Основы светской этики. Урок «Мысли о дружбе». 4 класс.
презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме

Федорова Ирина Аркадьевна

 

   Конспект урока с презентацией к курсу ОРКСЭ в начальной школе. Урок разработан на основе интегрированного занятия с литературным чтением. Учащиеся знакомятся с понятиями добра и дружбы на примере литературного текста в учебнике "Светская этика" и произведения В.А.Осеевой «Три товарища». Урок имеет элемент творческого задания - написание синквейна.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Основы Светской этики

4 класс

Урок «Мысли о дружбе»

        Федорова Ирина Аркадьевна

        учитель начальных классов

        ГБОУ Гимназии №205

        Фрунзенского района

        г. Санкт-Петербурга


Предмет:  Основы Светской этики.

4 класс

Учебник : «Основы Светской этики » под редакцией Т. Д. Шапошниковой издательство « Дрофа »

Тема: «Мысли о дружбе» с.102 - 103

Интегрированное занятие с литературным чтением (рассказ В.А.Осеевой «Три товарища»)

Цель:

На основе литературного произведения показать значимость нравственных качеств личности (доброта и дружба).

Задачи:

Обучающая:

- сформировать понятие дружбы;

Воспитывающая:

- учить видеть свои недостатки в поведении, уметь их исправлять;

Развивающая:

- развивать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам.

Оборудование:

Текст литературного произведения.

Памятка для написания синквейна. (Приложение 1)

Презентация. Основы Светской этики. 4класс. Урок «Мысли о дружбе».ppt

Творческая часть задания:

Написание синквейна на тему «Дружба».


Ход занятия.

  1. Организационный  момент
    Приветствие гостей, подготовка к занятию.

  1. Повторение пройденного материала

- На прошлом занятии мы вели с вами разговор о доброте. Напомните мне, пожалуйста, слова синонимы, т.е. слова близкие по значению, к слову добрый. (Ответы детей: - душевный, добросердечный, хороший, отзывчивый.) [Слайд 2]

  1. Проверка домашнего задания

- К сегодняшнему занятию я  просила вас, по желанию, выполнить творческую работу на тему «Добро в литературных сказках». Есть желающие рассказать? (Выступают 2-3 учащихся)

  1. Вводное слово учителя. Подготовительная беседа

Звучит песня «Если с другом вышел в путь…». Дети подпевают, хлопают в ладоши.

- А вы помогаете друг другу? (Ответы детей).

- Какие хорошие добрые ребята! Когда помогаешь другим, то находишь много друзей. А без друзей нельзя прожить на свете – одному скучно. Будьте добрыми, и у вас всегда будет много друзей. [Слайд 3]

Сценка «По дороге в школу» (заранее подготовленные ученики).

- Добрый день, Надя!

- Здравствуй, Данилка!

- Я очень рад, что встретил тебя!

- Спасибо, я тоже.

- Давай я донесу до школы твой портфель.

- А тебе не будет трудно?

- Что ты!

- Ты очень любезен.

- Мы же товарищи.

- Как бы  не опоздать в школу.

- Давай руку, успеем.

- В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце.

(Заранее подготовленный ученик.)

Всем советую дружить,

Ссориться не смейте.

Без друзей нам не прожить

Ни за что на свете.

Проблемный вопрос занятия:

- Скажите, пожалуйста, а можно ли между добротой и дружбой поставить знак равно. (Ответы детей). [Слайд 3  – открытие по клику]

- Вот на этот вопрос мы с вами и будем искать ответ на нашем занятии.

- Кто догадался, какова тема занятия? (Ответы детей).

  1. Сообщение темы занятия

- Тема нашего занятия: «Мысли о дружбе» [Слайд 4]

  1. Работа с информацией.

А) - Откройте учебники на с. 102. Прочитайте текст (чтение про себя).

- Прочитайте ключевые слова: [Слайд 5] 

Мудрость

Находчивость

Дружба (Друг)

-  Подумайте, что мог сказать Анахарсис  Солону?

- В качестве подсказки ответьте на вопросы в учебнике с. 103

- Кто из них был на чужбине? (Анахарсис)

- Кто из них был на родине? (Солон)

- Может ли одно и то же место быть и чужбиной, и родиной? (Ответы детей)

- А теперь прочитайте ответ Анахарсиса  и сравните его с вашим ответом. (чтение текста)

Б) Включение в обсуждение дополнительной информации. (Приложение 3)

 - Прочитайте рассказ В.А. Осеевой «Три товарища». (Дети читают произведение.)

- О чем этот рассказ? (Ответы детей: - о товарищах, о дружбе, о взаимопомощи, о доброте).

- Почему вы так решили? (Ответы детей).

- Как, по вашему мнению, поступил Миша? (Ответы детей: - Плохо, не по-дружески).

- Почему вы так решили? (Ответы детей: - Он задавал вопросы и давал советы, но не поделился завтраком, не помог товарищу.)

- Как поступил Володя? (Ответы детей: - Он поделился завтраком, помог Вите.)

