КТП обучение грамоте(чтение) по системе Л.В. Занкова 1 класс
календарно-тематическое планирование (чтение, 1 класс) на тему

КТП составлено в соответствии ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_chtenie.docx129.01 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

   Согласовано                                                Согласовано                                                             Утверждаю

  ____________                                                    ___________                                                        ___________

Руководитель МО                                          Заместитель директора по УВР                                Директор                                                                                                                                                                                                                                                     С.В. Дерезенко                                              Е.В. Грязнова                                                              Н.А.Емельянова

                                                                                                                                             Приказ от 31.08.2011г. № 383

                                                                                                                                            Протокол от 31.08.2011г. № 12

Рабочая программа

 по обучению грамоте  (чтение) 1а класс

на 2011-2012 учебный год

количество часов в неделю __4__

методическое объединение начальных классов

учитель   О.А. Тимофеева

составлена в соответствии с программой Л.В.Занкова. – Самара:  Издательский дом «Федоров», 2011.

Учебник Нечаева,  Н.В., Белорусец, К.С. Азбука – Самара: Фёдоров, 2011г.

Прошла экспертизу на заседании методического объединения от ___________ протокол № _______________

Пояснительная записка по обучению грамоте

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФот 6 октября 2009 г.N 373.«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТАНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
  2. Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год
  3. Учебный план образовательного учреждения на 2011/2012 учебный год
  4. Локальный акт образовательного  учреждения  (об утверждении  структуры рабочей программы)
  5. Программа Л.В.Занкова. – Самара:  Издательский дом «Федоров», 2011. 
  6. Н.В.Нечаева Обучение грамоте и чтению: Учебно-методический комплект 1-4 класс, 2011

      Программа обучения грамоте в 1 классе охватывает  добукварный и букварный период..  Курс   представляет собой часть единой системы обучения русскому языку в начальных классах и построен на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся.

В процессе обучения грамоте ребёнок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него  выбора соответствующих языковых средств. По  этой причине частные задачи периода о.г. не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они ориентированы и на успешную адаптации. Каждого ребёнка к новым условиям его жизнедеятельности.

Цель курса – начальное освоение учащимися коммуникативной функции языка.

Задачи периода обучения грамоте:

научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;

расширить кругозор детей основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;

активизировать внутреннюю и внешнюю (устную и письменную) речь и её средства объектом осознания учениками;

развить интеллектуальную и познавательную активность, вызвать у детей положительное отношение к учению;

развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку.

Задача развития речи решается в неразрывном единстве с усвоением средств речи - языковой системы, на методологи ческой основой ее решения служит система общего развития школьников (система Л.В. Занкова).

Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов:

1. «Развитие речевой деятельности»

2. «Система языка»

«Развитие речевой деятельности»

   В период обучения грамоте особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения, установлению общего и особенного в различных речевых ситуациях. Для этого необходимо «разговорить» детей.

  Данной цели служат специальные задания по инсценированию, но прежде всего – организация содержательного общения детей в процессе поиска решения проблем на разных учебных предметах и непосредственном, во время экскурсий, ознакомлении школьников с окружающим миром. В этот же период начинается систематическая работа по адекватному восприятию чужого высказывания (текста) на слух и зрительно. Через инсценирование прочитанного, иллюстрирование, придумывание к тексту названия, вопросов и другие многообразные задания  дети подводятся к осознанию признаков текста и умению его анализировать.

  Таким образом, косвенный путь учения доминирует над прямыми путями. Основной способ усвоения – самостоятельная речевая деятельность ребёнка и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.

  Техника чтения и письма формируется в основном в период обучения грамоте. Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном  методе. Порядок  изучения буквориентирован на сознание учениками мен звуков-основу способа чтения и письма.

 Основной метод обучения письму: анализ, сравнение схожих и противоположных случаев написания и перенос полученного опыта в новые условия.

 Существенно ускоряет навык качественного чтения и письма включение в программу позиций по смысловому анализу текста, смысловому и грамматическому анализу предложений и слов, что обеспечивает  естественное многократное возвращение ребёнка к прочитанному, а так же введение опосредованного чтения и работы по развитию психофизиологических функций, которые лежат в основе чтения и письма.

«Система языка»

Уже в букварный период, кроме традиционно центральной темы «Фонетика», ученикам предоставляется возможность широких грамматических наблюдений в области синтаксиса, , морфологии и морфемики. Их основная цель в этот период – способствовать формированию навыков правильного чтения и письма. К её достижению приводят следующие линии работы:

- первичное осознание различения слов по смыслу, грамматическому и звуко-буквенному составу;

- начальное наблюдение детьми трёх основных принципов русской орфографии: фонетического, морфемного, традиционного, или исторического; наблюдение сильных и слабых позиций звуков в слове, расхождения правописания и произношения слов; родственных слов и их форм; слов ч проверяемыми написаниями в корне и написаниями непроверяемыми, традиционными (ча, ща, чу, щу, жи, ши);

-наблюдение изменения грамматической структуры слов в предложении, в зависимости от цели высказывания, практическое ознакомление с основными признаками предложения и слова. Этой функции служит сравнение предложений, различающихся целью высказывания и интонацией, формами слов, служебными словами, порядком слов.

В основном грамматические знания усваиваются на уровне представлений.

Основные формы и методы  работы

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная работа – диалог, полилог;

работа в малых группах;

работа в статистических парах;

индивидуальная работа

нетрадиционная форма урока:

урок-игра (дидактические игры,  сюжетно-ролевые игры )  

    Используемы методы обучения :

объяснительно-иллюстративный;

проблемно-поисковый;

метод стимулирования интереса к учению;

метод самоконтроля ;

метод самостоятельной деятельности учащихся:

- чтения-рассматривания;

- выработка и усовершенствование навыков;

- различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный,  творческий уровень заданий с различной мерой помощи).

3.    Используемые технологии:

- игровые технологии

-  технология создания ситуации успеха на уроке

- личностно-ориентированные   (разноуровневые задания)

-здоровьесберегающие( приём зрительных меток; тематические  физминутки)

      Организационные формы, применяемые на уроках, также раз личны: индивидуальное выполнение заданий, в малых группах,  кол лективное.

Механизмы формирования ключевых компетенций.

При обучении грамоте эмпирическое, чувственное по знание осуществляется прежде всего в процессе наблюдения и ана лиза разнообразного языкового материала, путем обращения к ре чевому и познавательному опыту ребенка. Велика роль самостоя тельных наблюдений, анализа, сравнений в пробуждении и разви тии подлинных мотивов и интереса в овладении языком и речью.

Благодаря введению на ранних этапах научных терминов, являющихся средством обобщения наблюдаемых конкретных явлений языка, обеспечивается расширение опыта ребенка в познании различных сторон языковой системы.

Учебно-познавательные:  

Язык усваивается человеком не ради него самого, не ради по знания его звукового и грамматического строя, а как основное средство, способ деятельности, поведения и мышления, как зна ние этих способов, облеченных в языковую оболочку. Сущность обучения языку состоит, следовательно, не в заучивании правил, а в соотнесении действительности с ее языковым выражением, т. е. в формировании навыков активного, осознанного, правиль ного и адекватного использования и понимания языковых средств в речи. Т.е  на уроке необходимо создать условия для того, чтобы ребенок научился адекватно действовать в любой речевой ситуации. Курс характеризует его яркая практическая направлен ность на пользование языком. Правильность речи обеспечивают теория языка и опыт речевого общения в устной и письменной форме.

Существенно ускоряет навык качественного письма и чтения включение в программу позиций по смысловому анализу текста, смысловому и грамматическому анализу предложений и слов

Информационно-коммуникативные, социальные: особое внимание уделяется осозна нию детьми средств устного общения, установлению общего и осо бенного в различных речевых ситуациях. Для этого необходимо прежде всего «разговорить» детей.

Организация практики устного общения, устные речевые упражнения, преобразующая речевая деятельность учащихся в фор ме письменной речи нацелены на связь языкового и речевого содержания курса, анализ языковых явлений, предложений, текс тов, овладение навыками общения в различных формах и ситуациях.

