«Основы светской этики» Урок №14 «Дружба»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Расширить представление учеников о понятиях "друг", "дружба"; показать ценность и необходимость дружбы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_druzhba.docx32.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №14

модуля «Основы светской этики» 

Тема: «Дружба»

Составитель:

учитель начальных классов

 ГБОУ СОШ №1260 г. Москвы

Яхина Л.Е.

2014г

Цель урока: формирование у учащихся представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

Задачи урока:

Образовательные:

  • расширить представление о понятиях  «друг», «дружба»; показать ценность и необходимость дружбы.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес и творческие способности при решении  определённых проблем; развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

  •  воспитывать способность сопереживать чувствам других людей, толерантное отношение в общении с окружающими.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Совершенствование способности  самоопределяться  в жизненных ценностях;
  • Совершенствование умения  объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;
  • Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

 Метапредметные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • умение осуществлять информационный поиск;
  • готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий,

Предметные:

  • понимание ценности дружбы и дружеских отношений;

Оборудование учителя: презентация к уроку; С.И.Ожегов «Толковые словарь», В.И.Даль «Толковый словарь»; «Справочник афоризмов и изречений для школьников» (составитель В.П. Павлов); «Словарь по этике» (под ред. О.Г. Дробницкого), электронное пособие по курсу «ОРКСЭ. Светская этика» ( медиатекст  С.Погореловский «Друзья»); раздаточный материал  «Пословицы»

Оборудование учащихся:  учебник «Основы светской этики», рабочая тетрадь ученика.

Педагогический инструментарий:

Технологии: ИКТ, технология развития  критического мышления через чтение и письмо, здоровьесберегающие технологии.

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, группах.

Методы: репродуктивный, проблемный, интерактивный.

Приёмы: беседа, обсуждение, работа со справочной  литературой, поиск информации в сети Интернет

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, музыка.

Ход урока.

I. Организационный момент.

 - Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»

II. Мотивационный этап.

- Ребята, сейчас мы посмотрим слайды с аудиозаписью стихотворения С.Погореловского «Друзья» (электронное  приложение к учебнику «Основы светской этики»).

а) Беседа с учащимися.

-Какова тема стихотворения?  Актуальна ли она для нашего класса?

- Попробуйте определить, о чем пойдет речь на уроке?

- Как вы думаете, на какие вопросы мы будем искать ответы в процессе изучения этой темы?

– Молодцы! Тема нашего урока «Дружба». (Слайд 1)

- На какой главный вопрос мы должны ответить?  (Что такое дружба.) (Слайд 2)

– Как вы думаете, на какие ещё вопросы мы с вами должны будем ответить? (Все версии учитель записывает на доске.  После обсуждения лишние вопросы удаляются.)

– Сегодня мы с вами мы выясним: (Слайд 3)

  • Настоящий друг – кто он?
  • Какими качествами должен обладать настоящий друг?
  • Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
  • Почему дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?

б) Притча

- А сейчас послушайте, пожалуйста, притчу.

« В одной далёкой стране жили два друга. Они были самыми настоящими друзьями! Вместе работали, отдыхали и вместе праздновали успех. Любые решения они принимали сообща. Никто никогда не видел, чтобы они ссорились или даже просто были друг другом недовольны. Но что самое главное - друзья, ни разу не поставили свои личные отношения в зависимость от мнения окружающих. Слухи об их уникальной дружбе докатились до правителя той страны, в которой они жили. И велел он привести к себе неразлучных друзей.

- Вы действительно настоящие друзья или мне неправильно доложили? Тогда я просто казню осведомителей, да и дело с концом.

