В гостях у Маршака
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме

Мероприятие "В гостях у Маршака" проводилось в форме литературной гостиной во втором классе по программе "Школа 2100". Материал подходит для учащихся 1 - 3 классов по любому УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Хотьковская средняя общеобразовательная школа № 5»

Сергиево-Посадского района Московской области

Литературная гостиная

«В гостях у Маршака»

подготовила

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Сорк Маргарита Михайловна

Хотьково 2012

-2-

                  Цель:

привить интерес к творчеству писателя.

                  Задачи.

  1. Образовательная:

расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака.

  1. Развивающая:

развивать воображение, мышление, культуру общения.

  1. Воспитательная:

воспитывать доброе отношение к людям, умение работать в коллективе.

  1. Здоровьесберегающая:

     следить за здоровьем учащихся,  посадкой,  за недопустимостью

     переутомления.

Оборудование: портрет С.Я.Маршака; выставка книг; рисунки к стихам; костюмы; презентация; минусовки песен; ширма для кукольного спектакля

Примечание: роли ведущих и героев исполняли учащиеся шестого класса

-3-

Ход мероприятия

Учитель: Сегодня я приглашаю всех вас в литературную гостиную. Ребята, а

                  как вы думаете – гостиная - от какого слова произошла? (от слова

                  ГОСТИ). Совершенно верно. Посмотрите, как много гостей к нам

                  пришло. Но мы с вами тоже отправимся в гости. А к кому – мы

                  сейчас узнаем.

 (Стук в дверь)

Учитель: Кто стучится в дверь ко мне?

                С толстой сумкой на ремне?

                С цифрой 5 на медной бляшке?

                В синей форменной фуражке?

Все (хором): Это он, это он, Ленинградский почтальон

(входит Почтальон – ученик 6 класса): Здравствуйте. Я принёс вам заказное

                                                           письмо.

Учитель: (Вытаскивает из конверта большие буквы): Странное какое-то

                   письмо. Ничего не понять. Ребята, давайте-ка попробуем его

                   расшифровать – расставить все буквы по порядку

(1 команда получает буквы, выходит к доске и составляет – С. Я. МАРШАК)

Учитель: Спасибо, ребята. Ну, конечно. Сегодня мы отправляемся в гости к

                  Самуилу Яковлевичу Маршаку              1 слайд

  1. Раз, два, три, четыре.                

          Начинается рассказ.

          В сто тринадцатой квартире

          Великан живёт у нас.

1 шестиклассник: Эти слова написал знаменитый писатель Самуил Яковлевич

                                 Маршак. 3 ноября 2012 г. ему исполнится 125 лет. И сегодня мы

                                 у него в гостях.

(на экране – Маршак в детстве), 2 шестиклассник (показывая на слайд)

-  Я -  Сёма (так звали меня в семье), родился в городе Воронеже.

 2 слайд   В семье у нас было 6 детей. Стихи я начал сочинять с 4 лет. Они

                 получались лёгкими и были понятны даже самым маленьким детям.

2 шестиклассник: Когда Маршак был маленьким, родители часто оставляли его

                присматривать за младшими братьями и сестрами. И Маршак так

                хорошо за ними присматривал, что еще двое кроме него самого,

                стали известными писателями.

3 шестиклассник: Когда Маршак стал знаменитым писателем, он сказал:

2 шестиклассник. Читатель мой особенного рода:               3 слайд

                       Умеет он под стол ходить пешком.

                       Но радостно мне знать, что я знаком

                            С читателем двухтысячного года».

Учитель: Прошло уже много лет. Но произведения этого великого писателя знают и

                 любят все: и дети, и взрослые. И сейчас мы убедимся в этом. У нас 5 команд.

                 Я начинаю строчку из стихотворения Маршака, а та команда, на которую я

                 покажу – продолжит.

-4-

  1. Мой весёлый звонкий мяч.

          Ты куда помчался вскачь?

          Жёлтый, красный, голубой.

          Не угнаться за тобой.

  1. Жил человек Рассеянный на улице Бассейной.

          Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать.

          В рукава просунул руки. Оказалось – это брюки.

          Вот какой рассеянный с улицы Бассейной.

  1. Дама сдавала в багаж

          Диван, чемодан, саквояж,

          Картину, корзину, картонку

          И маленькую собачонку.

  1. Закричал он: Что за шутки?

Еду я вторые сутки,

А приехал я назад,

А приехал в Ленинград

  1. Собирались лодыри на урок,

А попали лодыри на каток.

Толстый ранец с книжками на спине,

А коньки под мышками на ремне.

Учитель: Молодцы. Все справились с заданиями

 3 шестиклассник: Из стихотворений Маршака можно составить целую школьную программу.  И сейчас мы приглашаем вас в весёлую школу Маршака

(Звенит звонок)               4 слайд

  1. шестиклассник: Первый урок - чтение: (книга «Азбука»)             5 слайд

(дети стоят в колонну, в руках держат букву):

  1. Аист с нами прожил лето,

          А зимой гостит он где – то.

