Рабочая программа по литературному чтению 2кл. перспективная нач.школа
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

Казанцева Галина Валентиновна

рабочая программа разработана на основе Концепции стандарта второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.chtenie.docx118.25 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана  на основе Концепции стандарта второго поколения,  требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по литературному чтению и УМК «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

     «Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы).

2. Цели обучения

Изучение курса литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

приобретения умения работать с разными видами информации;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

3.  Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

3.  Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

4.  Место предмета в базисном учебном плане

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется во 2 классе 136 (4 ч в неделю), из вариативной части добавлен 1 час. Всего – 170 часов.

5.  Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

 На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями(базовыми ценностями):добром, справедливостью правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

6. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;

• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

• выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области регулятивных учебных действий:

в области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:

• подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

• понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

Программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий:

– Чуракова, Н. А. Литературное чтение : 2 кл. : учебник : в 2 ч. / Н. А. Чуракова. – М. : Академкнига/Учебник, 2012.

– Малаховская, О. В. Литературное чтение : 2 кл. : хрестоматия / О. В. Малаховская; под ред. Н. А. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2012.

– Малаховская, О. В. Литературное чтение : 2 кл. : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. В. Малаховская ; под ред. Н. А. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2012.

– Чуракова, Н. А. Литературное чтение : 2 кл. : методическое пособие для учителя / Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская. – М. : Академкнига/Учебник, 2012.

Требования
к уровню подготовки учащихся

К концу второго года обучения учащиеся

должны знать/понимать:

– имена 2–3 классиков русской и зарубежной литературы;

– имена 2–3 современных писателей (поэтов); название и содержание их произведений, прочитанных в классе;

– названия и содержание нескольких произведений любимого автора;

уметь:

– читать целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

– читать выразительно поэтический текст в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

– эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой;

– устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

– читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);

– пересказывать текст небольшого объема;

– различать сказку о животных и волшебную сказку;

– определять особенности волшебной сказки;

– определять тему и выделять главную мысль произведения;

– оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;

– узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, звукопись, контраст), уметь находить их в произведении;

– пользоваться толковым словарем для выяснения значений слов.

Формы реализации программы:

-фронтальная;

-парная;

-групповая;

-индивидуальная

Методы реализации программы:

-практический;

-объяснительно-иллюстративный;

-частично- поисковый;

-наблюдение;

-информативный

Способы и средства:

-технические средства;

-модели и таблицы;

-рисунки;

-дидактический  материал;

-учебное пособие «Музей в твоем классе»

-лупы;

-рамочки

Содержание курса:

В гостях у Ученого Кота                                                                                      27 часов

В гостях у Незнайки                                                                                            14 часов

В гостях у Барсука                                                                                               27 часов

В гостях у Ёжика и Медвежонка                                                                     14 часов

Точка зрения                                                                                                         41 час

Детские журналы                                                                                                   9 часов

Природа для поэта – любимая и живая                                                          20 часов

Почему нам бывает смешно                                                                               18 часов

Календарно-тематический план по литературному чтению для обучающихся 2 класса «В»

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

(форма и вид

деятельности

обучающихся,

форма

занятий)

Элементы

содержания

Требования

к уровню подготовки обучающихся

(результат)

Элементы

дополнительного (необязательного)

содержания

Вид

контроля

Домашнее задание

Дата

проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

В гостях у Ученого Кота (27 часов)

1

Знакомство с библиотекой Ученого Кота

2

Комбинированный

Народные

 и авторские

 сказки

Знать названия и авторов литературных произведений.

Уметь работать с дополнительной литературой

Логика сказочного жанра

Чтение вслух,

беседа

Составить список народных и ав-

торских сказок

2

Вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан

и Людмила»

2

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Ритм стихотворения

Знать имена русских классиков; произведения А. С. Пушкина; понятие «иллюстрация».

Уметь ориентироваться по содержанию учебника.

Иметь представление о вступлении как первой части в большом стихотворении (поэме)

Логика стихотворного сказочного жанра. Поэма

Чтение вслух,

 беседа

С. 8, наизусть

3

Авторская сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

Комбинированный

Народные и авторские сказки. Особенности волшебной сказки:

наличие двух миров (земного

Уметь:

– находить концовку в произведении;

– объяснять авторские обороты;

– читать текст художественного произведения про себя

Древнее народное происхождение сюжета  сказки

А. С. Пушкина

Чтение

наизусть, беседа

С. 12–15,

выразительное чтение


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

и волшебного; присутствие волшебных вещей и волшебного помощника)

4

Специфика сказочного жанра

в поэтической сказке

А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

Комбинированный

Особенности волшебного помощника и представление волшебного мира в сказке

А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Уметь различать жанры художественных произведений.

Иметь представление о приеме художественной выразительности – олицетворении

Олицетворение

Чтение вслух,

беседа

С. 16–18, выразительное чтение

5

Авторская сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

2

Комбинированный

Деление текста на части. Сходство авторской сказки и народной сказки-цепочки

Знать сходство в построении сказки А. С. Пушкина и народной сказки-цепочки.

Уметь:

– выделять в сказке два мира: земной и волшебный;

– осознанно читать текст художественного произведения

Характеристика героев сказки. Построение «Сказки о рыбаке и рыбке»

Чтение вслух,

беседа

С. 19–20,

читать

6

Русские народные сказки о животных «Петушок – золотой гребешок»

2

Комбинированный

Сравнительный анализ народных сказок и зарубежных сказок о животных

Знать народные сказки о животных. Уметь:

– анализировать построение русской народной сказки;

– соотносить данную сказку со сказкой-цепочкой;

– читать вслух и про себя; различать сказки авторские и народные

Чтение вслух,

 беседа

С. 23–27,

читать


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

7

Сказки «Лисичка-сестричка», «Кот и лиса»

2

Комбинированный

Сравнительный анализ русских народных сказок «Лисичка-сестричка», «Кот и лиса»

Знать, какую роль выполняют животные в русских народных сказках.

