План-конспект урока литературного чтения по теме В.Гаршин "Лягушка-путешественница"
план-конспект урока (чтение, 4 класс) на тему

Абросимова Анна Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx36.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения 4 класс.

Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»

Цели:

Обучающие: подвести обучающихся к пониманию содержания и  основной мысли произведения посредством анализа содержания сказки, освоение позиции читателя-исследователя; исследование внутреннего мира героя и автора произведения.

Развивающие: способствовать развитию навыков анализа художественного текста, внимательного отношения к слову, обогащению  словарного запаса детей, умений работать с текстом, формировать систему читательских умений.

 Воспитывающие: содействовать воспитанию   нравственных качеств    на примере произведения В. М. Гаршина.

 Основной тезаурус урока:

герой, характеристика героя;

авторская литературная сказка;

тема и главная мысль сказки; интонация произведения.

Тип урока. открытие новых знаний.

Метод: проблемно-исследовательский.

 Оборудование: учебник “Литературное чтение”  Л.А.Ефросинина.

 Рабочая тетрадь №1( 4 класс).

 

Планируемые результаты и формирование УУД.

Личностные.   Обучающиеся научатся  осознавать и определять свои эмоции;

 ориентироваться  в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.                                                                                              Метапредметные.  Обучающиеся будут стремиться  адекватно  оценивать результаты своей деятельности, активно использовать речь для решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные УУД:  самостоятельно формулировать тему и цели урока;   составлять план решения учебной   проблемы совместно с учителем;  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения , извлекать и  перерабатывать информацию, пользоваться словарями,   строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы.

  Предметные.  Обучающиеся обогатят словарный запас, осознанно, правильно, выразительно будут  читать вслух; самостоятельно находить ключевые слова; формулировать основную мысль текста; аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям.

 

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности  обучающихся.

Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку.

Проверьте глазами все ли готово у вас к уроку.

- На каждом уроке вы узнаете все больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я вижу, что вы готовы к новым знаниям и у нас обязательно  все получится.

2. Постановка цели и задач урока.

 - Составление кластера по произведениям В.М.Гаршина. (Моделирование обложек, определение, названий, тем)

- Чем для нас интересны произведения этого писателя?

(В его произведениях,   герои и события учат нас чему-то, но не говорят об этом прямо, а намекают,  чтобы мы сами сделали вывод)

- назовите произведение В.М.Гаршина, с которым вы познакомились дома. («Лягушка – путешественница)

- Определите жанр и тему произведения? ( литературная сказка о животных, анималистическая)

- В   произведении Гаршин «зашифровал» свое видение на мир, отношение к герою, а мы- читатели , постараемся воспринять и понять этот мир.

 - какие задачи будем решать при исследовании текста?

( увидеть: героя, его поступки и их мотив, отношение автора к герою)

- как вы предлагаете поработать?

(высказывать свое  мнение, доказывать свою точку зрения, учитывать мнение одноклассников, работать парами, оценить свою работу на уроке)

 3.   Актуализация знаний.

  - Какие чувства испытали вы после прочтения произведения? Почему?

  4.   Основной этап урока.

Беседа по произведению.

  1. - Какие автор использует выражения и слова, чтобы показать своё отношение к лягушке на протяжении всей сказки? Одинаково ли он к ней относится?

 

-  Для ответа на этот вопрос,  давайте ещё раз перечитаем первые четыре абзаца и найдём слова и выражения, которые использовал автор, чтобы показать своё отношение к лягушке. (По ходу чтения  работаем карандашом)

(Он её любит, она ему нравится, он ею восхищается.)

- Докажите словами автора.

НАСЛАЖДАЛАСЬ       КАКАЯ ПРЕКРАСНАЯ      ВОСХИТИТЕЛЬНО

ПРИЯТНО     НЕЖИЛАСЬ     ПРИШЛА В ВОСТОРГ

 - Вывод: ( именно эти выражения характеризуют    доброжелательное  отношение к героине).

  1. Характеристика лягушки.

         Теперь давайте попробуем нарисовать портрет лягушки. Какой была лягушка?

           Какие черты характера проявляет героиня?

УМНАЯ         ГЛУПАЯ        НАХОДЧИВАЯ

ХВАСТЛИВАЯ        ЗАСТЕНЧИВАЯ        СКРОМНАЯ

БОЛТЛИВАЯ        МЕЧТАТЕЛЬНАЯ        ЛЮБОПЫТНАЯ

    Работа в парах.

 Найдите в сказке подтверждение тому, что лягушка была:

1 пара "осторожная"

2 пара  "изобретательная"

3 пара "смелая"

  Вывод: (за эти качества: осторожность, любознательность, находчивость, смелость - лягушку можно похвалить, они вызывают у автора хорошее отношение к лягушке.)

- Ребята, а какое у вас навеяло сейчас настроение во время нашей работ?

(словарик настроений: веселое, шутливое, сосредоточенное, сказочное)

Музыкальная физкультминутка (исполнение песенки)

Однажды в осеннюю пору

Утки летели на юг.

