Литературное чтение 3 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему

Номоконова Ирина Геннадьевна

Рабочая программа по литературному чтению по ОС "Школа 2100" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_chtenie_3_klass.rar28.03 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Новоорловская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена 

на заседании МО

Протокол №___  от «____» _______200____г.

 

руководитель МО _________

                              (Кривицкая В.Н.)

                                                                               

Утверждена

Приказ по школе № _____

от «___» _________200___г.

Директор ________(Рогалёва А.В.)

Согласована

«___» __________________200___ г.

Замдиректора по УВР__________

                                   (Старицына Т.И.)

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

Литературное чтение

Класс: 3«б»

Вид программы : базовая

УМК:  «Школа 2100»

Автор программы: Р.Н. Бунеев

Обеспеченность УМК:  100%

Автор-составитель: Номоконова И.Г..,

учитель первой квалификационной

категории МОУ НСОШ

Стаж:  28 лет

2011  / 2012  уч. год


Пояснительная записка

Курс обучения чтению и начальному литературному образованию осуществляется в 3-м классе по учебникам «В одном счастливом детстве» в двух частях, являющимися составной частью комплекта учебников образовательной программы «Школа 2100», рекомендованы Департаментом общего среднего образования РФ, входят в Федеральный комплект.

Обучение производится по технологии Е.В. Бунеевой. Цель уроков чтения: научить детей читать художественную литературу подготовить учащихся к  систематическому её изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.

В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя интереснейшими источниками чтения – фольклором и современной детской литературой – открывают для себя мир литературы во всём его многообразии и читают произведения деткой и доступной «взрослой» литературы самых разных жанров: рассказы, отрывки из повестей, сказки, лирические и сюжетные стихотворения, маленькую поэму, пьесу-сказку.  Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включенные в книгу для чтения «В одном счастливом детстве» позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии; здесь и классика русской и зарубежной литературы, произведения русских писателей и поэтов XX века, доступные для детского чтения из литературы «взрослой», современная детская литература.

Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Принцип идейно-художественной значимости реализуется через связь литературы (РНК) с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями, знаниями о родном крае, культуре, обычаями и традициями. Так же эта цель достигается с помощью сквозных персонажей и структурным построением учебных книг, а значит и системы урока чтения в форме эвристической беседы.

В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с естественным течением жизни в семье третьеклассницы Насти. Настя вместе с папой читает книгу для чтения «В одном счастливом детстве», размышляет, задаёт вопросы, рассуждает. И вместе с Настей читают и думают ученики. Тексты подобраны по принципу актуализации тематики чтения. Они связаны с природным и тематическим календарём.

Программа чтения и начального литературного образования в 3-м классе предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, где дети работают с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают в рамках» в рамках книг для чтения», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел и т.д.

Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом книги «В одном счастливом детстве».

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в книгу для чтения, а также небольшие отрывки прозы описательного характера по выбору учителя.


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

учащихся к концу 3 класса

  1. Техника чтения

I полугодие: Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами, Использование логического ударения, пауз внутри сложного предложения, между предложениями и частями текста, соответствующей интонации. Темп чтения вслух 60 – 70 слов и выше

II полугодие: Правильное, сознательное чтение, достаточно беглое и выразительное целыми словами. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения. Темп чтения вслух 75 – 80 слов и выше

  1. Формирование приёмов понимания прочитанного:
  1. Уметь работать с заглавием произведения (осмысление его прямого смысла, соотнесение  заглавия с содержанием и главной мыслью текста);
  2. Выделять ключевые слова в тексте или частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
  3. Самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части, выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом;
  4. Самостоятельно составлять простой план (план из вопросов, план из предложений);
  5. Сопоставлять структуру текста с планом;
  6. Самостоятельно составлять план рассказа о герое;
  7. Отвечать на предварительные вопросы к тексту, прогнозировать содержание;
  8. Использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
  1. Элементы литературоведческого анализа, эстетическое переживание прочитанного
  1. Уметь самостоятельно находить в текстах слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики;
  2. Уметь понимать образные выражения, представить картину, нарисованную автором;
  3. Высказывать своё отношение к написанному автором.
  1. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями

ЗНАТЬ: Рассказ. Структура, основные признаки. Соотношение понятий «герой-персонаж» - «рассказчик» - «автор»;

Повесть. Её отличие от рассказа.

Пьеса. Признаки драматического произведения.

Сравнения, олицетворение, эпитеты в художественном тексте.

