Рабочая программа литературное чтение
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Рабочая программа литературное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rp_-_literaturnoe_chtenie_4_klass.zip43.18 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятие литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсов «Обучение грамоте и развитие речи»; его продолжительность (приблизительно 21 – 25 учебных недель, 9 час в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств В рабочей программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий.

После курса «Обучение грамоте и развитие речи» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.

Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

Курс литературного чтения для 1 – 4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы – одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство   создания   образов,   заменяют   ему   краски,   как   у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, казалось бы за обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

развивать у детей способность полноценно воспринимать  художественное  произведение,   сопереживать  героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

учить  детей  чувствовать  и  понимать  образный  язык художественного   произведения,   выразительные   средства, создающие    художественный    образ,    развивать    образное мышление учащихся;

формировать   умение   воссоздавать   художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее  воображение учащихся,  и  особенно  ассоциативное мышление;

развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

обогащать чувственный  опыт  ребенка,  его  реальные представления об окружающем мире и природе;

формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать  нравственно-эстетический  и   познавательный   опыт ребенка;

обеспечивать  развитие  речи  школьников   и  активно формировать навык чтения и речевые умения;

работать с различными типами текстов;

создавать условия для  формирования  потребности  в самостоятельном    чтении    художественных    произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. (Например: «Лес принакрылся шапкой и заснул». Скажите по-другому.)

Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.

Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в средних и старших классах школы, вводится постепенно.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения – формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение); на втором году обучения — постепенное введение чтения про себя; на третьем и четвертом годах обучения – наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливайте, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

В программу литературного чтения включаются такие разделы, как «Круг чтения», «Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом», «Обогащение и развитие опыта творческой деятельности учащихся». Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

Тематический план

4 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Летописи. Былины. Жития.

7

2

Чудесный мир классики

15

3

Поэтическая тетрадь

8

4

Литературные сказки

10

5

Делу время – потехе час

6

6

Страна детства

6

7

Поэтическая тетрадь

4

8

Природа и мы

9

9

Поэтическая тетрадь

5

10

Родина

4

11

Страна «Фантазия»

4

12

Зарубежная литература

8

13

Внеклассное чтение

16

Итого

105

 

Содержание тем учебного курса

4 класс (105 ч)

Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.

Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8 10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.

Былины. Летописи. Жития (7 ч)

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Житие Сергия Радонежского».

Из русской классической литературы (15 ч)

1. П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); 2. А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; 4. А. П. Чехов. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (8 ч)

1. Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; 2. А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; 3. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; 4. А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»; 5. И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»; 6. Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; 7. И. А. Бунин. «Листопад».

Сказки русских писателей (10 ч)

1. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; 2. П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; 3. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; 4. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Делу время – потехе час (6 ч)

1. Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; 2. В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; 3. В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Страна далекого детства (6 ч)

1. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; 2. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; 3. М. М. Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь (4 ч)

1. В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; 2. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; 3. М. И. Цветаева. «Бежит тропинка  бугорка...», «Наши царства».

Природа и мы (9 ч)

1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; 2. А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; 3. М. Пришвин. «Выскочка»; 4. К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; 5. Е. И. Чарушин. «Кабан»; 6. В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь (5 ч)

1. Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; 2. С. А. Клычков. «Весна в лесу»;

3. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; 4. Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; 5. С. А. Есенин. «Лебедушка».

Родина (4 ч)

1. И. С. Никитин «Русь»; 2. С. Д. Дрожжин. «Родине»; 3. А. В. Жигулин.    «О,    Родина!    В    неярком    блеске...»; 4.        Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Страна «Фантазия» (4 ч)

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература (8 ч)

1. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; 2. Г. X. Андерсен. «Русалочка»; 3. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; 4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».

Внеклассное чтение (16 ч)