Обсуждения, дискуссии, в целом разнообразие отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствуют возникновению у школьников опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной, воспитывают ответственность за сказан ное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие. Поэтому необходимо помочь детям овладеть средствами устного обще ния: голосом, жестами, мимикой, движением. Примером интелли гентного общения является учитель.

Таким образом, при освоении детьми устной и письменной ре чи косвенный путь учения доминирует над прямыми путями. Ос новной способ усвоения - самостоятельная речевая деятельность ребенка в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной.  Все уч-ся класса, в т.ч. и слабые привлекаются  к  участию в учебном диалоге,  овладевают умением  уметь слушать и слышать товарища, аргументировать свою мысль в  споре; используют в диалоге адекватные средства общения. Учитель создаёт ситуацию общения таким образом, при котором  проявляется толерантное отношение к мнению товарища, учителя.

В процессе учения закладываются основы развития способностей к самообразованию: ученик делит информацию на известную и неизвестную; указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет; пользуется словарём, спрашивает у родителей, извлекает информацию из прочитанного, увиденного по телевизору и т.п.; достаточно точно излагает полученную информацию; задаёт вопросы; находит выход.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Для реализации программного содержания используются:

Учебный комплект для учащихся:

Нечаева,  Н.В., Белорусец, К.С. Азбука – Самара: Фёдоров, 2011.

Н.В.Нечаева, К.С.Беларусец,  Пособие для учащихся 1 класса в 3-х частях «Я читаю»--Самара: Корпорация Фёдоров, 2011.

Т.М.Андрианова, А.В.Остроумова. Русский язык. Тетрадь по письму для 1 класса в 4-х частях. -Самара: Корпорация Фёдоров, 2011.

Методические рекомендации для учителя:

1. Зверева М. В  «Изучение результативности обучения в начальных классах».

2 .Перелыгина Е.А.. Фишман И. С. «Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей уч-ся  начальной школы». -  Самара: Корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2008.

 

Содержание программы

1. Развитие речевой деятельности

 Общие сведения о речи ( в течение курса).

 Ознакомление  в конкретной речевой ситуации с понятиями: речь устная и письменная; разные функции речи: общение, сообщение, воздействие; речь разговорная, книжная (научная, деловая, художественная). История возникновения речи.

Устная речь

Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи. Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор. Речевые  средства: мелодика,  логическое ударение,  пауза, сила, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, движения (терминологией пользуется учитель).

Речевой этикет: слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми людьми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими  детьми. Особенности общения в школе на уроке. Правила поведения при вручении и получении подарка.  Устное поздравление с днём рождения, с новым годом. Обсуждение, о чём можно просить и о  чём нельзя.

Письменная речь    

Ориентировка в букваре и в тетради по письму: обложка, форзацы, страницы, иллюстрации, задания, условные знаки. Книги учебные и неучебные; художественные, научные, научно-популярные.

Стихи, проза.  Тема  произведения, название  (заголовок), автор (поэт, писатель), персонажи (действующие лица), герои.

Сказки. Их возникновение, способы сохранения, особенности рассказывания и чтения. Русские народные сказки и сказки других народов мира. Авторские сказки.

Понимание текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Представление о разнообразии жанров: сказка, песня, стихотворение, загадка, частушка, скороговорка, чистоговорка, поговорка, считалка дразнилка,  закличка  и проч. Доказательство выбора отгадки, заучивание стихотворных текстов.

Практическое ознакомление с этимологией, многозначностью, с омонимами, синонимами, антонимами, с устаревшими словами.

Техника чтения и письма

 Формирование аналитико-синтетического звуко-буквенного способа чтения с учётом мен звуков.

Упражнения психофизиологических функций, необходимых для чтения: составление целого (фигур, рисунков) из данных элементов, составление печатных и письменных букв по элементу, выделение печатных и письменных букв из буквенного ребуса, восстановление слов с пропущенными буквами, составление слов из букв и слогов, вычёркивание из текста заданной буквы, усвоение правильного дыхания, «чтение пиктограмм, схем слов и предложений, умение сливать звуки при чтении, работа со схемами, выкройками и планами и проч.

 Чтение слов с переносом. Чтение вслух, жужжащее чтение.

 Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа письма.

 Упражнения психофизиологических функций, необходимых для списывания и письма под диктовку: упражнение руки, штриховка. Раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков, узоров, волнистых линий, воспроизведение рисунков, , узоров по памяти и под диктовку. Нанизывание петель на спицы, прохлопывание и проговаривание ритма, определение рифмы, нахождение рифмующихся слов, узнавание голосов детей. Актёров, составление схем слов и предложений под диктовку и проч.

Графика. Техника письма

Списывание слов, предложений, текстов, записанных письменным и печатным шрифтом с доски и тетради для письма.

  Письмо под диктовку слов, предложений, текстов.

2. Система русского языка (50 часов )

  Слово. Различие предмета, явления и слов, их обозначающих. Соотношение названия нарисованного предмета с буквенной схемой слова.

  Наблюдение внутреннего единства лексического, грамматического значения и  звукового (буквенного) состава слова. Наблюдение за изменением семантического значения слова или его формы при наращивании или сокращении фонем, изменение их порядка в слове, замены одной фонемы при перемещении ударения.

  Наблюдение существенных признаков имён существительных (предметность), глаголов (действие предмета), прилагательных (признак предмета), наречий (признак действия).

   Наблюдение связей слов в предложении по роду, числу.

   Различие слов – названий и указателей названий – местоимений.

   Общее представление о словообразовании. Корень. Родственные слова. Начальное разведение понятий: разные (родственные ) слова и формы одного слова.

  Классификация слов по лексическому и грамматическому  значению.

  Систематизация слов, обозначающих наименование предметов, созданных человеком и природой. Различие одушевлённых и неодушевлённых предметов. Имена собственные. Дифференциация  вопросов кто? что? Большая буква в именах, фамилиях, отчествах людей.

   Смыслоразличительная роль звуков в речи, в слове. Гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Его смыслоразличительная роль.  Сильные и слабые позиции гласных в слове. Безударные гласные.

  Твёрдые и мягкие парные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами я,и, е, ё, ю .ь. непарные твёрдые согласные ж,ш,ц. непарные мягкие согласные ч,щ. написание и,а,у  после согласных ж,ш,ч,щ. звонкие и глухие непарные звуки.

   Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам без стечения согласных.

   Звуки-буквы. Гласные буквы, обозначающие один звук. Гласные буквы, обозначающие два звука. Буквы, не обозначающие звуков. Сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков.

   Алфавит и его значение. Нахождение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов; ошибкоопасные места при записи слов.

   Предложение. Соотношение нарисованного предложения (пиктограммы) с его схемой. Членение речи на предложения и слова. Наблюдение смысловой и интонационной законченности различных по структуре предложений (односоставные, двусоставные –без введения понятий)  при сопоставлении со словом.

  Сравнение предложений, различающихся по цели высказывания. Большая буква в начале предложения, знаки (. ! ? ) в конце предложения. Объединение слов в предложения, выделение предложений из текста. Ошибкоопасные места при записи предложений.

  Наблюдение смысловой зависимости содержания предложений от изменения форм отдельных слов., служебных слов, интонации, порядка слов.

  Составление схем предложений. Составление предложений с опорой на схему, их многовариантность. Связи слов в предложении (по вопросам). 

Планируемые результаты

(универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– интерес к отдельным заданиям;

– представления об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– интереса к занятиям по Азбуке (или к отдельным заданиям);

– представления о языке как средстве общения, о русском языке как средстве меж_

национального общения;

– представление о своей семейной и этнической принадлежности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме;

– осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством

учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

– оценивать совместно с учителем результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы

.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– искать нужную информацию на странице (или развороте) Азбуки;

– «считывать» информацию с рисунков;

– понимать знаки, символы, модели, приведенные в Азбуке на с. 4–22;

– анализировать объекты, представленные в рисунках;

– сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии.