Уметь:

– воспринимать на слух художественные произведения;

– приводить примеры русских народных сказок о животных

Животные-тотемы

Тест

(5 мин)

Хрестоматия

8

Зарубежные сказки о животных. Джоэль Харрис «Братец Лис и братец Кролик»

2

Комбинированный

Сравнительный анализ героев сказок о животных русских народных и зарубежных авторских

Уметь:

– различать сказки народные и авторские;

– давать характеристику главным героям по названию произведения

Характеристика героев сказки

Чтение вслух,

беседа

С. 31–35,

читать

9

Джоэль Харрис «Почему у братца Опоссума белый хвост»

2

Комбинированный

Главный герой произведения

Знать, что в сказках о животных хитрец и проказник – часто самый главный герой.

Уметь:

– подтверждать свое мнение строчками из текста;

– делить текст на части

Чтение вслух,

беседа

С. 37–40,

читать

10

Китайская волшебная сказка «Как собака с кошкой враждовать стали»

2

Комбинированный

Признаки волшебной сказки

Уметь:

– находить в произведении приметы волшебной сказки: волшебные помощники, чудеса, волшебные предметы;

– устно выражать свое отношение к содержанию сказки

Логика сказочного жанра

Выразительное чтение

С. 41–44,

читать


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

11

Характеристика героев сказки «Как собака с кошкой враждовать стали»

2

Комбинированный

Герои произведения, их переживания. Умение ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них

Знать, что в сказках о животных животные – герои, а в волшебных сказках животные – помощники героев. Уметь различать сказку о животных и волшебную сказку с героями-животными.

Иметь представление о том, что в более древних сказках побеждает хитрый, а в менее древних – благородный

Черты сказки древнего происхождения

Проверка техники чтения

С. 45–48,

читать

12

Главные герои русской волшебной сказки «Волшебное кольцо»

1

Комбинированный

Сходство и отличие русских и китайских  волшебных народных сказок

Уметь выделять общие сюжеты в русской и китайской сказках, своеобразие этого момента в каждой сказке

Чтение вслух, беседа

С. 51–54,

читать

13

Роль волшебных предметов в сказке «Волшебное кольцо»

1

Комбинированный

Роль волшебных предметов в волшебной сказке

Уметь:

– выделять особенности волшебной сказки;

– сравнивать героев русской и китайской сказок, их поступки и отношение к своим хозяевам в каждой сказке

Характеристика героев сказки, мотивы их поведения

Чтение вслух,

беседа

С. 55–58,

читать

14

Современные поэтические тексты. И. Пивоваров «Жила-была собака», «Мост

и сом»

2

Комбинированный

Связь поэтических текстов с народным творчеством

Знать понятие «поэт».

Уметь:

– определять жанр литературного произведения;

– подтверждать свое мнение строчками из текста

Небылица. Прибаутка. Докучная сказка

Чтение вслух,

беседа

С. 60–62,

читать


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

15

Жанр произведения Г. Лагздынь «Утренняя кричалка». Поход

в «Музейный дом». Иллюстрации к сказке «Репка»

1

Комбинированный

Ритм стихотворения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Уметь:

– определять жанр литературного произведения;

– анализировать иллюстрации к русской народной сказке «Репка».

Иметь представление о разных взглядах художников на сказку «Репка» (сказка-цепочка, докучная сказка, сказка-небылица)

Закличка.
Скороговорка. Связь произведений литературы с произведениями живописи

Чтение наизусть,

беседа

С. 63,

наизусть

16

Обобщение по теме «Сказки о животных и волшебные сказки»

2

Обобщение

Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений

Уметь:

– определять содержание книги по ее элементам;

– самостоятельно читать книги

Выразительное чтение, ответы на вопросы

В гостях у Незнайки (14 часов)

17

В гостях у Незнайки

1

Комбинированный

Оценочные высказывания о прочитанном произведении

Знать понятие «фантазия».

Уметь проводить грань между выдумкой и ложью

Чтение вслух,

беседа

С. 65, читать, мини-сочи-нение о фантазии

18

Н. Носов «Фантазеры»

2

Комбинированный

Герой произведения

Уметь:

– пересказывать текст;

– различать жанры (сказки, рассказы);

– приводить примеры литературных произведений различных авторов на одну тему

Секрет творчества – развитое воображение и фантазия автора

Чтение вслух,

беседа

С. 66–69, пересказ


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

19

Говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же.
Н. Носов «Фантазеры»

1

Комбинированный

Восприятие и понимание эмоционально-нрав-ственных переживаний героя

Знать произведения Н. Носова.

Уметь:

– анализировать понятия «фантазия», «выдумка», «ложь»; 

различать героя-обманщика и героя-выдумщика

Чтение

по ролям, беседа

С. 70–74,

читать по ролям

20

Рассказ Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!»

2

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы

Знать, что смысл произведения выражается не только в словах, но и в ритме, интонации, атмосфере общения героев.

Уметь передавать характер героя при чтении с помощью интонации, высоты голоса.