Былины. «Илья Муромец выходит на свободу», «Садко» (1 ч); В. В. Медведев. «Баранкин, будь человеком!» (1 ч); В. Ю. Драгунский. Веселые рассказы о школе. «Где это видано, где это слыхано …» (1 ч); Веселые рассказы о школе. Ю. И. Коваль. «Нулевой класс», В. Медведев. «Фосфорический мальчик» (1 ч); В. Г. Сутеев. «Волшебный магазин», «Петя Иванов и волшебник Тик-Так» (1 ч); Литературные сказки. В. Ф. Одоевский. «Индийская сказка о четырех глухих», В. П. Катаев «Дудочка и кувшинчик» (1 ч); Сказки В. А. Жуковского. «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна», «Кот в сапогах» (1 ч); С. В. Михалков. «Праздник Непослушания» (1 ч); М. М. Зощенко. Рассказы для детей. «Самое главное», «Калоши и мороженое», «Золотые слова», «Великие путешественники» (1 ч); Рассказы русских писателей о природе. И. Тургенев. «Перепелка», М. Пришвин. «Этажи леса», «Гости», В. Бианки. «Сумашедшая птица» (1 ч); Рассказы русских писателей о природе. Ю. Казаков. «Скрип-скрип», А. Яшин. «Мамина сказка», Е. Носов. «Белый гусь», «Хитрюга» (1 ч); Люби живое. Н. Сладков. «Рассказы о природе», Г. Снегирев. «Рассказы о животных» (1 ч); Рассказы зарубежных писателей. Шанкар. «Про слониху Сати и мальчика по имени Бабу», Дора Алонсо. «Опасное приключение», Рагхувар Синх. «Будто заново родился» (1 ч); Сказки народов мира. Венгерская сказка. «Смородинка», Арабские сказки. «Али-Баба и сорок разбойников», «Сказка о волшебном коне» (1 ч); Эрик Распе. «Приключения барона Мюнхаузена» (1 ч); Сказки Г. Х. Андерсена. «Ель», «Ганс-чурбан», «Огниво». Обобщающий урок. Читательская конференция (1 ч)

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

4 класс

В четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного  при  ориентировочном  темпе 100 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту («про себя»); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, лак и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом

Развитие навыков чтения

Развитие навыков чтения. Развитие навыков правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приемов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстрота понимания прочитанного. Обучение приемам чтения про себя на небольших текстах с постепенным увеличением объема и количества прочитанных текстов этим способом. Углубленное понимание прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного).

        Интенсивное развитие двух видов чтения – вслух и про себя; овладение беглым чтением различных по объему и жанрам произведений.

        Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте.

2. Развитие выразительности чтения и речи,

формирование навыков орфоэпически правильного чтения

        Ориентация детей на то, что чтение вслух – это чтение для слушателей, а чтение про себя – это чтение для себя. Обучение приемам выразительной речи и чтения.

        Организация практикумов по выразительному чтению:

1)        проведение   упражнений по технике   речи,   упражнений   с   элементами игры для тренировки дыхания («задувание   пламени   воображаемой свечи»), силы   голоса,   дикции;

овладение правилами литературного произношения  слов (орфоэпическими правилами), словесным ударением;

3) работа над интонацией (темпом, ритмом, логическими ударениями,      мелодикой речи и чтения). Произнесение    стихотворных   строк  с различными смысловыми оттенками, с различными намерениями  (с разным
подтекстом): с осуждением, похвалой, одобрением.

        Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений. Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность, осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания.

        

3. Требования к уровню сформированности навыка чтения

        Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения – не меньше 100 слов в минуту. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению

4. Выработка умений работать с текстом

        Самостоятельное выявление основного смысла прочитанного (формулирование главной мысли своими словами), установление взаимосвязи смысловых частей текста. Подробный, выборочный и сжатый пересказ текста с опорой на самостоятельно составленный план или словесные иллюстрации, нахождение в тексте материала для составления рассказа на определенную тему.

        Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога повествованием. Выявление особенностей речи действующих лиц рассказа, сопоставление их поступков, отношения к окружающим (по одному или ряду произведений), выявление мотивов поведения героев и определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам. Различение оттенков значения слов в тексте, использование их в речи, нахождение в произведении и осмысление значения слов и выражений, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (сравнений, эпитетов, метафор, фразеологических оборотов). Составление творческих пересказов от имени одного из героев (с изменением лица рассказчика), с вымышленным продолжением рассказа о судьбе героя, составление рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с включением элементов описания или рассуждения.

Обогащение и активизация словаря учащихся, развитие устной речи, ее содержательности, последовательности, точности, ясности и выразительности.

Ориентировка в учебной книге по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту, сноска, ориентировка в понятиях абзац, подзаголовок, красная строка

        

Обогащение и развитие опыта творческой деятельности

Эмоционально - чувственного отношения к действительности

1. Обогащение опыта эстетического восприятия

окружающей действительности на основе наблюдений.

Развитие творческих способностей школьников

        Формирование у школьников способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира, созданного им, и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему мир.

