УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ "БУКВА Б" ПРОГРАММА " НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕК"
презентация к уроку чтения (1 класс) по теме

Ворошилова Тамара Николаевна

 

Предмет: литературное  чтение.

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема:Знакомство с буквой Б (б). Чтение слогов и слов.

Цели:

·        предметные:формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух; познакомить с новой буквой; учить читать слоги и слова с пройденными буквами;

·        метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

·        личностные:  развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote_bukva_b.docx73.05 КБ
Файл bukva_bb.pptm1.35 МБ

Предварительный просмотр:

МКОУ « Яновская основная общеобразовательная школа»

Конспект урока литературного чтения (чтение) по теме:

«Знакомство с буквой Б б. Чтение слогов и слов »

Учитель: Ворошилова Т.Н.

 

             

                                                                                                             Яново,

                 2011-2012 уч. год

Предмет: литературное  чтение.

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема: Знакомство с буквой Б (б). Чтение слогов и слов.

Цели:

  1. предметные: формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух; познакомить с новой буквой; учить читать слоги и слова с пройденными буквами;
  2. метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
  3. личностные:  развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формы организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

  1. по источнику знаний:   словесные, практические;
  2. по уровню познавательной активности:  частично - поисковый;
  3. по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Оборудование:  карточки со словами, фишки, компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft Office PowerPoint.                         

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Мотивация к деятельности.

Этапы урока

Актуализация

опорных знаний

( повторение изученного о гласных и согласных звуках по схеме « Звуки речи»

 и постановка учебной задачи.

Открытие нового знания, формулировка темы урока.

Первичное закрепление.

Гимнастика для глаз(Профилактика близорукости.

Самостоятель-ная работа с последующей взаимопроверкой

проверкой по эталону.

Работа с ребусами

Подведение итогов.

Рефлексия.

   

-  Здравствуйте, ребята!

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а кто будет вашими помощниками? (учитель, учебник, знания)

Также вашими помощниками будут: внимание, находчивость, смекалка.

-В «кружочках настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение.

 (Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение.) Слайд2.

Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 1 картинке?

- Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 2 картинке?

- Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 3 картинке?

Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение было радостным.

 

Деятельность учителя

Ребята, у нас на уроке сегодня много гостей и они хотят с вами познакомиться.

- Познакомится тот, чьё имя начинается с гласного звука.

   (Меня зовут Алина. Моё имя начинается с гласного звука (а)                                                                                                                                                     

- Познакомятся те дети, чьё имя начинается с согласного мягкого звонкого звука.

(Меня зовут Лера. Моё имя начинается с мягкого согласного звука)

 - Познакомится тот, чьё имя начинается с согласного твёрдого глухого  звука.  

(Моё имя Карина. Моё начинается с твёрдого согласного глухого звука)

- Познакомятся те дети, чьё имя начинается с согласного твёрдого звонкого  звука. 

(Меня зовут Ваня.Вадим. Моё имя начинается с твёрдого согласного звука)

-        Молодцы! Все познакомились с гостями.

-Расскажите по схеме, что мы уже знаем о звуках:  Слайд 3                                                                                             

 (Звуки, которые вокруг нас, бывают гласными и согласными;

гласные – ударными и безударными, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими; твёрдые согласные могут быть звонкими и глухими;

мягкие согласные могут быть  звонкими и глухими.)

-Как вы думаете, мы все звуки изучили? Докажите, что есть еще другие звуки

( дети называют)

Какую учебную задачу поставим на уроке?

Слайд4

( познакомиться с  новыми  звуками и новой буквой. Научиться читать слоги, слова с этой буквой)

- А для чего вам нужно изучать новые звуки?

                              Физминутка.

Руки вверх – пришли учиться,

Руки вниз – а не лениться.

Сели, встали  дружно вместе,

Покружились все на месте.

На любой вопрос коварный

Сами мы ответ найдём!

К цели мы своей придем!

Активным на уроке будь,

И легче станет школьный путь!

Слайд 5

– Назовите предметы, изображённые в 1 группе. (бант, кошка, коза.)

– Назовите предметы, изображённые во 2 группе. (бинт, машина, малина.)

– С помощью чего вы называли изображённые предметы? (С помощью слова.)

– Чем предмет отличается от слова? (Предмет можно потрогать и увидеть, а слово – услышать и произнести.)

