Урок литературного чтения во 2 классе. Л.Пантелеев "Две лягушки"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Конспект урока литературного чтения по произведению Л.Пантелеева "Две лягушки" (2 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Муниципальное образовательное учреждение

                     Средняя общеобразовательная школа №2

                        Урок литературного чтения во 2 классе

                     Тема: Л. Пантелеев «Две лягушки»

                                               Тип урока: комбинированный

                                                                                                                                 Учитель: Зубова Т.В.

                                              г. Навашино

                                                Цели урока:

  Обучающие:

1) продолжать работу по формированию навыка чтения: а именно над осознанностью чтения- самым глубоким уровнем понимания, на осознание того, что важное хотел сказать автор (над идеей произведения).

2) формировать основные умения работать с текстом: умение представлять героя, характеризовать его поступки, учить давать собственную оценку персонажу.

   Развивающие:

1) развивать мыслительные операции: правильно воспринимать текст, умение анализировать.

2) развивать внимание, память, речь, обогащать словарный запас детей.

   Воспитывающие:

1) показать детям такие жизненно-важные качества характера как настойчивость, воля.

2) воспитывать интерес к чтению, прививать желание думать над прочитанным.

   Оборудование урока:                                                                                                               учебник, крынка, 2 лягушки (игрушки), 2 лягушки (картинки), карточки.

      Место данного урока в изучаемом разделе программы

Произведение Л. Пантелеева «Две лягушки» входит в раздел литературного чтения «Учимся работать с текстом», где формируется умение понимать общее содержание текста, направленное на углублённое осознание текста (т.е. работа над таким важным навыком чтения, как осознанность).

   Ожидаемые результаты урока

Все дети должны понять основную мысль текста, осознанно найти в тексте «главные» слова (идею произведения) и выразить собственное отношение к прочитанному.

Диагностика ранее полученных знаний, умений, навыков детей.

Все дети умеют читать, понимать прочитанное, ориентируются в тексте, находят нужные слова, предложения. Умеют отвечать на поставленные вопросы по содержанию текста, передавать содержание небольшого по объёму произведения.

                                                Ход урока:

    1) Орг. момент. Сообщение целей урока.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. Будем продолжать учиться работать с текстом, анализировать его, находить главное.

    2) Проверка домашнего задания.

- А сначала проверим домашнее задание.

-Кто главный персонаж произведения, которое вы читали дома? (собака Мушка).

-Откройте тетрадь на с. 59. Как расположили цифры по порядку? Называйте картиночку и прочитывайте отрывок из учебника, который соответствует этой картинке.

    3) Работа над новым материалом.

Хотите узнать, кто будет главным действующим героем нового произведения?

Тогда расставьте буквы в соответствии с цифрами.

Л Я Г У Ш К И

1 2 3 4 5  6  7

Да, их будет две. А произведение так и называется «Две лягушки». Написал эту историю Л.Пантелеев, уже известный нам писатель.

    4) Первичное восприятие текста.

-А хотите я вам расскажу о них одну сказочную историю? А поможет мне сегодня Кирилл. Я начну, а он продолжит. (Рассказываю сказку и показываю от начала до слов … «И лягушкам оттуда никак не выбраться». Далее до конца читает Кирилл.)

    5) Проверка первичного восприятия текста.

-Понравилась сказка?

-Какая лягушка вам больше понравилась? Чем?

-На какую из лягушек вы хотели бы быть похожи?

    6) Подготовка к прочтению текста.

Упражнение «Губы». На доске упражнения со стр.35. Дети выполняют его сначала про себя, стараясь не шевелить губами, приложив палец к губам для контроля. Затем эти упражнения выполняются вслух слабо читающими учащимися.

а) Работаем над плавностью чтения №1

б) Работаем над беглостью чтения №2

    7)Словарная работа.

-Как понимаете «барахтаться»? (делать беспорядочные движения, находясь в жидкости).

    8) Физминутка для снятия статического напряжения.

-А бултыхаться? (плескаться, барахтаться).

    9) Чтение первого абзаца.

-Где жили лягушки- подружки?

-Прочитайте, как автор характеризует лягушек.

    10) Чтение до конца страницы.

-Как лягушки оказались в горшке со сметаной?

    11) Читаем на странице 36 (до …и вдруг)

-Как повела себя первая лягушка-лентяйка?

-А вторая лягушка? Что вы сами думаете о ней?

Дальше читаем про себя и ответим на вопрос: - Как она выбралась из горшка?

    12) Работа по выяснению идеи сказки.