Обучающийся получит возможность научиться:

– в соответствии с заданным вопросом

строить ответ в устной форме;

– на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;

– подводить языковой факт под понятия:

слово и предложение; речь устная и письменная; звуки и буквы; звуки гласные–согласные, согласные мягкие–твердые;

– соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– воспринимать мнение сверстников, родителей о «считывании» информации с рисунков, о значении знаков, символов, моделей,

об анализе, сравнении выделенных учителем критериев.

Обучающийся получит возможность научиться:

– правилам общения в школе, в классе;

– адекватно реагировать на обращение учителей;

– основам работы на уроке в разных формах (индивидуальной, фронтальной, в парах и группах).

Планируемые предметные результаты

Иметь представление о законе жизни: передаче старшим поколением младшему знаний и опыта; изменении со временем того,чему учат младших. Понимать важность нового социального статуса – ученика(ученицы)2.Ориентироваться в Азбуке: обложка, форзацы страницы, иллюстрации, задания, условные обозначения. Различать учебные и неучебные книги, работать с рисунком, ориентироваться на странице Понимать значение слов: очень-очень давно, давно, недавно, сейчас. Познакомиться с нормами поведения в школе. Иметь

представление об истории речи. Познакомиться с понятиями «язык», «речь».Практически ознакомиться с особенностями устной и письменной речи. Познакомиться с понятиями«предложение», «слово» (на примере пиктограммы).Познакомиться с правилами оформления

предложений в письменной речи (на примере его схемы).Иметь представление о многообразии языков в мире, в России, о значении русского языка для народов России, о своем родном языке. Иметь представление о сферах применения устной и письменной речи, о значении языка как средства общения и мышления. Иметь представление о правилах вежливого общения.

 

 Осознавать соотношение (иерархию) понятий: мир, Россия, столица Москва, родина, семья. Осознавать свой статус в семье. Выполнять указания учителя при рассматривании рисунков, считывание информации с рисунков. Адекватно воспринимать как

общий вопрос (например: «Что можно узнать, рассматривая рисунки?»), так и более частный (например: «О чем говорят позы, движения людей?»).Перекодировать разные знаки, распространенные в городе (указатели транспорта, дорожного движения, магазинов и др.).

Иметь представление о средствах устного общения (движение, голос, мимика), правилах речевого этикета в повседневной жизни и в учебной деятельности. Устанавливать взаимосвязи между содержанием и формой речи, между состоянием человека и его мимикой, движениями, голосом. Осознавать особенности общения в школе, на улице и дома. Работать с моделями предложений. Иметь представление о многозначности схемы предложения.

 Понимать вопрос (задание). Осознанно, в соответствии с заданием воспринимать рисунки. Познакомиться со смыслоразличительной ролью звуков речи в слове. Различать звуки природы и звуки речи. Различать: звук, знак, буква, слово, предмет, предложение, схема. «Читать» схемы слова, соотносить ее с названием нарисованного предмета. Различать схемы слова и схемы предложения. Иметь представление о рифмующихся словах. Правильно произносить все звуки русского языка или исправить недостатки произнесения некоторых звуков. Соблюдать правила речевого этикета в классе, на перемене. Корректировать свои действия в сотрудничестве с учителем

Уметь воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Определять в слове заданный звук.

Знать особенности произнесения гласных и согласных звуков, определять звуки гласных и согласных .Моделировать звуковой состав слова, работать с готовыми схемами. Различать предложение, слово, звук, знак звука; схему предложения и схему слова. Иметь представление о многозначности схемы слова. Различать предмет и слово, его называющее.Осваивать правила работы в паре. Проявлять доброжелательность друг к другу

 

Соотносить звук [а] с обозначающей его буквой А, звук [у] –с обозначающей его буквой У.Различать звуки и буквы: первые произносим и слышим, вторые видим и пишем. Иметь представление об алфавите.

Осваивать звуковой и звукобуквенный анализ слова.

Осознавать смыслоразличительную роль звука в слове (лапа – лупа).Характеризовать данные звуки как гласные; выделять их в разных частях слова; подбирать слова с данными звуками.

Находить изучаемые буквы в слове – подписи рисунка (например, на форзаце).Моделировать схемы слов, «читать» их. Иметь представление о смысле понятий: «устное народное творчество», «рифма», «прибаутка»

Познакомиться с прибауткой как жанром устного народного творчества (УНТ).Освоить дыхательные упражнения, понимать соответствующие условные обозначения. Различать предложение, слово, букву, звук. Воспринимать А, У как буквы и слова. Различать гласные и согласные звуки.

Производить звуковой анализ слов. Уметь «читать» и моделировать простые схемы предложений и слов. Получить первоначальное понятие о лексической сочетаемости как сочетании слов по смыслу

Иметь представление о народных и авторских сказках, о сказках русских и других народов, старинных и современных. Осознавать зависимость особенностей сказки и манеры ее рассказывания. Накапливать опыт участия в инсценировках, в групповой и парной работе.

Выявлять незнакомые сказки, с которыми следует ознакомиться. Осознанно воспринимать чтение учителем сказок, стихов,

других произведений

Соотносить звук [о] с обозначающей его буквой О, звук [э] –с обозначающей его буквой Э.Уметь характеризовать данные звуки; слышать их в слове; подбирать слова с данными звуками; находить букву данного звука в слове, соотносить данный звук и обозначающую его букву.

Различать гласные и согласные звуки. Определять количество звуков и их последовательность в слове. Уметь моделировать простые

схемы слов, «читать» их, сравнивать слово и предложенные схемы. Решать буквенные ребусы. Активизировать и расширять словарь.

Воспринимать различия в интонации, иметь представление о ее роли в устной речи. Соотносить понятия «звук» –«буква»; «слово» – «предложение».

Оформлять предложение (первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится знак: . ! ?).Соотносить знак в конце предложения с интонацией его произнесения. Принимать и адекватно исполнять роль в инсценировках. Участвовать в обсуждении соответствия средств устной речи речевой ситуации

Уметь читать пиктограммы, моделировать схемы предложений,«читать» их, сравнивать схему предложения и схему слова. Читать в пиктограмме буквы слова. Иметь представление об оформлении предложения в устной и письменной речи. Самостоятельно составлять

схему предложения с опорой на рисунок. Выявлять закономерности чередования элементов в данном ряду, продолжать его. Познакомиться со словами, противоположными по смыслу. Получить первоначальное представление об использовании большой буквы (начало предложения, имя человека, кличка животного).Познакомиться с ребусами. Расширить опыт работы со схемами слов, осуществлять звукобуквенный анализ. Расширить представление о русских народных и авторских, современных и старинных сказках. Расширить опыт адекватного использования средств устного общения

Исходя из задач школы, осуществляется организация работы по воспитанию экологической культуры через задания, формирующие экологические знания и навыки правильного поведения в природе, помогающие понять многогранные связи человека с природой.

ЦОР

1. Информационно-методическое обеспечение для педагогов начальной школы. Методические разработки. План – конспекты уроков. Презентации. Сценарии. В.2. - М.: Начальная школа, 2011

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

http://edu.ru 

Федеральный портал «Российское образование»

http://window.edu.ru/window

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

http://school.edu.ru 

Российский общеобразовательный портал

http://edu.of.ru/profil/

Информация о проекте «Информатизация системы образования»

http://www.ict.edu.ru

Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образование»

http://www.ug.ru

Учительская газета

http://nsc.1september.ru

Газета «начальная школа». Приложение к газете «1 сентября». Сайт для учителей «Я иду на урок»

http://vio.fio.ru

Журнал «Вопросы Интернет-образования»

http://www.ipo.spb.ru/journal/

Журналы «Компьютерные инструменты  в образовании» и «Компьютерные инструменты в школе»

http://www.infojournal.ru

Журнал «Информатика и образование»

http://rys-arhipelag.ucoz.ru/photo/14 -

http://roerih.ru/images/1/book.jpg -

http://s11.radikal.ru/i184/0911/e9/9edddc305725.jpg -

 http://s53.radikal.ru/i140/0911/0c/a7062f63ed8f.jpg -

http://www.goldteam.su/forum/index.php?showtopic=7152 –

http://www.ido.rudn.ru/nfpk/hist/pic/2/v2_15.jpg -

http://www.int-edu.ru/history/Holid.htm -

http://www.yugzone.ru/x/audioencsiklopediya-kak-zhili-na-rusi

Обучение грамоте (чтение)

Развернутое тематическое планирование

п/п

№ урока

Тема урока

Элементы содержания

Ожидаемый результат

Внеурочная форма

Вид

контроля

Корректировка

предметные

метапредметные

личностные

тесты

Сам.раб.