Иметь представление о детских играх в небылицы, о «фантастическом» языке

Характеристика героев сказки, мотивы их поведения

Чтение вслух,

беседа

С. 75–77, читать

21

Э. Мошковская «А травка не знает», «Ноги и уроки», «Язык

и уши»

1

Комбинированный

Современные юмористические произведения
для детей

Уметь:

– анализировать поступки главного героя;

– подтверждать свое мнение строчками из текста;

– читать стихотворения наизусть

Чтение вслух,

 беседа

С. 78–79, наизусть

22

Э. Мошковская «Язык и уши», «Если грачи закричали»

1

Комбинированный

Уметь:

– определять главную тему произведения;

– проводить грань между выдумкой и обманом

Чтение

наизусть,

беседа

С. 79–80, наизусть


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

23

Б. Окуджава «Прелестные приключения»

1

Комбинированный

Современные авторские сказки для детей. Различение жанров произведений

Уметь:

– пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов;

– проводить сравнительный анализ построения современной авторской сказки и построения русской народной сказки;

– соотносить иллюстрации с прочитанным текстом

Слова-омографы

Чтение вслух,

беседа

С. 81–83, читать

24

Б. Окуджава «Прелестные приключения»

1

Комбинированный

Уметь:

– рассматривать и анализировать иллюстрации к тексту;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Чтение вслух,

беседа

С. 84–86, читать

25

Б. Окуджава «Прелестные приключения»

1

Комбинированный

Сходство и различие авторской и народной сказки

Уметь:

– проводить грань между выдумкой и обманом;

– подтверждать свое мнение строчками из текста

Тест

(5 мин)

С. 87–89, читать

26

Дональд Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь…»

2

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы. Герой произведения

Знать понятия «фантазер» и «выдумщик».

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Чтение вслух,

беседа

С. 90–92, читать


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

27

Обобщение по теме «В гостях у Незнайки»

1

Обобщение

Чтение вслух до-ступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения

Уметь:

– определять содержание книги по ее элементам;

– самостоятельно читать книги

Выразительное чтение, ответы на вопросы

В гостях у Барсука (27 час)

28

Секреты чайного домика

2

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы. Высказывание оценочных суждений

Уметь представлять картины природы.

Иметь представление о «секрете любования»

Малая поэтическая форма. Хокку (хайку)

Чтение вслух,

беседа

С. 93–97, читать, выполнить рисунок

29

С. Козлов «Ежик в тумане»

1

Комбинированный

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Уметь:

– подтверждать свое мнение строчками из текста;

– читать осознанно текст литературного произведения;

– определять тему и главную мысль

Чтение вслух,

беседа

С. 97–98, читать

30

С. Козлов «Ежик в тумане». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация
Т. Мавриной «Полумесяц»

1

Комбинированный

Иллюстрация

в книге и ее роль в понимании
произведения

Уметь:

– соотносить иллюстрацию с художественным произведением;

– определять идею иллюстрации

Связь произведений литературы с произведениями живописи

Чтение вслух,

беседа

С. 97–98, пересказ

31

Японская сказка «Барсук – любитель стихов»

1

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений

Уметь:

– определять мотивы поведения героев;

– высказывать свое отношение к главному герою сказки

Пересказ, беседа

С. 99–102, читать


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

32

Японская сказка «Барсук – любитель стихов»

2

Комбинированный

Уметь:

– передавать своё чувство окружающим;

– пересказывать сказку;

– делить текст на части

Чтение вслух,

беседа

С. 99–102,

пересказ

33

Японская сказка «Луна на ветке»

2

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы. Сравнение героев японских сказок «Барсук – любитель стихов» и «Луна на ветке»

Уметь:

– сравнивать характеры героев различных произведений;

– работать с иллюстрацией в книге и определять ее роль в раскрытии содержания произведения

Пересказ,  беседа

С. 103–107, читать 

34

Поэт – тот, кто создает и ценит красоту

2

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения

Знать, что тех, кто умеет создавать и ценить красоту, называют поэтами. Уметь:

– сравнивать героев из сказок «Барсук – любитель стихов» и «Луна на ветке»;

– проводить грань между выдумкой и обманом

Сочинение

С. 108–111,

мини-сочинение

35

Поход в «Музейный дом». Секреты японского свитка. Фрагмент «Тростник под снегом и дикая утка»

1

Комбинированный

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Высказывание оценочных суждений

Уметь:

– работать с иллюстрациями; анализировать фрагмент (часть) свитка с помощью лупы;

– находить фигурки животных в работе художника

Связь произведений литературы с произведениями живописи

Сочинение-описание

Описание картины


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

36

С. Козлов «Красота». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация А. Дюрера «Травы»

1

Комбинированный

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании
произведения. Пересказ текста, деление текста
на части

Уметь:

– видеть красивое в обычном; узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение);

– находить их в произведении

Связь произведений литературы с произведениями живописи

Чтение вслух,

беседа

С. 111–114, пересказ

37

Секрет коротких стихотворений. Японское хокку Хиросиге

1

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы

Иметь представление о том, как записывается японское хокку.

Уметь:

– видеть прекрасное в простом;

– устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного

Хокку – часть живописного произведения

Пересказ, беседа

С. 115–117, читать

38

Японское хокку Иссё, Бусон. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация

А. Венецианова «Жнецы»

1

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Уметь:

– анализировать и выделять общее в произведениях различных поэтов, которые жили в разные времена
и в разных странах;

– анализировать иллюстрации.

