Конспект урока литературного чтения в 1 классе "Добрая хозяюшка"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Каменева Оксана Анатольевна

Урок проводится по УМК "начальная школа XXI века" под рук. Н.Ф.Виноградовой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чтение и письмо (1 класс)

УМК Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа ХХI века»

Уроки 23 -24

Тема:      В.Осеева “Добрая хозяюшка” (окончание).

                Правописание гласных после шипящих.

Задачи:  1. Продолжить работу по выработке навыков беглого, выразительного

                  чтения («жужжащее» чтение, выборочное чтение, чтение вслух).

               2. Закрепить правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ.

               3. Развивать наблюдательность, мышление, речь учащихся, орфографи-  

                  ческую зоркость.

              4. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, умение слушать  

                 товарищей.

Оборудование:   учебник “Чтение и письмо”, рабочая тетрадь “Письмо №3”,

                              иллюстрации к рассказу “Добрая хозяюшка”,

                              таблички со словами на правописание ЖИ-ШИ,

                              модели для составления обложки книги.  

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Каменева О.А.

Белгород, 2008

ХОД УРОКА (первый урок)

  1. Организационный момент (1 мин.)

- Ребята, сегодня на урок чтения и письма мы пригласили гостей. Давайте повернёмся к ним лицом и поприветствуем их. Садитесь.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Моделирование обложки (2-3 мин.)

- Урок свой мы начнём с составления обложки к произведению, с которым познакомились на прошлом уроке. Что должно быть изображено на обложке? (Автор, название и указано, что это за произведение или о ком оно.)

- Какое произведение мы читали на прошлом уроке? Кто его автор? Определите его жанр.  О ком эта сказка?

Дети выбирают необходимые элементы для обложки к произведению В. Осеевой “Добрая хозяюшка”.

Примечание: жанр – стихотворение, – сказка, – рассказ. Цветовое обозначение (тема чтения): красный – произведения о Родине, желтый – о детях, коричневый – о животных.

III. Проверка домашнего задания (5 мин.)

На доске иллюстрации к первой части произведения.

– Найдите в рассказе и прочитайте отрывки, которые соответствуют первому рисунку (второму рисунку).

Рис. 1

Рис. 2

Подводится итог проверки домашнего задания.

IV. Сообщение задач урока.

- Сегодня мы продолжим работу над произведением В.Осеевой “Добрая хозяюшка”, закрепим правописание гласных после шипящих Ж, Ш, вспомним правила грамотного оформления предложения на письме.

V. Чтение второй части произведения (7 мин.)

а) Чтение абзаца на стр. 125 вслух хорошо читающими учениками.

– Стала ли девочка настоящим другом для курочки?
– Что же произошло?

б) «Жужжащее» чтение второго абзаца на стр. 126.

– Что было дальше прочитаем на с.126.

– Почему девочка осталась одна? (Не умела дорожить дружбой)

– Можно ли уважать её за такие поступки? Почему?
– Прочитайте пословицы. Какие из этих пословиц подойдут к данному произведению? Почему?

  1. Дружба всего дороже.
  2. Терпение и труд – все перетрут.
  3. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

VI. Физ. минутка (подвижная). Звероаэробика (2 мин.)

Проводят 4 ученика по очереди.

Уселась кошка на окошко

И стала лапкой ушки мыть.

Понаблюдав за ней немножко

Её движенья можно повторить.

1-2-3, ну-ка, повтори.

3-4-5, повтори опять.

Очень хорошо!

Змея ползёт лесной тропою,

Как лента по земле скользит.

И мы движение такое

Рукою сможем все изобразить.

1-2-3, ну-ка, повтори.

3-4-5, повтори опять.

Очень хорошо!

Весь день стоит в болоте цапля

И ловит клювом лягушат.

 Не трудно так стоять ни капли

 Для нас, для тренированных ребят.

1-2-3, ну-ка, повтори.

3-4-5, повтори опять.

Очень хорошо!

Мартышка к нам спустилась с ветки.

Мартышек нужно уважать,

Ведь обезьяны наши предки,

А старшим нужно подражать.

1-2-3, ну-ка, повтори.

3-4-5, повтори опять.

Очень хорошо!

VII. Проверка целостного восприятия произведения (2 мин.)

– Верно ли передана последовательность событий сказки на схеме? Что было раньше, а что потом?

Девочка
и
петушок

Девочка
и
щенок

Девочка
и
курочка

Девочка
и
уточка

Девочка

Дети устанавливают последовательность событий в произведении: девочка и петушок ––> девочка и курочка ––> девочка и уточка ––> девочка и щенок ––> девочка.

VIII. Минутка чистописания (3 мин.)

– Кто последним был у девочки? (Щенок)

Работа в тетрадях “Письмо №3” с. 25 уроки 23-24.

– Возьмите простой карандаш. Дорисуйте недостающие элементы в изображении собаки.

– Если бы девочка была бы верным другом,  и щенок остался, то какую бы кличку она могла ему дать? (Рекс, Дружок, Шарик).

– Что общего в написании этих слов? (Клички животных  пишутся с заглавной буквы).

– Сегодня на минутке чистописания мы будем совершенствоваться в написании заглавной буквы Р.

– Какие звуки обозначают буквой Р? Дайте им характеристику. (Согласный, звонкий, непарный, бывает твердым  или мягким).

IX. Физ. минутка для снятия напряжения глаз (1 мин.)

- Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

- Делайте круговые движения глазами: налево, вверх, направо, вниз, направо, вверх, налево, вниз. Повторите ещё 2 раза.

X. Упражнения для закрепления написания слов с сочетанием ЖИ, ШИ       (5 мин.)

Дифференцированная работа по группам (1 – низкий уровень, 2 – средний, 3 – высокий).

1-я группа работает по карточкам:

2-я группа: на доске развешаны таблички. Дети данной группы выбирают слова на данное правило и прикрепляют в нужный столбик.

3-я группа работает с текстом в учебнике.

– Найдите и подчеркните в тексте “Добрая хозяюшка” слова на правописание сочетаний ЖИ, ШИ.

После выполнения работы все группы сверяются с доской. Проверкой будут служить слова, вывешенные второй группой.

– На какое правило слова?

– Запишите с красной строки через запятую по два слова из каждого столбика.

XI. Физ. минутка «Хомка - хомячок» (1 мин.)

XII. Упражнения в оформлении предложений на письме (5-6 мин.)

– К какому жанру относится произведение “Добрая хозяюшка”? (Cказка)

– Почему? (Животные разговаривают)

– Кто написал? (В. Осеева)

– Это – авторская сказка. Какие ещё бывают сказки, вы прочитаете в учебнике на стр. 128 задание 8.

Дети читают предложение в учебнике: “Дети читали русские народные сказки”.

– Разделите слова на слоги. Запишите предложение в тетрадь.

– Прочитайте текст о сказках, который написан в задании 9 учебника на стр. 128.

Кто любит читать сказки
Сказки любят все
Ах, какие там чудеса

– Какая допущена ошибка? (Нет знаков препинания в конце предложения.)

– Выберите для каждого предложения нужный знак и докажите почему именно этот знак должен быть в конце предложения. Какое предложение по цели высказывания?

На доске написан тот же текст. Один из учеников выходит к доске и расставляет нужные знаки. На обороте знаков слоги:

Если дети правильно поставили знаки, то получается слово МОЛОДЦЫ.

XIII. Подведение итогов урока (1 мин.)

- Молодцы, вы хорошо справились с последним заданием, были внимательны и старательны на уроке. Спасибо за вашу работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...