  1. Развитие устной и письменной речи

УМЕТЬ: подробно и кратко пересказывать текс по плану;

  1. Выборочно пересказывать текст;
  2. Словесно рисовать картины к художественным текстам;
  3. Составлять устные рассказы о героях произведений с использованием соответствующей интонации тона, темпа, громкости речи и самостоятельно составленного плана;
  4. Составлять устный рассказ от имени одного из героев;
  5. Составлять устные и письменные описания-миниатюры;
  6. Заучивать наизусть, выразительно читать стихотворения, отрывки прозы с использованием соответствующей интонации и логического ударения;
  7. Выполнять письменные и творческие работы по окончании каждого раздела;
  8. Уметь писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание, обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).
  1. Творческие работы: сочинение сказок, рассказов, стихотворений.

Распределение учебного материала по литературному чтению

по четвертям учебного года

Название раздела, изучаемых тем урока

Кол-во часов

I четверть(36 часов)

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником.

Г.Сапгир «Нарисованное солнышко», Ю.Ким «Светлый день»

Раздел I      «ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ»

2

В. Драгунский «Англичанин Павля»

3

Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»

4

К. Бальмонт «Капля». Сочинение-миниатюра.

5

Б. Заходер «Что красивей всего»

6

Урок внеклассного чтения «Что я читал летом»

Раздел II «ЛЕТНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ И ПУТЕШЕСТВИЯ»   

7

Введение в новый раздел. Ю.Ким «Отважный охотник»

8

С. Голицын «Сорок изыскателей»

9

И. Дик «В дебрях Кара-Бумбы»

10

М.Твен «Приключения Тома Сойера»

11

Б. Емельянов «Игра»

12

К.Г. Паустовский «Кот-ворюга», работа с понятиями «образ – персонаж»,

«рассказчик», «автор».

13

К.Г. Паустовский «Жильцы старого дома»

14

Обобщение по разделу. Сочинение

15

Проверочная работа

16

Урок внеклассного чтения «Где, что, как и почему?»

Раздел III  «ПРИРОДА ЛЕТОМ»

17

Введение в новый раздел. С.Есенин «С добрым утром!»

18

А.П. Чехов «Степь» (фрагмент из рассказа)

19

А.Н. Толстой «Детство Никиты»

20

И.С. Тургенев «Голуби»

21

И.А. Бунин «Розы»

22

В.В. Бианки «Неслышимка»

II четверть(28 часов)

23

М.М. Пришвин «Золотой луг»

24

Б.Л. Пастернак «За поворотом»

25

Обобщение по разделу.

26

Урок внеклассного чтения «В путь, друзья!»

Раздел IV «УРОКИ И ПЕРЕМЕНКИ»

27

Э. Успенский «Школа клоунов»

28

Б. Заходер «Перемена»

29

Г. Куликов «Как я влиял на Севку»

30

Б. Заходер «Вредный кот», Л. Гераськина «В стране невыученных уроков»

31

Обобщение по разделу

32

Урок внеклассного чтения «Разноцветное лето»

Раздел V «ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА»

33

А.С.Пушкин «Осень», К. Бальмонт «Осень», Ф.Тютчев «есть в осени ...»

34

К.Г. Паустовский «Мой дом»

35

Г. Сапгир «Четыре конверта»

36

Д.Самойлов «Прощание с летом»

37

К.Г. Паустовский «Прощание с летом»

III четверть(40 часов)

38

К.Г. Паустовский «Прощание с летом». Обобщение по разделу.

39

Сочинение

40

Урок внеклассного чтения «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»

Раздел VI  «И КОТ УЧЁНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ...»

41

Введение в новый раздел «Что такое сказка?»

Ю.Ким «Летучий ковёр»

42

Г.Сапгир «Леса-чудеса», русская народная сказка «Кот и лиса»,

В. Берестов «Сказка»

43

Русские народные сказки: Никита-Кожемяка», «Как мужик гусей делил»

44

Обобщающий урок. «Русские народные сказки»

Б. Гребенщиков «Под небом голубым»

45

Арабские сказки «Тысячи и одной ночи», «Симбад-мореход»

46

Авторские сказки. Ш.Перро «Ослиная шкура»

47

Г-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

48

А.Волков «Волшебник изумрудного города»

49

Пьеса – драматическое произведение. С.Маршак «Сказка про козла»

50

В. Высотский «Песня про Кэрролла»

51

Обобщение по разделу. Сочинение сказки.