  1.  Бегемот разинул рот:      

           Булки просит бегемот.

  1. Воробей просил ворону      

          Вызвать волка к телефону.

  1.  Гриб растёт среди дорожки, -  

           Голова на тонкой ножке.

-5-

  1.  Мёд в лесу медведь нашёл.    

           Мало мёда – много пчёл.

  1. Ослик был сегодня зол:

          Он узнал, что он осёл.

  1.  Ученик учил уроки,      

           У него в чернилах щёки.

  1.  Ягод нет кислее клюквы.    

           Я на память знаю буквы.

Учитель: мы с вами вспомнили не весь алфавит. Сейчас вы должны восстановить

                  ещё по одному стихотворению

(на столах у каждого рассыпанное стихотворение про букву. Надо на столе разложить карточки по порядку и прочитать хором стихотворение)

  1. Часовщик, прищурив глаз, чистит часики для нас (7)
  2. Носорог бодает рогом. Не шутите с носорогом (7)
  3. Спит спокойно старый слон. Стоя спать умеет он (8)
  4. Роет землю серый крот – разоряет огород

4 шестиклассник. Второй урок – математика:   6 слайд

(ученики выстраиваются в колонну с цифрами)

  1.  Вот один иль единица.        

         Очень тонкая, как спица.

  1. А вот это – цифра 2,      

        Полюбуйся, какова:

        Выгибает двойка шею.

        Волочится хвост за нею.

  1. А за двойкой – посмотри –        

        Выступает цифра 3.

        Тройка – третий из значков,

        Состоит из двух крючков.

  1. За тремя идёт четыре.          

        Острый локоть оттопыря.

  1. А потом пошла плясать        

        По бумаге цифра 5.

        Руку вправо протянула,

        Ножку круто изогнула.

-6-

  1.  Эти цифры по порядку    

         Запиши в свою тетрадку.

         Я про каждую сейчас

         Сочиню тебе рассказ.

Учитель: Дома вы рисовали к стихотворениям Маршака про цифры картинки.

                  Из ваших карточек мы составили книгу. Эту книжку мы подарим на

                  8 марта Денискиной маме, чтобы она могла в детском саду учить

                  с малышами цифры.

3 шестиклассник. Третий урок – ОКРУЖАЮЩИЙ МИР     7 слайд

  1.  Открываем календарь.

           Начинается январь.

  1. В январе, в январе много снегу на дворе.            

          Снег на крышах, на крылечке.

          Солнце в небе голубом.

          В нашем доме топят печки,

          В небо дым идёт столбом

  1. Рыхлый снег темнеет в марте.      

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене.

   

  1.  В октябре, в октябре        

                     Частый дождик на дворе.

  1.                     19      В декабре, в декабре          
  2.                               Все деревья в серебре.
  3.                               Нашу речку, словно в сказке
  4.                               За ночь вымостил мороз.
  5.                               Наточил коньки, салазки,
  6.                               Ёлку из лесу принёс.

3 шестиклассник. А теперь приглашаем вас в зоопарк.          8 слайд

  1. Эй, не стойте слишком близко:                                       9 слайд

                Я тигрёнок, а не киска.

  1.  Дали туфельку слону.                                                    10 слайд

                Взял он туфельку одну

                И сказал: нужны пошире

-7-

                И не две, а все четыре.

  1.  Прочь, гусята, от водицы,  

           Прочь, гусята, от воды!

           Не мочите белых перьев,

           Не наделайте беды.

(песня «2 весёлых гуся» - на свирелях)

(после песни появляется Человек Рассеянный)

Человек Рассеянный: Это что за остановка?

                                         Бологое иль Поповка?

1 шестиклассник: Это – городок Хотьково.

                           2А класс из пятой школы.

Человек рассеянный: Как всегда я всё напутал.

                                 Еду я вторые сутки.

                                 И от дяди Маршака

                                 Вам привёз подарок я (даёт сундук)

                                 До свиданья. Всем – пока! (уходит)

Учитель: (заглядывая в сундук): Ребята, да здесь загадки, которые сочинил

                   Самуил Яковлевич Маршак. Давайте разгадаем их. (На каждом столе

                   лежат картинки. Ведущие читают загадку. Надо поднять картинку –

                   отгадку)

  1. Бьют его рукой и палкой.            

          Никому его не жалко.

          А за что беднягу бьют?

          Да за то, что он надут (мяч)

  1. Его весной и летом        

          Мы видели одетым.

          А осенью с бедняжки

          Сорвали все рубашки.

          Но зимние метели

          В меха его одели (дерево)

  1. Я конём рогатым правлю,            

               Если этого коня

               Я к забору не приставлю,

              Упадёт он без меня (велосипед)

-8-

  1. В Полотняной стране по реке-простыне        

Плывёт пароход то назад, то вперёд.

А за ним – такая гладь –

Ни морщинки не видать (Утюг)

  1. Самый бойкий я рабочий в мастерской,              

Колочу я что есть мочи день-деньской.

