УРОК - ПРОЕКТ «ВОРОБЕЙ»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Урок-проект по чтению во 2 классе проходит как защита проекта. Ученики представляют результаты своей работы над проектом: читают стихи, поют песни, делятся информацией о воробьях, о их видах, их жизни, загадывают загадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochiy_stol.zip2.73 МБ

Предварительный просмотр:

МКС(К)ОУ школа-интернат VIII вида

Г. СТУПИНО, МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УРОК  - ПРОЕКТ   «ВОРОБЕЙ»

Автор проекта: Беспалова Любовь Владимировна,

учитель начальных классов высшей
квалификационной категории

участники проекта: ученики 2-а класса

2012 г

УРОК  - ПРОЕКТ   «ВОРОБЕЙ»

           

Задачи:

Образовательные:

*обобщить и расширить знания детей о воробье

Коррекционно – развивающие:

*коррекция и развитие логического мышления на основе выполнения развивающих упражнений

*развитие внимания с помощью применения игровых технологий

*развитие эмоциональной сферы, положительной мотивации путём применения ИКТ

*развитие творческих способностей на основе упражнений в чтении художественных произведений, хореографии, песен

*коррекция и развитие речи и памяти на основе заучивания чистоговорок, скороговорок, стихотворений

Воспитательные:

*воспитание любви и бережного отношения к природе

Оборудование: компьютер, проектор, экран, выставка книг по теме, дидактический материал, стенд «Слово о птице», песни про воробья, презентация – сопровождение сценария представления проекта.

Папка «Воробей».  Выставка детских работ: лепка, оригами, рисунки.

1.Организационный момент.

      -У-    Прозвенел звонок опять.

               Перемена пролетела.

                Снова нам пора за дело.

2.Актуализация знаний.

     -У-     Мы гуляли по весне.

               Побывали мы везде.

               Лишь загадку отгадаем –

               В птичьем царстве побываем.

            *ЗАГАДКА:

               Может и разбиться,

               Может и свариться.

               А захочет – в птицу

               Может превратиться.(Яйцо)

     -У-     Отгадайте ещё одну загадку и узнаете, какая птица спешит к нам на                  

              урок.

            *По небу весело скользя

              Летят пернатые друзья

              И нам поют, чирикая:

             Спасибо вам великое!

3.Защита проекта.

- У.- Что это за птицы? (Воробьи)

      - Как догадались, что это воробьи? (Они чирикают)

     - За что сказали нам  «Спасибо!»?

- Д-Мы кормили их зимой. К нашей кормушке прилетало много воробьёв.

       Часто наблюдали за ними . Решили побольше узнать о воробьях.

-У- Представляем всем наш проект:

-Д-«Воробей.»      Слайд 1

-У- Мы прочитали рассказы, сказки и стихотворения о воробьях в книге по      чтению, в детских книгах из библиотеки и из «Волшебного сундучка.»

Нашли загадки, считалки,  скороговорки, песни.

Заглянули на страницы энциклопедии.      

- Д- Мы чирикали, как воробьи, о воробьях.

- У – А начнём мы с песенки. Это наша  речевая гимнастика.

 Песенка называется:

- Д – «Весёлый воробей»     Слайд 2

Слова: П. Синявский

Музыка: З. Компанеец   (Дети поют)

  1. Мне не нужно ни игрушек,

    Ни цветных карандашей,

    Потому что у кормушки

    Поселился воробей.

    Только слушался бы лучше

    Этот хитрый озорник.

    Я решил на всякий случай

    Птичий выучить язык.

    Припев:

    Чирик-чик-чик,

    Чирик-чик-чик,

    Всем нужны друзья.

    Чирик-чик-чик,

    Чирик-чик-чик,

    Даже воробьям.

2.  Сколько вкусных бутербродов

    Искрошил в кормушку я.

    Очень трудная работа -

    Дрессировка воробья.

    Но зато в районе нашем

    Удивляется народ -

    Воробей вприсядку пляшет,

    Бьёт в ладоши и поёт.

    Припев.

3.   С ним мы делимся обедом,

    Как положено друзьям.

    Расчирикал он об этом

    Всем знакомым воробьям.

    Я им крошек дам послаще.

    И недели не пройдёт -

    Все увидят настоящий

    Воробьиный хоровод.      Припев.