52

Урок внеклассного чтения «Знакомство с детской периодической печатью»

Раздел VII. «ПОЁТ  ЗИМА, АУКАЕТ...»

53

Введение в новый раздел. С.Есенин «Поёт зима, аукает...», «Пороша»

54

К. Бальмонт «Снежинка», И.Бродский «Вечером»

55

Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза»

56

В. Драгунский «Кот в сапогах»

57

Б.Л. Пастернак «Снег идёт», А. Башлычёв «Рождественская», Д. Самойлов «Город зимний»

58

В. Бианки «По следам». Проверочная работа.

59

Обобщающий урок по разделу. Сочинение.

60

Урок внеклассного чтения «Сказки-путешествия»

Раздел VIII. «ЖИВОТНЫЕ В НАШЕМ ДОМЕ»

61

Введение в новый раздел. В. Берестов  «Прощание с другом»

62

Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»,

63

Ю. Коринец «Ханг и Чанг»

64

В. Драгунский «Дымка и Антон»

65

Ю. Коваль «капитан Клюквин»

66

Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони».

67

Обобщающий урок.  «Добро в твоём сердце»

68

Урок внеклассного чтения «Сказка-пьеса «Двенадцать месяцев»

Раздел IX. «МЫ С МАМОЙ И ПАПОЙ»

69

Введение в раздел. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой...», «Всё в порядке».

70

В. Драгунский «... Бы»

71

Ю. Коринец «Подарки под подушкой», А. Барто «Разговор с дочкой»

72

И. Дик «Красные яблоки», А. Барто «Перед сном»

73

Проверочная работа

IV четверть(32 часа)

74

В. Драгунский «Девочка на шаре»

75

В. Драгунский «Тайное становится явным»

76

С.Маршак «Хороший день». Обобщение по разделу.

77

Сочинение о своей семье

78

Урок внеклассного чтения Урок-отчёт  «От чистого сердца»

Раздел X. «НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА...»

79

Введение в раздел. О. Мандельштам «Рояль»

80

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

81

Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка», «Небольшое вступление», «О сказочной тайне маленького Моцарта», «О танцующем снеге», «О Весне и серебряной шпаге принца»

82

И. Тургенев «Певцы» (отрывок)

83

В. Драгунский «Независимый горбушка»

84

Сочинение «Что я представляю, когда слушаю музыку»

85

Урок внеклассного чтения «Город твоих друзей»

Раздел XI.  «ДЕНЬ СМЕХА»

86

Введение в раздел. Г. Сапгир «Смеянцы»

87

Г. Сапгир «Людоед и принцесса»

88

В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»

89

Ю. Мориц «Малиновая кошка». Обобщение по разделу.

90

Урок внеклассного чтения «Моя Хохотания»

Раздел XII.  «О, ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ...»

91

Введение в раздел. Стихи о весне Ф. Тютчева, А. Блока, А. Макаревича.

92

Стихи о весне В. Маяковского, О. Мандельштальма, С. Чёрного, Б.Окуджавы.

93

А.Толстой «Детство Никиты» (гл. Весна)

94

Сочинение о весне

Раздел XIII.  «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

95

Введение в раздел. А Ахматова «Памяти друга»

96

В. Драгунский «Арбузный переулок»

97

Стихи о войне В. Высотского, Б Окуджавы, А Твардовского.

98

Урок внеклассного чтения «Кто с мечём к нам придёт, от меча и погибнет»

Раздел XIV. «РОДНАЯ ЗЕМЛЯ»

99

Введение в раздел. К.Г. Паустовский «Бескорыстие», В. Бахревский,  Г. Цыферов «Дубёнка»

100

Б. Окуджава «Песенка об Арбате», С.Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце»

101

Заключительный урок «Любимые книги, любимые писатели».

102

Проверка техники чтения

103

Урок внеклассного чтения «Необычный календарь»

ИТОГО:

136 час


Технологическая карта программы

Тема,

раздел программы

                       

     

                               Требования

   

          Содержание

Базовые

Повышенные

Контроль знаний

Иметь представление

понимать

Приводить примеры

уметь

Находить в тексте

Находить и исправлять ошибки

Самостоятельно выполнять учебные задачи

придумывать

Базовые

Повышенные

  1. Формирование приёмов понимания прочитанного:

1. Прогнозирование содержания произведения на основании заглавия, иллюстрации, ключевых слов