-Ребята, как вы думаете, зачем автор написал эту сказку? Что он хотел нам сказать? (выслушать ответы детей).

-Давайте внимательно просмотрим этот текст и найдём то место, где написаны слова, которые передают главное. (Пока силы есть, буду бороться).

-А можно ли перенести этот вывод на жизнь людей? (выслушать мнения детей)

-В жизни у людей бывают разные трудные  ситуации. Не надо опускать руки, надо настойчиво двигаться вперёд, работать и тогда ситуация изменится к лучшему.

    13) Физминутка для зрения.

    14) Обобщение:

-Так какие же качества помогли лягушке выжить?

-Соедините слова и рисунки. (один у доски, все в тетради).

Обсуждение непонятных слов.

-Как вы поняли: НАСТОЙЧИВАЯ, ВОЛЕВАЯ?

    15) Творческий пересказ.

-Давайте перескажем сказку от лица храброй, сильной, весёлой лягушки.(со слов «И вот однажды…)

     16) Итог урока: 

-Чему учит нас это произведение? –Назовите на ваш взгляд самые важные качества характера, которые помогли лягушке выжить.

     17) Домашнее задание:

 пересказ от лица автора.

                                           Самоанализ урока  

   Считаю, что урок получился результативным и соответствовал поставленным целям. Все дети справились с предложенными заданиями и упражнениями.

   На уроке стремилась к тому, чтобы в результате работы на уроке дети не остались на поверхностном уровне восприятия, а поняли бы подтекст произведения, почувствовали авторское начало и определили своё отношение к прочитанному.

   Положительные результаты на уроке были достигнуты благодаря использованию разных форм работы: слушание, самостоятельная работа, чтение вслух, чтение про себя, практическая работа, творческая работа, выборочное чтение физминутки.

   Старалась делать акцент на правильность чтения. Помогали этому упражнения «Читай по слогам, затем целыми словами» и «Читай целыми словами». Эти упражнения развивают плавность и беглость чтения.

   Методы и приёмы обучения использовались в соответствии с поставленными задачами: анализ и синтез произведения органично переплетаются, дополняя друг друга. Этот метод обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень осознанности чтения, речи, умение высказывать свои суждения. На осознание идеи произведения дети подводились постепенно и целенаправленно и как итог – нахождение в тексте «главных» слов произведения. Осознанию собственного отношения к прочитанному помог вопрос «На какую лягушку ты хотел бы быть похож?». Творческий пересказ был дан с целью образно и ярко оживить прочитанное, предоставить учащимся возможность заново прочувствовать, пережить, лучше понять то, что описано в литературном произведении.

   На уроке использовались разные формы организации труда: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа.

   Физминутки проводились с различной целью: для снятия статического напряжения в середине урока, для снятия нагрузки на зрение – в конце урока.

   Время на уроке распределено рационально. Доброжелательность, доверительное сотрудничество, готовность помочь друг другу способствовали активизации мыслительной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 2 класс. "Театральные гастроли детского театра. Пока силы есть буду бороться. Л. Пантелеев. Две лягушки"

С первого класса надо учить детей интерпретировать замысел автора. Детям очень нравятся такие формы работы как изменение концовки произведения. Эти приемы способствуют пробуждению творческого воображе...

Урок литературного чтения 3 класс. Учебник Л. Ф . Климановой. В.М. Гаршин "Лягушка - путешественница"

Презентация содержит сведения из жизни В.М. Гаршина. Знакомит учащихся с книгами, которые он написал для них....

Конспект урока.Литературное чтение 3 класс. В.Гаршин "Лягушка-путешественница"

P { margin-bottom: 0.21cm; } Цели. Познакомить учащихся с творчеством В.М.Гаршина.Продолжить работу над навыками выразительногочтения.Учить детей выделять главную мысль произведения,давать характ...

Урок литературного чтения по теме "В. Гаршин. Лягушка - путешественница"

Цели урока:Формировать полноценное восприятие художественного произведения – на уровне главной мысли.Развивать навыки антиципации.Определять жанр и тему произведения.Учить пользоваться понятиями «ирон...

Конспект + презентация к уроку литературного чтения по теме В.Гаршин. "Лягушка - путешественница"

урок литературного чтения в 4 классе. В.Гаршин."Лягушка - путешесвенница"...

Конспект урока литературного чтения 4 класс по теме:В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».

Цель урока: обсудить характер  героини  сказки,  выявить идею произведения.Задачи:Обучающие: познакомиться с произведением В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница; учить беглому, выр...