- Не надо никого казнить, владыка. Ты получил верные сведенья, мы действительно настоящие друзья. Сегодня же я хочу убедиться, что вы не лжёте. Возможно, искренне заблуждаетесь. Но, в любом случае, мне приятно было бы убедиться, что настоящая дружба существует. С этими словами правитель приказал схватить друзей и заточить в холодное, сырое подземелье: каждого - в своё. Полная изоляция от мира, ни один лучик света не должен касаться их лиц. Между узниками был исключён малейший контакт. Стражники получили исчерпывающее указание: "Не кормить, а воду пусть со стен слизывают!". Жаловаться на судьбу несчастные отныне смогут лишь крысам, в обществе которых и проведут остаток своих дней, если: Друзьям выдвинули следующее условие: тот, кто первый взмолится о пощаде, того немедленно освободят, а его друг умрёт мучительной смертью. Страшный эксперимент длился целый месяц. Никто из друзей не попросил о снисхождении. Обоих вынесли из темницы истощёнными и бездыханными. Долгое время их приводили в чувство лучшие врачи королевства. А потом, когда они пришли в себя настолько, что могли говорить, правитель снова пригласил их к себе.

- Герои! Я благодарен вам за преподанный мне урок и хочу извиниться за доставленные неудобства: Зато теперь я абсолютно точно знаю, что настоящая дружба существует.

- Как вы считаете, о чем эта притча?

- Как на ваш взгляд можно озаглавить притчу? (Настоящая дружба)

III. Актуализация знаний.

1.Работа с учебником (маркирование текста) для выявления видов взаимоотношений между людьми и того, на основе чего строятся эти взаимоотношения (стр.32, абзац 1). Ребята самостоятельно работают с текстом

Отвечают на поставленные вопросы.

2. Беседа – рассуждение о том, почему человек бывает одинок, кого можно назвать другом, приятелем, товарищем. Какие слова ассоциируются у учащихся со словом «друг». (Слайд 4)

(Дети высказывают свое мнение, называют слова – ассоциации и доказывают выдвинутое предположения, подбирают синонимы к слову «друг») (Слайд 5)

IY. Изучение нового материала.

1. Мозговой штурм

- Как  по- вашему, что значит дружить? (Учитель обобщает ответы детей)

2. Работа над понятием «дружба»

- Дружба в нашей жизни встречается постоянно: названия населенных пунктов, лагерей отдыха, садовых участков, горные переходы, названия фонтанов, есть даже орден Дружбы народов.

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?

– Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? (ответы детей) (Слайд 6)

 3. Работа в группах

а) Работа со словарями. (Слайд 7-9)  Найдите определения понятию «дружба» в словарях.

1 группа – «Толковые словари»;

Ожегов С.И. «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»

Даль В.И. «Дружба – …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды»

2 группа – «Словарь по этике», «Справочник афоризмов и изречений для школьников»;

3 группа – компьютерная сеть Интернет (работа с Macbook)

(Учитель организует работу в группах для соотнесения ответов детей с материалами словарей и справочников.)

- А теперь  прочитайте определение «дружбы» в нашем учебнике и сравните его с найденным вами определением.

- Какое понятие для вас ближе.

б) Работу в группах по карточкам – заданиям.

-Давайте разобьем слова (записаны на карточках) на две группы: что помогает дружбе и что дружбе мешает.

Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность

– Прочитайте слова первого столбика. Какие слова вы бы еще дописали? Почему именно эти слова? (учитель записывает слова на доске)

– Что дружеские отношения отличает от других отношений (приятельских, товарищеских)?

в) Работа с учебником.

– Прочитайте ответ в учебнике на стр. 32-33 и сравните со своим ответом.

V. Физминутка. (под музыку В. Шаинского «Настоящий друг») (Слайд 10)

VI. Работа над понятием «друг»  (Слайд 11-12)

1. Беседа

- Кто такой друг?

- Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?

- Для чего нужны друзья?

- Каждый ли человек может быть другом?

- А может ли дружба распасться? По каким причинам?

2. Работа в группах

А) Чтение стихотворения

– Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему? (Слайд 13)

1 группа:

(читает ученик)

Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.

– Каким не должен быть настоящий друг?

– Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?

