическом опыте технологий, разработанных великими психологами и педагогами.

   Естественно, я изучила вышеназванные концепции: что-то приняла с радостью, над чем-то задумалась. Было ощущение, что «и я так думала, и мне хотелось так же, а вот это я уже применяла в своей практике». Главное, что я поняла, - все концепции, так или иначе ориентированы на развитие способностей младших школьников, которое происходит в ходе выполнения ими практических действий в содружестве с одноклассниками и учителем. Полностью я не приняла ни одну концепцию, а обобщила все, «пропустила все через себя» и использую в работе то, что подходит моим ученикам.

   Основной целью своей работы считаю создание условий для умственного развития детей, в ходе которого охраняется и психическое и физическое здоровье каждого ученика.

   Принято считать, что в традиционной системе всё устарело; что развитие идёт через усвоение образов, а не путём возникновения новообразований; что целью дидактических принципов является обеспечение усвоения знаний, а не максимальная эффективность обучения для общего развития учащихся; что главная роль в классе принадлежит учителю, а не ученику; что содержание образования не обогащается, что мало методов и т. д. Наверное, это так, но лишь в том случае, если учитель не способен перестроиться, принять новую роль – роль организатора познавательной деятельности учащихся.

   Совершенно искренне считаю, что обучение может быть развивающим вне зависимости от того, по какой программе работает учитель, приверженцем какой

концепции он является, а от того, как он работает, от его личности, от целей, которые ставит перед собой, от методов и приёмов, которые он использует, от умения реализовать принципы обучения на практике.

   Я работаю по традиционной системе, но давно пересмотрела своё отношение к традиционному обучению в пользу развивающего обучения.

  Первый мой шаг – это коррекция школьно – необходимых функций. Эту проблему я решала путём устранения причин возникающих у учеников затруднений, создала в классе эрудиционный фон, чтобы дети могли найти ответ на любой интересующий вопрос, удовлетворяла потребность в различных видах деятельности, особенно в играх, использую при этом сюжетно- ролевые игры и дидактические игры, игры-диалоги, игры-путешествия.

   Я проводила полноценное дифференцированное обучение, максимально индивидуализировала учебный процесс, соблюдала дидактические принципы доступности и посильности, развития всех учеников в одном коллективе.

   Поскольку деятельность реализуется через общение, то на развитие влияет не только обучение, но и общение ребёнка с учителем, одноклассниками. Я постаралась создать в отношениях между детьми атмосферу добра, взаимовыручки, приучила помогать друг другу. Я не возвышаюсь над ними, а, наоборот, стараюсь как бы стать на их уровень, чтобы они поняли, что все их проблемы для меня значимы, а когда ребёнок чувствует уважение к себе, то строгость учителя ему будет казаться обидной. Моя модель общения с детьми - душевная ласка, соединённая со строгостью.

   Немецкий психолог Карл Бюлер писал: «Развитие ребёнка зависит от того, как мы его учим, от его деятельности».

   Деятельность всегда стоит между обучением и развитием, она является ведущим фактором развития. Природные задатки ребёнка превращаются в способности только в процессе деятельности, но не всякая деятельность помогает развитию способностей, а только та, которая вызывает положительные эмоции.

   Любую работу с детьми я организую так, чтобы она вызывала положительные чувства. Если у ребёнка что-то не получается, то я всегда вселяю надежду на будущее, никогда не перебиваю учеников, даю возможность всем высказаться. Каждое мнение имеет право быть услышанным. Я верю в силы своих детей, в их таланты. Охотно соглашаюсь с занковцами,  утверждающими, что «их педагогика сильна верой в каждого ребёнка». Таким образом, я на практике осуществляю принцип психологической комфортности.

   Получается, что и в концепциях развивающего обучения, и в интегративной модели главной движущей силой развития ребёнка является деятельность.

   Есть две стороны деятельности:            

  1. результативная (ЗУНы);
  2. процессуальная (способы учебной деятельности или познавательная способность).