Иметь представление о единстве понятий «красота» и «любовь»

Связь произведений литературы с произведениями живописи

Чтение вслух,

беседа

С. 117–118, читать

39

Японское хокку Тиё, Оницура. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Ван Гога «Комната в Арле»

1

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Уметь:

– анализировать состояние души автора текста;

– подтверждать свое мнение строчками из текста;

– работать с иллюстрацией

Связь произведений литературы с произведениями живописи

Чтение вслух,

беседа

С. 119–121, читать


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

40

В. Драгунский «Что я люблю»

2

Комбинированный

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Знать произведения В. Драгунского. Уметь соотносить поведение героя произведения с поведением своих друзей

Чтение вслух,

беседа

С. 123–125, читать

41

Герой стихотворения С. Махотина «Воскресенье»

1

Комбинированный

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Уметь:

– сравнивать героев В. Драгунского и С. Матохина;

– читать стихотворения наизусть

Тест

(5 мин)

С. 126

наизусть

42

В. Драгунский «Что любит Мишка»

2

Комбинированный

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Уметь:

– выполнять сравнительный анализ героев двух прозаических и одного поэтического текста;

– ориентироваться в тексте;

– просматривать его и находить нужное место для ответа на вопрос

Чтение вслух,

беседа

С. 127–131, читать

43

М. Махотин «Груша»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Уметь:

– определять мотивы поведения героев произведения;

– высказывать свое мнение

Чтение вслух,

беседа

С. 132–133, наизусть

44

М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат»

1

Комбинированный

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Уметь:

– выполнять анализ постепенной смены настроения героя стихотворения «Уехал младший брат»;

– ориентироваться в тексте;

– читать стихотворения наизусть

Чтение

наизусть

С. 134–137,

наизусть

45

Сказка Дж. Родари «Приезжает

дядюшка белый медведь»

1

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы

Уметь:

– пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов;

– определять тему и выделять главную мысль произведения

Чтение

наизусть

С. 138–141, читать

46

Богатство настоящее и ненастоящее

1

Комбинированный

Создание условий для сравнения характеров героев

Уметь оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки

Письмо в клуб «Ключ и заря»

Чтение вслух,

беседа

С. 142–144, читать

47

Работа по хрестоматии «О насто-ящем и ненасто-ящем богатстве»

1

Комбинированный

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Уметь:

– выразительно и осознанно читать литературные произведения;

– определять содержание книги по ее элементам; самостоятельно читать книги

Чтение вслух,

 беседа

48

Обобщение по теме «В гостях у Барсука»

1

Обобщение

Чтение вслух до-ступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения

Уметь:

– определять содержание книги по ее элементам;

– самостоятельно читать книги

Выразительное чтение, ответы на вопросы

В гостях у Ёжика и Медвежонка (14 часов)

49

И. Тургенев «Воробей». М. Карем «Ослик»

2

Комбинированный

Связь названия

с темой текста, мысль текста. Различие позиций автора и героев стихотворения

Уметь:

– анализировать название произведения;

– различать позиции автора и героя стихотворения; пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов

Чтение вслух,

беседа

С. 145–148, читать, пересказ


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

50

М. Бродицкая «Котенок».

Э. Мошковская «Кому хорошо»

1

Комбинированный

Позиции автора
и героев стихотворения

Уметь:

– анализировать позиции автора и героев стихотворения;

– понимать и чувствовать смысл интонации, эмоционального тона стихотворения;

– искать конкретный текст, ориентируясь на страницу «Содержание»;

– ориентироваться в тексте, просматривать его и находить нужное место

Чтение вслух,

беседа

С. 149–152, читать

51

В. Драгунский «Друг детства»

2

Комбинированный

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Уметь:

– устанавливать связь между названием и содержанием произведения;

– определять, от какого лица идет повествование

Олицетворение

Чтение вслух,

беседа

С. 153–155, читать

52

В. Лунин «Кукла». Р. Сеф «Я сделал крылья

и летал»

1

Комбинированный

Тема и главная мысль произведения

Уметь:

– подтверждать свое мнение строчками из текста;

– узнавать прием олицетворения;

– проводить грань между выдумкой и обманом

Чтение вслух,

беседа

С. 156–159, наизусть

53

Л. Толстой «Прыжок»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Жанры произведений

Знать понятия «сказка», «рассказ», «быль».

Уметь:

– выполнять структурно-содержатель-ное деление текста;

– определять кульминацию;

– ориентироваться в тексте, внимательно просматривать его и находить нужное место;

Быль. Кульминация

Чтение

 наизусть

С. 161–164,

читать

54

Л. Толстой «Прыжок»

1

Комбинированный

Чтение вслух,

беседа

С. 161–167,

пересказ

– осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения;

– примерять высказывание к характеру героя

55

Л. Толстой

«Акула»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. События, составляющие основу произведения

Уметь:

– выделять главного героя;

– осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения;

– делить текст на смысловые части

Чтение вслух,

 беседа

С. 167–170, читать

56

Л. Толстой

«Акула»

1

Комбинированный

Тест

(5 мин)

57

Э. Мошковская «Если такой закат»

1

Комбинированный

Уметь анализировать характер героя-рассказчика

С. 172, наизусть

58

Поход в «Музейный дом». Иллюстрация

П. Брейгеля «Охотники на снегу»

1

Комбинированный

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Уметь:

– работать с иллюстрациями;

– изучать фрагменты картины с помощью лупы

Связь произведений литературы с произведениями живописи

Чтение

 наизусть

Мини-сочинение

59

Обобщение по теме «В гостях у Ёжика и Медвежонка»

2

Обобщение

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Уметь:

– определять содержание книги по ее элементам;

– самостоятельно читать книги

Письмо в клуб «Ключ и заря»

Выразительное чтение, ответы на вопросы

С. 173–175, отвечать на вопросы


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Точка зрения (41 часов)

60

Поэтический текст. А. Кушнер «Что я узнал!». Поход в «Музейный дом». Портреты итальянского художника Арчимбольдо

1

Комбинированный

Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Уметь:

– пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов;

– работать с иллюстрациями

Связь произведений литературы с произведениями живописи

Чтение вслух,

 беседа

С. 8–9, читать

61

С. Матохин «Фотограф». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация В. Гога «Церковь в Овере»

1

Комбинированный

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Уметь:

– читать стихотворения наизусть;

– применять на практике знания о различных жанрах живописи;

– работать с иллюстрациями

Связь произведений литературы с произведениями живописи

Чтение вслух,

беседа

С. 10,

наизусть

62

И. Пивоварова «Картина». 
Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Лентулова «Василий Блаженный»
 

1

Комбинированный

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Уметь:

– определять тему литературного произведения;

– работать с иллюстрациями.

