Конспект урока литературного чтения в 3 классе
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

Бондаренко Ирина Анатольевна

Урок литературного чтения в классе по теме:

Фантазия. Новелла Матвеева «Картофельные олени». (УМК "Перспективная начальная школа")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_2.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение (3 класс)

Тема урока: Фантазия. Новелла Матвеева «Картофельные олени».

Цели:

      Обсудить с детьми такую особенность поэтического мировосприятия, как способность создать воображаемый, фантастический мир на основе своих наблюдений за обычными явлениями.

      При помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст для подтверждения своего ответа.

Знать понятия «фантазия», «фан тазер».

Уметь доказывать на примере стихотворения, что в основе фанта зии могут быть такие приемы, как сравнение и олицетворение, звукопись.

Здоровьесберегающий аспект:

работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки. выработки правильного дыхания, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны.
А ещё старательны.
Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, поприветствуем их.

(Поворачиваются, приветствуют)

- У вас на столе лежат карточки, с помощью которых вы можете передать свое настроение. Выберите и обведите смайлик, который соответствует вашему настроению в данный момент (показывают карточки).

- Спасибо. Ваше хорошее настроение – залог здоровья и успешной работы сегодня на уроке.

Здоровым хочет быть каждый человек.

Давайте начнем урок с физкультминутки.

(Растираем уши вверх – вниз при этом цокая языком (как лошадки) – 3 раза;

Упражнение «Перекрёстные движения»)

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения (наклоны и повороты головы).

2. Актуализация знаний

-Как называется тема, которую мы с вами изучали на последних уроках?

-Как мы постигали секреты сравнения? (читали сказки разных народов)

-Какую сказку вы читали дома?

-Давайте проверим домашнее задание. Что было задано? (чтение по ролям)

Автор-Руслан

Птицы-Валерия

Галка- Серёжа

Филин- Влад

Журавль- Степан

Ворона- Юра

Сорока – Кирилл

Сокол - Оксен

(Проверка домашнего задания. Чтение хакасской сказки «Как птицы царя выбирали» по ролям.)

-Это сказка о животных или волшебная сказка?

-Найди место этой сказочной истории на ленте времени. (это самая древняя сказка)

-Почему вы так решили?

-Внимательно слушайте и продолжайте моё высказывание:

- Если сказка объясняет причины природных явлений, почему у животных именно такая внешность, почему они именно так себя ведут, как и откуда всё в мире происходит, то это…..(самая древняя сказка)

- Если сказка учит ценить не столько силу, сколько ум и хитрость, то это……(просто древняя сказка)

-А МЕНЕЕ древняя сказка учит быть…..(добрым, справедливым)

-Ребята, как вы думаете, может ли Костя Погодин две последние сказки включить в сборник сказок народов России?

-Сказки каких народов мы читали?

-А попадались ли нам сказочные истории с похожими событиями, где и герои вели себя похоже? Как называются такие сказки? (бродячие). А приведите примеры. (см. в оглавление)

 

Итог проверки домашнего задания. За домашнее задание я поставила:

(оценки).

-Остальные ребята тоже молодцы и получат оценки за работу на уроке. А пока сядьте удобно. (Дыхательная гимнастика).

3. Мобилизующий этап. Формирование учащимися темы и цели урока.

- Ребята, мы сегодня начинаем новую тему. Вы можете сказать, как она называется?

- Чем мы будем заниматься, пытаясь это понять?

(читать стихи, рассказы, пойдём в музейный дом, проведём заседание клуба).

-Какова цель нашего сегодняшнего урока?

- Совершенно верно, и мы обязательно всё поймём. А пока…

Члены театра миниатюр «Смешинка» приготовили для вас сюрприз.

(Стихотворение Георгия Юдина «Скучный Женя»)

У мальчика Жени

Нет, к сожаленью,

Ну, никакого

Воображенья!

Ему говорю я:

-Представь себе,

Что ты летишь

С Венеры к Земле.

Он отвечает:

-Так не бывает.

Мальчики в космосе

Не летают.

Ему говорю я:

-Вообрази,

Ты людоеда

Мечом поразил.

Он отвечает:

-Так не бывает.

Мальчики с острым мечом

Не играют.

Ему говорю я:

-Давай помечтаем,

Как будто сейчас

Мы пирог уплетаем.

Он отвечает:

-Так не бывает.

Пирог-невидимку

Не уплетают.

Скучный,

Как древний старик,

Этот Женя.

Я расстаюсь с ним

Без сожаленья.

- Ребята, вам знакомо это стихотворение? Кто его автор? Почему же автор называет Женю скучным?

(у него нет воображения, он не умеет фантазировать)

- Прочитайте слова на зелёном прямоугольнике. Кому плохо видно, подойдите поближе.

