урок литературного чтения во 2 классе по системе Л.В. Занкова
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме

Горнышева Светлана Юрьевна

в конспекте урока раскрываются  тайны сказок Пушкина, показан  сравнительный  анализ образа дуба через славянскую мифологию .На уроке  дети увидят  откуда пришли сказки Пушкина .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe__chtenie.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

 в рамках педагогического марафона

« Использование современных технологий обучения в реализации образовательных программ»

Предмет : литературное  чтение

Тема урока: «А.С.Пушкин. У лукоморья…Представление древнего человека о мире»

Класс: 2

Программа : « Система Л.В. Занкова»

Учитель:  Горнышева Светлана Юрьевна,

 учитель  высшей категории

18.11.2008 г.

МОУ г. Мурманска гимназия № 8

Тема урока: «А.С.Пушкин. У лукоморья…Представление древнего человека о мире»

Тип урока: урок- исследование.

Цели:

1.Образовательная:

раскрыть тайны сказок Пушкина, обратиться к сравнительному анализу образа дуба через славянскую мифологию, помочь детям увидеть откуда пришли сказки Пушкина .

2. Развивающая: развивать навыки анализа поэтического текста;

                                       развивать навык целостного восприятия худ. образов;

развивать навык выразительного чтения.

3. Воспитывающая: воспитывать чувство прекрасного, эмоции.  

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран, презентация, худ галерея иллюстраций по сказкам А.С.Пушкина, аудиозапись.

Оборудование для учащихся: учебник «Литературное чтение»

(авт.В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова), 2 класс

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Ребята! Сегодня в нашей гимназии необычный день. У нас в гостях учителя из различных школ г. Мурманска. Повернитесь к ним и поздоровайтесь. Садитесь.

-Я хочу показать вам 2 картинки.

(слайд слон и сова)

-Почему я показала эти картинки?

-Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы глазами внимательно читали и ушами слушали меня и слышали друг друга.

-Каким вы хотите видеть сегодняшний урок ?

1

-Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

2. Целеполагание и сообщение темы.

( слайд Сказка о рыбаке и рыбке

Вот север , тучи нагоняя…

Сказка о мертвой царевне

Уж небо осенью дышало.

- Прочитайте следующие строки и подумайте, что объединяет все эти произведения?

(Это произведения А.С. Пушкина)

-Как вы думаете , какова тема урока ?

( мы будем говорить о Пушкине и читать его произведение)

-Правильно, мы будем говорить о солнце русской поэзии- так называют Пушкина.

-А отравимся мы сегодня в мир сказок, мы литературные исследователи.

И предстоит нам раскрыть тайны сказки.

3. Повторение изученного.

(Слайд портрет Пушкина)

-Посмотрите  внимательно на портрет Пушкина ,вглядитесь в его лицо, как вы думаете, какой он был человек?( внимательный, добрый, задумчивый, мечтательный).

-Я неслучайно обращаюсь к творчеству Пушкина, именно его творчество поможет раскрыть многие тайны.

-Сейчас вы прослушаете грамзапись , после этого мне бы хотелось услышать ответ на вопрос Что ценил А.С.Пушкин?

(слайд портрет с музыкой).

-Итак, что же ценил Пушкин?

( русскую речь)

-Да, ребята он очень ценил русскую речь, русский язык, русский фольклор, его красоту.

2

-А что такое фольклор?( сказки, песни, легенды и т.д.)

_ Кто заложил любовь ко всему русскому- языку, природе, песням, сказкам?

(няня и бабушка).

-А няня откуда знала так много сказок?

_ А вы хорошо знаете сказки Пушкина?

-Сейчас мы это проверим.

- Я приглашаю вас и наших гостей на экскурсию в художественную галерею. А проведет ее экскурсовод , ученица нашего класса……….

Открывается зановес с рисунками.

(слова уч-ся: -Знаете ли вы сколько сказок написал Пушкин?

-А наши гости как считают?

-В конце экскурсии мы узнаем точный ответ на этот вопрос.

- Перед вами экспозиция рисунков по сказкам А.С. Пушкина, авторами которых являются юные художники 2-х классов нашей гимназии. Но прежде , внимание на экран.

(фрагмент мультф. «Золотая рыбка»)

- Какая это сказка?

- Перед вами рисунки к этой сказке

-что понадобилось старику, чтобы поймать золотую рыбку?(невод)

- Назовите первый заказ, исполненный рыбкой ( новое корыто)

-Посмотрите еще один фрагмент.