Иметь представление о способах видеть мир по-новому

Связь произведений литературы с произведениями живописи

Чтение

 наизусть

С. 11, читать

63

О. Дриз «Игра»

2

Комбинированный

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Уметь:

– читать стихотворение по цепочке;

– анализировать состояния главного героя

Чтение вслух,

беседа

С. 12–14, читать, рисунок

64

С. Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно»

1

Комбинированный

Знать понятие «воображение».

Уметь представлять (воображать) картины литературного произведения.

Понимать, что видеть мир по-новому можно благодаря силе воображения

Чтение вслух,

беседа

С. 15–19, читать

65

О. Дриз «Стеклышки»

1

Комбинированный

Связь названия с темой текста, мысль текста

Уметь:

– читать выразительно стихотворение по цепочке;

– анализировать состояние героя

Чтение вслух,

 беседа

С. 20, наизусть

66

М. Бородицкая «Лесное болотце»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Уметь пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов.

Понимать, что видеть мир по-новому можно благодаря силе воображения

Чтение

наизусть

С. 21, наизусть

67

В. Берестов «Картинки в лужах»

1

Комбинированный

Связь названия с темой текста, мысль текста

Уметь:

– анализировать название и содержание стихотворения;

– проводить грань между выдумкой и обманом

Чтение

наизусть

С. 22, наизусть

68

А. Ахундова «Окно»

1

Комбинированный

Уметь читать стихотворение наизусть.

Понимать, что видеть мир по-новому можно благодаря силе воображения

Чтение

наизусть

С. 23, наизусть

69

А. Усачев «Бинокль»

2

Комбинированный

Уметь:

– пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов;

– делить текст на части

Чтение

наизусть

С. 24–27, читать


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

70

Т. Белозерова «Хомяк»,

М. Яснов «Хомячок»

1

Комбинированный

Тема, идея произведения

Уметь:

– пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов; 

анализировать характер героя; 

подтверждать свое мнение строчками из текста;

– определять, от какого лица идет повествование

Чтение вслух,

беседа

С. 28–29,

наизусть

71

Г. Цыферов «Жил на свете слоненок»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения.

Участие в диалоге о прочитанном произведении

Уметь:

– делить текст на смысловые части; пересказывать произведение;

– анализировать причину смены настроения героев

Понятие «точка зрения»

Чтение

наизусть

С. 30–31,

читать, пересказ

72

Е. Чеповецкий

«В тихой речке»

1

Комбинированный

Уметь:

– пользоваться понятием «точка зрения»;

– определять, от какого лица идет повествование

Тест

(5 мин)

С. 32,

читать по ролям

73

А. Гиваргизов «Что ты, Сережа, сегодня не в духе?»

1

Комбинированный

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Знать понятие «точка зрения».

Уметь:

– анализировать настроение героев и называть причину этого настроения;

– определять, какому герою принадлежат данные слова

Чтение вслух,

беседа

С. 33, читать по ролям

74

М. Бородицкая «Вот такой воробей», С. Махотин «Местный кот»

1

Комбинированный

Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения

Уметь:

– характеризовать героев, определять мотивы их поведения;

– сравнивать поведение кота и поведение воробья.

Иметь представление о том, что может  и как работает поэт

Мотивы поведения героев произведения

Чтение вслух,

беседа

С. 34–35, наизусть


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

75

М. Бородицкая «Булочная песенка»

1

Комбинированный

Связь названия

с темой текста, мысль текста

Уметь определять точку зрения разных героев стихотворения

Чтение

 наизусть

С. 36, читать

76

П. Синявский «Федина конфетина», А. Усачев «Эх!»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Уметь:

– определять и анализировать необычные переживания героев стихотворения;

– сравнивать сюжеты двух стихотворений;

– находить в произведении строчки, которые кажутся особенно смешными

Прием увеличения

Чтение вслух,

 беседа

С. 37–38, наизусть

77

Г. Сапгир «У прохожих на виду», Н. Крылов «Зимний пейзаж»

1

Комбинированный

Знать понятия «тема», «главная мысль» произведения.

Уметь:

– определять тему стихотворения, главную мысль;

– анализировать «точку зрения» героев стихотворения;

– читать стихотворение наизусть

Чтение

 наизусть

С. 39–40, читать

78

О. Кургузов «Сухопутный или морской?». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Н. Крылова «Зимний пейзаж»

1

Комбинированный

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Уметь:

– работать с иллюстрациями;

– выбирать название к фрагменту иллюстрации из данных в учебнике;

– изучать фрагмент с помощью рамки;

– сравнивать начало и концовку литературного произведения;

– определять «точку зрения» героев

Связь произведений литературы с произведениями живописи

Чтение вслух,

беседа

С. 41–43, читать


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

79

О. Дриз «Кончилось лето». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация

М. Добужинского «Кукла»

1

Комбинированный

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Уметь:

– выделять общее у всех зашифрованных живых и неживых предметов-героев произведения;

– работать с иллюстрациями;

– сравнивать тему и переживания героев стихотворения и иллюстрации

Звукопись. Связь произведений литературы с произведениями живописи

Чтение вслух,

беседа

С. 44–47, читать

80

О. Дриз «Синий дом». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация М. Шагала «Синий дом»

1

Комбинированный

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Сравнительный анализ литературного и художественного произведений, которые имеют одинаковое название

Уметь:

– работать с иллюстрациями;

– изучать фрагмент картины с помощью рамки;

– сравнивать переживания художника и поэта

Связь произведений литературы с произведениями живописи

Чтение вслух,

беседа

С. 48–49, читать

81

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Знать роль знака «точка с запятой» в стихотворении.

