Использование регионального компонета на уроках в начальной школе
статья по чтению по теме

Челмакина Надежда Владимировна

    Как приобщить ребят  к истокам культуры родного края, как воспитать в них чувство гражданственности, любви к своей "малой родине"? Решению этой важной задачи могут помочь уроки литературного чтения. Знакомство с творчеством писателей - земляков значительно обогащает процесс обучения, делает его живым, доступным, повышает активность, самостоятельность учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_nacionalno.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование национально – регионального компонента

на уроках литературного чтения в начальной школе

«Воспитание любви к родному краю,

к родной речи – задача первостепенной

 важности и нет необходимости это доказывать».

Д.С.Лихачев

В настоящее время краеведение стало очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий невольно теряется нить, которая многие годы связывала нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить эту связь. Изучение национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.

«Все, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же взаимосвязи», - отмечает классик мировой педагогики Я.А.Каменский. Теория интеграции учебных предметов была разработана советским педагогом-ученым П.П.Блонским. Его идея о построении обучения на основе «познавательных тем» получила широкое распространение в педагогике. Интеграция предметов с использованием краеведческого материала должна помочь детям целостно понять и изучить природу, историю, географию и литературу родного края. Использование краеведческого материала должно способствовать повышению познавательного интереса и формированию правильных представлений о природе, обществе и человеке.

В начальной школе особенно широко используется национально-региональный компонент на уроках окружающего мира, так как в содержание программы ежегодно включаются соответствующие темы из раздела «Наш край». Такие уроки способствуют не только расширению и углублению знаний, но и развивают у учащихся навыки самостоятельной и творческой работы. Очень эффективны экскурсии по улицам города, на предприятия, в музей, в парк и другие. На экскурсиях дети соприкасаются с новыми знаниями, учатся наблюдательности, при этом основным средством является наглядность. В музеях у детей появляется возможность реально представить конкретные исторические  события, познакомиться с культурно-бытовыми хозяйственными особенностями народа. Формируется интерес к отдельным страницам истории, углубляются знания детей о родном крае, расширяется кругозор. Для подготовки к урокам окружающего мира для учителя начальных классов достаточно много ресурсов: книги, газетные материалы, интернет. Несложно и привлечение детей к самостоятельной познавательной деятельности.

Но как приобщить ребят к истокам культуры родного края, как воспитать  в них чувство гражданственности, любви к «малой родине»? Решение этой важной задачи возможно на уроках литературного чтения. Знакомство с творчеством писателей-земляков значительно обогащает процесс обучения, делает его живым, доступным, повышает активность, самостоятельность учащихся. Школьники с удовольствием открывают для себя новых героев, и давно знакомые сказки и рассказы приобретают для них новое звучание и значение: они созданы на нашей Уральской земле. Именно это вызывает чувство гордости и патриотизма.

Уже с первых шагов обучения грамоте первоклассников одной из форм работы на уроке является знакомство с пословицами и поговорками как одним из видов народного творчества. Сначала чтение и объяснение смысла пословиц с опорой на личные наблюдения и опыт учащихся. Затем можно использовать различные виды упражнений:

  1. продолжи пословицу, найдя ее вторую часть;
  2. доскажи словечко;
  3. распредели по темам;
  4. найди лишнюю пословицу;
  5. подбери к пословице знакомую сказку и другие.

А кто не любит отгадывать загадки?

«Я на палочке несу теремочек на весу:

Ни окна, ни дверки, только крыша сверху»  или:    «Тридцать два грызуна в одной норке живут». Лев Рахлис.

Есть в творчестве уральских писателей и скороговорки:

- Стоят Сережкины березки, висят березкины сережки.

- Слезы катятся у пса – покусала пса оса. А.Борченко.

Самым понятным для младших школьников произведением является сказка. Первоклассники с большим интересом слушают и анализируют стихотворную сказку южноуральского поэта В.Кузнецова «Базар». Понятный и веселый сюжет сказки – отличная возможность для театрализации на уроке или во внеурочное время. А сказки Ю.Подкорытова «Про воробья Чивика» и «Дед Куделька и Огонь-великан» своим содержанием не только воспитывают, но и рассказывают о тайнах Уральской природы. Ведь даже маленький Чивик понимает, насколько велика у него тяга к родным местам:

«В заморских краях нашему брату, серому воробью, житье ничего. Тепло, мошкары много. А только, братцы мои, как вспомню я свой город, да снег на улицах, да вас – сразу слезы на глаза навертываются». После этих слов дети охотно поддерживают и старого воробья: «.. я тоже много полетал по свету, но лучше нашего края нигде нет».

А как изумительно описывает автор наш край во второй сказке:

«В одно оконце глянешь – раскинулась в мареве зеленом уральская тайга, в которой зверей и птиц несчитано. В другое посмотришь – голубая жемчужина озера глаза слепит… А вокруг деревушки – синие горы, заросшие щетиной сосен. Яркими свечками ели горят, качают шапками белых цветов тоненькие рябины. Прыгая с камешка на камень, падают с гор звонкие речки. Вербы роняют в студеные воды легкий пух, а по берегам – непроходимые заросли черемухи…» Сколько поэзии и любви в этих строчках! Интересно и доступно рассказывает Ю.Подкорытов в своей сказке о том, как началась добыча металла на Урале и что такое доменная печь. При этом дает возможность читателю-ребенку сравнить поступки положительных и отрицательных героев сказки, сделать выводы.