   В рамках традиционной системы я изменила вторую сторону деятельности – процессуальную. Каким образом? Просто трансформировала способы деятельности из развивающих систем в традиционную, которую сейчас принято называть классической. Чтобы создать что-то новое, необходимо бережно сохранить то, что есть в традиционной системе, соединить с принципами других систем и усилить. Именно это я и пытаюсь делать в своей работе.

   Обучить ребёнка – значит постоянно использовать приёмы, затрагивающие его личность, его опыт. Центральное место в учебной деятельности моих учеников занимают такие приёмы, как анализ, синтез, доказательство, сопоставление, выявление причинно – следственных связей.

    Дидактический процесс, строю опираясь на следующие положения:  

  1. ученики являются добытчиками знаний;
  2. процесс учения становится поисковым;
  3. важнейшим звеном процесса обучения становится альтернатива, а не образец учителя;
  4. опора идёт на два основных принципа обучения: доступность как меру трудности и наглядность как дидактическую поддержку.

   Весь учебный процесс я ориентирую на развитие воображения и мышления. На первое место ставлю мышление ученика, а не память, поэтому учащимся разрешено пользоваться различными памятками и другими источниками информации. Главное, чтобы ребёнок знал, где найти нужный материал. Достаточная степень развития мышления – важное условие грамотной организации поисковой, исследовательской деятельности.

   Таким образом, я осуществляю проблемное обучение на основе деятельностного метода по следующей схеме:           

  1. постановка учебной задачи;
  2. «открытие» детьми нового знания;
  3. закрепление;
  4. самостоятельная работа;
  5. контроль и самоконтроль.

  Смысл моей работы отражён в афоризме Ф.Рабле: «Ребёнок – не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь»

   Приобретение новых знаний осуществляется так, что становится необходимым возвращение к пройденному,  оно обогащается на каждом этапе новым содержанием. Так осуществляется принцип непрерывности обучения.

   Принцип осознания процесса обучения строится на том, что педагог учит детей желанию учиться, а не овладению знаниями.

   Из всего вышеизложенного очевидно, что на практике я реализую параллельно принципы из разных систем. Дидактические принципы традиционной системы: научность, прочность, доступность, наглядность, систематичность, сознательность, связь с жизнью – перекликаются с принципами развивающих систем: психологической комфортности, развития всех учащихся в одном коллективе, теоретического мышления и практических действий, непрерывности, высокого, но доступного уровня знаний, вариативности, целостного представления о мире, осознание процесса обучения.

   Конечно, это очень непросто. Проектирование урока, учебной деятельности стало для меня комплексной психодидактической проблемой. Ведь необходимо учитывать множество нюансов, продумывать тщательно каждый момент урока, но делаю я это с удовольствием. Моя главная задача – помочь каждому ученику осознать свою значимость, не потеряться, а утвердиться в окружающем мире. Для этого ему нужны знания, из которых впоследствии появляется уверенность в себе, мотивация к дальнейшему обучению.

Развитие творческих способностей детей

на уроках литературного чтения.

    Сегодня я поделюсь своим опытом работы над развитием творческих способностей детей на уроке литературного чтения.

    Необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения, навыки, с деятельностью творческой, с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задания.

   Творческое воображение – это форма мыслительной деятельности, она обязательно сопряжена с проявлением какого-либо нового продукта деятельности. Скажем, если обратиться к тем же пересказам прочитанного, то здесь могут быть задания, направленные на сочинение начала или продолжения какого-либо произведения, или же ученик может остановить свой выбор на каком-либо персонаже опираясь на факты, почёрпнутые в самом тексте, дать его дальнейшее жизнеописание.

   Воображение является основой творческих способностей. По мнению психологов, развитое воображение играет огромную роль для умений школьника.

   Развитие творческих способностей в первую очередь зависит от чуткого, тактичного всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед собой ставлю следующие задачи:

  1. Замечать любые творческие проявления учеников.
  2. Создавать условия для развития творческих способностей на уроках.

