Рабочая пргограмма по литературному чтению для 4 класса по программе " Начальная школа 21в."
рабочая программа (чтение, 4 класс) по теме

Юрий Людмила Александровна

В рабочую программу включены такие разделы:  пояснительная записка ,основные содержательные линии,средства обучения,                                      цели обучения, формы организации учебного процесса, формы и средства контроля, основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса,дополнительная литература, оборудование и приборы, материально-техническое обеспечение предмета

      В поурочное календарно - тематическоепланирование по литературному чтению входят разделы:

тема урока, тип урока, основные содержательные линии, используемые пособия на уроке, дата(планируемая, коррекция, фактическая)

  На последних страницах- нормы оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit2.doc380.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Муниципальное общеобразовательное учреждение –

«Лицей №32» г. Белгорода

«Рассмотрено»

Руководитель МО                  учителей начальных классов

 .

Протокол №  7

 от «24» июня 2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР  МОУ- лицей № 32

г. Белгорода

________ .

«____»___________2011 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ - лицей № 32 г.Белгорода

_________  

Приказ № ____

от «___»___________2011 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Литературное чтение

4 класс

« Начальная школа 21 века»

                                                                                               

                                                                                                  Разработана учителем начальных классов МОУ-лицей №32

Юрий Л.А.

Белгород 2011

  Пояснительная записка

               Автор примерной программы Л.А.Ефросинина    

Основная цель уроков чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Компоненты необходимые для осуществления читательской деятельности:

-восприятие текста (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним;

-понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.);

-воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события);

-воспроизводить текст, т.е. уметь рассказать его в различных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Основные линии программы:

-Развитие навыка чтения

-Развитие восприятия произведения;

-Развитие литературоведческих понятий;

-Развитие речевых умений;

Развитие творческой деятельности.

Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

-Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.

-Система работы над навыками чтения.

-Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

-Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Концептуальные положения курса:

-Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;

-В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

-Содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Основные требования к уровню подготовки выпускника начальной школы

-В результате изучения курса «Литературное чтение» учащиеся должны:

Знать :

-название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;

-элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

Называть, приводить примеры:

--сказок народных и литературных;

--стихов и рассказов из круга детского чтения;

-различать, сравнивать:

--произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

--жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

--сказки народные и литературные;

--словари и справочники;

-элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

-виды пересказа(подробный, краткий, выборочный);

Называть , приводить примеры:

-сказок народных и литературных;

-стихов и рассказов из круга детского чтения;

-различать, сравнивать:

-произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

-жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

-сказки народные и литературные;

-словари и справочники;

-элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

-виды пересказа(подробный, краткий, выборочный);

Уметь :

-читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;

-выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;

-определять тему и главную мысль произведения;

-ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;

делить текст на смысловые части и оставлять простой план;

-пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему .

Использовать  приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для самостоятельного чтения книг;

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

-определять тему и жанр незнакомой книги;

-работать со справочной литературой.

Средства обучения:

Учебник

   Литературное чтение. (в 2-х частях) 4 класс;

        Автор Л.А.Ефросинина    Хрестоматия

2. Рабочие тетради

     Литературное чтение №1, №2.

        Автор Л.А.Ефросинина

3. Книги для учителя      

       Литературное чтение. Оценка знаний 3 - 4 класс  

По программе -102 ч, 3 раза в неделю          

(Поурочное календарно-тематическое планирование  - приложение №1)

Формы организации учебного процесса

В основе методики преподавания предмета «Литературного чтения»  лежит учебный диалог и проблемно-поисковый подход, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения. На уроке предпочтение отдаётся индивидуальным, парным и групповым формам организации деятельности детей.

Формы и средства контроля

Для контроля за освоением  программного материала используются в основном

 « Проверь себя по произведениям..»,  тесты по сформированности учебной и читательской деятельности.

Для определения содержания проверочных  работ используются следующие сборники:

  1.Ефросинина  Л. А. Литературное чтение: 4 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2011.

   2. Ефросинина  Л. А. Литературное чтение в начальной школе. Оценка знаний в 2 ч. Ч.2- М.: Вентана-Граф, 2011.-416 с.

   3. Бойкина М.В. Литературное чтение. Диагностические работы для учащихся 4 класса.-СПб: СМИО Пресс,2011.-72с.

   4.Мишакина Т.Л., Гладкова С.А., Митрофанова Г.И. Тренажер по литературному чтению- М.: Из. « Ювента»,2011.-48с.

    5. Круглова Т.А. Литературное чтение.- М.: из. « Экзамен», 2010.-60с.

          Дополнительная литература

Справочные пособия (словари и справочники):

 - Ушакова О.Д. Великие писатели.- СПб.: Из.Дом «Литера»,2008.-96с.

 - Шклярова Т.В. Толково- этимологический словарь- М.: Вако,2009-80 с.