        Развитие умений сравнивать состояние природы в разное время года, видеть, открывать для себя многоцветье мира, многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее красоту, проявлять интерес к оригинальным, нестандартным взглядам, формировать свое видение окружающего мира, умение находить необычное в обычных предметах.

        Формирование умений различать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях, выраженное в позах, мимике, жестах, тембре и силе голоса, в поступках людей, видеть отношение человека к окружающему миру, размышлять над причинами, вызвавшими подобные эмоциональные состояния и от ношения, давать нравственно-эстетическую оценку ситуаций.

        Коллективное слушание литературно-художественных произведений, созвучных эмоциональному настроению школьников в определенных ситуациях.

        

2. Развитие воображения, фантазии, ассоциативного

мышления, образного восприятия окружающего мира

с помощью целенаправленных упражнений

        Рассматривание и описание сходных и различных предметов (например, ромашки и календулы, мыши и льва), проведение соревнований, конкурсов на лучшее сравнение; игры типа «Волшебные превращения вещей», которые помогают оживить реальные предметы, явления (дети придумывают различные истории о предметах и явлениях окружающего мира и ведут рассказ от их имени). Усложнение подобных заданий: рассказанную детьми историю переделать в смешную, веселую или грустную, печальную.

Коллективное (индивидуальное) создание своего варианта развития сюжета известных сказок «Красная Шапочка», «Лиса и Волк», «Лягушка-путешественница».

        Рассказывание-импровизация на заданную тему. Развитие интереса у детей к услышанным рассказам,  сочинениям, стимулирование активности при их обсуждении.

3. Развитие умения выразить в слове свои впечатления,

свое видение предмета, состояние природы и человека

        Обучение приемам устного словесного описания предметов, явлений природы и окружающего мира, приемам рассуждения и повествования на заданную тему (по усмотрению учителя эти задания могут быть проведены письменно).

4. Обогащение опыта эстетического восприятия

произведений художественной литературы

        Формирование потребности в общении с книгой, в постоянном чтении художественной литературы, формирование желания обсудить услышанное и прочитанное, создание условий для возникновения у детей чувства радости, удовлетворения при встрече с произведениями известных авторов, при их перечитывании.

        Приобщение детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием.

        Размышление    над    содержанием    произведений,    умение выразить   свое   отношение   к прослушанному. Сравнение стихотворных  произведений,  написанных на одну тему разными поэтами, и ряда   стихотворений  одного  и  того  же  автора. Развитие умения чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношение автора к нему и к описываемым событиям. Формирование эмоционально-оценочных суждений.

        Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на произведение, его художественные особенности.

5. Активизация способности учащихся полноценно

воспринимать художественные произведения

на основе целенаправленной деятельности

        Развитие наблюдательности, чуткости  к  поэтическому  слову, умения находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры, умения подбирать варианты сравнений,  сопоставлять их с  авторским отбором средств художественной   выразительности, накапливать опыт восприятия и  осмысления  метафор,  умения видеть и ценить их иносказательную выразительность.

        Работа над загадками как развернутыми метафорами Работа над загадками как развернутыми метафорами.

        Развитие    умения использовать метафоры    при составлении собственных   загадок, развитие творческого, образного видения предмета, которое способствует накоплению образных обобщений.

        Развитие внимания детей к средствам художественной выразительности, заполнение пропусков в художественном описании предмета, сравнение вариантов подбора слов с авторским описанием. Целенаправленное формирование умений воссоздавать адекватные представления во время чтения литературно-художественных текстов на основе сопоставления реалистического и образного описания предметов или явлений.

        Развитие умения воссоздавать художественные образы литературного произведения на основе:

оживления двух рядов представлений – реальных и образных (например, по стихотворениям        С. Есенина «Береза» и И. Бунина «Листопад» – оживление реальных представлений о зиме, красоте заснеженной березы и красках золотой осени, сопоставление их со словесными образами стихотворений: осенний лес, как расписной терем, а заснеженные ветки березы, как бахрома серебристой шали);

рисования портретов героев литературных произведений, подборка к ним музыкальных характеристик, словесное описание портретов;

сопоставления особенностей художественных образов, эмоционально-эстетическая оценка изображения героев в различных видах искусства (словесном, музыкальном, изобразительном).

        Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя; изменение позиций учеников, выступающих в роли слушателя, исполнителя и создателя художественного текста.

Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного.

6. Первоначальное обобщение опыта работы

с литературоведческими терминами

        Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка.