   Развитию творческих способностей учащихся способствуют специальные задания, обучающие иллюстрированию (графическому, словесному, музыкальному), выразительному чтению и инсценированию, азам словесного творчества (подбору рифм, сравнений, творческому пересказу, сочинению небольшого высказывания по подобию и др.) Средствами учебного предмета решаются общие задачи начальной школы, такие, как развитие у ребенка положительных личностных качеств (доброты, терпимости, ответственности и др.), познавательных интересов речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.

         Одна из главных причин равнодушия детей к учению – бедность, неразвитость творческого начала в личности самих детей. Поэтому мои усилия направлены на пробуждение и развитие с самого раннего возраста творческого отношения к восприятию и познанию окружающего его мира.

   Для формирования творческих способностей на уроках литературного чтения я использую различные задания. Важно  творчески подходить к подбору материала и правильно использовать в учебно-воспитательном процессе творческие задания, направленные на развитие воображения учащихся:

  -словесное описание сказочных и литературных героев;

  -инсценирование фрагментов сказок;

  -конкурс детских рисунков на определённую тему;

  -коллективное придумывание сказки;

  -слушание музыкальных произведений;

  -словесное рисование картин;

  -добавление «красивых» слов в текст учителя;

  -написание стихотворения с использованием слов, данных учителем;

  -рассказывание сказки на новый лад;

  -составление рассказа из предложенных слов учителя;

  -изготовление книжек самоделок.

   Одна из моих целей  состоит в том, чтобы каждый ученик к концу 4 класса мог свободно, с использованием большого словарного запаса высказаться на любую предложенную ему тему. И тут неизбежен поиск наиболее эффективных способов достижения этой цели.

   Благодарным будет труд учителя, избравшего себе в союзники ученика. Ведь личность ребёнка формируется в реальных отношениях и поступках, в той атмосфере, которая царит вокруг него. И развитию творческих начал личности будет способствовать сотрудничество учителя и ученика. Ведь способностью ребёнка младшего школьного возраста являются чистота и непосредственность восприятия, необычна и детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Почему бы не использовать это в учебном процессе? Все эти возможности можно реализовать на уроках литературного чтения. Учить детей доказывать, спорить, находить аргументы, т.е. думать вслух, говорить. На уроке может царить радость сотворчества, если дать каждому ребёнку почувствовать, что, как и все остальные, он способен и что у него тоже есть своя «искорка Божья». В этом содержаться большие возможности для развития литературного творчества учащихся.

   «Нестеснённое слово» ребёнка, открытый диалог на уроке, свободная мысль являются обязательным условием детского творчества.

   Уроки чтения, как никакой другой, подходят для открытого диалога. В первые годы обучения ребёнка в школе ребёнок учится ориентироваться в речевом потоке, различать буквы и звуки, различать текст от набора предложений, приобретает навык правильного и осознанного чтения. Знакомство с литературой начинается с первых уроков обучения грамоте, на которых уже используется стихотворный материал о звуках и буквах. Идёт знакомство с рифмой, учимся подбирать рифмы. Такие задания помогают выявить детей, склонных к интеллектуальному творческому труду, способных к стихосложению. Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество.

    Учащиеся выполняют  творческие задания – иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование. По мере накопления читательского опыта ученики активнее вступают в диалог с учителем и друг с другом. Соприкасаясь с творчеством поэтов и писателей, приобщаясь к великим произведениям, школьники учатся любить и понимать прочитанное. А любовь к чтению – это начало развития литературных способностей. Открывая тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках, учащиеся приобретают первый опыт литературного творчества (придумать загадку, сочинить сказку).

      Творческие задания на уроках литературного чтения могут «разбудить» самых флегматичных детей. У ребёнка возникает творческий порыв и он может выплеснуть желаемое, как говорится на одном дыхании. Поток чувств окрыляет ребёнка, даёт возможность «взлететь».

   Постоянные упражнения, тренирующие память, внимание, воображение, чистоту речи, управление голосом, рождают творческую способность детей, веру в свои силы.