2 группа:

Рассказ В. Осеевой «До первого дождя».

– Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы

YII. Закрепление изученного материала.

  1. Составление памятки «Правила дружбы»  (Слайд 14)

Памятка.

1.Не ссориться

2.Уступать друг другу

3.Быть вежливым

4.Не жадничать

5.Помогать друг другу

6.Быть честным

7.Быть внимательным

8. Не обижать своего друга

9. Если обидел, то не бояться просить прощение  

  1. Игра « Найди вторую половинку»  (Слайд 15)

Раздает учащимся дидактический материал   « Пословицы».

Проверяем правильность выполненного задания, используя интерактивную доску.

YIII. Итог урока. Сопоставить  первоначальные знания учащихся о дружбе  с тем, что узнали на уроке. (Слайд 16 )

-  Как вы теперь ответите на те вопросы, которые мы поставили перед собой в начале урока?

  • Настоящий друг – кто он?
  • Какими качествами должен обладать настоящий друг?
  • Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
  • Почему дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?

IХ. Домашнее задание  (Слайд 17- 18)

 - Побеседуйте с родителями об их школьных друзьях, о том какие качества они ценят в этих людях?

- Составить синквейн со словом «Дружба»

-По желанию подготовьте  творческое представление своего друга (Сочинение, фото-рассказ, рисунок, интервью).

Х. Рефлексия. (Слайд 19)

- Попробуйте соотнести всё, что вы узнали на уроке, с теми отношениями, которые существуют между вами и вашими друзьями. Оцените, насколько вы соответствуете понятию «настоящий друг»

- Затем предлагаю учащимся   подумать и записать  то, что мешает им  максимально соответствовать понятию «настоящий друг».  Предупреждает,  что содержание этих записей   останется тайной для всех, кроме самого ученика.  

По моей просьбе записку сминают и кладут в общую чашу. Учитель сжигает записки, объясняя смысл своих действий:  «Бумага сгорела, а вместе с ней сгорело и то, от чего каждый и нас хочет избавиться.  Но всё же, чтобы преодолеть свои недостатки, необходим упорный душевный труд. Я верю, что каждый из вас будет гордо нести звание «Настоящий друг», а гимном  вашей жизни пусть будет песня «У друзей  нет выходных»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока для 4 класса по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Дружба"

Данный конспект занятия подходит не только для урока по курсу ОРКСЭ, но прекрасно можно использовать и во внеклассной работе . Тема дружбы занимает большое значение в жизни каждого человека,не зависим...

Основы светской этики. Урок «Мысли о дружбе». 4 класс.

 Конспект урока с презентацией к курсу ОРКСЭ в начальной школе. Урок разработан на основе интегрированного занятия с литературным чтением. Учащиеся знакомятся с понятиями добра ...

Открытый урок по основам светской этики на тему: "Дружба"

Данный урок содержит подробный конспект урока, презентацию, приложения к уроку....

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) по теме: «Дружба» в 4 классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска Учитель начальных классов: Конева Л.Н.

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики)   Тема: «Дружба» 4 классНа уроке идёт формирование представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в  дружеских отнош...

Конспект урока «Основы светской этики» по теме « Дружба» в 4 классе.Рахимова Фарзана фаритовна МБОУ СОШ №4

Цель: 1. Расширение знаний детей о дружбе.2.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения..Развивать речевые умения.3.Воспитывать дружеские в...

ОРКСЭ «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики», урок «Заглянем в бабушкин сундук».

У каждого народа России сложились определённые культурные традиции. Они уходят вглубь веков и неразрывно связаны с историей нашей страны. Изучая раздел «Многообразие культуры народов Р...

Предмет. Основы религиозных культур и светской этики.Модуль. Основы светской этики.Урок 5.Тема. Добро и зло.

Тема урока: Добро и зло.На уроке предусматривается работа с текстом учебника, работа с иллюстративным рядом, самостоятельная работа....