        Ознакомление детей с некоторыми особенностями таких жанров художественных     произведений, как сказка (художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного и фантастического;    обычно    различают сказки о животных, волшебные и бытовые);  былина – жанр, имеющийся только в русском фольклоре (героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси); басня (краткий рассказ в стихах, где в сатирической иносказательной форме изображаются человеческие поступки   и   недостатки. Персонажами    басни    являются чаще  всего животные,  растения, вещи. В начале или в конце басни даются нравоучения,  вывод); рассказ (небольшое прозаическое художественное повествование о каком-то     случае,     эпизоде     из жизни героя рассказа); стихотворение   (небольшое   художественное произведение, написанное стихами,  оно  ритмически  организовано и имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью, передает чувства, настроения и мысли лирического героя).

        Наблюдение над ритмичностью стихотворной речи, над изобразительностью и выразительностью слова в художественном тексте. В зависимости от подготовки детей в классе учитель может постепенно вводить термины: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение.

        Совмещение двух рядов представлений, благодаря чему происходит  проникновение  в  авторское образное видение мира,  изменение собственного отношения ребенка к окружающему, формирование эстетического отношения к действительности. Привитие  интереса и  потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира,  образного  миропонимания  и нравственно-эстетической оценки описываемого.

        Сочинение продолжения    текста  по  предложенному учителем началу. Письменные отзывы   о   прочитанных   книгах, телевизионных   передачах, фильмах,   краткие    аннотации к  прочитанным книгам. Первые    пробы пера:   собственные   стихи,   художественные рассказы.

        Упражнение школьников в составлении миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя (с помощью учителя). Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу.

        Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки. Коллективное, групповое и индивидуальное создание картин, диафильмов по прочитанным произведениям (рисование на пленке и показ через кодоскоп), озвучивание фильмов музыкальными произведениями.

Основные требования к знаниям, умениями навыкам учащихся

в 4 классе начальной школы

Обучающиеся должны:

владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

знать названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;

знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

знать не менее 6 – 7 народных сказок, уметь их пересказывать;

знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения, понимать их смысли объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

неправильная постановка ударений (более 2);

чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

не более двух неправильных ударений;

отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

неточности при формулировке основной мысли произведения;

нецелесообразность использования средств выразительности,  недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Материалы для проверки техники чтения находятся в сборнике Горецкого В.Г., Титуновой Л.И. «Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе»: Метод. Пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.:, 2012

Список литературы

Литература для учащихся:

Основная:

Климанова Л.Ф., Голованова М.В, Горецкий В.Г. Литературное чтение 4 класс, М.: Просвещение, 2012

Дополнительная:

Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М.: Дом педагогики, 2012

Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2012

Пособия для учителя:

Горовая В. И., Дробот Н. И., Кулагина Л. И, Лаврентьева Т. К. Конспекты уроков по внеклассному чтению: 1 – 4 классы. М.: ВЛАДОС, 2012

Гостимская Е. С., Мишина М. И. Внеклассное чтение: 4 класс: Дидактический материал. М.: 5 за знания, 20012

Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»: 4 класс. – М.: Просвещение, 2012

Кутявина С. В.. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2012

Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО

Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2012

Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2012

Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохожде

ния

Характеристика основной деятельности ученика


Летописи, былины, сказания, жития (8 ч.)

1

Ознакомление с учебником. Летописи

1

03.09.2010

Читать осознанно текст, высказывать оценочные суждения о прочитанном

2

«И вспомнил Олег коня своего…»

1

04.09.12

Проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. Пушкина, читать осознанно текст, высказывать оценочные суждения о прочитанном

3-5

Былины. «Ильины три поездочки.»

3

05.09.12

10.09.12

11.09.12

Определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст

6

Вн. чт. «Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя.

1

12.09.12

Анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, делить текст на смысловые части, составлять план

7

«Житие Сергия Радонежского.»

1

17.09.12

Анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, делить текст на смысловые части, составлять план

8

Обобщающий урок. Игра «Летописи, былины, сказания, жития.»

1

18.09.12

Читать осознанно вслух художественные произведения целыми словами, приводить примеры фольклорных произведений

Чудесный мир классики (15 ч.)

9-11

П.П. Ершов.  «Конёк – горбунок.»

3

24.09.12.

25.09.12.

26.09.12.

Читать осознанно вслух текст целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка, составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст, отвечать на вопросы по тексту

12

Вн. чт. А.С. Пушкин. Стихи  об осени.

1

01.10.12

Читать стихотворные произведения наизусть, определять средства выразительности

13-14

А.С. Пушкин.  «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.»