    И как не согласиться со словами Ш.А. Амонашвили: «Если хочешь воспитать в детях силу ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

 

Преподаватель: учитель начальных классов Бурчеганова О.А.

Предмет: литературное чтение.

Тема: обобщающий урок по теме: «Поэзия».

Цель: обобщение изученного материала, закрепление навыков работы с поэтическим произведением.

Задачи:

Образовательные: 

Совершенствование навыков выразительного чтения, умения работать с поэтическими произведениями, закрепление знаний о рифме в стихотворениях, развитие умения подбирать слова к заданному слову и создавать рифмы с ними.

Воспитательные:

Воспитание любви к поэзии, к родной природе, к родному языку.                              

Развивающие:  

Развитие воображения и творческого мышления учащихся.

Класс: 4

Образовательное учреждение: МОУ «СОШ п. Белоярский».

Авторский медиапродукт: презентация.

Метод обучения: наглядный и словесно-логический.

Средства обучения: компьютер, мультимедийная установка.

Дата проведения: конец  года, 2012 г.

ХОД   УРОКА.

Звучит музыка П.. И. Чайковского « Времена года». Учащиеся входят в класс и занимают свои места.

           Учитель:    Добрый день, дорогие друзья, любители поэзии. Сегодня мы с вами имеем уникальную возможность принимать участие в поэтическом турнире чтецов. Турнир - это соревнование, состязание. Древние рыцари на турнирах соревновались в умении быстро бегать, скакать. Упражнялись в умении владеть копьём. А наши поэтические рыцари будут соревноваться в умении выразительно читать стихотворения, постараются увидеть времена года глазами великих поэтов, побывают в мастерской поэтического творчества. Рассчитайтесь на первый, второй, третий, чётвёртый. В турнире участвуют четыре команды: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

Первое состязание. Каждая команда должна представить своё время года. Ученики читают стихотворения о своём времени года.  Чтецы соревнуются  в выразительности. (Примеры стихотворений даны в приложении).

Второе состязание. В данном тексте вы  должны   найти строчки из стихотворений известных поэтов.

ОСЕНЬ.

Лес, точно терем расписной. Войдешь в этот терем и увидишь много интересного. Только я вошла, как меня окружили березки и осины в золотых платьицах. Осыпался с березы лист и, как ковёр, устлал дорогу. Около пня не висит пурпур брусничных кистей. Пошла я по пёстрому ковру и оказалась у ручья. На ручей, рябой и пёстрый, за листком летит листок. Стала ель в лесу заметней. Вдали около опушки дремлет взрытая дорога. Я подняла голову и увидела, как, раскричавшись, к югу журавли летят. Оглянулась я вокруг, посмотрела на эти чудесные картины природы и подумала, что приятна мне, осень, твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье.

Ответы:

        И. Бунин «Листопад».

                                «Лес, точно терем расписной...»

        А. Майков «Пейзаж».

                                «Осыпался с березы лист и, как ковёр, устлал дорогу ...»

        А. Майков «Кроет уж лист золотой».

                                «Около пня не висит пурпур брусничных кистей ...»

        Н. Некрасов «Заунывный ветер гонит».

                                «На ручей, рябой и пёстрый, за листком летит листок ...»

        А. Твардовский «Меж редеющих верхушек».

                                «Стала ель в лесу заметней...»

        С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы».

                                 «Дремлет взрытая дорога ...»

        А. Фет «Ласточки пропали».

                                «Раскричавшись, к югу журавли летят ...»

        А. Пушкин «Унылая пора».

                                «Приятна мне твоя прощальная краса.

                                Люблю я пышное природы увяданье…»

        Третье состязание. На карточках вы видите набор слов и знаков препинания. Ваше задание восстановить четверостишье.

Задание:

Ответ:

Стихотворение А.Барто
«Два Снежка»

Погода отличная угла,

Швырнул снежная погода.

Снежком я прямо

В пешехода из-за была!

Он попал что к людям я,

Что рассердился что  стыдно,

Так что так не поднял снег,

Чуток нельзя за воротник крик.