Устали, решили всей стаей

На озере отдохнуть.

Жила –была в нем лягушка.

Ловила мошек квакушка.

 Любила прыгать, скакать.

 Под мелким дождем отдыхать.

Утки летели на юг.

 С ними летел новый друг.

 Им была наша лягушка

Хвастливая квакушка.

  1. Выделение главной мысли произведения.

Итак, необыкновенная, замечательная лягушка стала путешественницей.

  Она  поднялась в небо, и дух у неё захватило от страшной высоты и восторга.

 – Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться).

 – Гаршин даёт нам новую характеристику лягушки. Какая она?(Хвастливая)

- Какой порок помешал ей довести до конца хорошо начатое дело, сбыться её мечте?  (хвастовство)

   – Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине ?

(да изменилось он говорит о лягушке с иронией, когда описывает её  полета)

 - У Гаршина в тексте есть особые слова, сочетания слов, которые помогают нам понять иронию, с которой автор относится к лягушке.

 Постарайтесь их найти во время чтения.   Чтение от слов: «Это я! Это я! И с эти криком…» до слов: «…на краю деревни».

ПОЛЕТЕЛА ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ

БЕДНАЯ СПУТНИЦА

ДРЫГАЛА ВСЕМИ ЛАПАМИ

БУЛТЫХНУЛАСЬ В ВОДУ.

- За что автор наказал лягушку? (за хвастовство и тщеславие)

- Перестала хвастаться лягушка после падения? (Нет, она тут же нашла выход из создавшейся ситуации, проявив себя необыкновенной выдумщицей, рассказчицей, но хвастаться не перестала).

  1. Определение   проблемы  произведения.

- Какая проблема лежит в основе сказки? (проблема хвастовства лежит в основе сказки В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница)

- Прочитайте выписанные черты характера лягушки.  

- Разделите названные качества на положительные и отрицательные .

 - Как же автор относится к своей героине? (Он видит в ней не только  хвастовство, но и хорошие качества: воспитанность, вежливость, смелость,любознательность.  

  1.  Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории- поведения лягушки?

(образ лягушки из сказки Гаршина – это аллегория хвастовства и нескромности. Автор иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых)

- Итак вернемся к началу урока, какое видение на мир «зашифровал»  автор.

( порок  хвастовства, нескоромности) .

- Хвастовство и нескромность до добра не доведёт. Хвастунишки выглядят нелепо и смешно. Хвастовство - несчастье человека.

- Почему Гаршинской лягушке смерть не грозит?  

(он решил   только  проучить  её  за  хвастовство).

-  Автор не негодует, не читает нравоучений, он уверяет своего читателя, т.е. нас, что эти черты истребляются смехом, иронией, а отнюдь не строгим порицанием.

- Как Вы думаете, в жизни бывают люди с такими человеческими пороками?  

(  автор с иронией  осуждает людей, у которых есть такая черта характера . Говорит о людях умных, но хвастливых. )

5. Проверка понимания прочитанного

   

Составление синквейна про лягушку.

Тема, одно существительное (кто? что?)

ЛЯГУШКА

Описание темы в двух словах прилагательных (какая?)

 УМНАЯ, ХВАСТЛИВАЯ

Описание действия в рамках темы, 3 глагола. ( что делает?)

ДУМАЛА, ЛЕТЕЛА, ХВАСТАЛАСЬ

Предложение по теме.

 СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК…

Синоним из одного слова по теме

  ХВАСТОВСТВО

     - Выразительное чтение. (озвучка фрагмента  мультфильма)

6. Рефлексия. Хочется послушать ваше собственное мнение.

 

- какой совет вы дали бы нашей героине?

Информационные сообщения знатоков.

1. Сказка "Лягушка-путешественница" создана на сюжетной основе рассказа своеобразного индийского учебника, призванного учить человека разумному поведению. Правда, главной героиней древнеиндийского сюжета является водоплавающая черепаха, а её спутниками два гуся. Все герои наделены именами, и сама ситуация путешествия имеет совершенно иную мотивацию: черепаха не хочет остаться умирать в пруду, который высыхает. В.М.Гаршин берёт за основу один только фрагмент: гуси несут на палке черепаху, и она, не удержавшись "от реплики" падает и разбивается.

2. Меня удивил ещё один факт. Лягушки - своеобразные чемпионы по прыжкам в длину: в случае опасности некоторые из них совершают трёхметровые прыжки. Лягушки не только плавают и скачут, они могут летать проворнее птиц. Так веслоногие лягушки, паря как белки-летяги, легко покрывают расстояние в 10-12 метров

Закончите фразы.

Я сегодня на уроке узнал _____________________

Самым интересным на уроке было ________________________

 

- где вы можете применить полученные знания?

(в общении с одноклассниками, друзьями нужно быть воспитанными, не зазнаваться, не хвастаться, всегда доводить дело до конца, верить в себя, добиваться успехов).

7. Домашнее задание.  

