Внеклассное чтение "Творчество Л.Н.Толстого"
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

·        обобщение полученных знаний по творчеству Л.Н. Толстого и закрепление знаний учащихся об особенностях жанров произведений;

·        развитие умений работать в группах,  учить правильному общению и взаимодействию;

      

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vneklassnoe_chtenie_4_klass.ppt2.86 МБ
Microsoft Office document icon dolzhnosti_v_gruppe.doc19.5 КБ
Microsoft Office document icon informaciya_k_uroku.doc82 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc858.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1
Внеклассное чтение 4 класс

Слайд 2
Путешествие по творчеству Л.Н.Толстого

Слайд 3
Вопрос: «Чему учат детей произведения Л.Н. Толстого?»

Слайд 4
Ясная Поляна, где писатель прожил большую часть своей жизни

Слайд 5
В Яснополянской школе учащиеся изучали 12 предметов

Слайд 6
чтение механическое и постепенное, писание, каллиграфию, грамматику, священную историю, русскую историю, рисование, черчение, пение, математику, беседы из естественных наук, Закон Божий.

Слайд 7
Л.Н.Толстой говорил:

Слайд 8
«Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».

Слайд 9
Выставка книг

Слайд 10
викторина

Слайд 11
В каком рассказе мальчик кричал: «Помогите, волк! Волк!» В каком рассказе мальчик Вася закрыл собой котёнка от злых собак?Герою, какого рассказа пришлось идти в школу в отцовской шапке. В каком рассказе из-за того, что скрыли правду, погибла кормилица семьи?

Слайд 12
Проверь себя!

Слайд 13
ЛгунКотёнокФилиппокКорова

Слайд 14
текст «Черёмуха».

Слайд 15
Просмотрите текст;Что необычного вы заметили в тексте?

Слайд 16
Что означают эти старинные буквы?

Слайд 17
ѣ ъ Нужно ли читать весь текст, чтобы ответить на этот вопрос?

Слайд 18
Проверь себя!

Слайд 19
Буква еТвёрдость согласного

Слайд 20
«Чему учат детей произведения Л.Н. Толстого?»

Слайд 21
Волк и коза Волк видит – коза пасется на каменной горе, и нельзя ему к ней подобраться, он ей и говорит:-Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще.А коза и говорит:-Не за тем ты, волк, меня вниз зовешь, - ты не об моем, а о своем корме хлопочешь. Л.Толстой

Слайд 22
Домашнее задание:

Слайд 23
Прочитать текст «Птичка». Ответить на вопрос нашего урока: Чему учит детей произведение Л.Н. Толстого « Птичка»?1 группе – изменить текст, чтобы концовка была со счастливым концом.2 группе – составить план и пересказать текст.3 группе – читать по ролям.

Слайд 24

Слайд 25
Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

ЛИДЕР

ОРАТОР

ИСПОЛНИТЕЛЬ

ФИКСАТОР

ОПЕРАТОР

АДМИНИСТРАТОР



Предварительный просмотр:

1. Викторина

Напиши ответы на вопросы:

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

2. Что означают эти старинные буквы?

ѣ

_____________________________________________

ъ

_______________________________________________

3.Почитайте. Обведите кружком правильный ответ.

________________________________________________________________

1. Викторина

Напиши ответы на вопросы:

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

2. Что означают эти старинные буквы?

ѣ

_____________________________________________

ъ

_______________________________________________

3.Почитайте. Обведите кружком правильный ответ.

_____________________________________________________________

1. Викторина

Напиши ответы на вопросы:

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

2. Что означают эти старинные буквы?

ѣ

_____________________________________________

ъ

_______________________________________________

3.Почитайте. Обведите кружком правильный ответ.

1 группа

История неизвестного жанра

Волк и коза

Волк видит – коза пасется на каменной горе, и нельзя ему к ней подобраться, он ей и говорит:

        -Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще.

        А коза и говорит:

        -Не за тем ты, волк, меня вниз зовешь, - ты не об моем, а о своем корме хлопочешь.

                                                               Л.Толстой

1. В каком из предложенных текстов даётся определение басни. Обведи букву выбранного варианта ответа.

А.  ……короткий, нередко комический рассказ в стихах      или     прозе, с прямым моральным выводом. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи.

Б.  ….повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил. Народные, Волшебные, Бытовые.

В. …..малая эпическая жанровая форма художественной литературы — небольшое по объёму изображенных явлений жизни, а отсюда и по объёму своего текста, прозаическое произведение.