(фрагмент  мультф. «О царе Салтане»)

-А это какое произведение Пушкина?

- О каком образе идет речь? Он по  морю гуляет и кораблик подгоняет.

-  Молодцы! А теперь отдохнем.

Физминутка ( повторяют движения).

3

«….И царица хохотать,

И плесами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Но царица молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела…»

-Из какой сказки прозвучал отрывок?

( о Мертвой царевне и семи богатырях)

-К каким еще сказкам вы видите рисунки в этой галерее?

-Сколько сказок мы сегодня вспомнили?

--на самом деле у Пушкина еще одна сказка ( о Медведихе0, но она была не окончена.Всего 6 сказок.

4. Работа над новым материалом.

( слайд Лукоморье)

-Что это?

-Где вы встречали лукоморье?

-Ребята, каждый из вас, наверное, еще с детского сада знает строки «У лукоморья дуб зеленый…..».Но сколько  ни произноси их вслух, сколько не повторяй про себя- они всегда новы, всегда волнуют. А написаны знаменитые строки в селе Михайловском. В родовом имении матери Пушкина.

( слайд Михайловское , звучит музыка)

4

5. Первичное восприятие текста.

Как это было.

- Представьте, за окном огромный дуб роняет последние листья. На лежанке дремлет старый кот. В няниной избушке тихо, тепло. Горит свеча. Ветер потряхивает ставни. Пушкин сидит за столом . Он обмакивает в чернильнице гусиное перо и пишет…..

Учитель читает отрывок наизусть.

- Какие сказочные персонажи повстречались?

-Из какой они сказки?

-дядька морской, кто это?( Черномор)

-В какой сказке встречали?( о царе Салтане)

- Этого героя мы встретим и в другом произведении Пушкина, поэме

« Руслан и Людмила».

( показать книгу)

-Сегодня мы будем работать над вступлением к поэме.

( слайд А.С. Пушкин. Вступление к поэме « Руслан и Людмила» У лукоморья дуб зеленый….)

6.Работа над выразительным чтением.

 - Прочитайте первые шесть строк шепотом.

- Выберите интонацию ,с которой их прочитал бы Пушкин.

-Получилось ли у ребят, оцените.

-А теперь попробуйте придать этим строчкам завораживающую интонацию.

-Оцените.

7.Исследование.  

-Вам не кажется, что уже в первых шести строках сплошные загадки?

-А.С. Пушкин именно в этих строчках спрятал тайны для исследования.

-Что же такое лукоморье?

5

(слайд)

-На самом деле прочтем лексическое значение этого слова в конце учебника в словаре.

Лукоморье –морская лука, изгиб моря.

-А какое объяснение дается в толковом словаре Ожигова.

- А теперь подумайте, почему А.С. ставит огромный дуб на берегу моря и селит сказочных персонажей?( высказ. детей)

- А я вас сейчас запутаю!

-Знаете ли вы, что это не просто дерево, не просто дуб. Наши предки ,согласно мифам, считали что это мировое дерево.

- Как же древний человек представляет себе это дерево, почему оно мировое?

-Куда упирается вершина?( в небеса)

-Кто там живет? ( боги)

Значит это не наш мир, а какой? ( чужой)

( выплывает на слайд Чужой мир)

-Где корни растут?( под землей)

-Значит это какой мир?(подземный)

(на слайд надпись подземный)

-Кто там живет ?( злые духи)

-А в дупле, что там? Хочется залезть, но страшно, т.к. там тайна .Вот Пушкин и хочет ее разгадать и нам предлагает это сделать.

-А тайна где? ( в сказках)

-Значит это какой мир? ( сказочный)

( на слайд сказочный)

- А где мы с вами находимся?( посередине, под дуплом)

-Что же делает это дерево своим стволом? (соединяет эти миры)

- Итак, почему же А.С. привлек образ дуба? (высказ. детей)

6

-В нем отражены народные представления о мире, о его гармоничности, бессмертии.

Вот почему его считали мировым деревом.

- А где дорога, которая ведет в мир опасности, кто догадался?( по цепи)

- Прочитайте первые 4 строчки про себя.

-Где живет кот? ( на границе своего мира и чужих миров)

- Почему эта цепь золотая? Вспомните, в сказках волшебные предметы какие были?( золотые)

-Это символ чего?( солнца)

- Как думаете, у наших предков с чем ассоциировалось солнце ?( высказ детей)

-Значит солнце –это сказочный мир?(да)

-А где вход в сказочный, волшебный мир?