Уметь:

– делить текст на смысловые части;

– ориентироваться в тексте;

– анализировать переживания автора в каждой части стихотворения

Чтение вслух,

беседа

С. 51, наизусть


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

82

М. Лермонтов «Осень»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Уметь:

– анализировать и выделять общее в стихотворениях А. Пушкина и М. Лермонтова об осени;

– читать стихотворение наизусть

Чтение

наизусть

С. 54,

наизусть

83

О. Дриз «Кто я?»

2

Комбинированный

Герой произведения. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам

Уметь:

– ориентироваться в тексте;

– находить повторяющиеся строчки;

– анализировать характер героя.

Иметь представление о средстве художественной выразительности – контрасте

Определение языковых средств художественной выразительности. Контраст

Чтение

 наизусть

С. 56–57, читать

84

А. Гиваргизов «Мой бедный Шарик, ты не знаешь…»

1

Комбинированный

Уметь:

– определять характер, возраст героев стихотворения;

– читать стихотворения наизусть

Чтение вслух,

беседа

С. 58–59, наизусть

85

М. Карем «Повезло!»

1

Комбинированный

Уметь:

– сравнивать точки зрения разных героев стихотворения;

– объяснять название произведения

Чтение

наизусть

С. 59–60, читать

86

Р. Сеф «Лучше всех»

1

Комбинированный

Уметь анализировать характер и мотивы поведения героя стихотворения

Чтение вслух,

беседа

С. 60–61, читать

87

Л. Яхнин «Моя ловушка»

1

Комбинированный

Иметь представление о силе воображения.

Уметь:

– проводить грань между выдумкой и обманом;

– читать стихотворения наизусть

Чтение вслух,

беседа

С. 62–63, наизусть


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

88

Г. Юдин «В снегу бананы зацвели»

1

Комбинированный

Уметь:

– анализировать выдумки героя;

– определять отношения героев в стихотворении.

Иметь представление о мнении людей

Чтение

наизусть

С. 64–65, читать

89

Г. Юдин «Скучный Женя»

1

Комбинированный

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Уметь:

– анализировать название стихотворения;

– эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения

Чтение вслух,

беседа

С. 66–67, выразительное чтение

90

О. Дриз «Теленок»

1

Комбинированный

Уметь сравнивать переживания героев раннее прочитанных произведений.

Иметь представление о силе воображения

Чтение вслух,

беседа

С. 68–69, читать

91

А. Усачев «Обои»

2

Комбинированный

Связь названия с темой текста, мысль текста

Уметь:

– составлять высказывание с опорой на текст;

– анализировать характер и мотивы поведения героев

Тест

(5 мин)

С. 69–73, читать

92

В. Лунин «Что я вижу»

1

Комбинированный

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Иметь представление о силе воображения.

Уметь определять тему и выделять главную мысль произведения

Чтение вслух,

беседа

С. 74–75, читать

93

Ю. Мориц «Хвостики», «Букет». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация

Д. Арчимбольдо «Лето», «Осень»

1

Комбинированный

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Уметь:

– соотносить название произведения с его содержанием;

– работать с иллюстрацией;

– изучать фрагмент с помощью лупы и рамки;

– читать стихотворения наизусть

Письмо в клуб «Ключ и заря».

Связь произведений литературы с произведениями живописи

Чтение вслух, беседа

С. 75–76. наизусть


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

94

Работа по хрестоматии «Точка зрения»

2

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Знать понятие «точка зрения».

Уметь:

– определять содержание книги по ее элементам;

– самостоятельно читать книги

Выразительное чтение, ответы на вопросы

95

Обобщение по теме «Точка зрения»

1

Обобщение

Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения

Уметь:

– определять содержание книги по ее элементам;

– самостоятельно читать книги

Чтение

 наизусть

Детские журналы (9 часов)

96

С. Михалков

«А что у вас?»

1

Комбинированный

Основные темы детского чтения: родина, природа, труд, добро и зло, взаимоотношения людей, приключения в детских журналах. Построение небольшого монологического высказывания. Различение жанров произведений

Иметь представление о детской периодике.

Уметь:

– пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов;

– анализировать новости, рассказанные ребятами-героями стихотворения

Чтение вслух,

 беседа

С. 78–79, читать

97

Что такое новости? Кто рассказывает новости?

1

Комбинированный

Знать понятие «новости»; как распространяются новости.

Уметь составлять высказывания с опорой на иллюстрации.

Иметь представление о работе журналистов

Источники новостей (Интернет, телевидение, радио, газеты, журналы)

Чтение вслух,

беседа

С. 80–81, читать

98

Детская периодика. Журналы для детей

1

Комбинированный

Знать названия детских журналов. Уметь определять дату выпуска журнала и газеты

Чтение вслух,

беседа

С. 82–83, читать

99

По страницам детского журнала «Мурзилка»

2

Комбинированный

Уметь:

– определять по обложке журнала дату его выхода;

– ориентироваться в содержании журнала

Чтение вслух,

беседа

С. 84–91, читать

100

По страницам детского журнала «Веселые картинки»

2

Комбинированный

Уметь ориентировать по страницам журнала с помощью «Содержания»

Чтение вслух,

беседа

С. 92–97, читать

101

Развивающие задания журнала «Мурзилка»

1

Комбинированный

Иметь представление о забавных и развивающих играх журнала «Веселые картинки».