 - Пословицы, поговорки и крылатые выражения-М.: « Вако»,2009.-96с.

 - - Ушакова О.Д. Мудрые мысли мудрых людей.- СПб.: Из.Дом  «Литера»,2007.-96с

Оборудование и приборы

1.Аудиозаписи (сказки, стихотворения А.С. Пушкина,

- сказки  Перро;

- сборник русских народных сказок;

- французские сказки.

2.Начальная школа. Наука без скуки

3. Начальная школа. Кирилл и Мефодий

4.Мультимедийные презентации по сказкам А.С.Пушкина

5.Энциклопедия Кирилла и Мефодия

6.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

Материально-техническое обеспечение предмета

литературное чтение

№ п/п

Печатные пособия

Количество

Портреты зарубежных и русских детских писателей. (в цифровой форме)

Д

Репродукции картин в цифровой форме.

Д

Чуракова Н. А. Литературное чтение. 4 класс: в двух частях. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2007.

К

.Аудиозаписи (сказки, стихотворения А.С. Пушкина,

Д

- сказки  Перро;

Д

- сборник русских народных сказок;

Д

- французские сказки.

Д

Начальная школа. Наука без скуки

Д

Начальная школа. Кирилл и Мефодий

Д

Мультимедийные презентации по сказкам А.С.Пушкина

Д

.Энциклопедия Кирилла и Мефодия

Д

.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

Д


Литературное чтение 4 класс по программе УМК Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа 21 век».

Тема

Тип урока

Основное                   содержание

Используемые

пособия

Дата

план

корр.

факт

                                                                      1 четверть, 23 часа

1.

Произведения фольклора. Героическая песня, легенда, библейское предание.

Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, дразнилки.

Комбиниро

ванный

Закрепление понятий: "загадка", "пословица", "поговорка", "дразнилки". Особенности каждого жанра. Самостоятельная работа "Жанры фольклора" ( заполнить схему)

Дополнительная литература

презентация «Произведения фольклора.»

2.

Былины. Волх Всеславович. Вольга Святославович.

Чтение и анализ нового произведения

Повторение изученных былин, понятие о былине как жанре фольклора. Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине. Анализ содержания, составление плана. Рассказывание былины по плану. Подробный пересказ отдельных эпизодов. Раскрыть особенности образов героев фольклорных произведений

Дополнительная

литература

презентация

«Произведения фольклора.»

3.

Былины. Святогор. Литературный диктант.

Слушание и работа с детскими книгами

Презентация

«Произведения фольклора.»

4.

Народные песни. Песня – слава «Русская земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море». Библейское предание. «Блудный сын».

Интегрированный изо и худ.труд

Повторение нар. песен (колыбельных, хороводных, песенок-закличек). Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни: исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательный характер народных песен. Чтение предания. работа с текстом. Понятие «Библейское предание». Особенности жанра - главная мысль. Сходство с бытовой сказкой. Знакомство с Библией. Выполнение заданий в тетради.

Дополнительная

Литература,

 портрет

А.В.Суворова

презентация

5.

Легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Литературный диктант.

Чтение и анализ нового произведения

Легенда – жанр фольклора. Особенности легенды: реальный факт в сказочном изложении. Сравнение легенд, героических песен, былин

Репродукция

Презентация

«Произведения фольклора.»

6.

Шотландская легенда. «Рыцарь – эльф» Урок «Проверьте себя». Текущая проверка навыка чтения вслух.

Слушание и работа с детскими книгами

Обсуждение самостоятельно прочитанной легенды "Рыцарь- Эльф". Выполнение заданий в рубрике «Проверь себя» в тетради. Повторение   изученного; выполнение заданий в рубрике «Проверь себя» в учебнике.

Презентация

«Произведения фольклора.»

                                                                                                            Мифы народов мира

7.

Древнегреческие мифы. «Арион», «Дедал и Икар».

Чтение и анализ нового произведения

Понятие о мифе. Особенности древнегреческих мифов. Определение главной мысли. Герои мифов. Работа с текстом. Выполнение заданий в учебнике и в тетради

Дополнительная

литература

8.

Древнеиндийские мифы. «Творение», «Создание ночи».

Славянский миф. «Ярило-солнце».

Чтение и анализ нового произведения

Работать с текстом, выделять нужные эпизоды

Дополнительная

литература

9.

Древнекитайский миф. «Подвиги стрелка ». Литературный диктант.

Чтение и анализ нового произведения

Понимать основной смысл содержания текста, анализировать произведение

10.

Обобщение по разделу. Урок «Проверьте себя». Текущая проверка навыка чтения молча.

Урок-отчет

Работать самостоятельно в рабочих тетрадях

Аудиозапись с мифами

                                                                                                                Книги Древней Руси.

11.

Отрывки из «Повести временных лет»: О князе Владимире; Деятельность Ярослава.

Чтение и анализ нового произведения

Знакомство с первыми книгами Древней Руси, памятниками культуры. Понятие о житие как жанре древнерусской литературы. Словарь древнерусских слов. Определение главной мысли ( служение Родине, ее процветанию)

Дополнительная

литература

12.

Отрывок из «Повести временных лет»: «Поучение Владимира Мономаха».  «Проверьте себя».

Комбинированный урок

Понимать основное содержание текстов, самостоятельно работать с периодикой

Энциклопедия

« Кирилл и

Мефодий»

13.

Отрывки из «Повести временных лет»: «О Никите Кожемяке», «О Кирилле и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого».

Чтение и анализ нового

"Поучение"- жанр древнерусской литературы. Особенность повествования (тон, темп). Выборочное чтение поучений. Сравнение "Поучений Владимира Мономаха" и "Наставлений Ярослава Мудрого". Выполнение заданий в учебнике и тетради

Энциклопедия

« Кирилл и

Мефодий»

14.

Проверка чтения наизусть басни И. Крылова «Стрекоза и муравей». И.Хемницер «Друзья», И.Крылов «Крестьянин в беде».

Комбинированный урок

Закрепление понятий "басня", "мораль", "вступление", "рассказ". Сравнение басен И.А.Крылова, И.И.Хемницера, Л.Н.Толстого              (сюжет,

мораль, содержание, форма). Упражнения в выразительном чтении. Заучивание наизусть одной из басен

Биография

И.Крылова,

сборник

басен

15.

А. Измайлов «Кукушка», И.Крылов «Осёл и соловей». Текущая проверка выразительности чтения.

Чтение и анализ нового произведения

Самостоятельная работа с басней А.Е.Измайлова: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Слушание басни И.А.Крылова "Осел и соловей", работа с текстом басни, выразительное чтение. Сравнение басен

Энциклопедия

« Кирилл и

Мефодий»

сборник

басен

16.

И.Крылов «Мартышка и очки», И.Дмитриев «Муха».

Слушание и работа с детскими книгами

Дать понятия: олицетворение, сравнение. Понимать основное содержание басен, давать характеристику героям

сборник

басен

                                                                                                           Василий Андреевич Жуковский

17.

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Итоговая проверка навыка чтения вслух.

Чтение и анализ нового произведения

 Знакомство с произведениями В.А.Жуковского, темами и жанрами (стихи о природе, загадки). Особенность формы и содержания, языка (эпитеты, сравнения олицетворения). Разобрать особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения).

Учить слушать баллады, выделять смысловые части баллады, описывать героев

Портрет

В.А.Жуковского

Сборник произ

ведений

18.

В.А.Жуковский «Там небеса и воды ясны…», «Вечер», «Загадки».

Чтение и анализ нового произведения

Сборник произ

ведений

19.

В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна»

Чтение и анализ нового произведения

Слушание сказки, определение главной мысли. Герои положительные и отрицательные. Эпитеты, сравнения. Работа с текстом сказки. Сравнение сказки В.Жуковского "Спящая царевна" со "Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина

Энциклопедия

« Кирилл и

Мефодий»

20.

В.А.Жуковский  «Сказка о царе Берендее..»

Слушание и анализ

нового произведения

Слушание сказкиВ.А.Жуковского "Сказка о царе Берендее…", беседа, образы героев, деление на части, самостоятельное перечитывание, краткий пересказ сказки по плану. Моделирование обложки к сказке. Сравнение "Сказки  о   царе  Берендее…" В.Жуковского со "Сказкой о царе Салтане…" А.С.Пушкина (заголовки, сюжеты, герои, главная мысль)

Энциклопедия

« Кирилл и

Мефодий»

21.

Обобщающий урок по разделу «Проверьте себя».

Обобщающий урок-игра

Обобщение по разделу. Конкурс чтецов «Наш В.А.Жуковский». Выполнение заданий в тетради

Презентация

«Урок- игра»

22.

Проверка  сформированности учебной и читательской деятельности.

Комбинированный урок

Чтение и анализ произведений

                                                                                                               Александр Сергеевич Пушкин

23.

Коррекция знаний А.С.Пушкин. отрывки из романа в стихах «Евгений Онегин».

Чтение и анализ нового произведения

Дать  понятия: эпитет, сравнение, рифма.

Учить определять тему произведения, выразительно читать

Портрет А.С.

Пушкина

презентация

                                                                                     2 четверть, 27часа

1.

Коррекция знаний Проверка чтения наизусть  отрывка из романа  А.С.Пушкин «Евгений Онегин». «Осень»

Комбинированный урок

Понимать  содержание текста, определять главную мысль произведения. Определять: темп, средства художественной выразительности – эпитеты.

Сборник

произведений

презентация

«А.С.Пушкин»

2.

Проверка чтения наизусть  стихотворения  А.С.Пушкин «Зимняя дорога». Литературный диктант.