 

Выполнить задание у тетради с. 56. Найти сведения о  веслоногих лягушках.

8. Итог урока. Оценивание.

 

         

Листок настроения

беспокойство за судьбу лягушки: так как она рисковала жизнью ради похвалы; сожаление, что лягушка не долетела до юга;

 страх за жизнь лягушки;

 восхищение её находчивостью и умом;

 чувство веселья: рассмешило, что лягушка  по настоящему думала, что она долетит до юга;

облегчение: всё закончилось благополучно, лягушка осталось живой; сопереживание: потому что слишком много риска в поступках лягушки)

Характеристика лягушки

УМНАЯ         ГЛУПАЯ        НАХОДЧИВАЯ

ХВАСТЛИВАЯ        ЗАСТЕНЧИВАЯ        СКРОМНАЯ

БОЛТЛИВАЯ        МЕЧТАТЕЛЬНАЯ        ЛЮБОПЫТНАЯ

1 пара "осторожная"

( 1 группа. Лягушка была осторожной. Это можно подтвердить несколькими примерами из сказки: когда на озеро, где жила лягушка спустились утки и одна из них сказала, что надо "покушать", лягушка на всякий случай нырнула под корягу, хотя знала, что утки её, такую большую и толстую, есть не станут; выслушав рассказ утки о юге, лягушка пришла в восторг; но, прежде, чем отправиться на юг, всё-таки спросила, много ли там комаров и мошек.

Составление синквейна про лягушку.

Тема, одно существительное (кто? что?)

 

Описание темы в двух словах прилагательных (какая?)

 

Описание действия в рамках темы, 3 глагола. ( что делает?)

 

Предложение по теме.

 

Синоним из одного слова по теме

 

Листок настроения

беспокойство за судьбу лягушки: так как она рисковала жизнью ради похвалы; сожаление, что лягушка не долетела до юга;

 страх за жизнь лягушки;

 восхищение её находчивостью и умом;

 чувство веселья: рассмешило, что лягушка  по настоящему думала, что она долетит до юга;

облегчение: всё закончилось благополучно, лягушка осталось живой; сопереживание: потому что слишком много риска в поступках лягушки)

2 пара  "изобретательная"

2 группа.  Да, её можно назвать изобретательной, т.к. она сама "изобрела" новый способ путешествия на утках и её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её.

Составление синквейна про лягушку.

Тема, одно существительное (кто? что?)

 

Описание темы в двух словах прилагательных (какая?)

 

Описание действия в рамках темы, 3 глагола. ( что делает?)

 

Предложение по теме.

 

Синоним из одного слова по теме

 

Листок настроения

беспокойство за судьбу лягушки: так как она рисковала жизнью ради похвалы; сожаление, что лягушка не долетела до юга;

 страх за жизнь лягушки;

 восхищение её находчивостью и умом;

 чувство веселья: рассмешило, что лягушка  по настоящему думала, что она долетит до юга;

облегчение: всё закончилось благополучно, лягушка осталось живой; сопереживание: потому что слишком много риска в поступках лягушки)

3 пара "смелая"

 

3 группа. Лягушка и смелая, потому что она во время путешествия не поддаётся чувству страха, когда стая уток поднялась в воздух, у лягушки дух захватило от страшной высоты, она "болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей силы стискивала челюсти, чтобы не оторваться", "нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик"; лягушке хотелось квакнуть от страха, "но нужно было иметь присутствие духа, и она имела его".)

Составление синквейна про лягушку.

Тема, одно существительное (кто? что?)

 

Описание темы в двух словах прилагательных (какая?)

 

Описание действия в рамках темы, 3 глагола. ( что делает?)

 

Предложение по теме.

 

Синоним из одного слова по теме

 

 УМНАЯ

        

ГЛУПАЯ        

ХВАСТЛИВАЯ        

ЗАСТЕНЧИВАЯ

любознательная

изобретательная

 

Однажды в осеннюю пору

Утки летели на юг.

Устали, решили всей стаей

На озере отдохнуть.

Жила –была в нем лягушка.

Ловила мошек квакушка.

 Любила прыгать, скакать.

 Под мелким дождем отдыхать.

Утки летели на юг.

 С ними летел новый друг.

 Им была наша лягушка

Хвастливая квакушка.

В.М.Гаршин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....

План-конспект урока литературного чтения по теме «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжетная линия сказки»

Цели урока:Формировать умение характеризовать поступки героя, формулировать мораль сказки.Обнаружить в сказке А. С. Пушкина сюжетную конструкцию, характерную для многих народных сказок.Развивать...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс С.В.Михалков "Мой щенок"

Конспект урока по литературному чтению: "Мой щенок" С.В. Михалков, 2 класс "Школа России"...

План конспект урока литературного чтения по теме "З. Александрова «Одуванчик». О.Высотская «Одуванчик». Сравнение образов одуванчиков"

Урок разработан по УМК "Перспектива". Цель урока: Познакомить детей с произведениямиЗ. Александровой, О. Высотской; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление....