А.С Пушкин "Няне", "Гроза"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

конспект урока по литературному чтению 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin.rar21.41 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 54»

г. Кемерово

Урок литературного чтения в 4 классе

тема «А.С.Пушкин «Няне», «Гроза» »

УМК «Школа России»

Автор-составитель:

Стренковская О.П.

учитель начальных классов

Кемерово,

2012

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: А.С.Пушкин «Няне», «Гроза»

Цели:

1. Продолжить ознакомление с творчеством А.С.Пушкина, учить понимать и правильно читать стихи поэта.

2. Развивать память, воображение, речь.

3. Прививать любовь к поэзии, к природе.

Оборудование: портреты писателя, Арины Родионовны,  цв. карандаши, лист бумаги

                              

  Ход урока.

I. Организационный момент.


II. Речевая разминка. Актуализация знаний.

У Лукоморья ________  зелёный.

_________  цепь на  _______ том,

И днём, ___________ кот ________

Всё ходит ____________________.

Идёт направо - ________________,

Налево - ______________________.

Там чудеса: там ________бродит,

_________  на ветвях сидит;

Там на неведомых ____________

Следы _____________ зверей……..

Прочитайте, вставляя пропущенные слова.

Прочитайте выразительно.

Откуда эти строки? (поэма «Руслан и Людмила»)

Кто их автор? (А.С.Пушкин)

Пушкин Александр Сергеевич – самый любимый писатель у нас в стране. Его все знают, книги его все читают; многие его произведения перечитываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, скажет: это Пушкин

III Проверка дом. задания

Дома нужно было найти информацию о Пушкине по плану:

Детство поэта

Пушкин-лицеист

Любовь и смерть

(Примерные ответы детей

    Трудно себе представить, что изящный, порывистый Александр Пушкин был когда-то толстым и неповоротливым. Гулять не любил: только силой можно было его на улицу вытолкать! В семь лет с Сашей будто случилось что-то: из тучного, боязливого увальня он превратился в резвого и озорного ребёнка. Ему было девять лет, когда, блуждая по большому дому, он забрёл в отцовскую библиотеку. Саша с трудом снял с полки одну такую книгу. На ней было написано: «Плутарх» (греч. писатель, I в. н.э.). Он раскрыл её – и начал читать. А потом началось что-то необыкновенное: Саша вставал среди ночи, прислушивался: все ли спят? – и потихоньку шёл в библиотеку дочитывать Гомера (греч. поэт древности)

2. Когда Саше Пушкину исполнилось 11 лет, его дядя Василий Львович записал его в лицей. Лицей находился недалеко от Петербурга в селе, которое называлось Царским селом. В лицее учились только мальчики и все из дворянских семей. Лицеисты учились 6 лет. Они не только учились в лицее, но и жили там. У Пушкина в лицее было много друзей.

 Через 6 лет лицей выпускал своих первых учеников. И среди них был Александр Сергеевич Пушкин. С 3 На экзамен в лицей были приглашены гости. И среди них был поэт Державин. Он уже был стар, плохо видел, а ученики отвечали вяло, неинтересно. И Державин задремал. И вот вызвали Пушкина. В зал вошел небольшого роста юноша, кудрявый, смуглый. Он вытянулся весь в струнку и стал читать стихи о лицее, которые сочинил сам. Сразу проснулся Державин. Все привстали со своих мест. Все очень внимательно слушали. Державин сказал, что Пушкин – это его достойный преемник и велел найти, чтобы пожать ему руку. Но Пушкин убежал , его не нашли.

 3. Однажды на балу Александр Сергеевич увидел очень красивую девушку  – Наталью Гончарову. Он сразу полюбил ее. Они виделись на балах, на которых присутствовал сам царь. Царь часто танцевал с Натальей. А Пушкин ревновал. Молодые женщины завидовали Гончаровой – она отличалась необыкновенной красотой. Наталья была чуткой и отзывчивой. И именно это очень любил и ценил Пушкин. Он называл Наталью Николаевну “Моя Мадонна”.

У них было много врагов, которые завидовали красоте Натальи , таланту Пушкина и которые часто злословили. Они говорили, что Наталья Николаевна неверна Пушкину. И среди этих врагов был француз Дантес.

Пушкин вызвал его на дуэль. Дуэль Пушкина с Дантесом — дуэль на пистолетах, состоялась 27 января (8 февраля) 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки.