Комбинированный урок

Слушать  стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений

Сборник

произведений,

презентация

«А.С.Пушкин»

3.

А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из воспоминаний В.И.Даля. Урок «Проверьте себя».

Комбинированный урок

Слушание сказки, беседа, работа с сюжетом, героями. Наблюдение за изменением настроения, определение главной мысли. Выразительное чтение. Игра "По страницам сказок А.С.Пушкина". Творческая работа "Любимые герои сказок А.С.Пушкина". Работа с книгами-справочниками: справка об А.С.Пушкина. Знакомство со словарем В.И.Даля, повторение произведений В.И.Даля ( 3 кл.). Произведения А.С.Пушкина в детских журналах

Сборник

произведений,

презентация

презентация

«А.С.Пушкин»

                                                                                                      Михаил Юрьевич Лермонтов

4.

М.Ю.Лермонтов «Москва, Москва…», «Парус», «Горные вершины». Итоговая проверка навыка чтения вслух.

Чтение и анализ нового произведения

Работа с текстами стихотворений М.Ю. Лермонтова. Сравнение их содержания (мысли и чувства поэта), строф, рифмы. Выразительное чтение стихов. Заучивание наизусть одного из них

Портрет ,

сборник

произведений,

презентация

«М.Ю.Лермонтов»

5.

Проверка чтения наизусть  стихотворения М.Ю.Лермонтов «Москва, Москва…», «Парус», «Горные вершины». М.Ю.Лермонтов «Утёс», «Казачья колыбельная песня». Литературный диктант.

Чтение и анализ нового произведения

Определение темы чтения. Сравнение стихотворений, выделение эпитетов, сравнений. Определение тона и темпа чтения. Наблюдение за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделение логических ударений

Сборник

произведений,

презентация

«М.Ю.Лермонтов»

6

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб».

Чтение и анализ нового произведения

Знать понятие авторская сказка.   Выделять  главную мысль сказки, выявлять положительных и отрицательных героев, давать им характеристику

Сборник

произведений,

презентация

«М.Ю.Лермонтов»

7.

М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». Урок «Проверьте себя». Итоговая проверка навыка чтения молча.

Комбинированный

Работать  с книгами-справочниками, выразительно читать стихи

Сборник

произведений,

презентация

«М.Ю.Лермонтов»

                                                                                                            Петр Павлович Ершов

8.

Коррекция знаний П.П.Ершов «Конёк-Горбунок».

Чтение и анализ нового произведения

  Особенности   волшебных сказок, сказок народных и литературных.   Определять  главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки

Портрет,

сборник

произведений,

презентация

«Конёк-Горбунок».

9.

Проверка чтения наизусть отрывка   П.П.Ершов. Анализ произведения «Конёк-Горбунок», «Кто он?». Литературный диктант.

Чтение и анализ нового произведения

Повторение особенностей волшебных сказок, сказки народные и литературные. Слушание сказки П.П.Ершова "Конек-Горбунок", выполнение заданий к тексту в учебнике и в тетради. Выразительное чтение. Определение главной мысли сказки. Заучивание наизусть отрывков ( по выбору)

Сборник

произведений,

презентация

«Конёк-Горбунок».

                                                                                                       Всеволод Михайлович Гаршин

10.

В.М.Гаршин «Сказание о гордом Аггее».

Чтение и анализ нового произведения

Дать понятие легенда. Учить  выделять особенности легенды, определять главную мысль, рассказывать отдельные эпизоды

 Портрет,

Презентация

«В.М.Гаршин»

11.

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

Чтение и анализ нового произведения

Понятие об авторской ( литературной) сказке. Деление на части, составление плана. Пересказ по плану. Образ лягушки. Главная мысль сказки. Повторение изученных литературных сказок              ( А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, П.П.Ершова)

Презентация

«В.М.Гаршин»

12.

В.М.Гаршин «Принцесса Аталия», «Пленница».

Слушание и анализ нового произведения

Анализировать  произведение, составлять план, рассказывать по плану

Презентация

«В.М.Гаршин»

13.

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Урок «Проверьте себя». Итоговый тест.

Обобщающий урок-отзыв

Понимать  основное содержание текста, выделять главную мысль, самостоятельно читать стихотворение

Презентация

«В.М.Гаршин»

                                                                                                      Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

14.

Н.Г.Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (отдельные главы)

Чтение и анализ нового произведения

Характеризовать  образ Темы (внешний вид, поступки, отношение к Жучке), выделять кульминационный

момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя

Портрет,

сборник

произведений,

презентация

«Н.Г.Гарин-Михайловский»

                                                                                                     К.М.Станюкевич

15.

К.М.Станюкевич «Максимка». Литературный диктант.

Слушание и анализ нового произведения

Обсуждать   рассказ , понимать основное содержание текста

Портрет,

сборник

произведений,

презентация «К.М.Станюкевич»

                                                                                                       Д.Н.Мамин-Сибиряк

16.