Никто не может рассказать о богатствах нашего края лучше П.П.Бажова. Выросший среди мастеров горного дела, в тесном общении с народом, он собрал огромный запас легенд Уральских гор. Герои его сказов: Данила, Кокованя, Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Огневушка-поскакушка – делают его литературное творчество ярким и выразительным. При чтении его сказов у детей вместе с восторгом возникает огромное чувство гордости от того, что нет в мире края богаче и краше нашего.

Литературное творчество наших земляков разнообразно и многогранно, поэтому учитель может сделать свободный выбор произведения для урока независимо от того, по какому учебнику он работает. При этом работа с произведение будет осуществляться в рамках концепции, составляющей основу федерального комплекта. В помощь учителю может быть использована хрестоматия по литературе родного края, выпущенная издательством «Взгляд» г. Челябинска. В ней представлены разножанровые  произведения самой широкой тематики: стихи, рассказы, сказки, загадки, басни, поэтому можно подобрать материал к любому разделу учебника по литературному чтению.

Одним из самых эффективных способов включения регионального компонента в уроки литературного чтения является работа с поэтическими произведениями. Неслучайно стихи в учебниках объединены в один раздел: «Люблю природу русскую!» Читать стихи младшим школьникам легко, а вот умение анализировать и понимать поэзию - дано даже не каждому взрослому человеку. Поэтому задача учителя начальной школы заключается в том, чтобы привить интерес к чтению стихов, научить понимать их – и, как следствие, заложить «фундамент» для дальнейшего успешного обучения и развития литературных навыков, устной речи учащихся. Много стихов разных уральских поэтов включены в хрестоматию.

Невозможно обойти творчество Л.Татьяничевой и А.Горской, Н.Пикулевой и М.Гроссмана и многих других. Но особый познавательный интерес у учащихся возникает, когда они слышат имена и фамилии людей, живущих с нами по соседству. Поэтому так необходимо включать в содержание уроков стихи местных поэтов, уже опытных и еще начинающих. В нашем Пластовском районе ежегодно выходят сборники стихов местных поэтов, в которые включаются и стихи победителей районного детского конкурса «Серебряное перышко».

Понятны и проникновенны стихи, посвященные Великой Отечественной войне.

«Хочу, чтоб наших ветеранов сны

Покинули тревоги и печали.

Хочу, чтоб больше не было войны,

Чтоб пушки все навеки замолчали».  Н.Т.Полева.

А как тревожно и торжественно звучат строки из стихотворения Г.П.Докукина:

«Нам, двадцать третьим, злая доля

Досталась мачехой лихой.

На смерть гнала чужая воля,

Чтоб заслонить страну собой».

В наших учебниках очень много стихов о природе, о временах года. Полезным на таких уроках может быть прием сравнения произведений разных авторов.

«Скоро у почек лопнет терпение –

Прыснут от смеха, не зная, что гении,

Брызнут чарующей бархатной зеленью –

Вот какого настроенье весеннее».      Н.Челмакина.

Все радуются наступлению весны, ожидая тепла и счастья. Так почему же авторы видят весну такой разной:

«Ну, вот опять метель в начале марта,

И снег идет как будто в январе.

А ведь синоптики-то, глядя в свои карты,

Сказали нам: весна, мол, на дворе».             Н.Т.Полева.

Мы много говорим о чувствах к своей Родине великих русских поэтов-классиков: М.Ю.Лермонтова, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева, И.А.Бунина и других. Но с какой трепетной нежностью пишет о Родине наша землячка Л.Постникова:

«Заплясал по крыше дождик, разбуянился,

Раз прошелся, два прошелся – и умаялся.

После дождика мне солнце улыбается –

Это все моей Россией называется».

Пластовские мастера поэтического слова пишут о своих чувствах к детям, родителям, к любимым. Их стихи богаты эпитетами, сравнениями, в них  есть метафоры и олицетворения – все, что необходимо знать и понимать младшему школьнику. Вернувшись с экскурсии по зимнему парку, читаем строки из стихотворения Л.Панюковой:

«Хотите, сказку расскажу?

Вот зимний парк заснеженный,

Деревья белоснежные.

А дальше – карусели

Заснули под метелью…»

Не так много в русской литературе баснописцев, зато наш земляк Г.П.Докукин умело выводит мораль своей басни «Корова и свинья»:

«При жизни делайте добро,

Пока здоровие цело».

Использование такого материала делает урок интересным и увлекательным, что повышает его эффективность. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического и литературного материала воспитывает в детях патриотические чувства: любовь, восхищение и гордость за свой край. А это не оставляет никого равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВВЕДЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (с использованием ИКТ)

Совершенствование преподавания в школе предполагает наряду с другими факторами существенно больше, чем, прежде, внимание к истории своего края, уважение к культуре, народным традициям, религиозным убе...

«Использование регионального материала на уроках в начальной школе»

Задача современной школы: воспитывать социально и культурно адаптированного, знающего и любящего свой край гражданина. Этому способствует включение в урок регионального материала. Задача современной ш...

Фрагмент урока "Использование коррекционных упражнений на уроках в начальной школе"

Фрагмент урока: Использование коррекционных упражнений на уроках в начальной школе. Цели:Коррекционно-образовательнаярасширить словарный запас детей.автоматизировать словарь по теме. «Зима»...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Использование эвристического метода на уроках в начальной школе (фрагменты уроков, задания для учащихся)

Данный раздел включает в себя фрагменты уроков с использованием эвристического метода обучения....

Использование современных технологий на уроках в начальной школе. ИКТ в контроле и оценке знаний в начальной школе.

Выступление по теме сопровождается презентацией тестов и тренажеров, разработанных учителем , а также размещенных на  лицензионных дисках....