    - У – Мы выучили стихотворения и сейчас объявляем:

- Д – КОНКУРС ЧТЕЦОВ.        Слайд 3        

     

- У – С помощью считалки узнаем, кто за кем будет читать.(Дети считаются)

  1. Начинается считалка:
    На березу села галка,
    Две вороны, воробей,
    Три сороки, соловей.
    Сизый голубь прилетел,
    Выйти вон тебе велел.  

  1. Среди белых голубей
    Скачет шустрый воробей,
    Воробушек-пташка,
    Серая рубашка,
    Откликайся, воробей,
    Вылетай-ка, не робей!

  1. Ой, воришка-воробей,
    Пшеничку не клюй, не бей.
    Пшеничка ещё не созрела,
    Очень долго она зеленела,

Пшеничку не клюй, не бей.

Вылетай поскорей, не задерживай

Добрых и честных людей.

СТИХОТВОРЕНИЯ.         Слайд 4

                     

                       М. Садовский.

Как-то с другом Васей
Cпешили мы домой,
Подгонял нас ветер,
Cтуденый, ледяной.

Скорей, скорей,
И будет нам теплей!
Скорей, скорей,
Скорей, скорей,
И будет нам теплей!

Видим: на дороге
Воробушек сидит.
От меня и Васи
Он даже не летит.

Замёрз? Замёрз!
Наверно, он замерз!
Замёрз, замёрз,
Замёрз, замёрз,
Конечно, он замёрз.

Мы его схватили
И весело домой!
Подгонял нас ветер,
Cтудёный, ледяной.

Скорей, скорей,
Согрейся, воробей,
Скорей, скорей,
Скорей,
Согрейся, воробей!

Дома отогрели
Беднягу воробья.
Видно, мы возились
С воробушком не зря!

Он для друзей
Поет, как соловей!
Поет, поет,
Поет, поет,
Поет, как соловей!
И дни и ночи напролет
Поет, как соловей!
И дни и ночи напролет
Поет, как соловей!

Л. Степанова            Слайд 5

Что за птичка ВОРОБЕЙ?

Это значит - ВОРА БЕЙ!

Не  хочу его я бить.

Надо с птичками дружить!

Вот стою в малине я,

Вижу рядом воробья.

Хоть малинку сам люблю,

Воробьишку я терплю.

Пусть он поклюет малинки!

Всем нужны ведь витаминки.

ВОРОБЕЙ                    Слайд 6

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зёрнышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему…

Н.Рубцов

Т. Старшинина    Слайд 7

Воробьиха громко солнце звала.
Расстаралась - голосок сорвала!
И сидит теперь сама не своя,
Хриплым голосом зовет воробья:
- Ты чирикай, муженек, голоси -
Солнце нА небо вернуться проси!
Дождик наших воробьят намочил -
Пусть протянет Солнце к деткам лучи!
Вот обсушатся чуть-чуть малыши -
Как жар-птицы будут вновь хороши!

ФИЗМИНУТКА!!!       Слайд 8

Воробьиная дискотека            (танец) (Ю. Антонов - М. Пляцковский)

Из динамиков лавиной

Льется музыки река,

В дискотеке воробьиной

Скучных нет наверняка

Наклоняйтесь вправо-влево,

Шаг вперед и шаг назад,

А теперь слова припева

Повторяйте все подряд:

ПРИПЕВ

Чики-рики, чики-рики, чики-чик,

Чики-рики, чики-рики, чики-чик,

Чики-чики, чики-чики, чик-чирик,

Чики-чики, чики-чики, чик-чирик!

Тир качает дискотека

Так, что кругом голова,

И вдали качает эхо

Воробьиные слова:  

  ПРИПЕВ

Из динамиков лавиной

Льется музыки река,

В дискотеке воробьиной

Скучных нет наверняка.

 ПРИПЕВ

-Загадкино-

         Мы загадки собирали, чтобы вы их отгадали.

- У – Сделаем сначала зарядку для непослушных язычков.

      -  Наши помощники – (Чистоговорки и скороговорки)-Дети

      - Позовём игру на помощь –

         Птиц сначала  назовём

         А потом скороговорки

         Дружно все произнесём.

         Игра «Весёлый шарик»

-Д-   Ты катись, весёлый шарик,

         Быстро-быстро по рукам.

