Урок обучения грамоте. Тема: «Буквы Щ щ, звук [щ]. Формирование навыков чтения».
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Байкова Вера Андреевна

УМК "Школа России" Конспект урока обучения грамоте. Презентация к уроку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Бережковская ООШ»

УМК «Школа России» 1класс.

Урок обучения грамоте  

Тема: «Буквы Щ щ, звук [щ].  

Формирование навыков чтения».

Учитель: Байкова В.А.

Цель: формирование у детей  представлений о звуке [щ], как о глухом мягком непарном;

Планируемые результаты:  учащиеся продолжат формировать навыки чтения, фонематического слуха; познакомятся с приемами работы с текстом;  

продолжат работу по классификации букв и звуков.

Оборудование: карточки с буквами: щ, р, е, о, т, к, а;  картинки: щука, щегол, щётка, мультимедийный проектор, компьютер, презентация в PowerPoint

Ход урока.

І. Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.                                                                            2 слайд

ІІ. Актуализация знаний.

-Начнем урок с повторения изученного.

1. Работа над речью (ЭИ).

1) - Вы знаете, что когда-то буква Щ поссорилась с гласными буквами Я, Ю, Ы и теперь не разрешает им стоять после себя. Поэтому иногда получается так, что слышим одно, а пишем другое. Буква Щ пошла в гости к гласным. Только не ко всем она зайдёт.  

- Подумайте, а к  кому же она зайдёт? (а, е, и,  ё, у)

(ЭИ: чтение слогов-слияний и «перевертышей» с буквой Щ)

2) – Найдите на картинке 4 слова со звуком  Щ.

3) – Составьте слова.

2.Работа  над  скороговоркой.                                                               3 слайд

Щука щекотала щёткою    щегла.

Щётка – щекотиха  щетиною была.

- Чтение про себя.

- Чтение вслух с чётким  проговариванием  1 звука.

- Чтение с выделением ударного слога.

- Чтение с выделением каждый раз нового слова.

 2. Словарная работа.

- Что значит щётка - щекотиха?

- Что такое  щетина? (щетина – жёсткая прямая шерсть у некоторых животных)

- Какой звук чаще всего повторяется в этой скороговорке?

- Дайте характеристику  звуку  [ щ].  ( Согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий)                                                                                         4 слайд, 5 слайд

3. Самоопределение к деятельности. 

- Как вы думаете, над чем  сегодня  нам нужно поработать на уроке?  Сформулируйте задачи урока.

ІІІ. Этап усвоения новых знаний.

- Сегодня на уроке продолжаем работу со звуком  [ щ].  

1. Чтение слогов и составление слов.                                               6 слайд

ЩА                                 ПА

ЩЕ                                 ПЦЫ

ЩИ                                 ВЕЛЬ

ЩЁ                                 ЧКА

ЩУ                                ГОЛЬ

- Какие слова  вам не понятны? ( щепа - то же, что щепка; щипцы - инструмент для сжимания; щёголь – любящий наряжаться, нарядно одетый человек)

2. Составление рассыпавшегося слова.

- С какими буквами не дружит буква Щ? (Я, Ю, Ы.)

- А вот одно слово рассыпалось. Давайте соберём его и узнаем, какая буква очень редко стоит после буквы Щ.

 23 4 1 5 7 86

РЕЩТОКАТ ( трещотка)                                                                          7 слайд

- Буква О стоит после Щ очень редко. Например, в слове ТРЕЩОТКА.

- Что означает это слово? (1. Игрушка, издающая треск.  2. Народный  музыкальный  ударный  инструмент из нанизанных одним концом на две верёвки деревянных дощечек. 3. Человек  - тот, кто громко, без умолку говорит)

- С какими гласными буквами не дружит буква щ ?  ( я, ю, ы)

- С какой буквой иногда дружит буква Щ? (о)

Вывод: буква Щ не дружит с гласными Я, Ю, Ы. Иногда буква Щ дружит с буквой О.                                                                                                    8 слайд

ФИЗМИНУТКА

3. Составление слов.

Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы Щ.

Есть слова, где Щ - в начале,

Есть слова, где Щ – в конце.                                                                   9 слайд

- Назовите слова, где буква Щ стоит в конце слова. (Лещ, хвощ, плащ)

Игра «Догадайся»                                                                                   10 слайд

Щ И                 Русский суп.

Щ И Т             Этим защищались древние воины.

Щ У К А          Зубастая рыба.

Щ Е К А         Часть лица.

Щ Е Л Ь         Дырочка в полу, в стене.

Щ Е П К А      Осколок дерева.

Щ Е Н О К      Маленькая собачка.

Щ Ё Т К А      Они разные: ими чистят зубы,                                

                                       одежду, пол.

4. Работа над  рассказом  Л. Толстого  «Два товарища».                                 

-  Знакомство с автором.                                                                          11 слайд

9 сентября  1828 году в знатной семье родился мальчик, которого назвали Львом. Кроме него там  же воспитывались ещё 3 брата и одна сестра.                              

12 слайд     

В доме всегда была доброжелательная обстановка, играла музыка, звучал детский смех.        

Образование и воспитание он получил в семье. Ему не было двух лет, когда умерла мать, а через три года умер и отец. Детей воспитывали тётушки.                            

В Тульской области, находится усадьба, в которой родился писатель. Называется она «Ясная поляна». В его семье было много детей, а затем и много внуков, которых он очень любил. С ними любил проводить много времени, рассказывая им сказки и читая свои поучительные рассказы.                                                                                                                                                                     13 слайд     

Делом всей его жизни стало – открытие школ для крестьянских детей. Толстой много путешествует по разным странам. В Германии, Франции, Швейцарии он знакомится с тем, как учатся дети. Читает много книг об образовании и воспитании. После этого он создаёт свою систему обучения грамоте и арифметике, истории, сам преподавал эти предметы.                                                                                        14 слайд      15 слайд       16 слайд          17 слайд                                                                             

5. Словарная работа.                                                    18 слайд

- Прочитайте слова с чётким проговариванием всех звуков. Эти слова встретятся в рассказе.

- Подберите к словам 1 столбика  похожие, слова - синонимы.

ТОВАРИЩ                                НÉЧЕГО

ВЫСКОЧИЛ                                НÁЗЕМЬ

БРОСИЛСЯ                                МЁРТВЫЙ

СПРЯТАЛСЯ                             УШЁЛ

ОСТАЛСЯ                                 СМЕЁТСЯ

ПРИТВОРИЛСЯ

1) Работа над заголовком.

- Как вы думаете, о чём мы будем читать рассказ?

2) Чтение учителем?

  Вопросы после чтения.

- Кто набросился на детей?

- Как они среагировали на опасность?

3) Чтение детьми про себя.

  Вопросы после чтения.

- Как поступил медведь?

- В чём не прав мальчик, залезший на дерево? (Посмеялся над товарищем)

- Каких друзей хотели бы иметь вы?

- Какой вывод сделаете?

- Что пишет по этому поводу автор? Прочитайте.

4) Работа над пословицами о дружбе.                                                19 слайд

 Сам погибай, а товарища выручай.

 Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

6. Работа над речью (ЭИ)

1) Составление рассказа по серии картинок.

2) Просмотр мультфильма.

- Понравился вам мультфильм?

- Какие слова со звуком Щ встретились?

-Где стоит этот звук?

7. Чтение рассказа про цветок Эдельвейс (ЭИ)

- Как можно озаглавить этот рассказ?

- Где растет цветок?

- Почему этот цветок занесен в Красную книгу?

ІV. Итог урока.

- Чем занимались на уроке?

- Что нового узнали?

- Чем запомнится урок?

V. Рефлексия.

- Что понравилось на уроке?

- Что показалось сложным?