В глубоком снегу утоптали дорожки для поединка, шинелями секундантов обозначили барьеры. Подполковник Дантес махнул шляпой, и Пушкин, быстро подойдя к барьеру, прицелился, чтобы выстрелить наверняка. Но Дантес выстрелил раньше, не дойдя шага до барьера. Пушкин упал на шинель Дантеса, смертельно раненный в правую половину живота. Он нашел в себе силы, чтобы лежа прицелиться и выстрелить. Дантес стоял правым боком, согнув правую руку в локте, закрывая грудь и разряженным пистолетом - голову. Это его и спасло. Пуля пробила правое предплечье и сплющилась о пуговицу мундира. Дантес упал, Пушкин крикнул: "Браво!" - но Дантес быстро поднялся: ранение было не опасным.

        Ранение Пушкина было смертельно, и 29 января поэт умер.  Его  смерть оплакивала вся Россия.)

Становясь старше, вы узнаете и другие более серьезные произведения Пушкина, его биографию.

2.Чтение текста о детстве Пушкина с. 66-67

Как вы понимаете выражение «дом дышал стихами»?

На каком языке сочинял маленький Александр Пушкин?

Кто был первым зрителем Пушкина?

Расскажите, как Оленька подразнила брата?


IV. Физминутка.


V. Чтение стихотворения «Няне».

Скажите, а кто был источником вдохновения для   Пушкина?

Конечно, это его няня Арина Родионовна

Ах, как сладко, и тревожно, и радостно становилось в эти мгновения мечтательному мальчику, ловившему каждое слово, каждый жест сказочницы. А сказок она знала великое множество. Он просил, чтобы няня повторяла ему одни и те же сказки по многу раз... И запоминал их – навсегда. Известно, что поэт записал в черновиках семь няниных сказок, которые затем, почти дословно передал в своих стихах.

Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт напишет стихотворение «Няне».  С этим стихотворением мы сегодня с вами познакомимся на уроке.

Прочитайте стихотворение  самостоятельно, отметьте не понятные слова.

Словарная работа

Чтение вслух 2-3 человека

Как Пушкин относится к няне?(с любовью, добротой)

Какие слова говорят об этом?

А какие слова помогают понять чувства няни к поэту?

С какой интонацией прочитаете произведение. Почему?

Какая картина возникает при чтении этого стихотворения?

Какими бы красками раскрасили картину. Почему?

Конкурс чтецов.

Чьё стихотворение больше понравилось и почему?

VI Физминутка

VII Чтение стихотворения «Гроза»

Чтение по «цепочке»

Как Пушкину удаётся показать, что пора ненастья миновала? Какие слова он для этого выбирает?

Объясните значение слова «алчный» (жадный)

Можно ли сказать, что поэт ведёт воображаемый диалог с тучей? (да)

 Выразительное чтение стих. (2-3 уч)

Нарисуйте на бумаге, как вы представляете себе этот диалог

VIII. Итог урока.

Какое стихотворение больше всего понравилось? Чем?
Какие произведения читали на уроке?

Что вам  запомнилось из биографии А.С.Пушкина?

IX Домашнее задание

с. 66 – 67 читать, стих. «Няне»,  «Гроза» выучить по выбору

Список литературы:

Новиков И.А.

Пушкин в Михайловском.-М.:худож. Лит.,1982.-272с.

Русские писатели. Биобиблиогр.слов.[В2ч.]. Ч.IIм-я/р89 Редкол.:Б.Ф.Егоров и др.;Под ред.П.А.Николаева.-М.:Просвещение,1990-4л.ил.432с.

Пушкин в школе. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Сост. В.А.Коровина.-М.:РОСТ,Скорин,1998.

Пущин И.И.

Записки о Пушкине.Переизд.Оформление И.Кошкарева.М., «Дет.лит.»,1975.

Скатов Н.Н.

Пушкин:Очерк жизни и творчества/Оформл.А. Гасникова,-Л.:Дет.лит., 1990.-239с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-спектакля "Гроза 1812 года" (3 класс)

Данный урок разработан по системе "Школа 2100", но может быть применен к любой программе.  Цель: способствовать формированию  представления о содержании исторического процесса, через ознако...

Урок окружающего мира в 3 классе "Гроза 12 года"

Урок окружающего мира в 3 классе "Гроза 12 года" по ОС "Школа 2100"...

Методическая разработка урока истории по курсу «Мое Отечество» по теме: «Гроза 1812 года"

Цель урока:Познакомить учащихся с причинами, событиями и итогами Отечественной войны 1812 года.Задачи урока:- познакомить с политической обстановкой Европы с 1799 по 1815 годы- познакомить с выд...

Гроза Двенадцатого года

Главная познавательная задача: -- довести до осознания ребятами мысль о том, что главная ценность государства -- это общество, люди, которые героическими усилиями, иногда ценою жизни готовы отст...

Гроза Двенадцатого года

Главная познавательная задача: -- довести до осознания ребятами мысль о том, что главная ценность государства -- это общество, люди, которые героическими усилиями, иногда ценою жизни готовы отст...


 

Комментарии

конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России"