Снег пожалуй швырнул я –

Мне тает ком в какой-то!

Глупый простужусь под спину

Снежный малый воротником!

Он просто и снежки ж

Человек трус за это!

Бросать шутки и нечуткий –

Какие воротник озорник!

Погода снежная была,

Отличная погода.

Швырнул снежком из-за угла

Я прямо в пешехода!

Он рассердился, поднял крик,

Что снег попал за воротник,

Что так нельзя, что стыдно так,

Что к людям я не чуток.

Снег тает под воротником

Я простужусь, пожалуй!

Швырнул мне в спину снежный ком

Какой-то глупый малый!

Он просто трус и озорник

И человек нечуткий!

Бросать снежки за воротник-

Какие ж это шутки!

Как называется стихотворение, кто автор? 

          Четвёртое состязание. На карточке написано слово. Вам необходимо сначала подобрать глаголы, которые мы употребляем в речи с этим словом. Затем проводится проверка, уточнение и дополнение подобранных слов. Следующий этап этого состязания - попробовать зарифмовать эти глаголы так, чтобы получилось четверостишие.

Примеры выполнения задания (варианты детских работ):

I вариант:

Дано слово: Солнце.

        Ученики подбирают глаголы. (светит, греет, восходит, заходит, садится, плывёт, играет, плещется, освещает, улыбается, прячется, сверкает, лучится).

Пробуют рифмовать эти глаголы:

Всходишь и заходишь,

Греешь и уходишь.          

Играешь, освещаешь,

Прячешься, сияешь.

II вариант:

Дождь. (идёт, льёт, моросит, мочит, капает, питает, наполняет, стучит, барабанит, шумит, серебрится, наводит грусть).

Капает, питает,

Мочит, наполняет,

Барабанит и стучится,

Струится, серебрится.

III вариант:

   Ветер. (дует, воет, гудит, бушует, гуляет, шелестит, шалит, сушит, озорничает, развевает).

Дует, воет и играет,

И бушует, и гуляет,

И резвится, и шалит,

Развевает, шелестит.

IV вариант:

     Цветы – растут, зеленеют, поднимаются, вянут, тянутся,  колышутся, появляются, цветут, радуют.

Появляются, растут,

Зеленеют и цветут,

Шепчутся, шумят,

Тянутся, грустят.

Подведение итогов и награждение команд.

Учитель, заканчивая турнир, читает стихотворение:

                        Константин Бальмонт «Как я пишу стихи».

                                Рождается внезапная строка,

                                За ней встаёт немедленно другая,

                                Мелькает третья ей издалека,

                                Четвёртая смеётся, набегая,

                                И пятая, и после, и потом,

                                Откуда, сколько, я и сам не знаю,

                                Но я не размышляю над стихом

                                И, право, никогда - не сочиняю.

          Для многих из Вас сейчас стало открытием, что сочинять рифмованные строчки – это не так уж сложно. Пусть этот опыт по стихосложению станет началом Вашего серьёзного увлечения поэзией. А может быть кто-то из Вас станет великим поэтом. Желаю удачи.


ПРИЛОЖЕНИЕ.

Стихотворения о зиме.

А.С.Пушкин                Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… Погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А.С. Пушкин                Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд;

На красных лапках гусь тяжёлый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лёд,

Скользит и падает; весёлый

Мелькает, вьётся первый снег,

Звездами падая на брег.

А.С.Пушкин                Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

По дороге зимней скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

Ни огня, ни чёрной хаты…

Глушь и снег… Навстречу мне

Только вёрсты полосаты

Попадаются одне…

И..Бунин                                 Первый снег.

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.

С.Есенин                        Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут  в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешенным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Стихотворения о весне.

А.С. Пушкин                Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

Ещё прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Ф. Тютчев                        Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё нудит зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умываяся в снегу

И лишь румяней стала,

Наперекор врагу.

В. Жуковский                      Жаворонок.

На солнце тёмный лес  зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поёт, на солнышке сверкая:

«Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны…»

С.Есенин                             Черёмуха.