– Исключите одно слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. (Бант, так как в нём 1 слог, а в остальных по 2 слога. Бант, так начинается со звука ( Б). а остальные слова со звука ( К), оканчивается на согласный звук, а другие на гласный(а)

– Какое слово можно исключить из второй группы? (бинт, так как в нём 1 слог,  а в остальных словах по 3 слога, а другие на гласный (а)

-– Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слово бинт начинается со звука ,], а слово бант – со звука [б]. Значит, тема сегодняшнего урока – «Звуки [б, б,] и буква, которая их обозначает».)

а)  Звукобуквенный  анализ слов бант  и бинт.  (работа в парах).

Слайд 6

_Посмотрите на слайд.  Какую работу нам надо выполнить? ( звуко- буквенный анализ)

Будем работать в паре.  ( фишками на парте в паре)

Проверка. Слайд 7. (Оцените свою работу по « шкале правильности»)

Какие же первые звуки в этих словах?( [б], [б']).

Дайте характеристику звуку[б]-согласный, твердый, звонкий

                                                  [б']- согласный, мягкий, звонкий  

Итак, мы выяснили, что звук [б] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким. А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию.

Встаньте те дети, в имени или фамилии есть новый звук. (Безверхов)

– Определите, где он находится: в середине слова, в начале или конце слова? (Ответив на вопрос, учащиеся садятся.)

- Придумайте слова.  чтобы в них тоже встречались наши новые звуки

( бабушка, булочка, бидон, билет, ботинки…)

Слайд 4.

б)  Сравнение первых звуков в словах. Слайд 7

         Уберите фишки со схем:

  1. одинаковые звуки(н,т)
  2. из слова бинт звук [ а ]  (дети сигналят «ловушка», объясняют, что  в слове нет такого звука)
  3. звук [ и ]  
  4. звук [ а ]  
  5. -Какие звуки остались?
  6. звук [ б ]  
  7. звук [ б ]  

в)  Знакомство с буквой Б б. Выкладывание из палочек.

-  Давайте вспомним, какую учебную цель мы поставили перед собой на уроке?

-  Мы выполнили учебную задачу? Что будем делать дальше? (познакомимся с буквой)

– Кто знает, какими буквами обозначаются эти два звука? Слайд 8

– Кто знает, как правильно называется новая буква? (Варианты ответов детей.)

– Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? (Варианты ответов учащихся.

- Прочитай: . Слайд 9

Борис,  банан-

-Почему одно слово написано с заглавной, а другое с маленькой буквы?

– Давайте пофантазируем, на что похожа буква б? (Буква Б с большим

брюшком, в кепке с длинным козырьком) Слайд № 10.

– Давайте поселим эту букву на ленту букв. Где она будет жить? На верхнем или нижнем этаже? Почему? (обозначает звонкие звуки)

Составьте букву из палочек. Слайд12

- Что за ужас, что за хлам?

Везде буквы по углам.

Букву нужную найдем

И в овал ее возьмем.  (Взаимопроверка)

- Подчеркни букву б на карточке КБАЗБУКАИКАБУКВАРЬШУБУКВЫБ

– Сколько раз вы подчеркнули букву б?

Проверьте друг у друга Слайд13

Оцени свою работу по « шкале успешности»

-Какие слова спрятались в этой строчке? Слайд 14.

План работы над буквой. Слайд 15

1.Название буквы

2. Какие звуки обозначает?

3.Как пишется печатная буква

4.Как читать в слогах и словах, с какими гласными буквами дружит

- Так что же будем дальше делать?

-Что из предложенного плана уже узнали?

Работа по учебнику.

-С какими гласными дружит твердый звук? [б]- перед  а, о, э, у, ы

- С какими гласными дружит мягкий звук  [б'] -е. ё. и, я, ю. Слайд 16.

    Чтение слогов.  Слайд 17.

Ба-ба-ба - на избе была труба. 
Бу-бу-бу- побелили мы трубу. 
Бе-бе-бе- белый голубь на трубе. 
Бы-бы-бы- голубь улетел с трубы.

ба-бя-бо-бё-бу-бю-бы-би-бэ-бе Слайд18

би-бю-бо-бы-ба-бе-бё-бу-бя

  1. жужжащее чтение
  2. выборочное чтение:
  1. чтение слогов, в которых буква б обозначает твердый согласный звук [б]
  2. чтение слогов, в которых буква б обозначает мягкий согласный звук [б’]

Слайд19

бу

бус

бусинка

би

бил

билет

ба

бар

барсук

бо

бом

альбом

бр

бра

зебра

Быстро поморгайте, закройте глаза. Посидите спокойно, медленно считая до пяти. Повторите 5 раз.

