Конспект открытого урока по предмету «Литературное чтение»
план-конспект урока чтения (1 класс) по теме

Конспект открытого урока  по предмету «Литературное чтение» /по УМК «Начальная школа XXIвека»

под руководством Н.Ф.Виноградовой/  по теме «Знакомство с  согласными буквами Ж, ж, согласным,

парным, твердым звуком  «ж»  1   класс Учитель начальных классов, первой категории: Вдовинa Наталия Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vdovina.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                         

Конспект открытого урока  по предмету

«Литературное чтение»

/по УМК «Начальная школа XXI века»

под руководством Н.Ф.Виноградовой/

по теме «Знакомство с

согласными буквами Ж, ж, согласным,

парным, твердым звуком  «ж»

  1   класс

Учитель начальных классов, первой категории:

Вдовинa  Наталия Александровна

                 

   

Тема урока: Знакомство с согласными буквами Ж, ж;

                      согласным, парным, твердым звуком  /ж/.

Цель урока: - познакомить ребят с новыми буквами и новым звуком,

                       Закрепить знания о том, что у звука /ж/ нет мягкой пары;

                     - развивать память ребят, их воображение, кругозор, пополнять

                       словарный запас;

                    - воспитывать любовь ребят к русскому языку, к чтению

                       литературных произведений; воспитывать уважительное

                      отношение к животным.

Оборудование урока:  Л.Е. Журова, А.О.Евдокимова «Букварь» учебник для

                                      1 класса (часть 1);

                                      таблицы  слогов: открытых, закрытых, перевернутых;

                                      занимательный материал по знакомству с буквами и

                                      звуками, таблицы;

                                      индивидуальные карточки по теме «Буква и звук «Ж».

Ход урока:

1. Организационный момент и объявление темы урока:

                       Буквы, слоги и загадки в добром «Букваре»  живут,

                       По ступенькам постепенно в царство сказок нас ведут.

Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по сказочной «Стране АЗ» и познакомимся с согласными буквами Ж, ж и  звуком  /ж/,  узнаем

волшебную тайну этого звука.

 2. Повторение пройденного материала.

- Странствуя по страницам сказочной страны, мы познакомились уже со многими буквами и звуками, но на какие две большие группы мы можем разделить их? / на гласные и согласные/

- Какие же звуки мы можем отнести к гласным, что мы о них знаем?

/ответы ребят/ один ребенок читает стихотворение:

                Гласные тянутся в песенке звонкой,

                Могут заплакать и закричать,

                В тёмном лесу звать и аукать

                И в колыбельке Алёнку качать.

- Что известно о согласных? /ответы ребят/ один ребенок читает стихотворение: А согласные, согласные

                        Могут все свистеть, ворчать,

                        Все шептать, скрипеть, шипеть,

                        Даже  фыркать, шелестеть и не хочется им петь!

- Давайте проверим, как вы можете произносить звуки, и определять какие они: - Как колыбельную песенку поем?  \А – а - а  звук гласный\

       - Как спускает наш насос?  \с – с - с  звук  согласный\

       - как гудит наш паровоз? \у – у – у -  звук гласный\

       - как шуршит опавший лист? \ш-ш-ш – звук согласный\

       - как медведь от боли заревет? /у-у-у звук  гласный\ ,\о-о-о- звук гласный\

       - как ежик под сосной фырчит /ф-ф-ф  звук согласный/.

3.Работа над новым материалом.

  1. Работа над буквой и звуком.

 - И так в игре мы добрались до нового звука, а ну-ка ответьте,

          Как  шумят в саду шмели? \ ж-ж-ж – звук согласный/

 - Вспомните  слова, которые начинаются с этого звука.

   (жираф, жаба, жук, жизнь, жалоба, жонглер, желтый)

На что похожа буква «Ж»? \ответы детей \

  1. «Ж» похожа на жука.

                    Он на веточке сидит

                    И весь день «ж» твердит:

                    Жу-жу-жу!

  1. На смешного мотылька

                     Жук жужжит, а мотылёк

                     Сел на желтый лепесток

  1. «Ж» похожа на ужат.

                      Трое маленьких ужат

                      В виде буквы «ж» лежат.

      В каких словах мы услышали изучаемый звук «ж»?

 - Игра «Самый внимательный».

           Поднимите руку каждый раз, когда услышите звук «ж» в словах:

- кошка, ножницы, лыжи, щетка, замок, ежик, вешалка, цапля, лиса, лужи, крыша, живот,  ужи, щит, журавль, синица.

- Посмотрим в таблицу и узнаем тайну этой буквы, попробуйте узнать ее сами, а  для этого прочтем слова и составим схему этих слов.

ЛЫЖИ

ПИРОЖОК

- Что же мы можем сказать о звуке? \ответы детей \

 - Он гласный или согласный? \ответы детей \

- Он парный или непарный? \ответы детей \

- Звонкий или глухой? \ответы детей \

- твердый или мягкий? \ответы детей \

-  А вот и тайна раскрыта, у звука «Ж» нет мягкой пары!

Прочитаем об этом правило в учебнике. (Стр. 122)

 - Молодцы, сделаем вывод: значит  звук «Ж» - согласный, парный, твердый и  не имеет мягкой пары.

Физминутка.

Мы немного отдохнем - встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.

Вверх на небо посмотрели, и  их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете: стали карликами дети.

А потом все дружно встали: великанами все стали.

Бабочки летали, крыльями махали.

Хорошо мы погуляли!