- Каким слово можно назвать Володю? (Ответы детей: - Друг, добрый человек.)

- Какими качествами характера должен обладать хороший друг? (Ответы детей).

- К сегодняшнему занятию я попросила Ульяну поработать с этимологическим словарем и узнать лексическое значение слова друг.

(Друг – это человек, который никогда не предаст, который разделит с тобой и радости,  и невзгоды. Первоначальное значение этого слова – «сражающийся вместе».) [Слайд 6]

- Дашу я просила поработать со словарем синонимов и подобрать слова-синонимы к слову «дружить». («Дружить»: быть в дружеских отношениях, быть друзьями, водиться, быть на «короткой ноге»).

 [Слайд 7]

  1. Обобщение

- Задумайтесь на минутку, можно ли вас назвать настоящим другом, умеющим дружить? (Ответы детей).

Работа в парах.

- Объединитесь в пары и сформулируйте несколько правил человека, умеющего дружить. (Ответы детей).

8. Рефлексия

- Чьи мысли показались интересными?

 

   9.Обобщающее слово учителя

- Итак. Чтобы уметь дружить, нужно быть добрым, честным, справедливым человеком, приходить на помощь без лишних слов и просьб.

- Для того чтобы быть настоящим другом, нужно стремиться во всем видеть доброе, позитивное.

Творческая работа

- Вспомните вопрос, прозвучавший в начале занятия: «Можно ли поставить знак равно между добротой и дружбой?».

- Я попрошу ответить вас на этот вопрос в форме творческой работы.

- Напишите синквейн на тему «дружба». (Индивидуальная работа детей по памяткам).

- Прочитайте свои синквейны. (Ответы детей). [Слайд 8]

  1. Итог занятия. Домашнее задание

- Дома я вас прошу поработать с произведениями Валентина Петровича Катаева «Цветик-семицветик» и Валентины Александровны Осеевой «Просто старушка». Выполните задание на карточке. Соедините линией названия произведения с главной мыслью. (Приложение 2)

- Подумайте, о чем эти произведения (О дружбе).

  1. Организационный момент

Отзывы о работе детей.

Литература

  1. «Основы Светской этики » под редакцией Т. Д. Шапошниковой издательство « Дрофа ».
  2. Рассказ В.А.Осеевой «Три товарища».

Приложение 1

Синквейн

Синквейн происходит от французского слова пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк:

-        в первой строке - тема или объект называются одним словом (обычно существительным (Что?) - названием предмета;

  1. вторая строка - описание двумя прилагательными - слово, обозначающее признак предмета (какая она?);
  2. третья строка - описание действий объекта тремя словами (что делает?);
  3. четвёртая строка - фраза из четырёх слов, характеризующая ваше отношение к теме (чувства, возникающие по её поводу);
  4. пятая строка - синоним (слово близкое по значению) или, точнее, одно слово, выражающее самую суть темы.

Пример синквейна по теме «Солнце»:

Солнце. Большое, яркое. Светит, греет, радует. Солнце дарит свет и тепло. Звезда.

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________


Приложение 2

Соедини линией названия произведений с главной мыслью.

«Цветик-семицветик»

Когда делаешь добро другим, самому становится весело и хорошо.

«Просто старушка»

Надо помогать всем, кто нуждается  в твоей помощи, независимо от того, близкий это человек или незнакомый.


Приложение 3

Валентина Александровна ОСЕЕВА

ТРИ ТОВАРИЩА

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

– Почему ты не ешь? – спросил его Коля.

– Завтрак потерял…

– Плохо, – сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда далеко ещё!

– А ты где его потерял? – спросил Миша.

– Не знаю… – тихо сказал Витя и отвернулся.

– Ты, наверно, в кармане нёс, а надо в сумку класть, – сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

– Бери, ешь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы светской этики» Урок №14 «Дружба»

Расширить представление учеников о понятиях "друг", "дружба"; показать ценность и необходимость дружбы....

Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

ОРКСЭ «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики», урок «Заглянем в бабушкин сундук».

У каждого народа России сложились определённые культурные традиции. Они уходят вглубь веков и неразрывно связаны с историей нашей страны. Изучая раздел «Многообразие культуры народов Р...

Предмет. Основы религиозных культур и светской этики.Модуль. Основы светской этики.Урок 5.Тема. Добро и зло.

Тема урока: Добро и зло.На уроке предусматривается работа с текстом учебника, работа с иллюстративным рядом, самостоятельная работа....

ОРКСЭ. Основы светской этики. Урок по теме: "Нравственный поступок". 4 класс.

Урок по теме "Нравственный поступок". Тип урока: урок открытия новых знаний. Используемые технологии: технология критического мышления, технология сотрудничества. Формы работы: групповая дея...

ОРКСЭ. Основы светской этики. Урок по теме: "Добродетель и порок". 4 класс.

Урок по теме "Добродетель и порок". Тип урока: урок открытия новых знаний. Используемые технологии: критическое мышление, продуктивное чтение, технология сотрудничества. Формы работы: группо...