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Вертел». Итоговая проверка начитанности и читательских умений.

Слушание и анализ нового произведения

Обсуждать   рассказ , понимать основное содержание текста

Портрет,

сборник

произведений,

презентация «Д.Н.Мамин-Сибиряк»

                                                                                                       Произведения зарубежных писателей

17.

Коррекция знаний Виктор Гюго «Козетта».

Чтение и анализ нового произведения

Познакомить с некоторыми произведениями зарубежных авторов. Слушать , работать с текстом каждой главы

Портрет,

сборник

произведений,

презентация

«Виктор Гюго»

18.

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Чтение и анализ нового произведения

Приключенческая повесть, юмор, герой ребенок, особенность языка. Структурные единицы: главы, абзацы, смысловые части. Образ главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь)

Портрет,

сборник

произведений,

презентация

«Приключения Тома Сойера»

19.

Марк Твен «Приключения Гекельберри Финна»

Слушание и анализ нового произведения

 

Сборник

произведений,

презентация

«Приключения Гекельберри Финна»

20.

Х.К.Андерсен. Сказка «Самое невероятное», «Дети года». Итоговая проверка выразительности чтения

Комбинированный урок

 

Расширять читательский круг  произведениями
Х. К. Андерсена и уметь их называть

Портрет,

сборник

произведений,

презентация

«Х.К.Андерсен.»

21.

Х.К.Андерсен «Девочка со спичками», К.Г.Паустовский «Великий сказочник»

Комбинированный урок

Работать  с книгами, аннотировать самостоятельно прочитанную книгу

Сборник

произведений,

презентация

«Х.К.Андерсен.»

22.

Урок «Проверьте себя». Библиотечный урок

Урок-отчет

Работа по разделу « Проверь себя», посещение школьной библиотеки.

23.

Итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности.

Комбинированный урок

Проверить  сформированность учебной и читательской деятельности.

Тесты

24

Повторение изученных произведений. Воспоминания Л.Н.Толстого.

Интегрированный урок с окружающим миром

( 4 четверть)

Называть  произведения Л. Н. Толстого

Портрет,

сборник

произведений,

презентация

«Л.Н.Толстого.»

25

 Коррекция знаний Доп.чт. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».Хр.

Чтение и анализ нового произведения, интегрированный с русс.яз.

Работать  по содержанию, составлять сюжетно-композиционный треугольник, определять главную мысль, позицию автора; высказывать свою точку зрения о героях и произведении

Сборник

произведений,

презентация

«Л.Н.Толстого.»

                                                                                                      Лев Николаевич Толстой

26

Л.Н.Толстой «Акула». Слушание и работа с детскими книгами. Литературный диктант.

Слушание и

анализ нового произведения

Работа с рассказом. Герои произведения. Сюжет, кульминация произведения. Характер поведения героев

Сборник

произведений,

презентация

«Л.Н.Толстого.»

                                                                                                      Книги о животных Э.Сетон-Томпсон

27

Знакомство с произведением  Э.Сетон-Томпсон «Виннипегский волк.

Слушание и работа с детскими книгами

Работа с книгами о животных: титульный лист, оглавление. Аннотация, предисловие, справка об авторе. Слушание рассказа Э.Сетона-Томпсона

"Виннипегский волк". Самостоятельное чтение очерка В.М.Пескова "В гостях у Сетона – Томпсона". Творческая работа: отзыв о прочитанном произведении о животных

Портрет,сборник

произведений,

презентация

«Э.Сетон-Томпсон»

                                                                 3четверть,29часа

1.

Э.Сетон-Томпсон «Виннипегский волк.

Слушание и работа с детскими книгами

Сборник

произведений,

презентация

«Э.Сетон-Томпсон»

2

В. Песков «В гостях у Сетон-Томпсона».  «Проверь себя».

Слушание и работа с детскими книгами

Выполнить творческую работу отзыв о прочитанном произведении о животном

Сборник

произведений,

презентация по произведениям

Э.Сетон-Томпсон

3

Текущая проверка навыка чтения вслух.

Комбинированный урок

Проверить  навык  чтения вслух.

Тексты

                                                                                                           Александр Александрович Блок

4

А.А.Блок. Стихи о Родине. «Россия», Рождество». Литературный диктант.

Чтение и анализ нового произведения

Определять  тему, комментировать заглавие, определять тон, темп,

ритм; выразительно читать

Портрет,

сборник

произведений,

презентация

«А.А.Блок»

5.

Проверка чтения наизусть. Стихи о Родине. «Россия», Рождество» А.А.Блок «На поле Куликовом». Текущая проверка навыка чтения молча.

Чтение и анализ нового произведения

Комментировать    заголовок, определять позицию поэта, выразительно читать наизусть или с листа

Сборник

произведений,

презентация

«А.А.Блок»,

тексты

                                                                                                       Алексей Максимович Горький

6.