  1. Работа по закреплению изученного материала.

 Работа по учебнику «Букварь» (авторы – составители Л.Е. Журова, А.О.Евдокимова) учебник для 1 класса (часть 1).

  1. Чтение слогов в учебнике на странице 122.
  2. Индивидуальное задание для читающих ребят:

            Прочитай чистоговорки.

Жу-жу-жу – мо-ло-ко  да-дим  е-жу.

Жа-жа-жа  - есть  и-гол-ки  у  е-жа.

Жи-жи-жи – здесь  жи-вут  е-жи.

Же-же-же -  дождь про-шёл  у-же.

Жо-жо-жо – лу-жок, сне-жок, тво-ро-жок, пи-ро-жок.

  1. Чтение слогов по таблице№1 «Открытые слоги»
  2. Чтение слогов оп таблице№2 «Перевернутые слоги»
  3. Чтение слогов оп таблице№3 «Закрытые слоги»
  4. Чтение слов на странице 122.

     Обратите внимание на написание в слове слога «ЖИ»,

           «ЖИ» пиши с «И».

      Обратите внимание на многозначность  слова «жалко»

  1. всем очень скорбно – «жалко»,
  2. пчелиное жало в уменьшительной форме – «жалко»
  1. Чтение загадок на странице122 и  появление отгадок на таблице «На что похожа буква». (Ежик, снежок, жук, жаба)
  2. Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вволю нажужжусь.

  1. Скачет зверушка:

     Не рот, а ловушка.

               Попадут в ловушку  

               И комар и мушка.

  1. Чтение текста «Жаба и Жук».
  2. Анализ текста:

 1. Почему текст так называется?

 2. Где жила жаба?

 3. В каком настроении летел жук?

 4. Куда захотел сесть жук? Зачем?

 5.Как вы думаете, о чем думала жаба?

 6. Почему текст заканчивается предложением «Бедный жук!»

  1. Чтение учителем рассказа Г.Юдина «Поэты»
  2. Первичное восприятие рассказа

  1. Итог урока. С каким согласным звуком мы познакомились на уроке?

                          Что узнали нового?

4. Домашнее задание   для желающих: нарисуйте картинку на что похожа буква  «Ж» и составьте сказку по ней.

 Приложение  к  уроку

Буква: « ЖЭ »

Звук: [ Ж ]

СОГЛАСНЫЙ

ПАРНЫЙ  (Ж/Ш)

ЗВОНКИЙ

ВСЕГДА ТВЁРДЫЙ

 Буква: «ША»

      Звук: [ Ш ]

   СОГЛАСНЫЙ

   ПАРНЫЙ  (Ж/Ш)

        ГЛУХОЙ

ВСЕГДА ТВЁРДЫЙ

  И

 И

 О

 О

   Стихи для индивидуальной работы с хорошо читающими детьми

  1. Гласные тянутся в песенке звонкой,

         Могут заплакать и закричать,

         В тёмном лесу звать и аукать

         И в колыбельке Алёнку качать.

  1. А согласные, согласные

         Могут все свистеть, ворчать,

         Все шептать, скрипеть, шипеть,

         Даже  фыркать, шелестеть и не хочется им петь!

Стихи «На что похожа буква …»

  1. «Ж» похожа на жука.

         Он на веточке сидит

         И весь день «ж» твердит: Жу-жу-жу!

  1. На смешного мотылька

         Жук жужжит, а мотылёк

         Сел на желтый лепесток.

  1. «Ж» похожа на ужат.

        Трое маленьких ужат

        В виде буквы «ж» лежат!

 Ж

 А

  Р

 А

 П

  К

  У

Стихи для индивидуальной работы со слабо читающими детьми

Прочитай чистоговорки.

Жу-жу-жу – мо-ло-ко  да-дим  е-жу.

Жа-жа-жа  - есть  и-гол-ки  у  е-жа.

Жи-жи-жи – здесь  жи-вут  е-жи.

Же-же-же -  дождь про-шёл  у-же.

Жо-жо-жо – лу-жок, сне-жок, тво-ро-жок, пи-ро-жок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературному чтению Тема: С.А.Есенин «Пороша»

Тема: С.А.Есенин «Пороша»Цель: учить детей выразительному чтению стихотворения; воспитывать в них чувство прекрасного; укреплять любовь к родному краю, к природе....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе

Тема:Обобщение по теме «Там чудеса…» ( Урок- путешествие) УМК "Гармония"Цели:1. Учить обобщать  изученный материал. Закреплять навыки чтения и умение работать с книгой.2. Развивать речь уча...

Конспект урока по предмету "Литературное чтение. Обучение грамоте" в 1 классе.Тема урока: "Знакомство с буквой Ю,ю"

Урок открытия новых знаний. Используются технологии: системно-деятельностного подхода к обучению, игровая, здоровьесберегающая, ИКТ...

Конспект урока по предмету "Литературное чтение" по теме: "Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».

Пояснительная записка к уроку литературного чтения по теме  «Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».Тема урока: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».Тип урока: Открытие нового знания.Представление о ...

Конспект урока по предмету "Литературное чтение"

КОНСПЕКТ УРОКАПо предмету "Литературное чтение"На тему Борис Заходер "Товарищам детям", "Что красивей всего".Образовательные технологии: коллективные способы обучения (КС...

Конспект урока по предмету Литературное чтение "Были и небылицы"

1.     Кто автор произведения «Случай с Евсейкой»? (М. Горький) 2.     Как  Евсей ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что рыбы ...