Ср.

к/р

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1 четверть 9учебных недель (36ч)

1

1

Речь устная и письменная . (6ч.)

История обучения. Знакомство
с учебником

 

Условные обозначения. Иллюстрации, обложка, форзац

 Иметь представление о законе

жизни: передаче старшим поколением младшему знаний и опыта; изменении со временем того, чему учат младших.

Понимать важность нового социального статуса ученика

(ученицы)2.

Ориентироваться в Азбуке: обложка, форзацы, страницы, иллюстрации, задания, условные

обозначения.

Добывание информации при заданном

учителем порядке рассматривания рисунков.

Совместное обсуждение и сравнение содержания иллюстраций «История обучения».

Сравнение значения понятия «обучение» в очень-очень давние, давние, недавние времена и в настоящее время с опорой на рисунки.

 Осознание новой роли – школьника,

школьницы, правил поведения в школе,

на уроке.

 

тест

1.09

2

2

Речь устная и письменная

Схема  предложения

Иметь представление об истории речи.

Познакомиться с понятиями

«язык», «речь».

Практически ознакомиться с особенностями устной и письменной речи.

Познакомиться с понятиями

«предложение», «слово» (на примере пиктограммы).

Познакомиться с правилами

оформления предложений в письменной речи (на примере его

схемы).

 

Анализ рисуночного письма, пикто_

грамм и разных знаков современной

письменной речи.

Членение речи на предложения, предло_

жения на слова на примере пиктограмм

и графических схем (моделей предложе_

ния). «Чтение» пиктограмм.

Составление предложений по рисункам

и схемам.

 

 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

урок путешествие

5.09

3

3

Речь устная и письменная. Разные языки народов мира и России

Устная и письменная речь

Осознавать соотношение (иерар_

хию) понятий: мир, Россия, сто_

лица Москва, родина, семья.

Осознавать свой статус в семье. Выполнять указания учителя

при рассматривании рисунков,

считывание информации с рисунков.

 

Выполнение рисунка_схемы «Моя

семья».

Практическое использование средств

устного общения во время чтения стихотворения, во время ответа на вопрос

или обсуждения.

Накопление опыта в   этикета.

Уточнение, обогащение и активизация

словаря.

«Чтение» пиктограмм, моделей предложений; составление предложений (устно) по рисункам, по готовым моделям.

 

 Участие в обсуждении семей_

ного статуса девочек и мальчиков

(сын/дочь, сестра/брат, внук/внучка). Продолжение знакомства с именами одноклассников.  

урок - игра

6.09

4

4

Мир, Россия. Родина, семья

Представления о своей родине,
ее столице, о родном городе

Понимать вопрос (задание). Осо_

знанно, в соответствии с зада_

нием воспринимать рисунки.

Познакомиться со смыслоразличительной ролью звуков речи

в слове.

Различать звуки природы и зву_

ки речи.

Различать: звук, знак, буква,

слово, предмет, предложение,

схема.

«Читать» схемы слова, соотно_

сить ее с названием нарисован_

ного предмета.

Различать схемы слова и схемы

предложения.

Иметь представление о рифмую_

щихся словах.

Правильно произносить все зву_

ки русского языка или исправить

недостатки произнесения некото_

рых звуков.

Соблюдать правила речевого

этикета в классе, на перемене.

Корректировать свои действия

в сотрудничестве с учителем

Целенаправленный анализ рисунков, по_

строение высказывания в устной форме.

Практическое сравнение звуков в приро_

де, в быту и звуков речи, из которых

можно составлять слова (например:

[к] [о] [т] = кот, ток).

Звукобуквенный анализ слов: установ_

ление соответствия между количеством

звуков и количеством знаков в схеме

слова (при работе со словами, в которых

количество звуков не расходится с коли_

чеством букв).

Выделение в словах отдельных звуков.

Моделирование схемы слова.

   

 

 

 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

урок викторина

7.09

5

5

Звук и его письменный знак. Разведение понятий «слово», «предмет»

 Средства  устного общения

Уметь воспроизводить задан_

ный учителем образец интона_

ционного выделения звука в сло_

ве.

Определять в слове заданный

звук.

Знать особенности произнесе_

ния гласных и согласных звуков,

определять звуки гласных и со_

гласных.

Моделировать звуковой состав

слова, работать с готовыми схе_

мами.

Различать предложение, слово,

звук, знак звука; схему предло_

жения и схему слова.

Иметь представление о много_

значности схемы слова.

Различать предмет и слово, его

называющее.

Осваивать правила работы в па_

ре.

Проявлять доброжелательность

друг к другу.

пар звуков: гласных–согласных (на ос_

нове анализа рисунков, собственной ар_

тикуляции и артикуляции одноклас_

сников).

Выбор гласного или согласного звука из

двух произнесенных.

Различение на слух и при произнесении

заданного звука, звуков гласных и со_

гласных.

Воспроизведение заданного учителем

образца интонационного выделения зву_

ка в слове.

Группировка слов по первому (последне_

му) звуку.

 Анализ предложенной модели звуково_

го состава слова, подбор слов(а), соответ_

ствующих(его) заданной модели;  

 Оценка своих действий с помощью учителя, внесение в случае необходимости коррективов в эти действия

с/р

8.09

6

6

Звуки гласные и согласные

Величина предмета и слова

 Соотносить звук [а] с обозначаю_

щей его буквой А, звук [у]

с обозначающей его буквой У.

Различать звуки и буквы: первые

произносим и слышим, вторые

видим и пишем.

Иметь представление об алфавите.

Осваивать звуковой и звукобуквенный анализ слова.

Осознавать смыслоразличительную роль звука в слове (лапа – лупа).

Характеризовать данные звуки

как гласные; выделять их в разных частях слова; подбирать

слова с данными звуками. Находить изучаемые буквы в

слове – подписи рисунка (напри_

мер, на форзаце).

Моделировать схемы слов, «чи_

тать» их

Сравнительный анализ артикуляционных особенностей произнесения звуков

[а], [у].

Знакомство с буквами А, У, их нахождение в стилизованных рисунках предметов и в словах.

Выделение гласных звуков [а], [у] в названиях нарисованных предметов и в других словах.

Овладение звуковым и звукобуквенным анализом слова:

воспроизведение заданного учителем

образца интонационного выделения звука в слове;

– различение звуков, на данном этапе – классификация звуков по заданному

основанию (гласные–согласные);

  В совместной работе обоснование своей

точки зрения, выслушивание одноклас_

сников

урок-сказка

 12.09

7

1

Звуки и буквы.(20ч)

Знаки звуков – буквы. Звук (а), буква А, а. Звук (у), буква У, у

Гласные звуки и буквы. Звуковой анализ слов

Познакомиться с прибауткой как

жанром устного народного творчества (УНТ).

Освоить дыхательные упражнения, понимать соответствующие условные обозначения.

Различать предложение, слово,

букву, звук. Воспринимать А, У

как буквы и слова.

Различать гласные и согласные

звуки.

Производить звуковой анализ

слов.

Уметь «читать» и моделировать простые схемы предложений и слов.

Получить первоначальное понятие о лексической сочетаемости

как сочетании слов по смыслу

Слушание прибаутки, соотнесение ее

смысла и ритма. Сравнение звуков в от_

меченных рифмующихся словах (на ос_

нове анализа созвучий).