2. Чем сказка отличается от басни? Напиши

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 группа        

История неизвестного жанра

Волк и коза

Волк видит – коза пасется на каменной горе, и нельзя ему к ней подобраться, он ей и говорит:

        -Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще.

        А коза и говорит:

        -Не за тем ты, волк, меня вниз зовешь, - ты не об моем, а о своем корме хлопочешь.

                                                               Л.Толстой

1. Какая пословица более всего соответствует главной мысли этого текста?

        А) Не пойман – не вор.

        Б) На чужой каравай рот не разевай.

        В) Где ум – там и толк.

2. В какой книжке можно прочитать это произведение?

        А. Сказки;

        Б. Рассказы о животных;

        В. Басни

--------------------------------------------------------------------------------

2 группа

История неизвестного жанра

Волк и коза

Волк видит – коза пасется на каменной горе, и нельзя ему к ней подобраться, он ей и говорит:

        -Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще.

        А коза и говорит:

        -Не за тем ты, волк, меня вниз зовешь, - ты не об моем, а о своем корме хлопочешь.

                                                               Л.Толстой


1. К какому жанру относится произведение «Волк и коза»?


        А. Сказка

        Б. Рассказ

        В. Басня

  2. Найди самые главные слова в произведении. Подчеркни их.

 

                                               

3. Прочитайте произведение «Волк и коза» по ролям.

 

                                                     

Птичка

Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить.

Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута.

дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется.

Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку. Мать говорит:

- Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?

- Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кормить!

Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку.

Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.

- Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся.

Мать сказала:

- Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.

- Нет, я его кормить и поить буду. Посадил Серёжа чижа в клетку, и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воды. Мать ему и говорит:

- Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.

- Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.

Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик, испугался, бьётся об клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой.

Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:

- Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!

Не успела она сказать, чижик нашёл дверцу, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку, да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.

Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать:

- Мама! Что мне теперь делать?

- Теперь ничего не сделаешь.

Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив. Серёжа долго не мог заснуть; всякий раз, как он закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит.

Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел.

С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.

Л.Н.Толстой сформулировал важные принципы образования: 

1) свободы в обучении и воспитании, означавший новый тип отношений между учителем и учеником. В его школе царил дух свободы, не было жесткой дисциплины

2) ненасилия. Единственный случай наказания (насилия) он применил в связи с воровством в школе, приказав нашить на кафтанчик вора табличку «вор». 3) учет личного опыта ребенка, опоры на этот опыт. Толстой не раз подчеркивал вред знаний, оторванных от жизненного опыта ученика;
4) развитие интереса к учению в ребенке;
5) индивидуализации обучения и др.

__________________________________________________________________
Л.Н.Толстой описал ряд приемов в образовании:
1. Предлагать самый большой и разнообразный выбор тем, не выдумывая их собственно для детей, но предлагать темы самые серьезные и интересующие самого учителя.
2. Давать читать детям детские сочинения и только детские сочинения предлагать за образцы, ибо детские сочинения всегда справедливее, изящнее и нравственнее сочинений взрослых.
3. (Особенно важно.) Никогда во время рассматривания детских сочинений не делать ученикам замечаний ни об опрятности тетрадей, ни о каллиграфии, ни об орфографии, ни, главное, о постройке предложений и о логике.
4. Так как в сочинительстве трудность заключается не в объеме или содержании, а в художественности темы, то постепенность тем должна заключаться не в объеме, не в содержании, не в языке, а в механизме дела, состоящем в том, чтобы, во-первых, из большого числа представляющихся мыслей и образов выбрать одну; во-вторых, выбрать для нее слова и облечь ее; в-третьих, запомнить ее и отыскать для нее место; в-четвертых, в том, чтобы, помня написанное, не повторяться, ничего не пропускать и уметь соединять последующее с предыдущим;
5. В-пятых, нельзя, чтобы ребенок одновременно и думал, и писал. Толстой рекомендовал сначала записывать учителю текст.

__________________________________________________________________
Для того чтобы душевные силы ученика были в наивыгоднейших условиях, он советовал:
1) чтобы не было новых, непривычных предметов и лиц там, где он учится;
2) чтобы ученик не стыдился учителя или товарищей,
3) (очень важное) чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение, т е. за непонимание, ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешними влияниями;
4) чтобы ум не утомлялся. Определить число часов или минут, после которого ум ученика утомляется, невозможно ни для какого возраста, но для внимательного учителя всегда есть верные признаки утомления, как скоро ум утомлен, заставьте ученика делать физическое движение, лучше ошибиться и отпустить ученика, когда он еще не утомлен, чем ошибиться в обратном смысле и задержать ученика, когда он утомлен, тупик, столбняк, упрямство происходят только от этого. В Яснополянской школе Толстой устраивал игры: в снежки, перетягивание каната, катание на санках.