Коррекция знаний Доп.чт. А.М.Горький «В людях» (Хр.)

Чтение и анализ нового произведения

Определять  позицию автора (рассказчик, рассказчик-герой)

Портрет,

сборник

произведений,

презентация

«А.М.Горький»

7.

 А.М.Горький  «Пепе» (сказка об Италии)

Чтение и анализ нового произведения

Понимать  основное содержание текста. Особенности итальянской сказки

Сборник

произведений,

презентация

«А.М.Горький»

                                                                                                         Константин Дмитриевич Бальмонт

8.

К.Д.Бальмонт «Россия», «Снежинка».

Чтение и анализ нового произведения

Определять   темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть.

Портрет,

сборник

произведений,

презентация

«К.Д.Бальмонт»

9.

К.Д.Бальмонт «У чудищ», «Русский язык». Литературный диктант.

Чтение и анализ нового произведения

Выразительно  читать стихи, определять позицию автора. Понимать  основное содержание текста

Сборник

произведений,

презентация

«К.Д.Бальмонт»

                                                                                                      Викентий Викентьевич Вересаев

10.

Доп.чт. В.В.Вересаев «Легенда». Восточная сказка «Звезда».(Хр).

Чтение и анализ

нового произведения

Понимать  основное содержание текста, сравнивать легенды. Выделять  повторы, устойчивые эпитеты, описания героев

Портрет,

сборник

произведений,

презентация

«В.В.Вересаев»

11.

Слушание работа с детскими книгами. А.И.Куприн «Четверо нищих»

Слушание и работа с детской книгой

Понимать  основное содержание текста

Сборник  

произведений,

презентация

                                                                                                         Иван Алексеевич Бунин

12.

И.А.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…», «Шире, грудь, распахнись, для принятия…»

Чтение и анализ нового произведения

Определять  тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм

Портрет,

сборник

произведений,

презентация

«И.А.Бунин»

13.

Проверка чтения наизусть  И.А.Бунин «Детство», «Листопад».

Текущая проверка выразительности чтения

Чтение и анализ нового произведения

Выразительно  читать стихотворение, находить эпитеты, сравнения, олицетворения

Тексты,

Аудиозапись произведений

И.А.Бунина

                                                                                                           Николай Алексеевич Некрасов

14.

Н.А.Некрасов «Генерал Топтыгин»

Слушание и работа с детскими книгами

Повторение стихов русских поэтов. Слушание стихотворений Н.А.Некрасова "Генерал Топтыгин", "Саша". Сравнение стихотворений, выделение их главной мысли. Самостоятельное чтение очерка К.И.Чуковского "Н.А.Некрасов"

Главная мысль Чтение наизусть Портрет,сборник

произведений,

презентация

«Н.А.Некрасов»

15.

Н.А.Некрасов «Саша». К.И.Чуковский Николай Алексеевич Некрасов

Слушание и работа с детскими книгами

16.

Урок «Проверьте себя». Литературный диктант.

Урок-отчет 

Самостоятельная работа по рабочей тетрадке.

Самостоятельная работа

Презентация

«Н.А.Некрасов»

                                                                                                          Самуил Яковлевич Маршак

17

С.Я.Маршак. «Загадки. Зелёная застава», «Двенадцать месяцев».

Чтение и анализ нового произведения

Понятия: пьеса, действия, картины, действующие лица, диалог, реплика, ремарка (пояснение автора). Работа с пьесой по действиям ( картинам): чтение, беседа по содержанию, выделение реплик и ремарок, инсценирование отдельных картин. Подготовка Самостоятельное составление словаря

Портрет,

сборник

произведений,

презентация

«С.Я.Маршак»

18

С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев», «Словарь».

Чтение и анализ нового произведения

Читать  в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины

Энциклопедия

« Кирилл и

Мефодий»

19

С.Я.Маршак «Сказка про козла». С.Я.Маршак-переводчик Р.Бёрнс «В горах моё сердце.

Слушание и работа с детскими книгами

Инсценировать   отдельные картины

Энциклопедия

« Кирилл и

Мефодий»

20

С.Я.Маршак «Ледяной остров».

Слушание и работа с детскими книгами

Уметь узнавать произведения С. Я. Маршака по эпизодам

Презентация

«С.Я.Маршак»

21

Текущая проверка начитанности и читательских умений

Комбинированный урок

Проверить начитанности и читательские умения

Тексты

                                                                                                        Андрей Платонович Платонов

22.

Коррекция знаний Доп. чт.

А.А.Платонов «Неизвестный цветок». (Хр.)

Чтение и анализ нового произведения

Выделять  описания картин природы, внешнего вида героя (портрет) и отношения человека к природе и природы к человеку

Портрет,

сборник

произведений,

презентация

«А.А.Платонов»

23

А.П.Платонов «Любовь к родине, или Путешествие воробья»

Слушание и работа с детскими книгами

Учить рассматривать книги, слушать сказки

Презентация

«А.А.Платонов»

24.

