урок обучения грамоте. Тема: "Формирование навыка различения звуков С, Ш."
методическая разработка (чтение) по теме

Марченко Любовь Владимировна

Урок  учителя начальных классов совместно с педагогом-логопедом.

Задания педагога-логопеда выполняют коррекционную функцию, способствуют развитию фонематического восприятия, направлены на эмоциональную разрядку, что способствует психологическому  климату в классе в течение всего урока.

Задания построены от простого к сложному.

 Виды учебной деятельности на уроке: чтение, составление плана, составление схем, элементы поисковой работы, письмо, анализ, дифференциация звуков, оценка деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Упражнения в чтении. Формирование навыка различения звуков [c] и [ш] при чтении. Обучение  списыванию с печатного текста.

Задачи:

  1. Формировать умения овладевать начертаниями письменных букв, слов, предложений, умения списывать с печатного образца.
  2. Формировать навыка дифференциации звуков [c] и [ш]
  3. Формировать умения различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие.
  4. Формировать умения анализировать текст.
  5. Формировать умения наблюдать над значением слова.
  6. Развивать психические процессы( внимание, память, зрительное восприятие, логическое мышление)
  7. Расширять словарный запас.

Оборудование: презентация, карточки для группы А, снежинки с заданиями, буквари, тетради.

Ход урока:

  1. Орг. момент

Логопед:

-

Учитель:

Ножки вниз мы опустили

Ручки вместе положили,

Смотрим глазками вперед,

Начинается…урок.

Учитель:

- Посмотрите на слайд, (слайд № 1) 

озвучьте картинку (закипающий чайник)

- Вторая картинка (шипящая змея) 

Логопед:

Учитель:

– Дайте характеристику этих звуков, дорисуйте схему-«человечка»

  1. Составление плана работы

Учитель:

– Ещё раз внимательно посмотрите на страницы 88 – 89 «Бук варя», на доску.

– Как вы думаете, какая будет тема урока? Как вы догадались?

– Давайте составим план сегодняшнего урока.

Составление плана урока.

  1. Работа со схемами
  2. Чтение  слов.
  3. Составление слов в таблице.
  4. Чтение предложений.
  5. Списывание слов, предложений.
  6. Работа с логопедом.

– Что мы сейчас делали? (Составляли план урока, т.е. организовывали свою деятельность.)

(слайд №2)

  1. Работа с логопедом

- Пришли Снеговик с Шариком из Простоквашино

Задание - отхлопать

  1. Работа по группам

Учитель:

- Снеговик приготовил вам еще задание по группам.

1)Группа А – заполняют таблицу самостоятельно (дополнительно: звуко-буквенный разбор любого слова)

 

2) Группа Б – Составление и чтение слов, отличающихся звуками [с] и [ш].

 (на интерактивной доске)

– Определите, где место [с], а где [ш].

– Прочитайте слова, в которых вставили букву С, букву Ш.

– А есть ли слова, в которые можно вставить и С, и Ш? (Каска – кашка.) 

– Что обозначает слово опушка?

Ребята нашли в словаре (показать словарь) значение этого слова (слайд№3)  

(Лесная опушка – край леса. У пальто меховая опушка – меховая об шивка по краю одежды.)

- Прочитайте слова, в которых есть сочетание ШИ, что нужно помнить?

- Дополнительно – звуковой анализ слова: каска.

  1. Логопед

- Не путай не спеша букву эс и букву ша.

Мохнатенького мишку не называйте миской,

А если кот  съел крысу, не говорите крышу.

Задание на дифференциацию звуков.

Физминутка «Снеговики»

Упражнение на мелкую моторику.

  1. Работа в тетрадях

Учитель: 

- Снеговик приготовил вам задания на снежинках. Прочитайте задание.

Задание: Замени в словах   букву с на ш, запиши:

сутки - . утки

миска – ми.ка

крыса – кры.а

каска – ка.ка

     усы – у.и

 - В каком слове пришлось заменить еще одну букву? Почему?

  1. Физминутка про елочку.

  1. Чтение  предложений, текста (по группам)

Группа А.

Страница 89 букваря

Чтение текста В.Берестова

– Кто написал текст?

– Прочитайте название текста

– Как просыпается лес? Как услышал это В. Берестов? (Шелестит, журчит, шумит, поёт, говорит: «Доброе утро!») 

– Оживите свои воспоминания: какие звуки, запахи леса вы слы шали ранним утром? Представьте эту картину.

– Кто проснётся сразу, как только оживёт лес и вся природа? (Жи вотные.) 

–  Проверим – прочитаем дальше. (Просыпаются и волчата у себя в норе.)

– Обратите внимание, какие волчата. (Маленькие, но воспитан ные.)

–  Читаем дальше.

–  Родители хмурятся…

– Задайте вопрос по тексту. (Почему?)

– Какие были мечты у родителей? А что рассказал нам текст? Проверим – читаем.

Утро не всегда бывает добрым.

– Что заставило волчицу ворчать?

– А нормальное ли это поведение для волков?

– Дочитываем до конца.

– Какая важная мысль спрятана в тексте? (Дети-волчата настоль ко милые, что даже злые волки-родители перестали злиться.)

– В стихах и сказках В. Берестова много света и тепла. Он обладает даром возвращать взрослых в мир детства, а детям открывать тайны природы, характеры лесных зверей.

Группа Б.

Чтение предложений и работа над чёткостью произношения, над интонацией

– Просмотрите все предложения.

– Можно ли их назвать текстом? Почему?

- Чтение первых шести предложений.

– А что было в крынках?  

– С чем была окрошка?

– Что делал старик?  

– Где кормушка?

- Какую книгу купил папа сынишкам?

- Про какое предложение я не спросила

– Заметили ли вы, какие звуки повторяются?

- Эти звуки придают выразительность  предложениям.

  1. Итог урока.

- Посмотрите на план. Что нам удалось выполнить из плана?

- Что получилось лучше всего?

- В чем испытали затруднения?

- Отметьте в тетрадке оценку своей работы.

- Мне хотелось бы отметить…

- Снежинки, на которых было задание  Снеговика вы можете забрать себе на память о сегодняшнем уроке.

Логопед…. чтение по стрелкам слово: МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1-м классе " Звуки [л], [л,], буква Л–л"

1.     Обучающая: создать условия для формирования представления о звуках [л], [л,] и букве, которая их обозначает; научиться различать звуки [л], [л,], букву “л” в слов...

Презентация к уроку "Обучение грамоте" Буквы О - Ё и звук о" УМК "Школа 21 век"

Данная презентация разработана для урока Обучение грамоте УМК "Школа 21 век"...

Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.

Одной из особенностей ФГОС НОО является их  деятельностный  характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...

Урок обучения грамоте. Тема: «Буквы Щ щ, звук [щ]. Формирование навыков чтения».

УМК "Школа России" Конспект урока обучения грамоте. Презентация к уроку....

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.    Сопоставление звуков [ж] и  [ш].  Включает предметные, метапредметные и личностные ...