Уметь определять название журнала по его страничкам

Письмо в клуб «Ключ и заря»

Чтение вслух,

беседа

С. 98–102, читать

102

Обобщение по теме «Детские журналы»

1

Комбинированный

Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения

Знать понятия  «периодика», «новости», «журналист».

Уметь:

– определять содержание книги по ее элементам;

– самостоятельно читать книги

Выразительное чтение, ответы на вопросы

Природа для поэта – любимая и живая (20 часов)

103

Л. Яхнин «Музыка леса»

1

Комбинированный

Уметь:

– выполнять сравнительный анализ темы и названия стихотворения;

– ориентироваться в тексте

Чтение вслух,

беседа

С. 104–105, читать


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

104

Ю. Коваль «Три сойки». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация А. Дюрера «Заяц»

1

Комбинированный

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Уметь:

– ориентироваться в тексте;

– выделять средства художественной выразительности;

– находить сравнения и выражения, которыми пользуется писатель, чтобы рассказать о пении птиц;

– работать с иллюстрациями;

– изучать фрагмент с помощью лупы

Контраст.

Связь произведений литературы с произведениями живописи

Чтение вслух,

беседа

С. 106–109, пересказ

105

Р. Сеф «Добрый человек», Л. Яхнин «Пустяки»

1

Комбинированный

Связь названия с темой текста, мысль текста

Уметь анализировать характер и мотив поведения героев

Чтение вслух,

беседа

С. 110–111, читать

106

Е. Чарушин «Томка испугался»

2

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Уметь:

– делить текст на части по смыслу;

– сравнивать между собой два мнения на одну проблему;

– находить строки, в которых автор высказывает свое мнение;

– анализировать и подтверждать
(строчками из текста) точку зрения каждого героя

Чтение вслух,

беседа

С. 112–114, читать

107

Е. Чарушин «Томкины сны»

1

Комбинированный

Уметь:

– проводить грань между фантазией и реальностью;

– находить в тексте ответы на вопросы

Чтение вслух,

беседа

С. 114–115, читать

108

Г. Юдин «Вытри лапы и входи»

1

Комбинированный

Участие в диалоге о прочитанном

Уметь:

– определять идею произведения;

– делить текст на смысловые части;

– анализировать мнение Маши и Миши;

Чтение вслух,

беседа

С. 116–117, читать по ролям


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

– подтверждать свои ответы строчками из текста;

– читать по ролям

109

М. Пришвин «Разговор деревьев»

1

Комбинированный

Связь названия с темой текста, мысль текста

Уметь:

– определять, что выражает название рассказа: его тему и основную мысль;

– узнавание средств художественной выразительности;

– пересказывать близко к тексту

Чтение вслух,

беседа

С. 118–119,

пересказ

110

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Уметь:

– пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов;

– определять средства художественной выразительности;

– ориентироваться в тексте

Олицетворение

Пересказ, беседа

С. 120–121, наизусть

111

Д. Кедрин «Скинуло кафтан зеленый лето»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Уметь:

– анализировать отношение автора к временам года;

– читать стихотворение наизусть.

Иметь представление о средствах художественной выразительности

Олицетворение

Чтение

 наизусть

С. 122, наизусть

112

М. Пришвин «Золотой луг». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация

Ван Гога «Подсолнухи»

1

Комбинированный

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь названия с темой текста, мысль текста

Уметь:

– пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов;

– определять характер и настроение героя произведения;

– работать с иллюстрацией.

Иметь представление о средствах выразительности в живописи

Связь произведений литературы с произведениями живописи

Чтение

наизусть

С. 123–125, пересказ


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

113

С. Козлов «Жёлудь»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Уметь:

– подтверждать свой ответ строчками из текста;

– делить стихотворение на смысловые части.

Иметь представление о средствах художественной выразительности (олицетворение)

Чтение вслух,

беседа

С. 126, читать

114

М. Лермонтов «Утес». Поход

в «Музейный дом». Иллюстрация Н. Рериха «Стражи ночи»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Иллюстрация

 в книге и ее роль в понимании произведения

Уметь:

– внимательно перечитывать поэтический текст и находить в нем нужные строчки;

– работать с иллюстрациями;

– сравнивать переживания поэта и художника

Связь произведений литературы с произведениями живописи

Чтение вслух,

 беседа

С. 127, наизусть

115

М. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк»

1

Комбинированный

Участие в диалоге о прочитанном

Уметь:

– читать по ролям;

– узнавать средства художественной выразительности (сравнение);

– устно выражать свое отношение к прочитанному произведению

Сравнение

Чтение

наизусть

С. 129, читать по ролям

116

Д. Биссет «Ух!»

2

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы

Уметь:

– пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов;

– определять тему текста.

Иметь представление о том, что
у поэтов не только особое зрение,
но и особый слух

Звукоподражание

Чтение вслух,

беседа

С. 130–134, читать


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

117

А. Екимцев «Осень», Ю. Коринец «Тишина»

2

Комбинированный

Участие в диалоге о прочитанном

Уметь:

– выполнять сравнительный анализ стихотворения с песней;

– определять настроение повторяющихся строк текста;

– узнавать средства художественной выразительности

Чтение вслух,

беседа

С. 135–137, читать

118

Работа по хрестоматии. Беседа «Для поэта природа – живая»

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Иметь представление о средствах художественной выразительности. Уметь:

– устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного;

– читать целыми словами вслух
и про себя

Чтение вслух,

беседа

119

Обобщение по теме «Природа для поэта – любимая и живая»

Обобщение

Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения

Уметь:

– определять содержание книги по ее элементам;

– самостоятельно читать книги

Выразительное чтение, ответы на вопросы

Почему нам бывает смешно (18 часов)

120

К. Чуковский «Федотка»

1

Комбинированный

Современные юмористические произведения
для детей

Уметь определять причину смеха
(отсутствие логических связей, путаница, недопонимание).