Эпиграф урока:
Как удивительно хороша жизнь! Как мозаика состоит она из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолётных, но, тем не менее, глубоко западающих в душу. Умели бы видеть глаза и сердце…
/К. Дитман /
- Вчитайтесь и задумайтесь над смыслом высказывания Дитмана.
- О чём он мечтает?
- И я ребята, хочу видеть искорку в ваших зорких глазах, мечтаю разбудить вашу душу и сердце. И, судя по вашим рисункам, творческим работам, мне это уже удаётся. И это, прежде всего, благодаря урокам литературного чтения.

3. Изучение нового

-Прочтите запись на доске.

Тайна особого зрения

Природа для поэта – любимая и живая.

Точка зрения

-Вам знакомы эти названия? (это названия тем, которые мы изучали в1 и во 2 классе)

-Кому известна тайна особого зрения? (поэтам)

-А кого мы называем поэтами?
(тех, кто в самом простом может увидеть необычное, неживой предмет представить живым, у кого развито воображение).

-Я предлагаю вам посмотреть на этот обычный листок, куда я приклеила согнутые листочки двух цветов. Что вы представляете? Пофантазируйте.

(ответы детей: бабочки, самолётики, парашютики, цветы…)

- Замечательно. Как много вам удалось увидеть! А скажите, чтобы увидеть в самом обычном что-то необычное, что нужно сделать? (внимательно присмотреться).

- Давайте присмотримся. Может ещё что-то необычное увидим? Я предлагаю каждому подойти и развернуть любой листок. Только запомните, пожалуйста, какого цвета листочек вы развернули.

(разворачивают, читают)

- Вы догадались, что это? (способы посмотреть на мир по-новому).

-А, чтобы посмотреть на мир по-новому, что нужно иметь? ( фантазию, воображение).

-Сейчас я вам предлагаю вспомнить поэтов, которым известна тайна особого зрения. Работать вы будете в 2 группах. Те, кто развернул красные листочки – одна группа, а кто развернул лиловые – другая.

(делятся)

-Соедините стрелочками автора и произведение.

(выполняют)

-Давайте проверим, как вы справились с заданием.

(использование проектора).

-Ну, что ж, молодцы.-А теперь откройте страницу учебника, где начинается тема сегодняшнего урока.(с.101)

- Прочитайте вопрос, который нам задаёт Михаил Потапович?

-Как вы ответите на него? (ответы)

-Учитель читает интригу( с.101)

-Прочитайте плакат Летучей мыши.

-Вы согласны?

-А как называется этот приём? (олицетворение)

-Прочитайте название стихотворения, с которым мы сегодня познакомимся, и кто его автор.

-Послушайте небольшое сообщение о Новелле Матвеевой.(уч-ся)

 Новелла Матвеева родилась 7 октября в городе Пушкин Ленинградской области. С детских лет пишет стихи. Известны её сборники  "Кораблик", "Душа вещей", "Ласточкина школа", "Рисунки для чайного сервиза", книга воспоминаний - "Мяч, оставшийся в небе". Поэтесса писала музыку на свои стихи и исполняла песни под гитару.

- Хочу добавить, что она была одним из первых поэтов-бардов, писав на  свои стихи музыку и исполнявших их под гитару. Мы поговорим об этом на уроке музыки.

-Вы читали произведения этой поэтессы? («Путаница» в 1 классе)

-Послушайте стихотворение Новеллы Матвеевой «Картофельные олени». (читает учитель)

-Понравилось стихотворение?

-Вы когда-нибудь замечали весной, как прорастают картофельные клубни? Что показалось героине стихотворения, когда она смотрела на картофелины? Можно ли назвать её фантазёркой? Я вам предлагаю немного отдохнуть. Встаньте и внимательно смотрите на экран.

Зарядка для глаз

- Скажите, автора слов этой песни Леонида Яхнина  можно считать фантазёром? Какой приём он использовал? (сравнение).

- Прочитайте стихотворение про себя и скажите, какие приёмы использует Новелла Матвеева?

(Сам. работа)
Проверка.

Картофель — целебный продукт, в нём очень много витаминов(особенно в печёном). Подсчитано, что половину необходимой человеку дозы витамина С мы получаем с картофелем. Всего 200 г сваренного «в мундире» картофеля достаточно, чтобы получить суточную норму этого витамина. Когда картошка пррастает, пищевые качества клубней при этом существенно не ухудшаются, поэтому бояться ростков не нужно, при чистке клубней они все равно идут в отходы, но при варке картофеля «в мундире» ростки обязательно нужно обламывать, так как в них содержатся те же ядовитые вещества, что и в позеленевших клубнях.

Рефлексия

(на доске появляется фразы, которые дети стараются закончить)

Теперь я знаю, что…

Теперь я умею….

Настроение у меня….

Итоги урока. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....


 

Комментарии

Ахмедова Марина Алексеевна

Наверное каждому учителю всегда приходится дорабатывать урок под себя,ваш урок не требует доработки. БРАВО!!!!