         У кого весёлый шарик –

         Называют птицу нам. (Дети передают шарик и называют птицу)

ПТИЧЬИ ЧИСТОГОВОРКИ.                Слайд 9

 (Раз, два, три! Без запинки повтори!)-Д-

- ирь – ирь – ирь - на дереве – снегирь

- бей – бей – бей – скачет шустрый -  воробей

- ёст – ёст – ёст – поёт красивый -  клёст

- ока- ока – ока – трещит весь день – сорока

СКОРОГОВОРКА        Слайд 10

Расхрабрился воробей: -   Дети

Прыгнул в мартовский ручей.

А теперь на брёвнышке сушит свои пёрышки.    

Загадки про воробьёв. – Дети           Слайд 11

Маленький мальчишка в сером  армячишке

По дворам шныряет, крохи подбирает,

По ночам кочует - коноплю ворует.( Воробей.)

Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Прыг-скок! Не робей!

Я бывалый ….(Воробей)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, а все же птица. (Воробей)

Птичка-невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок – получается прыжок .( Воробей)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.   Слайд 12

   ВОРОБЕЙ. (Исполняет девочка под минусовку)  Слайд 12

Воробей мой, воробьишка!
Серый-юркий, словно мышка.
Глазки - бисер, лапки - врозь,
Лапки - боком, лапки - вкось...
 

 Припев:

 Чик-чирик-чирик-чирик-чик,

Чик-чирик-чирик-чирик

Прыгай, прыгай, я не трону -
Видишь, хлебца накрошил...
Двинь-ка клювом в бок ворону,
Кто ее сюда просил?
           Припев:
Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, еще чуть-чуть...
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.
            Припев:
Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой,
Будем азбуку учить...
          Припев:
Ближе, ну еще немножко...
Фурх! Удрал... Какой нахал!
Съел все зерна, съел все крошки
И спасибо не сказал.
     

А ТЕПЕРЬ ИГРА ДЛЯ ВАС:  «ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ В КЛАСС» Слайд 13

         - У -   Птицы прилетели, на странички тихо сели.(Работа в группах)

               -    Посмотрите на своих гостей  (Картинки с птицами)

               -    Что вы о них знаете? Подумайте вместе.(Соловьиная роща)-м.ф.

        -    С какими птичками воробей живёт только весной и  

                     летом? (Перелётными)

              -    Назовите их . Прикрепите листочки к доске.

              -     С какими птичками живёт круглый год? (Зимующими)

              -     Назовите их. Прикрепите листочки к доске.

             -У-   Подведём  итоги:   Игра  «Да –Нет»

                     Хлопните в ладоши, если это есть у птицы.

             -  Тело покрыто шерстью. Тело покрыто перьями.(+)

             -   Есть зубы. Есть клюв.(+)

              -  Две ноги. Две лапки.(+)

              -  Эти животные

    - летают(+)

    - плавают(+)

     - издают звуки(+)

     - бегают(+)

     - зимуют с нами(+)

     - улетают зимой в тёплые края(+)      

               -А теперь вместо хлопков говорите «ДА – НЕТ»

               - У всех птиц есть перья.(да)

              -   Все птицы умеют летать.(нет)

              - Бабочка, дятел, летучая мышь – это птицы,  потому что умеют летать  (нет)  

                                       Физминутка.   Релаксация.

- У – Дети, дети, поднимайтесь

          В воробьишек превращайтесь.

          Ножками подвигали…

          Быстро, быстро прыгаем.

          А теперь летим, летим.

          Впереди себя глядим.

          Мы растём, растём, растём

          Всё о мире узнаём.

          Не обидим мы букашек,

          Гнёзд не разорим у пташек.

          Реснички опускаются,

          Глазки закрываются.

          Мы спокойно отдыхаем,

          Сном волшебным засыпаем…

        (Соловьиная роща) – пение соловья

-У-    Все проснулись, потянулись

         Друг на друга оглянулись

         И к работе все вернулись.  

 

                      СТРАНИЧКА ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИИ.   Слайд 14

 -У-    Пришла пора заглянуть на странички энциклопедии.          

 -Д-      Мы выбирали самое главное о воробьях.

  -Д-     Вот что у нас получилось:      

 По всей России водятся два вида воробьёв: домовый и полевой.

 Домовый воробей -  в городах, полевой  — в деревнях, селах и пригородах.