Работа с детскими книгами. Урок «Проверьте себя».

Обобщающий урок

Стихи, рассказы и сказки современных писателей на страницах детских газет и журналов

Детские книги

25.

Текущий тест. Библиотечный урок

Комбинированный урок

Выявить пробелы в знаниях детей

Тесты

26.

Диагностические тесты и задания на сформированность учебной и читательской деятельности.

Диагностика

Выявить сформированность учебной и читательской деятельности.

Тесты по

 диагностике

Николай Алексеевич Заболоцский

27.

Коррекция знаний

Доп.чт. Н.А.Заболотский «Весна в лесу». (Хр.)

Чтение и анализ нового произведения

Выразительно  читать стихотворения, определять главную мысль произведения

Портрет,

сборник

произведений,

презентация

«Н.А.Заболотский»

28.

Н.А.Заболоцкий «Лебедь в зоопарке», «Детство». Литературный диктант.

Чтение и анализ нового произведения

Выразительно  читать стихи. Сравнить  стихотворения Н. А. Заболоцкого «Детство» и И. Сурикова «Детство»

Аудиозапись с голосами природы

                                                                                                           Произведения о детях войны. Константин Михайлович Симонов

29.

К.М.Симонов «Сын артиллериста»

Слушание и анализ нового произведения

Рассказать  о любимом литературном герое (ребенке) Оформление книжки «Герои любимых книг»

Портрет,сборник

произведений,

презентация

«К.М.Симонов»

                                                                                         4  четверть, 23ч

                                                                                          Николай Михайлович Рубцов

1

Н.М.Рубцов «Берёзы»

Чтение и анализ нового произведения

  Анализировать  стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора

Портрет,

сборник

произведений,

презентация

«Н.М.Рубцов»

2

Н.М.Рубцов «Тихая моя родина».

Чтение и анализ нового произведения

  Определять  главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения.  Сравнение стихотворений Н. М. Рубцова и И. Никитина «Русь»

Презентация «Н.М.Рубцов»,

Аудиозапись звуков природы

3

Доп. чт. Н.М.Рубцов «Ласточка».(Хр.)

Чтение и анализ нового произведения

  Определять  главную мысль стихотворения, выразительно читать

Сравнение стихотворения

Н. Рубцова «Ласточка» и рассказа И. С. Тургенева «Перепелка» (3 кл)

Презентация «Н.М.Рубцов»,

Аудиозапись звуков природы

4

Урок «Проверь себя».

Урок-отчет 

Проверочная работа

10.04

5

 Итоговый контроль навыка чтения вслух.

Комбинированный урок

Итоговый контроль навыка чтения вслух.

Тесты

                                                                                                               Юмористические  произведения

6

Н.Н.Носов «Федина задача». Литературный диктант.

Чтение и анализ нового произведения

Дать понятия юмор, ирония. Учить  «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалог

Аудиозаписи с произведениями Н.Н.Носова,

фильмы

7

В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным».

Слушание и работа с детскими

книгами

Знакомить с детскими газетами и журналами. Учить работать с дополнительной

литературой

Презентация

«В.Ю.Драгунский»,

фильм

                                                                                                           Сергей Владимирович Михалков

8

С.В.Михалков «Школа». Доп.чт. «Любитель книг». Хр.

Чтение и анализ нового произведения

Учить выразительно читать стихотворения

Портрет,

сборник

произведений,

презентация

«С.В.Михалков»

9

С.В.Михалков «Хижина дяди Тома».

Чтение и анализ нового произведения

Выразительно  читать стихотворения Знакомство с книгой
Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

Сборник  

произведений

10.

 Доп. Чт. С.В.Михалков «Чужая беда», «Зеркало». (Хр.),  Итоговый контроль навыка чтения молча.

Комбинированный

Понимать: басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение.   Читать  басни, находить и комментировать части текста

Презентация

«С.В.Михалков» ,

тексты

11

С.В.Михалков «Штиль», «Как старик корову продавал».

Слушание и работа с детскими книгами

Слушать , работать с книгами для дополнительного чтения Сравнение сказки Михалкова с русской народной сказкой «Как старик корову продавал»

Презентация

«С.В.Михалков»,

тексты

                                                                                                        Произведения современных писателей

12

И.С.Соколов-Микитов «Родина.

 Доп.чт. М.А.Шолохов «Любимая мать-отчизна» (Хр.)

Чтение и анализ нового произведения

Определять  тему произведения и авторскую

позицию Понятия очерк, герой очерка, тема очерка

Презентация

«И.С.Соколов-Микитов» , муз.записи о Родине

13

Н.С.Шер «Картины – сказки»

Доп.чт. Ю.Я.Яковлев «Право на жизнь» (Хр.)