Выполнение дыхательных упражнений

(в течение 1_го полугодия).

Чтение пиктограмм со словами а и у.

Соотнесение подписи_схемы с названи_

ем рисунка, выделение в слове отмечен_

ного в его схеме звука, обозначение его

буквой на основе звукобуквенного ана_

лиза слов.

 Проявление интереса к учебному мате_

риалу, к высказываниям одноклассни_

ков

с/р

13.09

8

2

Путешествие в мир знаков. Предложение и слово

Звуки и буквы

 Иметь представление о народных

и авторских сказках, о сказках

русских и других народов, старинных и современных.

Осознавать зависимость особенностей сказки и манеры ее рассказывания.

Накапливать опыт участия

в инсценировках, в групповой

и парной работе.

Выявлять незнакомые сказки,

с которыми следует ознакомиться.

Осознанно воспринимать чтение учителем сказок, стихов,

других произведений

Установление соответствия: сказка – ее

герои; сказка – ее автор.

Инсценирование известных сказок (или

отрывков).

Сравнение манеры рассказывания ска_

зок современных и старинных, русских

и других народов.

Участие в викторине: изображение ска_

зочных героев «артистами», их узнава_

ние классом; узнавание героев сказок

по их высказываниям.

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;  

урок -путешествие

14.09

9

3

Фестиваль сказочных героев

Звуки и буквы

Соотносить звук [о] с обозначаю_

щей его буквой О, звук [э] –

с обозначающей его буквой Э.

Уметь характеризовать данные

звуки; слышать их в слове; подбирать слова с данными звуками;

находить букву данного звука

в слове, соотносить данный звук

и обозначающую его букву.

Различать гласные и согласные

звуки.

Определять количество звуков

и их последовательность в слове.

Уметь моделировать простые

схемы слов, «читать» их, сравнивать слово и предложенные

схемы.

Решать буквенные ребусы.

Активизировать и расширять

словарь.

Воспринимать различия в интонации, иметь представление о ее

роли в устной речи.

 

 

Анализ особенностей артикуляции зву_

ков [о], [э].

Овладение действием интонационного

выделения звука в слове.

Звуковой анализ слова: установление

числа и последовательности звуков, раз_

личение звуков гласных и согласных.

Соотнесение модели слова с названием

нарисованного предмета.

Нахождение букв в стилизованных ри_

сунках, в буквенных ребусах.

Выделение заданной буквы среди данно_

го множества букв.

Различение звука, буквы, слова, пред_

ложения ([о], Оо, Сказка о зайце. О_о_о!).

Адекватное называние нарисованных

предметов, объяснение их назначения.

   

 

Расширение опыта участия в инсцени_

ровках, в групповой работе.

урок-фестиваль

15.09

10

4

Театр. Звук (о), буква О, о.

Звук (э), буква Э э

Звуки и буквы. Авторские сказки

Осознание восприятия человека человеком (в частности, осознание себя и окружающих) в процессе вербального и невербального общения.

урок-театр

19.09

11

5

Найди пары. Знакомство с речевыми средствами общения

Театр, правила поведения
в театре. Интонационная выразительность

Уметь читать пиктограммы, моделировать схемы предложений,

«читать» их, сравнивать схему

предложения и схему слова.

Читать в пиктограмме буквы слова.

Иметь представление об оформлении предложения в устной и

письменной речи.

Самостоятельно составлять

схему предложения с опорой на

рисунок.

Выявлять закономерности чередования элементов в данном ряду, продолжать его.

Познакомиться со словами, противоположными по смыслу.

Получить первоначальное представление об использовании

большой буквы (начало предложения, имя человека, кличка

животного).

Чтение пиктограмм, восполнение нена_

рисованных слов по смыслу предложе_

ния.

Узнавание состояния персонажа по его

изображению.

 Работа с предложением: оформление

предложения, выделение слов.

     

Осознание важности использования знаков-символов при взаимодействии с окружающим миром.

с/р

20.09

12

6

Звук (о), буква О о. Звук (э), буква Э э. Большая буква в именах собственных

Звуки и буквы. Звуковой анализ слов

 Соотносить звук [о] с обозначаю_

щей его буквой О, звук [э] –

с обозначающей его буквой Э.

Уметь характеризовать данные

звуки; слышать их в слове; подби_

рать слова с данными звуками;

находить букву данного звука

в слове, соотносить данный звук

и обозначающую его букву.

Различать гласные и согласные

звуки.

Определять количество звуков

и их последовательность в слове.

 Решать буквенные ребусы.

Активизировать и расширять

словарь.

 Анализ особенностей артикуляции зву_

ков [о], [э].

Овладение действием интонационного

выделения звука в слове.

Звуковой анализ слова: установление

числа и последовательности звуков, раз_

личение звуков гласных и согласных.

     

 

Осознание значимости мира звуков для человека.

урок - игра

21.09

13

7

Звуки (ы), (и), буквы ы, И, и. Твердые и мягкие согласные звуки

Звуки и буквы. Звуковой анализ слов. Работа над текстом

Познакомиться с понятием

«число единственное и множест_

венное» через противопоставле_

ние «один предмет – несколько

предметов».

Различать звуки в слове, звуки

гласные–согласные, согласные

твердые–мягкие.

Различать букву И и слово и.

Моделировать схемы названий

сказок с опорой на рисунки.

Читать схемы предложения, осо_

знавать их многозначность.

 Практически пользоваться изу_

ченными буквами при чтении.

Осознавать смыслоразличительную роль звуков речи.

Осваивать принципы составления ребуса.

Уметь обнаруживать законо_

мерность в чередовании  

  употребле_

ния буквы И как слова.

Запись схем названий сказок по прави_

лам письменной речи (выделение боль_

шой буквы в схеме первого слова, обоз_

начение соответствующего количества

слов.

 

Осознание связей между гласными звуками и буквами.

с/р

22.09

 14

8

Позиционные особенности букв в словах. Имена собственные

Ритм стихотворных форм. Имена собственные

Звуки

гласные, согласные, слог,

согласные звуки мягкие,

твердые, звонкие, глухие.

Вывод об отсутствии

специальных букв для

обозначения мягких

и твердых согласных.

Воспроизводить заданный

учителем образец

интонационного выделения

звука в слове. Классифицировать звуки

по заданному основанию

(твердые_мягкие согласные

звуки). Определять наличие

заданного звука в слове.

Группировать слова

по первому (последнему)

звуку, по наличию близких  в акустико-артикуляционном

отношении звуков. Различать звуки: гласные

и согласные, согласные

твердые и мягкие, звонкие

и глухие. Характеризовать особенности

гласных, согласных звуков.

Моделировать звуковой

состав слова (с использо$

ванием фишек разного цвета).

Анализировать

предложенную модель

звукового состава слова,

подбирать слова, соответст$

вующие заданной модели.

Соотносить заданное слово

с соответствующей ему

моделью, выбирая ее из ряда

предложенных.

Сравнивать модели звукового

состава слов: находить

сходства и различия.

Контролировать этапы своей

работы, оценивать процесс и

результат выполнения задания. В совместной работе

обосновывать свою точку

зрения, выслушивать

одноклассников.

Моделировать звуковой

состав слова (с использовани$

ем схемы слова). Соотносить звук

и соответствующую ему букву.

Характеризовать функцию

букв, обозначающих гласные

звуки в открытом слоге: буквы

гласных как показатель

твердости_мягкости

предшествующих согласных

звуков.

Дифференцировать буквы,

обозначающие близкие по

акустико$артикуляционным

признакам согласные звуки

(с_з, ш_ж, с_ш, з_ж, р_л,

ц_ч и т.д.).

Объяснять функцию буквы Ъ.

Объяснять функцию буквы Ь.

Дифференцировать буквы,

имеющие графическое

сходство о_а, и_у, п_т, л_м,

х_ж, ш_т, в_д и т.д. Анализировать текст: находить

в нем слова

с буквосочетаниями

ча-ща, чущу, жиши,

выписывать слова с данными

буквосочетаниями.