2

02.10.12

03.10.12

Анализировать поведение героев сказки, делить текст на части, составлять план

15

Вн. чт. « Что за прелесть эти сказки!..». Сказки А.С. Пушкина

1

08.10.12

Различать сказки народные и литературные

16

М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека»

1

09.10.12

Различать жанры произведений

17-18

М.Ю. Лермонтов. «Ашик – Кериб.»

2

10.10.12

15.10.12

Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст, отвечать на вопросы по тексту, оценивать события, героев произведения

19

Л.Н. Толстой. «Детство»

1

16.10.12

Создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух произведение целыми словами

20

Л.Н. Толстой.  «Как мужик убрал камень» (басня)

1

17.10.12

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

21-22

А.П. Чехов. «Мальчики».  

Вн. чт. «В мире приключений»

2

22.10.12

23.10.12

Различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев, делить текст на части, составлять план

23

Обобщающий урок. КВН «Чудесный мир классики»

1

24.10.12

Читать осознанно вслух тексты целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка, составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст, отвечать на вопросы по тексту

Поэтическая тетрадь (8 ч.)

24

Ф.И. Тютчев. Стихи.

1

06.11.2012

Читать стихи выразительно наизусть, рисовать словесные картины, участвовать в обсуждении текста

25

А.А. Фет. Стихи

1

07.11.2012

Читать стихи выразительно наизусть, рисовать словесные картины, участвовать в обсуждении текста

26

Вн. чт. Каким был мой сверстник?

Е.А. Баратынский. Стихи

1

12.11.2012

Читать стихи выразительно наизусть, рисовать словесные картины, участвовать в обсуждении текста

27

А.Н. Плещеев.  «Дети и птичка.»

1

13.11.2012

Читать стихи выразительно наизусть, рисовать словесные картины, участвовать в обсуждении текста

28

И.С. Никитин.

 «В синем небе плывут над полями…»

1

14.11.2012

Читать стихи выразительно наизусть, рисовать словесные картины, участвовать в обсуждении текста

29

Н.А.Некрасов. Стихи.

1

19.11.2012

Читать стихи выразительно наизусть, рисовать словесные картины, участвовать в обсуждении текста

И.А. Бунин.  «Листопад»

1

20.11.2012

Читать стихи выразительно наизусть, рисовать словесные картины, участвовать в обсуждении текста

30

Вн. чт. Книги о жизни трудового народа. Развивающий час по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

21.11.2012

Читать осознанно вслух тексты целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка, составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст, отвечать на вопросы по тексту

Литературные сказки (12 ч.)

31-33

В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»

3

26.11.2012

27.11.2012

28.11.2012

Различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту, делить на смысловые части, составлять план, анализировать характер героя

34-36

В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе»

3

03.12.2012

04.12.2012

05.12.2012

Работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану

37

П.П. Бажов. «Серебряное копытце»

1

10.12.2012

Читать выразительно сказку, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений

38

Вн. чт. Из истории нашей Родины.

П.П. Бажов. «Серебряное копытце»

1

11.12.2012

Использовать приобретённые знания и умения для самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам

39-41

С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек»

3

12.12.2012

17.12.2012

18.12.2012

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные

42

Вн. чт. Книги о науке и технике. Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки»

1

19.12.2012

Создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Делу время – потехе час (7 ч.)

43-45

Е.Л. Шварц.  «Сказка о потерянном времени»

3

24.12.2012

25.12.2012

26.12.2012

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, Различать сказки народные и литературные

46

В.Ю. Драгунский. Главные реки»

1

14.01.2013

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

47

В.Ю. Драгунский.  «Что любит Мишка»

1

15.12.2012

Создавать небольшой устный текст на заданную тему,

48

В.В. Голявкин. «Никакой я горчицы не ел»

1

16.12.2012

Определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, работать с иллюстрациями

49

Вн. чт. Книги о путешествиях. Обобщающий урок по разделу «Деду время – потехе час»

1

21.12.2012

Читать выразительно художественный текст, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать доступный по объёму текст

Страна детства (6 ч.)

50-51

Б.С. Житков.  «Как я ловил человечков»

2

22.12.2012

23.12.2012

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы

52-53

К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

2

28.12.2012

Определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту

54

М.М. Зощенко. «Ёлка»

1

29.12.2012

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы, анализировать образные языковые средства

55

Вн. чт. По страницам былин. «Садко». Обобщающий урок по разделу Страна детства»

1

30.12.2012

Читать выразительно художественный текст, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать доступный по объёму текст

Поэтическая тетрадь (4 ч.)