Черёмуха душистая

С весной расцвела

И ветви золотистые,

Что кудри, завила.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.

Ф.И. Тютчев                       Весенняя гроза.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит.

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный –

Всё вторит весело громам.

Стихотворения о лете.

Ф.И.Тютчев                В небе поют облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное…

Час от часу жар сильней,

Тень ушла к немым дубравам,

И с белеющих полей

Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века –

Так же будет, в вечном строе

Течь и искриться река

И поля дышать на зное.

З.Александрова                   Лесная дорожка.

Дорожка лесная

Петляет возле пней.

Мы сами не знаем,

Куда придём по ней.

Дорожка не скажет,

И лес нам не знаком.

Под горкой овражек

С поющим ручейком.

Зарос он цветами,

Вода в ручье темна,

Дрожат под ногами

Два узеньких бревна.

Хоть страшно немножко,

Но мы идём вперёд.

За это дорожка

Гостинцы раздаёт.

В зелёных кармашках

Полным-полно добра:

Орехи-двойняшки

Прохожих ждут с утра.

А вниз погляди-ка, -

С дорожки в лес маня,

Краснеет брусника,

Серёжками звеня.

Дорожка, ты где же,

Куда свернула ты?

Становятся реже

Ольховые кусты.

И мы уже знаем, -

За ними край села.

Дорожка лесная

Нас к дому привела.

А.К.Толстой                Замолкнул гром, шуметь гроза устала,

Светлеют небеса;

Меж чёрных туч приветно засияла

Лазури полоса.

Ещё дрожат цветы, полны они водою

И пылью золотой,

О, не топчи их с новою враждою

Презрительной пятой.

С. Есенин                            С добрым утром!

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

Стихотворения об осени.

Е.Трутнева                              Осень.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах, –

Это платье золотое

У берёзки на плечах…

У калины и рябины

Вьются стаями дрозды…

Под окошком георгины

Красотой своей горды.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят…летят…летят…

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

Э. Мошковская                Где тихий-тихий пруд,

Где тихая беседка,

Где сам собой паук

Беседовал нередко,

И тихо короеды

Вели свои беседы,

И слушал жук лесной

И шевелил усами…

Теперь там дождь косой

Беседует часами,

Кленовый жёлтый лист

С берёзовым сошлись –

Сошлись туда беседовать,

На холода посетовать.

А.Фет                        Ласточки пропали,

А вчера зарёй

Всё грачи летали

Да, как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спиться,

На дворе темно.

Лист сухой валиться,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись к югу

Журавли летят…

А.С. Пушкин                Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

А.Н. Майков                             Пейзаж.

Люблю дорожкою лесною,

Не зная сам куда, брести;

Двойной глубокой колеёю

Идёшь – нет конца пути…

Кругом пестреет лист зелёный;

Уже румянит осень клёны,

А ельник зелен и тенист;

Осинник жёлтый бьёт тревогу;

Осыпался с берёзы лист

И как ковёр, устлал дорогу…

Идёшь, как будто по водам, -

Нога шумит… а ухо внемлет

Малейший шорох в чаще там,

Где пышный папоротник дремлет,

А красных мухоморов ряд,

Что карлы сказочные спят…

Уж солнца луч ложиться косо…

Вдали проглянула река…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Литературное чтение 1 класс система Л.В. Занкова

Методы и приемы, направленные на реализацию новых образовательных стандартов  через УМК системы «Л.В. Занкова», в частности на уроках литературного чтения по учебнику  Н.В. Нечаевой, К.С. Бе...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Мастер-класс "Смысловое чтение.Приемы работы"

В данной работе приводятся приемы работы над смысловым чтением на примере работы с притчами....

Мастер класс "Продуктивное чтение"

Мастер класс "Продуктивное чтение"...

Мастер - класс "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"

quot;Читать - это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное". К.Д. Ушинский.Цель мастер-класса: ознакомить участников с технологией продуктивного чтения; за...