Соблюдать пробелы между

словами.

Применять изученные правила

при списывании и записи под

диктовку.

ИЛИ:

Различение в слове звуков

ре

сохранять мотивацию к учебе,

ориентироваться на понимание

причин успеха в учебе,

проявлять интерес к новому

учебному материалу, развивать

способность к самооценке.

с/р

26.09

15

9

Твердые и мягкие звуки (л), (л) и
(
м), (м). Определение места звука в словах

Согласные звуки. Как буква меняет слово

27.09

16

10

Слог. Ударение. Перенос слов.  

Понятие об ударении. Ударные и безударные гласные

Ударение. Ударные гласные

Ударение в слове. Словообразующая

функция ударения.

Ударные и безударные

гласные.

урок-путешествие

28.09

17

11

Предмет, его признаки и действия. Ударение

Твердые и мягкие согласные. Имена собственные

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

29.09

18

12

Экскурсия в магазин. Культура общения

Ударение. Соотнесение предмета с его названием

Ударение в слове. Словообразующая

функция ударения.

Ударные и безударные

гласные. Функции

йотированных гласных.

Наблюдение вариантов

обозначения звука [й']

буквами.

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Урок-экскурсия

3.10

19

13

Звуки (н), (н), (р), (р), буквы Н н, Р р. Понятие рода и числа

Названия магазинов. Культура общения при совершении покупки

Составление

предложений из слов,

данных в начальной

форме.

с/р

4.10

20

14

Твердые и мягкие согласные звуки (н), (р)

Согласные звуки. Чтение предложений по схеме

Осознание связей между гласными звуками и буквами.

+

5.10

21

15

«В костюмерной». Составление сказок

Чтение слов с изученными буквами. Имена собственные

Употребление заглавной

буквы в именах

собственных.

урок-театр

6.10

22

16

Предложения, разные по целям и интонации

Интонационная выразительность

Сравнение набора слов

и предложения.

Сравнение слова

с предложением

из одного слова.

Формулирование

существенных признаков

предложения:

законченность мысли

и интонация конца.

Осознание значимости правильного произношения слов.

10.10

23

17

Диалог. Правила работы над диалогом

Интонационные знаки препинания
(? ! )

сохранять мотивацию к учебе,

ориентироваться на понимание

причин успеха в учебе,

проявлять интерес к новому

учебному материалу, развивать

способность к самооценке.

11.10

24

18

Особенности сказочных героев

Диалог, интонация при чтении диалога. Звуковой анализ слов

урок-театр

 12.10

25

19

Звук (й), буква Й й

Согласные звуки. Пересказ сюжета знакомой сказки, название героев

Смыслоразличительная

роль звуков речи в слове. Наблюдение связи

звуковой структуры слова

и его значения. Звуки

гласные, согласные

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

с/р

 13.10

26

1

 

Многозначность слов

Язык жестов, разыгрывание сценок

 17.10

27

2

Звук (й), буква Й й. Нахождение предложения по схеме

Согласные звуки. Роль фонемы
в образовании слов

 18.10

28

3

Звуковой анализ слов. Наблюдение сильной и слабой позиции фонем

Слова похожие и противоположные по смыслу

Звуки

гласные, согласные, слог,

согласные звуки мягкие,

твердые, звонкие, глухие.

Вывод об отсутствии

специальных букв для

обозначения мягких

и твердых согласных. Перенос слов.

Определение сильных

и слабых позиций

гласных и согласных

звуков, опасных мест при

написании слов. Понятие

орфограммы.

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

с/р

 19.10

29

1

Понятие «слог». Деление слов на слоги

Содержание и интонация предложений. Сильная и слабая позиция фонем

урок викторина

 20.10

30

2

Правило переноса слов

Слог как часть слова

 24.10

31

3

Игра «Найди пары». Логическое и смысловое ударение

Деление слов на слоги для переноса

урок-игра

 25.10

32

4

«Чудеса русского языка»

Деление слов на слоги

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

 26.10

33

5

«Кто где живет?»

Многозначность слов. Язык жестов

 27.10

34

6

Практическое использование при чтении изученных букв

Составление текста по картинкам

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

 31.10

35

7

Разыгрывание сюжетов

Чтение слов с изученными буквами

Урокигра

 1.11

36

1

Обозначение

на письме

мягких

и твердых

согласных

звуков.

Звуки (б), (б’), (в), (в’) и буквы
Б, б и В, в. Звонкие и глухие согласные

Мимика, жесты, интонация

Парные звуки:

мягкие/твердые,

глухие/звонкие.

Обобщение случаев

указания на мягкость

согласных. Отсутствие

звукового обозначения

у букв ь и ъ 

 2.

11

2 четверть (28ч)

37

2

Звуки (б), (б’), (в), (в’) и буквы
Б, б и В, в. Коррекция текста

Согласные звуки. Способы передачи сообщений

Ударение в слове. Словообразующая

функция ударения.

Ударные и безударные

гласные.

Группировка звуков

по их характеристике.

Дополнение групп звуков

в соответствии

с их характеристикой.

Соотнесение количества

звуков и количества букв

в слове. Объяснение причин

их расхождения.

Определение количества

слогов в слове.

Классификация слов

по количеству слогов. Выполнение звуко$буквенного

и фонетического анализа

слова. Литературное

произношение (по орфо$

эпическим нормам) слов,

предусмотренных программой

(например, что, чего,

сегодня, какого).

Сравнение звуков и букв

в рифмующихся словах

(колпак_враг, нос-слёз).

Умение определять слабые

и сильные позиции гласных

и согласных звуков.

Приобретение опыта

клавиатурного письма

при использовании ПК

и мобильного телефона

(смс-сообщения). Классификация букв

по их начертанию,

по характеристике звука,

который они обозначают

в слове. Выделение

(маркирование) случаев

расхождения произношения

и написания гласных

и согласных звуков. Различать слово

и обозначаемый им предмет.

Объяснять значение слов

с опорой на контекст.

Различать слова с точки

зрения их грамматического

значения.

ИЛИ

Адекватный выбор слов

в соответствии с целью

и адресатом высказывания.

Расширение активного

и пассивного словаря

учащегося при общении,

при работе с информацией

(учебные книги, 

художественная, справочная

литература, телевидение,

Интернет…)

Различение слов

по их грамматическому

значению. Использовать алфавит для

упорядочивания слов при

пользовании словарем.

Объяснять случаи

употребления заглавной

буквы.

Оформлять начало

и конец предложения.

Применять изученные правила

при списывании и записи под

диктовку. ИЛИ

Адекватный выбор строчной

или заглавной буквы.

Различение имен собственных

и нарицательных.

Самостоятельное нахождение

в предложении

и словосочетании имен

собственных.

Упорядочивание слов

по алфавиту по первой букве

слова, по двум и трем первым

буквам слова.

Пользование словарями,

справочниками

с расположенным по алфавиту

содержанием. Составление

собственных словарей

и справочников. Оформлять начало

и конец предложения.

Моделировать предложения

(в том числе в ходе игр),

распространять и сокращать

предложения в соответствии

с изменением модели.

Сравнивать собственные

предложения с заданной

моделью.

Контролировать правильность

предложений, корректировать 

предложения, содержащие

смысловые и грамматические

ошибки.

Чтение

Сравнивать: соотносить

прочитанное слово

(предложение)

и соответствующую картинку.

Наблюдать: соединять начало

и конец предложения с опорой

на смысл предложения.

 

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

с/р

14.11

38

3

Сочетание слов в предложении по смыслу

Составление предложений

Формулирование

существенных признаков

предложения:

законченность мысли

и интонация конца.

урок путешествие

15.11

39

4

Интонация в предложении

Предлоги

Различение предложений

по цели

высказывания:

повествовательные,

вопросительные,

побудительные;по интонации:

восклицательные

предложения.

Оформление

предложений (первое

слово пишется с большой

буквы, в конце ставятся

соответствующие знаки

(. ? !)).