     Чтение слов. с.109  

  1. жужжащее чтение;
  1. выборочное чтение:
  1. чтение слов, в которых один слог;
  2. чтение слов, в которых два слога;
  3. чтение слов, в которых три слога;

-  Молодцы, ребята. Вы справились с заданием.

Слайд 20

-  А теперь вас ждёт самостоятельная работа. Напечатайте в тетради слоги и слова, подчеркните зелёным карандашом букву б, которая обозначает мягкий согласный звук [б’]; подчеркните синим карандашом  букву б, которая обозначает твердый согласный звук [б]. Какие умения вам понадобятся? (умение печатать слоги; умение печатать слова; умение определять, какой звук обозначает буква).

ба     бе     би     бу

белка   булка

-  Проверьте себя по образцу.  Слайд 21.

-  По каким критериям можем себя оценить? (умение печатать слоги; умение печатать слова; умение определять, какой звук обозначает буква).

- Оцените себя. (Дети оценивают по шкале и комментируют свою оценку).

-  Составьте предложение со словом белка, булка

Д) Чтение ребусов с. 110

Слайд22

1

2

3

4

5

н

а

б

о

р

3

2

5

4

1

Барон

- древнейший европейский дворянский титул, известный с раннего Средневековья. В России введен Петром I. Из российских подданных этим титулом в основном обладали дворяне прибалтийских земель и выходцы из Германии

Слайд23

1

2

3

4

5

к

а

б

а

н

3

4

5

1

2

- Найди слово в слове

ЯБЕДА    СЕРЕБРО

-  Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её?

Вернёмся к нашему плану работы над буквой.

- Как называется буква, которую изучили?

-Какие звуки она обозначает?

- Научились ли мы читать слоги, слова, с буквой б?

-    Кому было трудно?

-  Что не получилось?

-Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

-В кружочках настроения нарисуйте условным знаком свое настроение после урока. Сравни его с тем, что было вначале  урока. У кого стало лучше? Хуже? Почему?

-  Спасибо за урок.

Объясняют собственное понимание высказывание.

Деятельность ученика

Анализируют свои  имена

Принимают учебную задачу.

Сравнивают,

Классифицируют.

Формулируют тему урока

Интонационно выделяют  звуки в слове.

Моделируют звуковой состав слова. Проверяют своего партнёра.

Сравнивают звуки в словах.

Воспринимают на слух и воспроизводят слова со звуками [ б ] и [ б ,].

Знакомятся с новой буквой.

Выкладывают букву из палочек

Узнают букву среди других букв

Читают слова. Выбирают слова по заданному критерию

Печатают слоги и слова в тетради.

Вспоминают алгоритм самопроверки. Проверяют работу по образцу

Выбирают критерий оценки.

Оценивают результат своей деятельности.

Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки.

Мотивационная готовность  к учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

личностные

Умение  учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять

сотрудничество со сверстниками.

УУД

Познавательные:

логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

доказательство; целеполагание

самосознание

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

- выбор оснований  и критериев для сравнения, классификации объектов; доказательство;

Умение проводить классификацию по заданному критерию.

Логические:

доказательство

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли

Умение использовать знаково - символические средства, в том числе модели и схемы.

Моделирование.

Умение контролировать действия партнера.

Умение

контролировать и оценивать свои  

действия.

             

Умение проводить классификацию  по заданным критериям.

планирование

перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы:Бб

Моделируют букву

Проверка по образцу

Умение  организовывать и осуществлять

сотрудничество со сверстниками. Умение контролировать действия партнера.

планирование

Умение проводить классификацию  по заданным критериям.

Метапредметные уд

Умение

контролировать и оценивать свои  

действия.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии КСО (коллективный способ обучения) на уроках английского языка в начальной школе

Коллективный способ обучения (КСО), разработчиком которого является академик международной академии образования, профессор В.К. Дьяченко – это технология коллективного, группового, парного, индивидуал...

Презентация на тему : " Формирование УУД на уроках обучения грамоте в начальной школе".

Данную презентацию можно испольвавть в соей педагогической практике....

«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные  упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...

Нестандартные методы знакомства детей со звуком и буквой на уроках обучения грамоте в начальной школе в соответствии с ФГОС.

Нестандартные методы знакомства детей со звуком и буквой на уроках обучения грамоте в начальной школе в соответствии с ФГОС.Прилагается презентация...

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

Конспект урока обучения грамоте (УМК "Начальная школа 21 века")

Конспект урока обучения грамоте (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендован педагогам начальных классов....