Хорек

Хорек зашел к меднику и стал лизать подпилок. Из языка пошла кровь, а хорек радовался, лизал, – думал, что из железа кровь идет, и погубил весь язык.

Тонкие нитки

Один человек заказал пряхе тонкие нитки. Пряха спряла тонкие нитки, но человек сказал: «Нитки не хороши, мне нужны нитки самые тонкие». Пряха сказала: «Если тебе эти не тонки, так вот тебе другие», и она показала на пустое место. Он сказал, что не видит. Пряха сказала: «Оттого и не видишь, что очень тонки; я и сама не вижу».

Дурак обрадовался и заказал себе еще таких ниток, а за эти заплатил деньги.

Лев и мышь

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее; она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил ее.

Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро».

Обезьяна

Один человек пошел в лес, срубил дерево и стал распиливать. Он поднял конец дерева на пень, сел верхом и стал пилить. Потом он забил клин в распиленное место и стал пилить дальше. Распилил, вынул клин и переложил его еще дальше.

Обезьяна сидела на дереве и смотрела. Когда человек лег спать, обезьяна села верхом на дереве и хотела то же делать; но когда она вынула клин, дерево сжалось и прищемило ей хвост. Она стала рваться и кричать. Человек проснулся, прибил обезьяну и привязал на веревку.

Лгун

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, – не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Осел и лошадь

У одного человека были осел и лошадь. Шли они по дороге; осел сказал лошади: «Мне тяжело, не дотащу я всего, возьми с меня хоть немного». Лошадь не послушалась. Осел упал от натуги и умер. Хозяин как наложил все с осла на лошадь, да еще и шкуру ослиную, лошадь и взвыла: «Ох, горе мне, бедной, горюшко мне, несчастной! Не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот все тащу да еще и шкуру».

Галка и голуби

Галка увидала, что голубей хорошо кормят, – выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали сперва, что она такой же голубь, и пустили ее. Но галка забылась и закричала по-галчьи. Тогда ее голуби стали клевать и прогнали. Галка полетела назад к своим, но галки испугались ее оттого, что она была белая, и тоже прогнали.

Мужик и огурцы

Пошел раз мужик к огороднику огурцы воровать. Подполз он к огурцам и думает: «Вот дай унесу мешок огурцов, продам: на эти деньги курочку куплю. Нанесет мне курица яиц, сядет наседочкой, выведет много цыплят. Выкормлю я цыплят, продам, куплю поросеночка – свинку; напоросит мне свинка поросят. Продам поросят, куплю кобылку; ожеребит мне кобылка жеребят. Выкормлю жеребят, продам; куплю дом и заведу огород. Заведу огород, насажу огурцов, воровать не дам, караул буду крепкий держать. Найму караульщиков, посажу на огурцы, а сам так-то пойду сторонкой да крикну: „Эй вы, караульте крепче!“ Мужик так задумался, что и забыл совсем, что он на чужом огороде, и закричал во всю глотку. Караульщики услыхали, выскочили, избили мужика.

Баба и курица

Одна курица несла каждый день по яичку. Хозяйка подумала, что если больше давать корму, курица вдвое будет нестись. Так и сделала. А курица зажирела и вовсе перестала нестись.

Старый дед и внучек

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Дележ наследства

У одного отца было два сына. Он сказал им: «Умру – разделите всё пополам». Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?» Они сказали: «Он велел делить все пополам». Сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину». Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.

Собака, петух и лисица

Собака и петух пошли странствовать. Ввечеру петух уснул на дереве, а собака пристроилась у того же дерева, промеж кореньев. Как пришло время, петух запел. Лисица услыхала петуха, прибежала и стала снизу просить, чтобы он сошел к ней, будто ей хочется оказать почтенье ему за то, что у него голос хорош. Петух сказал: «Надо прежде разбудить дворника, он спит промеж кореньев. Пусть отопрет, тогда я сойду». Лисица стала искать дворника и забрехала. Собака живо вскочила и задушила лисицу.