( в дупле)Вот кот и живет на границе.

- А как он ходит кот, прочитай.

- Он ходит вокруг дуба днем и ночью, значит как?( по кругу, беспрерывно)

Круг- это символ времени, именно круг в глубокой древности почитался наряду с крестом, был для наших предков священной фигурой.

- А солнце по форме что напоминает?( круг)

Вот почему это символ волшебства.

Релаксация( Сотвори в себе  солнце под музыку «Аве Мария”)

В природе есть солнце. Оно светит и греет Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем , как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет. Ласку. Теперь звездочка становиться большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем( руки в стороны).

- Почему Пушкин отправляет кота то налево, то направо?

(высказывания детей)

7

-Налево- мир волшебства, мир духов каких? ( сказочных из сказок)

-Направо- наш мир, правда. Вот кот и ходит на границе этих миров.

-Почему Пушкин на эту цепь посадил именно кота?

-вспомните сказки, кот-герой, какой?(«Кот в сапрогах» герой- помощник и учитель.)

-Кот Тимофеевич, кот Иванович, почему его величали в народных сказках по отчеству?(уважали, почитали). Кошка в доме считалась, что она связана с чужим миром, со злыми духами. Почему?

-Когда люди въезжают в новый дом , то кого с собой берут?( домового)

-Что знаете о домовом?

_ А знаете кто его жена?

Это кикимора в теле кошки. А кикимора какой дух7( злой).

С давних времен кот является атрибутом новоселья.

-Как думаете, для чего в дом впускают первую кошку?

Да, чтобы не мешали жить в новом доме злые духи. Вот почему он связывает наш мир с чужим.

8. Итог урока

- Сегодня мы только начали наши исследования, на следующем уроке продолжим раскрывать тайны и загадки Пушкинского произведения.

- Кто помог нам сегодня в наших исследованиях?( А.С. Пушкин)

Вы подарили нам царевну,

Что спит спокойно вечным сном,

И море синее и пену…

И рыбку золотую в нем.

И три девицы пряжу пряли…

По морю плавал царь Гвидон.

А поп с Балдою выясняли,

8

Кому и как менять закон…

Мы с детства знаем сказки эти,

Они нам дороги всегда.

Вы нам оставили в наследство

Любовь друзей и злость врагов,

И изумительное средство

Познанья вечного стихов.

- Так откуда А.с. Пушкин взял всех этих персонажей?( из русск. нар. сказок)

-От кого он их узнал?( от бабушки и няни

Наши предки не  отличали  сказочного  мира  от  действительного. Все им представлялось загадочным. Они были суеверны, верили в разные ложные приметы, сочиняли мифы, легенды, сказки, преданья и образы. Они верили в введенья и чудеса. Так древний человек представлял мир.

9.Домашнее задание.

- Прочитайте еще раз это вступление к поэме, найдите слова, которые передают русский дух и подчеркните их.

10. Рефлексия.

- А сейчас я бы хотела , чтобы вы оценили свой вклад в достижение цели урока. Я хочу, чтобы вы высказались одним предложением, выбирая начало фразы на экране.

( слайд Сегодня на уроке я…..

  1. Доволен работой так как….
  2. Не совсем  доволен , потому что…

А я сегодня на уроке довольна вашей работой и радостью общения с вами.

 

9

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения 2 класс по системе Занкова Л.В. разработала Винакова Жанна Ивановна

конспект урока по литературному чтению во 2 классе по системе Занкова Л.В.(учебник Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю.)...

Литературное чтение 3 класс по системе Л.В. Занкова

Презентация к  произведению Ю. Дмитриева "Сколько глаз у стрекозы"...

Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс Развивающая система Л.В.Занкова

Развернутое тематическое планирование разработано на основе Примерной программы по литературному чтению, программы Н. А. Чураковой «Литературное чтение» Тематическое планирование по литератур...

Разработка технологической карты "Литературное чтение" 2 класс, по системе Л.В. Занкова с УУД

Разработка включает технологическую карту и конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Реальные и фантастические образы. Н.Носов "Фантазёры"....

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс по системе Л.В.Занкова

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс по системе Л.В.Занкова...

Открытый урок по литературному чтению 3 класс развивающая система Л.В. Занкова Тема: Творческий почерк писателя П.П. Бажова (сказ «Серебряное копытце»).

Технологическая карта  предназначена для  проведения урока литературного чтения в 3 классе  по развивающей системе Л.В. Занкова  по теме :Творческий почерк писателя П.П. Занкова(ск...