О красоте и настоящем богатстве или об эмоционально-ценностном восприятии на уроках литературного чтения.
статья по чтению по теме

Характерные особенности УМК "Перспертивная школа" авт.Чуракина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_issa.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

О красоте и настоящем богатстве или об эмоционально-ценностном восприятии на уроках литературного чтения.

                                                                          Пахомова Л.А.,

                                                                          учитель начальных классов

                                                                          МКОУ «Кривомузгинская СОШ»

                                                                          Калачевского муниципального района

                                                                          Волгоградской области.

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и более общие задачи развития личности школьника. И прежде всего это воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.

Очень актуален в этом плане УМК «Перспективная начальная школа». Лексика учебников «литературное чтение» Н.А. Чураковой содержит интересную формулировку тем, заданий, способствует формированию потребности в чтении, что ведет к успешному обучению и развитию.

Работаю пятый год по УМК «Перспективная начальная школа». Считаю, что данный комплект – настоящий «витамин роста» и для учеников, и для учителя. На примере поэзии и поэтических рассказов из класса в класс формируются понятия о красоте, любви, настоящем богатстве. Ученики учатся правильно наблюдать, сравнивать, любоваться, копить впечатления, по – настоящему ценить красоту и создавать ее. Это помогает духовно- нравственному становлению, а, иногда и выпрямлению личности.

На мой взгляд, серьезная работа в этом направлении начинается с изучения раздела №3  «В гостях у барсука» во 2 классе. В ходе чтения внешней интриги учебника начинается серьезное обсуждение с целью прояснения смысла этой главы учебника с привлечением эмоционального опыта учащихся. И здесь очень полезно познакомить учащихся с традициями страны восходящего солнца. Ведь предки барсука жили в Японии, и сам он очень гостеприимный, умеет ценить и создавать красоту. В Японии много красивых традиций, связанных с любованием природой. Одна из них называется «цукими» - любование луной на специальных террасах или беседках. Как же научиться любоваться явлениями? И мы читаем японское хокку – нерифмованное трехстишие, которое вызывает сильное послечувствие и помогает открыть секрет любования.

Исса

*                    *                  *

Вот выплыла луна,

И самый мелкий кустик

На праздник приглашен!

В ходе обсуждения надо помочь учащимся провести сравнение уголка природы темной ночью и этого уголка, освещенного полной луной. Конечно же, все видели луну как обычное явление. Но с этого момента мои ученики знают, что, появляясь на темном небе, она делает праздники на земле для кустиков, травинок, цветов. И прост секрет любования: присмотреться пристальнее, заметить, почувствовать красоту и атмосферу таинственности, необычности, праздничности.

На материале текста С. Козлова «Ежик в тумане» формируется умение глубоко переживать эмоциональные или нравственные ситуации, примеряя их на себя. Этому способствует работа с живописным произведением Татьяны Мавриной «Полумесяц», которое очень близко по манере исполнения детскому восприятию.

Работа с японскими сказками «Барсук – любитель стихов» и «Луна на ветке» окончательно формирует у учащихся понятие о тех, кого называют поэтами. И сразу же можно заметить преобразующее воздействие этой работы на младших школьников, так как все уже стремятся замечать красоту в простом и обычном, создавать красоту своими руками, любоваться ею и говорить о ней.

Далее продолжается работа на материале японского свитка «Тростник под снегом

и дикая утка» художника Хиросиге. В процессе этой работы перед учащимися раскрывается новый аспект темы: если мы будем стараться тренировать свой глаз и свою душу, мир постепенно откроется нам как очень разнообразный, прекрасный и интересный. Этому же способствует и работа с рисунком А. Дюрера «Травы». Обязательно надо подвести детей к мысли, что наблюдательными нас делает не просто глаз, но сердце и любовь к окружающему. Так шаг за шагом подводим детей к мысли, что по настоящему богатым можно считать человека, который обладает способностью в простом и обычном видеть чудесное и необыкновенное. И это прекрасное навсегда остается в сердце. А тому подтверждение: японские хокку Иссё, Тиё, Буссона, Оницуры. В этом разделе мы знакомимся с бесценными по своему нравственному воздействию произведениями            В. Драгунского. Читаем стихи С. Махотина, М. Бородицкой завершается изучение раздела чтением сказки Д. Родари «Приезжает Дядюшка Белый Медведь». В ходе чтения и обсуждения стараемся понять, что сам по себе любой предмет не является богатством. Богатством предметы и явления окружающего мира делает сам человек своим отношением, любованием, любовью. Обобщая знания по разделу, ученики конструктивно, опираясь на конкретные примеры, отвечают на очень сложный вопрос: что такое настоящее богатство. Вот так Гостеприимный Барсук знакомит второклассников с секретами красоты и настоящего богатства.

То, что увидели и прочувствовали дети в этих произведениях, произвело на них глубочайшее впечатление и, запомнилось. А пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "И Туричин "Настоящие друзья" 1-4 класс Урок литературного чтения

Презентацию можно использовать на уроках литературного чтения в начальной школе. Данная презентация способствует эмоциональному восприятию нового произведения младшими школьниками...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «В ожидании новогоднего чуда» (Стихотворения Ю.Мориц. «Настоящий секрет». А.Барто. «В защиту Деда Мороза»)

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по программе "Школа 2100" по теме "В ожидании новогоднего чуда" (Стихотворения Ю.Мориц "Настоящий секрет" и А.Барто "В защиту Деда Мороза")...

СЕРИЯ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ во 2 классе по разделу «О настоящем и ненастоящем богатстве»

Вся работа на уроках строится на индивидуальной, парной или групповой работе по материалам учебника и по тому аппарату (вопросам и заданиям), который предлагается авторами учебника, на обращении к сло...

Эмоционально-ценностное развитие ребёнка через урок английского языка.

Эмоционально-ценностное образование и развитие идёт рука об руку на протяжении всего периода обучения в школе. Благоприятные условия для это создаёт изучение «ИЯ». Не случайно языковое обр...