2. План текста

3. Вопросы к тексту

Выборочное чтение

Заглавие произведения

+

+

+

+

+

Осмысление прямого и скрытого смысла заглавия

+

+

Соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью

+

+

+

+

Нахождение авторского заглавия в ряду данных

+

+

+

+

Выделение ключевых слов в тексте

+

+

+

+

Связь ключевых слов и главной мысли

+

+

+

+

Деление текста на части

+

+

+

+

Озаглавливание частей

+

+

+

+

Определение главной мысли отдельных частей и всего текста

+

+

+

Варианты простого плана

+

+

План из вопросов

+

+

+

+

План из повествовательных предложений

+

+

+

+

План о герое

+

+

+

+

Вопросы к тексту

+

+

+

+

Вопросы по содержанию

+

+

+

+

Выборочное чтение для подтверждения мысли

+

+

+

+

+

Выборочное чтение по конкретному заданию

+

+

+

+

+

Тема,

раздел программы

                       

     

                               Требования

   

          Содержание

Базовые

Повышенные

Контроль знаний

Иметь представление

понимать

Приводить примеры

уметь

Находить в тексте

Находить и исправлять ошибки

Самостоятельно выполнять учебные задачи

придумывать

Базовые

Повышенные

  1. Элементы литературоведческого анализа, эстетическое переживание прочитанного:

1. Работа над образом литературного героя

2. Художественный язык произведения

Слова и выражения, используемые автором для описания или характеристики героя

+

+

+

+

+

+

+

Портрет героя

+

+

+

+

+

+

+

Детали биографии

+

+

+

Черты личности

+

+

+

Свойства личности, проявляющиеся в поступках, мыслях, словах

+

+

+

+

Речь героя, как средство его характеристики

+

+

+

+

Отношение автора к герою, его обоснование

+

+

+

+

Образные выражения

+

+

+

+

+

+

Картины, нарисованные автором

+

+

+

III. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями

Рассказ, его отличительные признаки

+

+

+

Соотношение понятий «герой-персонаж» - «рассказчик» - «автор»

+

+

+

Повесть. Её отличие от рассказа.

+

+

+

+

Пьеса. Признаки драматического произведения

+

+

+

+

Сравнения в художественном тексте

+

+

+

+

+

+

+

Олицетворение в художественном тексте

+

+

+

+

+

+

+

Эпитеты в художественном тексте

+

+

+

+

+

+


Тема,

раздел программы

                       

     

                               Требования

   

          Содержание

Базовые

Повышенные

Контроль знаний

Иметь представление

Понимать

Приводить примеры

Уметь

Кратко характеризовать

Находить и исправлять ошибки

Самостоятельно выполнять учебные задачи

Придумывать

Базовые

Повышенные

V. Развитие устной и письменной речи

Подробный пересказ по плану

+

+

+

+

+

+

Краткий пересказ по плану

+

+

+

+

+

+

Выборочный пересказ

+

+

+

+

+

+

Словесное рисование

+

+

+

+

+

+

+

Картинный рассказ к художественному тексту

+

+

+

+

+

+

+

+

Устный рассказ о героях рассказа

+

+

+

+

+

+

+

+

Устный рассказ от имени одного из героев

+

+

+

+

+

+

+

+

Устные и письменные миниатюры по прочитанному

+

+

+

+

+

+

+

+

Творческие работы (сочинения на заданную тему)

+

+

+

+

+

+

+

+

Сочинение сказок

+

+

+

+

+

+

+

+

Сочинение рассказов

+

+

+

+

+

+

+

+

Сочинение стихотворений

+

+

+

+

+

+

+

+


Литература для учащихся:

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «В одном счастливом детстве» в двух частях – М:. «БАЛАСС», 2005г.
  2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Рабочая тетрадь к учебнику «В одном счастливом детстве» в двух частях – М:. «БАЛАСС», 2005г.

Литература для учителя:

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева» Программа по литературному чтению для четырёхлетней начальной школы», М:. «Просвещение», 1998г.
  2. Е.В. Бунеева, О.В. Смирнова, М.А. Яковлева «Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве», 3 класс. Методические рекомендации для учителя, – М:. «БАЛАСС», 2003г.
  3. Вербицкая М.В., Волошина О.И. «Связная речь. Тесты» - М:. «Дрофа» - 2000г.
  4. Вербицкая М.В., Волошина О.И «Русский язык. Чтение. Тесты» - М:. «Дрофа» - 2000г.
  5. Баталова В.К., Каткова Е.Г., Литвинова Е.А.»Сборник тестовых заданий» - М:. «Интеллект – центр», 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...