Чуть завижу лежебоку, что валяется без проку,

Я прижму его к доске да как стукну по башке!

В доску прячется бедняжка – чуть видна его рубашка! (молоток и гвозди)

  1. Мы ходим ночью, ходим днём,                    .

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас! (часы)

  1. Принялась она за дело,                            

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб (пила)

  1. Что такое перед нами –                        

оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седёлка на носу (очки)

4 шестиклассник. Ну что ж, мы передохнули. А впереди следующий урок – урок

                                 музыки.

                 12 слайд

Учитель: Давайте споём песенку, которую мы учили на уроке чтения.  С какого

                 языка перевёл Маршак эту песню? (с английского)

(песня «Кораблик» - из учебники чтения)

13 слайд

Учитель: Маршак не только хорошо писал стихи. Он был ещё знаменитым

                  переводчиком. И сейчас вы услышите многие знакомые всем строки,

                  которые Самуил Яковлевич перевёл с других языков и обработал.

2 шестиклассник  -  Считалочка! 

Второклассник: Вышли мыши как-то раз

                                   Поглядеть, который час.

                   Раз, два, три, четыре.

 Мыши дёрнули за гири.

-9-

                                 Вдруг раздался страшный звон –

                                Убежали мышки вон.

(инсценировка – участвуют 4 ученика:

Ведущий, кошка, 2 котёнка):  

Потеряли котятки на дороге перчатки.  

      И в слезах прибежали домой.

      Мама, мама, прости,

      Мы не можем найти,

      Мы не можем найти перчатки!

      Потеряли перчатки? Вот дурные котятки!

     Я вам нынче не дам пирога.

     Мяу – мяу. Не дам, мяу – мяу, не дам.

     Я вам нынче не дам пирога.

     Побежали котятки,      

     Отыскали перчатки.

И, смеясь, прибежали домой.

      Мама, мама, не злись,

Потому что нашлись,

      Потому что нашлись перчатки!

      Отыскали перчатки?

      Вот спасибо, котятки!

      Я за это вам дам пирога.

      Мур-мур-мур, пирога.

       Мур-мур-мур, пирога.

      Я за это вам дам пирога!

Учитель: А следующую песенку в переводе Маршака мы приглашаем всех спеть

                 вместе с нами. Ребята, давайте встанем. Кто хочет, можете подтанцовывать

песня «На далёкой Амазонке»

14 слайд

1 шестиклассник. О Маршаке можно говорить ещё очень много. Все знают его

                                 сказки:

          «Кошкин дом», - 15 слайд

          «12 месяцев» - 16 слайд

          «Теремок»  - 17 слайд      и другие произведения, которые ставят в театрах.

  1. шестиклассник:  И у нас в гостях – герои пьесы Маршака «Петрушка –

                иностранец»

-10-

Сценка «Петрушка - иностранец»

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в гости к Самуилу Яковлевичу

                  Маршаку. В 3 классе мы будем отмечать юбилей этого удивительного

                  человека, и тогда вы узнаете новые страницы его биографии и творчества.

                  А сегодня мне хотелось бы закончить нашу встречу словами, с которыми

                  обращается сам писатель -  «Пожелание друзьям»

  Желаю вам цвести, расти,          

        Копить, крепить здоровье.

        Оно для дальнего пути –

        Главнейшее условие.

   Пусть каждый день и каждый час      

        Вам новое добудет.

        Пусть добрым будет ум у вас,

        А сердце умным будет.

   Вам от души желаю я,   

        Друзья, всего хорошего.

        А всё хорошее, друзья,

        Даётся нам недёшево!

Литература:

  1. Маршак С.Я. Собрание сочинений в восьми томах. Том первый. Том второй - Москва: Художественная литература 1968 год.
  2. Бутнару Оксана Васильевна - учитель  начальных  классов МОУ  СОШ  №  24 г. Гуково Ростовской области 2009, презентация, взято в Интернете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "В гостях у сказки" (по мотивам сказки С.Я.Маршака "Теремок")

Театрализованное представление отрывка из сказки Самуила Яковлевича Маршака "Теремок"....

В гостях у Самуила Маршака

Сценарий внеклассного мероприятияЦели :   1) Расширять знания детей о жизни и творчестве С. Я. Маршака.              2)...

"В гостях у С.Я.Маршака"

Литературный праздник для учеников 3 класса. Викторина, кукольный спектакль по пьесе С.Я. Маршака "Сказка о козле"....

Урок внеклассного чтения. Тема: «В гостях у С. Я. Маршака».

Урок внеклассного чтения.Тема: «В гостях у С. Я. Маршака»....

Классный час по теме: "В гости к С. Я. Маршаку"

Классный час, посвященный произведениям С.Я. Маршака....

Урок-путешествие «В гостях у Маршака» 2 класс

Урок-путешествие "В гостях у Маршака" 2 класс...

В гостях у Маршака

Интересное...