Лошадь и конюх

Конюх крал у лошади овес и продавал, а лошадь каждый день чистил. Лошадь и говорит: «Если вправду хочешь, чтоб я была хороша, – овес мой не продавай».

Лев, медведь и лисица

Лев и медведь добыли мяса и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лиса увидала промеж них мясо, подхватила его и убежала.

Лягушка и лев

Лев услыхал – лягушка громко квакает, и испугался. Он подумал, что большой зверь так громко кричит. Он подождал немного, видит – вышла лягушка из болота. Лев раздавил ее лапой и сказал: «Вперед не рассмотревши, не буду пугаться».

Обезьяна и горох

Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка; обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.

Дойная корова

У одного человека была корова; она давала каждый день горшок молока. Человек позвал гостей; и чтобы набрать для гостей больше молока, он десять дней не доил коровы. Он думал, что на десятый день корова даст ему десять кувшинов молока.

Но в корове перегорело все молоко, и она дала меньше молока, чем прежде.

Стрекоза и муравьи

Осенью у муравьев подмокла пшеница: они ее сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что ж ты летом не собрала корму?» Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой пляши».

Курица и золотые яйца

У одного хозяина курица несла золотые яйца. Ему захотелось сразу побольше золота, и он убил курицу (он думал, что внутри ее большой ком золота); а она была такая же, как и все курицы.

Волк и старуха

Голодный волк разыскивал добычу. На краю деревни он услыхал – в избе плачет мальчик, и старуха говорит:

– Не перестанешь плакать, я тебя волку отдам.

Волк не пошел дальше и стал дожидаться, когда ему отдадут мальчика. Вот пришла ночь; он все ждет и слышит – старуха опять приговаривает:

– Не плачь, дитятко; не отдам тебя волку; только приди волк, убьем его.

Волк и подумал: видно, тут говорят одно, а делают другое; и пошел прочь от деревни.

Ученый сын

Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал: «Нынче покос, возьми грабли и пойдем, пособи мне». А сыну не хотелось работать, он и говорит: «Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли?» Только он пошел по двору, наступил на грабли; они его ударили в лоб. Тогда он и вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит: «И что за дурак тут грабли бросил!»

Мужик и лошадь

Поехал мужик в город за овсом для лошади. Только что выехал из деревни, лошадь стала заворачивать назад к дому. Мужик ударил лошадь кнутом. Она пошла и думает про мужика: «Куда он, дурак, меня гонит; лучше бы домой». Не доезжая до города, мужик видит, что лошади тяжело по грязи, своротил на мостовую, а лошадь воротит прочь от мостовой. Мужик ударил кнутом и дернул лошадь: она пошла на мостовую и думает: «Зачем он меня повернул на мостовую, только копыта обломаешь. Тут под ногами жестко».

Мужик подъехал к лавке, купил овса и поехал домой. Когда приехал домой, дал лошади овса. Лошадь стала есть и думает: «Какие люди глупые! Только любят над нами умничать, а ума у них меньше нашего. О чем он хлопотал? Куда-то ездил и гонял меня. Сколько мы ни ездили, а вернулись же домой. Лучше бы с самого начала оставаться нам с ним дома; он бы сидел на печи, а я бы ела овес».

Ноша

Два человека шли вместе по дороге и несли на плечах каждый свою ношу. Один человек нес, не снимая всю дорогу, а другой всё останавливался, снимал ношу и садился отдыхать. Но ему надо было всякий раз опять поднимать ношу и опять взваливать на плечи. И тот, который снимал ношу, больше устал, чем тот, который нес, не снимая.

Два купца

Один бедный купец уезжал в дорогу и отдал весь свой железный товар под сохранение богатому купцу. Когда он вернулся, он пришел к богатому купцу и попросил назад свое железо.

Богатый купец продал весь железный товар и, чтобы отговориться чем-нибудь, сказал: «С твоим железом несчастье случилось».

– А что?

– Да я его сложил в хлебный амбар. А там мышей пропасть. Они все железо источили. Я сам видел, как они грызли. Если не веришь – поди посмотри.

Бедный купец не стал спорить. Он сказал: «Чего смотреть. Я и так верю. Я знаю, мыши всегда железо грызут. Прощай». И бедный купец ушел.

На улице он увидал, играет мальчик – сын богатого купца. Бедный купец приласкал мальчика, взял на руки и унес к себе.

На другой день богатый купец встречает бедного и рассказывает свое горе, что у него сын пропал, и спрашивает: «Не видал ли, не слыхал ли?»