-Ребята, дорисуйте, пожалуйста лучики к тому солнышку, которое показывает ваше настроение после урока.                                                        20 слайд

 Д\З 

Слабо читающая ученица  получает карточку с текстом (слова разделены на слоги)

Остальные дети читают текст на стр. 188 учебника

УРОК ЗАКОНЧЕН, МОЛОДЦЫ!                                                     21 слайд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 класс «Школа России» Тема: Буквы Щ щ, звук [щ]. Формирование навыков чтения.

Слайд 2

Вот и прозвенел звонок Начинаем наш урок. Очень тихо вы садитесь И работать не ленитесь

Слайд 3

Прочитайте скороговорку. Щука щекотала щёткою щегла. Щётка – щекотиха щетиною была.

Слайд 4

согласный глухой мягкий не имеет твердой звонкой пары шипящий

Слайд 5

Буква Щ обозначает всегда мягкий [ щ , ] звук

Слайд 6

ЩА ПА ЩЕ ПЦЫ ЩИ ВЕЛЬ ЩЁ ЧКА ЩУ ГОЛЬ Прочитайте слоги, составьте слова.

Слайд 7

РЕЩТОКАТ ТРЕЩОТКА Составьте слово.

Слайд 10

Щ И Русский суп. Щ И Т Этим защищались древние воины. Щ У К А Зубастая рыба. Щ Е К А Часть лица. Щ Е Л Ь Дырочка в полу, в стене. Щ Е П К А Осколок дерева. Щ Е Н О К Маленькая собачка. Щ Ё Т К А Они разные: ими чистят зубы, одежду, пол.

Слайд 11

Л.Н.ТОЛСТОЙ ДВА ТОВАРИЩА

Слайд 12

ЛЛ

Слайд 17

Лев Толстой Два товарища

Слайд 18

Прочитайте слова по слогам. о ТОВАРИЩ НÉЧЕГО ВЫСКОЧИЛ НÁЗЕМЬ БРОСИЛСЯ МЁРТВЫЙ СПРЯТАЛСЯ УШЁЛ ОСТАЛСЯ СМЕЁТСЯ ПРИТВОРИЛСЯ

Слайд 19

Сам погибай, а товарища выручай. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Прочитайте п ословицы

Слайд 20

Дорисуйте лучики к тому солнышку, какое у вас настроение после урока

Слайд 21

Наш урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»

Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная  буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...

Урок обучения грамоте по теме Буквы Щ,щ, звук [щ]. Формирование навыков чтения.

Урок обучения грамоте проводится в конце букварного периода.Способствует развитию познавательного интереса,обобщению знаний учащихся об изученном звуке.Дети учатся понимать прочитанное и применять пох...

урок обучения грамоте. Тема: "Формирование навыка различения звуков С, Ш."

Урок  учителя начальных классов совместно с педагогом-логопедом.Задания педагога-логопеда выполняют коррекционную функцию, способствуют развитию фонематического восприятия, направлены на эмоциона...

Урок обучения грамоте. Тема: "Звук [м], [м\'] и буква их обозначающая. Заглавная буква "М". Упражнения в чтении."

Урок обучения грамоте разработан к Букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. При разработке урока были использованы современные образовательные технологии: проблемно-деятельностный метод, групповые, компью...

Урок обучения грамоте.Тема: ЗВУКИ [Ч’], [Щ\'] – ВСЕГДА МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ ЗВУКИ. БУКВЫ Чч, Щщ

Данная работа посвящена комплексному интеллектуальному развитию младших школьников на уроке обучения грамоте.Актуальность разработки  обусловлена потребностями современного общества в социа...

Урок обучения грамоте. Тема урока: Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш

Данный урок знакомит со звуком [Ж] и буквами Жж, по программе "Школа России". Этот материал можно использовать на уроках обучения грамоте 1 класс....


 

Комментарии

Воронкова Юлия Дмитриевна

Вера Андреевна, спасибо!