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

урок-театр

16.11

40

5

Звуки (г), (г’), (д), (д’) и буквы
Г, г и  Д, д. Различие слова и слога

Согласные звуки. Портретная речевая характеристика героев

Раздельное

написание слов.

Наблюдение изменения

смысла предложения при

замене слова,

при распространении

другими словами.

Составление схем

предложений под

диктовку.

осознание своей этнической и национальной принадлежности

17.11

41

6

Звуки (г), (г’), (д), (д’) и буквы
Г, г и Д, д. Многозначность слов

Согласные звуки. Многозначность слов

Лексические группы

слов: наблюдение

многозначных слов, слов

синонимов, антонимов.

тест

21.11

42

1

Назначе_

ние больших

(заглавных) букв.

 

Имена собственные. Составление продолжения рассказа
по его началу

Звуки и буквы. Имена собственные

 Звуки

гласные, согласные, слог,

согласные звуки мягкие,

твердые, звонкие, глухие.

Употребление заглавной

буквы в именах

собственных.

формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

урок-сказка

22.11

43

2

Звонкие и глухие согласные. Игра в города

Звонкие и глухие согласные

 Звуки

гласные, согласные, слог,

согласные звуки мягкие,

твердые, звонкие, глухие.

Употребление заглавной

буквы в именах

собственных.

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

23.11

44

3

Сравнение скороговорок
и загадок

Звонкие и глухие согласные

урок-путешествие

24.11

45

1

Шипящие согласные звуки(5)

Звуки (ж), (з), (з’), буквы Ж, ж 
и
З, з. Звонкие и глухие согласные

Звонкие и глухие согласные

Парные звуки:

мягкие/твердые,

глухие/звонкие.

Обобщение случаев

указания на мягкость

согласных.

28.11

46

2

Образование слов. Расхождение написания с произношением

 Образование слов

Смыслоразличительная

роль звуков речи в слове. Наблюдение связи

звуковой структуры слова

и его значения.

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

 29.11

47

3

Переносное значение слов. Зависимость смысла предложения от порядка слов

Переносное значение слов

Лексические группы

слов: наблюдение

многозначных слов, слов

синонимов, антонимов.

урок -игра

 30.11

48

4

Звук (ж) – всегда твердый согласный звук

Звонкие и глухие согласные

твердые согласные

(ж, ш, ц)

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

 1.12

49

5

Звуки (к), (к’), (п), (п’) и буквы К, к и П, п

Гласные и согласные звуки

Звуки

гласные, согласные, слог,

согласные звуки мягкие,

твердые, звонкие, глухие.

Вывод об отсутствии

специальных букв для

обозначения мягких

и твердых согласных.

5.12

50

1

 Предложение и текст.

Старинные имена. Сравнение текстов фантастических и правдивых

Чтение предложений по схемам

Номинативная

(назывная) функция слов.

Представление

о лексическом

и грамматическом

значении слов.

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

урок игра

6.12

51

2

Смыслоразличительная роль звуков. Словообразование

Развитие речи. Сравнение текстов

Смыслоразличительная

роль звуков речи в сло$

ве. Наблюдение связи

звуковой структуры слова

и его значения. Звуки

гласные, согласные, слог,

согласные звуки мягкие,

твердые, звонкие, глухие.

Вывод об отсутствии

специальных букв для

обозначения мягких

и твердых согласных.

с/р

7.12

52

3

Удивительное -ка. Звуковой анализ слов

Различение слова и предмета. Звукобуквенный анализ слов

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

урок-игра

8.12

53

1

Обозначение

на письме

мягких

и твердых

согласных

звуков.(6)

Звуки (с), (с’), (т), (т’) и буквы С, с и Т, т. Значение слов

Согласные звуки. Значение слов

Номинативная

(назывная) функция слов.

Представление

о лексическом

и грамматическом

значении слов.

12.12

54

2

Согласные (с), (т). Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое?

Согласные звуки. Пересказ сюжета знакомого произведения

Грамматические

группы слов:

знаменательные

(самостоятельные)

слова _ слова,

обозначающие предметы,

признаки предмета,

действие предмета;

служебные слова

(без дифференциации).

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

13.12

55

3

Звуки (с), (с’), (т), (т’) и буквы С, с и Т, т. Согласные звуки

Звонкие и глухие согласные. Слова, обозначающие признак предмета

Парные звуки:

мягкие/твердые,

глухие/звонкие.

Обобщение случаев

указания на мягкость

согласных.

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

+

14.12

56

4

«Подбери похожее слово». Тематические группы слов

Гласные и согласные звуки

знаменательные

(самостоятельные)

слова _ слова,

обозначающие предметы,

признаки предмета,

действие предмета;

служебные слова

(без дифференциации).

урок-игра

15.12

57

5

Звуки (ф), (ф’), (ш). Буквы Ф, ф, Ш, ш. Парные звонкие и глухие согласные

Парные звонкие и глухие согласные

Парные звуки:

мягкие/твердые,

глухие/звонкие.

Обобщение случаев

указания на мягкость

согласных.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

19.12

58

6

Парные звонкие и глухие согласные. Признак предмета, действие предмета

Парные звонкие и глухие согласные

знаменательные

(самостоятельные)

слова _ слова,

обозначающие предметы,

признаки предмета,

действие предмета;

служебные слова

(без дифференциации).

урок-путешествие

20.12

59

7

Звуки (ж), (ш) – всегда твердые. Правописание сочетаний жи, ши

Парные звонкие и глухие согласные

твердые согласные

(ж, ш, ц)

Написание и после ж

и ш;  

21.12

60

8

Значение фонемы. Значение логического ударения

Чтение предложений по схемам

Ударение в слове. Словообразующая

функция ударения.

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

22.12

61

9

Угадай слово. Знаки времени

Возникновение слов

Сопоставление

набора предложений

и текста. Смысловая

связь предложений

в тексте. Красная строка.

урок-игра

26.12

62

10

Чтение текстов с изученными буквами

Перемена ударного гласного дает новое слово

Абзац. Восстановление деформированных

текстов (нарушен

порядок предложений

или микротем,

предложения простые,

короткие).

+

27.12

63

11

Чтение текстов с изученными буквами

Чтение текстов с изученными буквами

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за

28.12

64

12

Буквы Е, е, ё, Ю, ю, Я, я. Одна буква – два звука

Новые звуки и буквы, их особенность

Функции

йотированных гласных.

Наблюдение вариантов

обозначения

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за

29.01

3четверть  9 уч. недель (36ч)

65

13

Чтение слов с буквами Е, е, ё, Ю, ю, Я, я

Новые звуки и буквы, их особенность

звука [й']

буквами.

Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного,

определять главную мысль.

ИЛИ

Различение предложения,

слова и словосочетания.

Самостоятельно находить 

в предложении

грамматическую основу

и словосочетания.

Членение непунктированного

текста на предложения.

Различение на слух набора

предложений и текста.

Выделение на основе

совместного анализа текстов

основных его признаков

(целостность, связанность

абзацев и предложений

по смыслу и грамматически,

законченность). Практическое

использование выводов при

анализе текстов.

Выделение предложений

в непунктированном тексте.

Экспериментирование

с частями текста: перестановка

частей текста или

предложений внутри части

текста с последующим

обсуждением возможности или

невозможности этих

изменений 

Составление текста с опорой

на рисунок, пиктограмму,

план. Сочинение вступления

(зачина) или заключения

(концовки) на основе анализа

этих частей на материале

нескольких сказок.

Продолжение текста

по его началу.