Бедный купец и говорит:

– Как же, видел. Только стал я вчера от тебя выходить, вижу: ястреб налетел прямо на твоего мальчика, схватил и унес.

Богатый купец рассердился и говорит:

– Стыдно тебе надо мной смеяться. Разве статочное дело, чтоб ястреб мог мальчика унесть.

– Нет, я не смеюсь. Что ж удивительного, что ястреб мальчика унес, когда мыши сто пудов железа съели. Всё бывает.

Тогда богатый купец понял и говорит: «Мыши не съели твоего железа, а я его продал и вдвое тебе заплачу».

– А если так, то и ястреб сына твоего не уносил, и я его тебе отдам.

Осел в львиной шкуре

Осел надел львиную шкуру, и все думали – лев. Побежал народ и скотина. Подул ветер, шкура распахнулась, и стало видно осла. Сбежался народ: исколотили осла.

Курица и ласточка

Курица нашла змеиные яйца и стала их высиживать. Ласточка увидала и говорит:

«То-то, глупая! Ты их выведешь, а как вырастут, они тебя первую обидят».

Олень и ланчук

Ланчук (молодой олень) сказал раз оленю:

«Батюшка, ты и больше и резвее собак, да еще и рога у тебя огромные на защиту; отчего же ты так боишься собак?»

Олень засмеялся и говорит:

«Правду говоришь, дитятко. Одна беда: как только услышу собачий лай, не успею подумать, а уж бегу».

Лисица и виноград

Лисица увидала – висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть.

Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит: «Зелены еще».

Работницы и петух

Хозяйка по ночам будила работниц и, как запоют петухи, сажала за дело. Работницам тяжело показалось, и они вздумали убить петуха, чтобы не будил хозяйки. Убили, им стало хуже: хозяйка боялась проспать и еще раньше стала поднимать работниц.

Рыбак и рыбка

Поймал рыбак рыбку. Рыбка и говорит:

«Рыбак, пусти меня в воду; видишь, я мелка: тебе от меня пользы мало будет. А пустишь, да я вырасту, тогда поймаешь – тебе пользы больше будет».

Рыбак и говорит:

«Дурак тот будет, кто станет большой пользы ждать, а малую из рук упустит».

Лисица и козел

Захотелось козлу напиться: он слез под кручь к колодцу, напился и отяжелел. Стал он выбираться назад и не может. И стал он реветь. Лисица увидала и говорит:

«То-то, бестолковый! Коли бы у тебя сколько в бороде волос, столько бы в голове ума было, то прежде, чем слезать, подумал бы, как назад выбраться».

Собака и ее тень

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет, – она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а свое волною унесло.

И осталась собака ни при чем.

Журавль и аист

Мужик расставил на журавлей сети за то, что они сбивали у него посев. В сети попались журавли, а с журавлями один аист.

Аист и говорит мужику:

«Ты меня отпусти: я не журавль, а аист; мы самые почетные птицы; я у твоего отца на доме живу. И ио перу видно, что я не журавль».

Мужик говорит:

«С журавлями поймал, с ними и зарежу».



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема «Что нас окружает»

Город, в котором мы живём

Задачи урока:

  1. Показать детям, что взаимопомощь людей разных профессий – основа существования каждого из нас (1-ая линия развития – уметь объяснять мир).
  2. Связать воедино давно знакомую инфраструктуру городского окружения с атрибутами городской жизни. Также хорошо знакомыми, и научить ребёнка самостоятельно ориентироваться в этой обстановке (1-ая линия развития – уметь объяснять мир).
  3. Обозначить наиболее важные функции города и показать связь структуры города с этими функциями (1-ая линия развития – уметь объяснять мир).
  4. Подготовить ребёнка к восприятию разнообразия потребностей людей и профессий. Связанных с удовлетворением этих потребностей (1-ая линия развития – уметь объяснять мир).
  5. Воспитывать уважение к людям труда (2-ая линия развития – уметь объяснять своё отношение к миру).

Оборудование:

  1. Карта города (фотография спутника), схема  микрорайона, фотографии города, герб города.
  2. Таблички со словами: школа, больница, детский сад, магазин, техникум.
  3. Рисунки машин: пожарная, милицейская, «скорая помощь», машина для перевозки мусора, машина для поливки и уборки улиц, дорожный каток, «аварийная»  машина
  4. Название улиц микрорайона на отдельных  карточках.
  5. Иллюстрации людей разных профессий (парикмахер, учитель, воспитатель, шофёр, продавец, пожарный и др.)
  6. Планшетки с названиями людей разных профессий (только знакомых школьникам).