 Р.Сеф «О стихах Джона Чиарди.

Чтение и анализ нового произведения

Понимать  основное содержание текста Особенности очерка (герой, описание, выражение точки зрения) Творческая работа.

Очерк «Мой любимый писатель»

Презентация

«Современные писатели»

14.

Урок «Проверьте себя». Литературный диктант.

Урок- игра

Проверить знания авторов книг, их произведения, жанры текстов. Основное содержание

                                                                                                   Приключения. Путешествия. Фантастика.

15.

Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов. В. Рыбаков. О книге Дж.Свифта.

Чтение и анализ нового

произведения

Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать

произведение

Портрет,

сборник

произведений,

презентация

«Дж.Свифт»

16.

Н.П.Вагнер «Берёза»

Чтение и анализ нового произведения

Понимать  основное содержание текста. Работать с книгами для дополнительного чтения Сравнение сказки Х. К. Андерсена «Ель» и Н. П. Вагнера «Береза»

Портрет,

сборник

произведений,

презентация

«Н.П.Вагнер»

17

Н.П.Вагнер «Фея Фантаста».

Чтение и анализ нового произведения

Понимать   основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения

Презентация

«Н.П.Вагнер»

18

Н.П.Вагнер «Сказка».

Слушание и работа с детскими книгами

Знать книги
Н. П. Вагнера уметь понимать основное содержание текста, слушать и работать с книгами для дополнительного чтения Сравнение сказки Ц. Топелиуса «Зимняя сказка» и сказки Н. П. Вагнера «Руф и Руфина»

Презентация

«Н.П.Вагнер»

19

Н.П.Вагнер «Руф и Руфина». Литературный диктант.

Слушание и работа с детскими книгами

Презентация

«Н.П.Вагнер»

20.

Итоговая проверка сформированности учебной  и читательской деятельности.

Комбинированный урок

Проверка  сформированности учебной  и читательской деятельности.

Тексты

19.05

21.

Коррекция знаний

Комбинированный урок

Коррекция    сформированности учебной  и читательской деятельности

22

Урок «Проверьте себя»

Урок- фантазия

Проверочная работа

23

Библиотечный урок

Критерии оценивания

Литературные диктанты:

«5» - если в работе нет ошибок;

«4» - если в работе одна ошибка;

«3» - если в работе две ошибки;

«2» - если в работе более двух ошибок.

Диагностические задания:

выполняются каждым учеником на бланках-карточках и оцениваются в баллах:     0 баллов – задание не выполнено;

                 1 балл – выполнена часть задания или допущены ошибки;

                 2 балла – задание выполнено верно;

Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание):

   Отметка «5» - ученик читает целыми словами, со скоростью не менее 90 слов в минуту вслух   и больше 110 слов в минуту молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного, сопоставить факты и сделать выводы; может составить рассказ о герое по плану, выбрав необходимые части прочитанного текста.

   Отметка «4» - ученик читает текст вслух целыми словами, со скоростью не меньше 70  слов в минуту и больше 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать своё мнение о прочитанном.

   Отметка «3» - ученик читает целыми словами со скоростью не менее 60 слов в минуту вслух и не меньше 80 слов молча; определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).

  Отметка «2» - ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».

Выразительность чтения:

   Отметка «5» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает своё отношение к читаемому; темп чтения и интонационный рисунок соответствует содержанию произведения.

  Отметка «4» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен.

  Отметка «3» - ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствует содержанию произведения.

  отметка «2» - ученик не выполняет требования, предъявляемые к отметке «3».

Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения:

   Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценивать по сумме верных ответов:

«5» - если все задания выполнены верно;

«4» - если выполнено не менее ¾  всех заданий;

«3» - если выполнено не менее ½ всех заданий;

«2» - если выполнено  менее ½  всех заданий.

 

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

         искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

         неправильная постановка ударений (более двух);

         чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

         непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

         неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

         неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

         нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

         нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

         монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты.

         не более двух неправильных ударений;

         отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

         осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

         неточности при формулировке основной мысли произведения;

         нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс по программе"Начальная школа XXI век"

Рабочая программа составлена на основе примерной (авторской) программы«Начальная школа XXIвек», Л.А. Ефросининой ««Литературное чтение. 1 класс»,  М.: Вентана-Граф, 2008...

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. По программе "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по литературному чтению включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Соответствует ФГОС....

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс по программе "начальная школа 21 века"

Рабочая программа по математике 3 класс по программе "Начальная школа 21 века" в соответствии с ФГОС, содержит календарно-тематическое планирование с УУД...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая  программа с тематическим планированием по литературному чтению  для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"....

Тематическое планирование по литературному чтению 4 класс по программе "Начальная школа 21 века"

Система учебников разработана коллективом учёных Института содержания и методов обучения РАО, Московского государственного педагогического университета, Российской академии повышения квалификации и пе...