Умение ориентироваться

в орфографическом словаре. Коммуникативные:

допускать существование

различных точек зрения,

принимать другое мнение

и позицию, формулировать

собственное мнение и позицию,

договариваться, приходить

к общему решению, строить

понятное для партнера

высказывание, задавать

вопросы, использовать речь

для регуляции своего действия.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную

задачу, учитывать выделенные

учителем ориентиры действия,

планировать свои действия,

осуществлять итоговый

и пошаговый контроль,

адекватно воспринимать оценку

учителя, различать способ

и результат действия, оценивать

свои действия на уровне

ретрооценки, вносить

коррективы в действия,

выполнять учебные действия

в материале, речи, в уме

Познавательные:

осуществлять поиск нужной

информации, использовать

знаки, символы, модели, схемы,

высказываться в устной

и письменной форме,

ориентироваться на разные

способы решения задач, владеть

основами смыслового чтения

текста, анализировать объекты,

выделять главное, осуществлять

синтез (целое из частей),

проводить сравнение, сериацию,

классификацию по разным

критериям, устанавливать

причинно-следственные связи, строить рассуждения

об объекте, обобщать (выделять

класс объектов по какому-либо

признаку).

Коммуникативные:

допускать существование

различных точек зрения,

учитывать разные мнения,

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за

16.01

66

1

Лексическое значение слов. Грамматическое значение слов.

Знакомство с фразеологизмами. Твердые и мягкие согласные звуки

Чтение текстов с изученными буквами. Твердые и мягкие согласные звуки

Лексические группы

слов: наблюдение

многозначных слов, слов синонимов, антонимов. Обобщение случаев

указания на мягкость

согласных.

 сформированность мотивации к учению и познанию

урок-игра

17.01

67

2

Праздник Новый год. Пожелания сказочных героев

Смыслоразличительная

роль звуков речи в слове. Наблюдение связи

звуковой структуры слова

и его значения. Звуки

гласные, согласные, слог,

согласные звуки мягкие,

твердые, звонкие, глухие.

сохранять мотивацию к учебе,

ориентироваться на понимание

причин успеха в учебе,

проявлять интерес к новому

учебному материалу, развивать

способность к самооценке.

18.01

68

3

Из истории языка. Многозначность слов

Гласные и согласные звуки. Многозначность слов

Практическое

ознакомление

с синонимами,

антонимами,

многозначностью

(без введения понятий).

В работу вводятся

словари.

с/р

19.01

69

4

Я и мои друзья. Звуковой анализ слов с (й, у), (й, а)

Звуковой анализ слов

Функции

йотированных гласных.

Наблюдение вариантов

обозначения звука [й']

ориентироваться на понимание

причин успеха в учебе, прояв$

лять интерес к новому учебному

материалу, ориентироваться

в нравственном содержании

поступков, развивать этические

чувства (стыда, вины, совести),

проявлять эмпатию _ понимание

чувств других, сопереживание.

23.01

70

5

Что такое язык? Когда мы так говорим?

Безударные гласные в корне
слова

Речевой этикет: слова

приветствия, прощания,

благодарности,

обращения; особенности

общения со знакомыми

и незнакомыми,

с родными и друзьями,

ровесниками

и взрослыми,

с маленькими детьми.

Урок -путешествие

24.01

71

6

История про щуку и воблу. Корень слова

Корень слова

Имена существительные

(без употребления

термина) одушевленные

и неодушевленные.

Корень слова,

родственные

(однокоренные слова).

25.01

72

7

Как мы общаемся

Множественное число.
Проза и стих, кроссворд
и грамматическое задание

Речевой этикет: слова

приветствия, прощания,

благодарности,

обращения; особенности

общения со знакомыми

и незнакомыми,

с родными и друзьями,

ровесниками

и взрослыми,

с маленькими детьми.

сохранять мотивацию к учебе,

ориентироваться на понимание

причин успеха в учебе,

проявлять интерес к новому

учебному материалу, развивать

способность к самооценке.

с/р

26.01

73

8

Этика общения. Письмо

Этика общения. Интонационная выразительность

Речевой этикет: слова

приветствия, прощания,

благодарности,

обращения; особенности

общения со знакомыми

и незнакомыми,

с родными и друзьями,

ровесниками

и взрослыми,

с маленькими детьми.

Соответствие словаря

речевого этикета

ситуации и собеседнику.

Использование

в общении жизненного

опыта детей, а также

ситуаций из прочитанных

рассказов, знакомых

мультфильмов и диафильмов.

Использование

орфоэпических норм

речи. Чистота

произношения.

Урок-театр

30.01

74

9

 Ь – показатель мягкости предшествующего звука

Этика общения – составление письма другу. Интонационная выразительность

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

31.01

75

10

«Кому что принадлежит?»

Загадки, считалки, путаницы. Интонационная выразительность

Урок-викторина

1.02

76

9

Знакомство с фольклором. Загадки, считалки, путаница

Понятие «фольклор»

2.02

77

10

Знакомство с фольклором. Страшилки

Фольклор

осознание своей этнической и национальной принадлежности

Урок- путешествие

6.02

78

11

Звуки (х), (х), (ц). Буквы Х, х 
и
Ц, ц

Гласные и согласные звуки

Непарные

твердые согласные

( х, ц) Особенности написания це, ци, цы

 

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

7.02

79

12

Упражнение в чтение слов с буквами Х, х и Ц, ц. Словообразование

Особенности написания це, ци, цы

8.02

80

13

Словообразование. Значение фонемы в образовании слов

Гласные и согласные звуки. Словообразование

Имена существительные

(без употребления

термина) одушевленные

и неодушевленные.Корень слова,

родственные

(однокоренные слова).

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

9.02

81

14

Чем похожи и чем непохожи?

Однокоренные слова

Урок-игра

20.02

82

15

Звуки (ч), (щ) – всегда мягкие, глухие. Буквы Ч, ч и Ш, щ

Сходства и различия в предметах, буквах, звуках

непарные

мягкие согласные (ч, щ).

Написание и после ж

и ш; а, у после ч и щ.

Отсутствие ь

в сочетаниях ч и щ

с другими согласными,

с/р

21.02

83

16

Понятия: время, сутки, дни недели

Время. Понятия: сутки, день недели

Лексические группы

слов: наблюдение

многозначных слов, слов$

синонимов, антонимов.

 Оценка своих действий с помощью учителя, внесение в случае необходимости коррективов в эти действия

22.02

84

17

Рисованные стихи.

Многозначные слова

История часов

Урок-игра

 23.02

85

18

 Разделительные ь и ъ знаки

Гласные и согласные звуки.

Многозначность слов

Отсутствие

звукового обозначения

у букв ь и ъ. Их роль

в слове.

27.02

86

19

Как поэт использовал чудеса русского языка

Упражнение в нахождении ь и ъ знаков в тексте

 Оценка своих действий с помощью учителя, внесение в случае необходимости коррективов в эти действия

Урок-викторина

28.01

87

20

Народный фольклор: прибаутки, поговорки, считалочки

Фольклор. Отличие его
от других стихотворных произведений

Наблюдение взаимосвязи

между содержанием

и формой речи.

осознание своей этнической и национальной принадлежности

29.02

88

21

Что читали наши бабушки?

Многообразие литературных произведений

Наблюдение соответствия

стиля письменной речи

цели высказывания:

описание животного

в сказке, в энциклопедии

или в словаре и проч.

 Оценка своих действий с помощью учителя, внесение в случае необходимости коррективов в эти действия

1.03

89

22

Семейные праздники

Составление рассказа по заданной теме

Сопоставление

набора предложений

и текста. Смысловая

связь предложений

в тексте.

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

5.03

90

91

23

Фестиваль сказочных героев. Алфавит

Работа над текстом.

Алфавит

Алфавит. Названия

и порядок букв русского

алфавита.

урок-театр

6.03

7.03

92

24

«Прощание с азбукой»

Выразительность речи при чтении стихов

Использование в общении

жизненного опыта детей,

ситуаций из прочитанных

рассказов, знакомых

мультфильмов и фильмов.

8.03


 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова)

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова) ...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

КТП по обучению грамоте (чтение) по системе Занкова

КТП составлено с учётом требования ФГОС...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК (обучение грамоте: чтение + письмо)» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Урок обучения грамоте (чтение) по программе Занкова с презентацией

Технологическая картаурока обучения грамоте в 1 «А» классеТема:  ЗВУКИ [б], [б’], [в], [в’],   БУКВЫ Бб, Вв ...