Ход урока

  1. Оргмомент

Дети рассажены парами.  На столе у каждого планшеты с названиями профессий.

  1. Постановка проблемы

-  Рассмотрите схему на доске. (Карта города на доске, схема микрорайона.)

- Что это такое?

- В какое путешествие мы с вами отправляемся?  (Путешествие по нашему городу.)

- Откуда мы начнём путешествие?  (Из школы.)

- Найдите здание школы на этой схеме.  (Не можем найти, потому что домов много, и очень трудно это сделать.)

- Как вы думаете, какая у нас  будет тема урока?

- Что мы узнаем на уроке? (Дети высказывают свои предположения, учитель повторяет наиболее правильную и общую формулировку.)

  1. Совместное открытие новых знаний 

- Что поможет нам справиться с этой задачей?  (Каждый дом стоит на своей улице.)

- Как называется улица, на которой находится наша школа?  (Показать эту улицу.)

- Кто может показать свой дом?

- На какой улице находится ваш дом?

Назовите полный адрес своего дома.

- Давайте продолжать наше путешествие.  Где мы с вами хотим побывать? (Магазин, больница, детский сад, техникум.  Когда дети называют то место, где хотят побывать, учитель показывает его на схеме и прикрепляет карточку или рисунок объекта, рассматривается маршрут от школы до названного объекта.)

  1. Самостоятельное применение знаний

- У многих домов есть вывески, которые помогают легче ориентироваться.

Рабочая тетрадь, задание.

  1. Совместное открытие новых знаний

- Какие машины могут нам  встретиться на дороге?

- Какую работу они выполняют? (Рисунки машин.)

Учебник, с. 7 (задание с машинами).

  1. Работа с учебником: с. 6.

- В повседневной жизни нас окружают удобства, к которым мы давно привыкли. Их создают нам люди разных профессий. Если бы не было строителей, то не было бы и домов, в которых мы живём.

- Продолжите рассказ:

а) Если бы не было продавцов, то …

б) Если бы не было учителей, то …

в) Если бы …(тетрадь, с. 6)

      2) Задумывались ли вы о том, откуда берётся в квартире свет, тепло, вода?

Учебник, с. 7 (вверху).

- Рассмотрите рисунок, из которого видно, какие сложные приспособления придумали для этого люди.

      3) Откуда берутся полезные вещи: одежда, книги, телевизоры, конфеты? (Всё это делают рабочие на заводах и фабриках. Создают учёные и писатели.)

          - Расскажите, какие предприятия есть в нашем городе.

  1. Самостоятельное применение знаний

В. Маяковский «Кем быть?» - зачитывается начало стихотворения.

1) Кем вы хотели бы  быть?  (Рассказ по цепочке.)

2) Поиграем в игру «Жители нашего города». Каждый школьник получает планшет с названием профессии (её атрибуты – милицейский жезл, швейная машина, весы, ножницы, музыкальный инструмент, кастрюля, градусник и т.д.)

- Жители нашего города обращаются к представителям различных профессий и просят им  помочь (работа в парах).

  1. Итог урока

- Что мы узнали на уроке?

- Что узнали нового?

- Ответили на главный вопрос урока?

Творческое домашнее задание (по желанию): сочинение или рисунок на тему «Кем я хочу быть»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.

Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 4 классе по теме: " А. Н. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино».

Урок - литературная игра по сказке А. Толстого "Приключения Буратино" с мультимедийной презентацией.В приложении дан рисунок для "пазлов"....

«ЗАЩИТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ Л. Н. ТОЛСТОГО». 4 класс

Методическая разработка урока по литературному чтению:«ЗАЩИТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ Л. Н. ТОЛСТОГО»,отражающего опыт применения и результат эффективного ис...

Урок внеклассного чтения Л.Н.Толстой "Два брата" Философская сказка.

Разработка урока.Презентация к уроку.Текст сказки.Используемый материал, ссылки....

Урок внеклассного чтения: "Лев Николаевич Толстой: биография и творчество"

quot;Лев Николаевич Толстой: биография и творчество"...

Внеклассное чтение Тема: А. Толстой «Золотой ключик, или Приключение Буратино»

Форма: литературная игра-викторина, беседа. интерактивная игра...