У обоих видов воробьёв  в оперении одни и те же цвета:

 белый, серый, чёрный и коричневый.

У домового воробья буровато-серая шапочка на голове.

У полевого – красно-бурая.

У самца домового воробья большое чёрное пятно на горле и груди.

Самочка домового воробья вся серая.

У полевого воробья самец и самочка окрашены почти одинаково:

чёрные пятна скобочкой на щеках, две белых полоски на крыльях,

а вокруг шеи белый ошейник.

Длина домового воробья – 16 см, а полевого – 14 см

Вес домового воробья – 35 г, а полевого – 25 г.

Воробьиное пение – «чириканье».

Живут воробьи 9 месяцев, а могут жить и 9 лет.

Воробьи образуют одну пару на всю жизнь.

Воробьиное гнездо  Слайд 15

Воробьиное гнездо – грубая постройка из соломинок, травинок, пёрышек, тряпочек.

       За лето бывает два или три выводка.

Откладывают от четырёх до десяти яиц: белых в крапинку.

Птенцов выкармливают насекомыми. Сами воробьи   питаются как насекомыми, так и зерновыми, уничтожают горох, фасоль, клюют вишни, яблоки.

Но больше приносят пользы, чем вреда.

В знак благодарности воробью за борьбу против  насекомых- вредителей люди установили памятники.     Слайд 16

                       РЕФЛЕКСИЯ

-Д-   Раньше  мы узнавали воробья по картинке

     -     Теперь можем рассказать о нём много интересного.

     -     Поучиться у него трудиться, дружить, быть весёлыми.

     -      Продолжать подкармливать воробьёв зимой.

     -      Читать о нём книги.

 -У -      Воробьиная почта доставила вам подарок:

       -     Песню о воробышке и раскраски для вашего Альманаха        

       -     Послушаем песню и рассмотрим раскраски…

             Урок окончен.

Литература:

  1. Стихи про воробьёв - http://www.vorobyishko.ru/stihi.php 
  2. Про воробьёв  - http://kids-country.ru/detskaja-biblioteka/zagadki/zagadki-pro-vorobev.html-загадки 
  3. Считалки про воробьёв - http://www.kindergenii.ru/HTMLs/schitalki.htm 
  4. Скороговорки- http://lib.rus.ec/b/319235/read--логопедические 
  5. Считалка- http://znayka.net/schitalki/stihotvornye/oi-vorishka-vorobei.html
  6. Странички из энциклопедии - http://www.vorobyishko.ru/interesnye-10facts.php 
  7. Воробьиная песня - http://allforchildren.ru/friendsongs/friend21-3.php 
  8. Воробей полевой  - http://pticy.dljatebja.ru/Pticy/Vorobej_polevoj.html 
  9. Странички из энциклопедии http://pticy.dljatebja.ru/Pticy/Vorobej_domovyj.html 
  10. Игра «Да – нет» - http://festival.1september.ru/articles/528244/
  11. Картины художников   «Воробей» Головкина Дарья http://art-parabola.ru/natiurmort
  12. «Воробьи» Екатерина Ворона  http://www.vorona-art.ru/photos/image-333154.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"

Тема урока:                           «Мы – пассажиры»Цель: Позн...

Урок- Проект "Математика вокруг нас" (презентация проекта)

В работе представлен урок- презентация проекта "Математика вокруг нас". В ходе урока  использован занимательный материал В. Волиной "Праздник числа"...

Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».

Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....

Педагогический проект «Урок-проект «Театр кукол»

Пояснительная запискапедагогического проекта «Урок-проект «Театр кукол».Данный проект разработан для проведения урока изобразительное искусство по программе «Изобразительное искусство и художественный...

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: «Русские писатели» Тип урока: урок-проект

Урок литературного чтения во 2 классеТема: «Русские писатели» Тип урока: урок-проекЦель проведения проекта - получение данных для оценки сформированности метапредметных действий....

Урок литературного чтения в 4 классе Тема урока: Обобщающий урок-проект по сказке Г. К. Андерсена «Снежная королева» Проблема добра и зла.

ПАСПОРТ ПРОЕКТААвторы проекта:учитель начальных классов Осипенкова Елена Викторовна, ученики 4 класса: Андросенко Александра, Антипов Сергей, Дроздов Никита, Кукушкина Дарья, Осипенков Даниил, Семёнов...