Иметь представление о секрете «смешного» в литературных произведениях

Чтение вслух,

беседа

С. 138, наизусть


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

121

О. Дриз «Доктор», «Обида»

1

Комбинированный

Связь названия с темой текста, мысль текста

Уметь:

– обнаруживать в тексте разные точки зрения героев на одну проблему;

– анализировать секреты «смешного»;

– устно высказывать свое мнение

Чтение

 наизусть

С. 139–140, читать

122

В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»

1

Комбинированный

Современные юмористические произведения для детей. Приемы смешного в литературных произведениях. Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение

Знать произведения В. Драгунского; понятие «контраст».

Уметь:

– пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов;

– анализировать разные точки зрения героев на одну проблему;

– перечитывать текст и находить в нем нужные фрагменты.

Иметь представление о приеме смешного – контрасте

Контраст

Чтение вслух,

беседа

С. 141–149, читать

123

В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»

1

Комбинированный

Чтение вслух,

беседа

С. 141–149, пересказ

124

М. Тахистова «Редкий тип»,

Л. Квитко «Лемеле хозяйничает»

1

Комбинированный

Иметь представление о секрете смешного – путанице.

Уметь:

– устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного;

– читать целыми словами вслух
и про себя

Путаница

Пересказ

С. 149–151, читать

125

Л. Квитко «Способный мальчик», С. Махотин «Вот так встреча!»

1

Комбинированный

Уметь:

– объяснять причину смешного в литературном произведении;

– анализировать точки зрения героев на одну проблему;

– читать по ролям; делить текст на смысловые части

Чтение вслух,

беседа

С. 152–153, читать по ролям


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

126

С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»

1

Комбинированный

Литературная сказка. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Уметь:

– пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов;

– сравнивать разные точки зрения
на одну проблему;

– проводить грань между выдумкой
и обманом;

– чувствовать шутливую, ироническую интонацию прозаического текста и понимать, что же хотел сказать автор

Чтение вслух,

беседа

С. 154–157

127

С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»

1

Комбинированный

Чтение вслух,

беседа

С. 158–161

128

С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»

1

Комбинированный

Чтение вслух,

беседа

С. 161–163

129

С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»

1

Комбинированный

Чтение вслух,

беседа

С. 164–166

130

П. Синявский «Такса едет на такси», П. Коран «По дорожке босиком»

1

Комбинированный

Современные юмористические произведения для детей. Приемы смешного в литературных произведениях

Знать разную роль повторов в литературном произведении.

Уметь:

– находить в тексте повторы;

– анализировать и объяснять роль повторов в стихотворении;

– определять приемы смешного в тексте

Повторы

Чтение вслух,

беседа

С. 167–168, наизусть

131

Л. Яхнин «Зеркальце», П. Синявский «Ириски и редиски»

1

Комбинированный

Уметь:

– выполнять сравнительный анализ структурного построения стихотворения «Зеркальце» с народными сказками;

– ориентироваться в тексте для ответа на вопросы

Чтение

наизусть

С. 170–171, читать


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

132

А. Усачев «Жужжащие стихи»

1

Комбинированный

Связь названия с темой текста, мысль текста

Иметь представление о понятии «звукопись».

Уметь:

– читать по цепочке;

– объяснять название стихотворения;

– проводить сравнительный анализ построения стихотворения с построением народной сказки

Звукопись

Чтение вслух,

беседа

С. 172–173, читать по ролям

133

П. Синявский «Хрюпельсин и хрюмидор»

1

Комбинированный

Современные юмористические произведения для детей. Приемы смешного в литературных произведениях

Иметь представление о понятии «звукоподражание».

Уметь:

– находить в тексте приемы звукоподражания;

– определять приемы смешного в тексте

Звукоподражание

Чтение вслух,

беседа

С. 174, читать

134

Работа по хрестоматии «Тайны смешного»

2

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Уметь:

– читать целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

– различать жанры произведений;

– оценивать и характеризовать героев произведения и их мотивы поведения

Письмо в клуб «Ключ и заря»

Проверка техники чтения

135

Обобщение по теме «Почему нам бывает смешно»

1

Обобщение

Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения

Уметь:

– определять содержание книги по ее элементам;

– самостоятельно читать книги

Выразительное чтение, ответы на вопросы


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

136

Итоговое заседание клуба «Ключ и заря»

1

Урок-викторина

Участие в диалоге о прочитанном

Знать:

– имена 2–3 классиков русской и зарубежной литературы;

– имена 2–3 современных писателей
(поэтов);

– название и содержание их произведений, прочитанных в классе;

– название и содержание нескольких произведений любимого автора;

– устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного

С. 175–176, отвечать на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Литературное чтение" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Литературное чтение" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уро...

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс.

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс....

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Перспективная начальная школа". 3 класс.

Рабочая программа по  литературному чтению составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта, примерной программы начального общего образования по литературному чтению...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс...

рабочая программа по литературному чтению умк "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 2 класса разработана на основе программы "Литературное чтение" (авторы Н.А.чуракова, О.В. Малаховская) . Составлена в соответствии с требованиями...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспективная начальная школа"...