56

В.Я. Брюсов. Стихи

1

04.02.2013

Читать осознанно стихи, определять тему и главную мысль произведения

57

С.А. Есенин. «Бабушкины сказки»

1

05.02.2013

Читать осознанно стихи, определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы

58

М.И. Цветаева. Стихи

1

06.02.2013

Читать осознанно стихи, определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы

59

Вн. чт. Книги о ратных подвигах родного народа. Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

11.02.2013

Читать осознанно стихи, определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы

Природа и мы (10 ч.)

60-61

Д.Н. Мамин – Сибиряк. «Приёмыш»

2

12.02.2013

13.02.2013

Определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений

62-63

А.И. Куприн. «Барбос и Жулька». Вн. чт. Рассказы – загадки про зверей и птиц.

2

18.02.2013

19.02.2013

Уметь различать элементы книги, пересказывать текст

64-65

М.М. Пришвин. «Выскочка»

2

20.02-25.02


Определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы

66

Е.И. Чарушин. «Кабан»

1

26.02.2013

Создавать небольшой устный текст на заданную тему, оценивать события, героев произведения

67-69

В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип»

3

27.02.2013

04.03.2013

05.02.2013

Создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства

70

Вн. чт. Творцы книг. Обобщающий урок. Конкурс знатоков «Природа и мы»

1

06.02.2013

Различать элементы книги, виды информации, определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы

Поэтическая тетрадь ( 6 ч.)

71

Б.Л. Пастернак. «Золотая осень»

1

11.02.2013

Определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, анализировать образные языковые средства, работать с иллюстрациями

72

С.А. Клычков. «Весна в лесу»

1

12.02.2013

Определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, работать с иллюстрациями

73

Д.Б. Кедрин. «Бабье лето»

1

13.02.2013

Определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, анализировать образные языковые средства, работать с иллюстрациями

74

Н.М. Рубцов. «Сентябрь»

1

18.02.2013

Определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, анализировать образные языковые средства, работать с иллюстрациями

75

С.А. Есенин. «Лебёдушка»

1

19.02.2013

Определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, анализировать образные языковые средства, работать с иллюстрациями


76

Вн. чт. В мире фантастики. Обобщающий урок. Конкурс «Поэзии прекрасные страницы…»

1

20.02.2013

Использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг

Родина (5 ч.)

77

И.С. Никитин. «Русь»

1

25.02.2013

Определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, анализировать образные языковые средства, работать с иллюстрациями

78

С.С. Дрожжин. «Родине»

1

26.02.2013

Определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, анализировать образные языковые средства, работать с иллюстрациями

79

А.В. Жигулин.

 «О, Родина!»

1

27.02.2013

Определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, анализировать образные языковые средства, работать с иллюстрациями

80

В.А. Слуцкий. «Лошади в океане»

1

08.04.2013

Определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, анализировать образные языковые средства, работать с иллюстрациями

81

Обобщающий урок по разделу «Родина»

1

09.04.2013

Читать выразительно стихи

Страна Фантазия (5 ч.)

81-82

Вн. чт. В мире фантастики.

Е.С. Велтистов. «Приключения электроника»

2

10.04.2013

15.04.2013

Определять тему и главную мысль произведения, читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев

83-84


Кир Булычёв. «Путешествие Алисы»

2

16.04.2013

17.04.2013

Определять тему и главную мысль произведения, читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев

85

Обобщающий урок. Путешествие по «Стране Фантазии»

1

22.04.2013

Использовать полученные знания для самостоятельного выбора

Зарубежная литература (20 ч.)

86-89

Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера»

4

23.04.2013

24.04.2013

29.04.2013

30.04.2013

Составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

90-93

Г.Х. Андерсен. «Русалочка»

4

01.05.2013

06.05.2013

07.05.2013

08.05.2013

Определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, анализировать образные языковые средства, работать с иллюстрациями

94-97

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»

4

13.05.2013

14.05.2013

15.05.2013

Пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы

98

99

Сельма Лагерлеф. «Святая ночь»

2

16.05.2013

17.05.2013

18.05.2013

Определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, работать с иллюстрациями

100102

Сельма Лагерлеф.

 «В Назарете»

3

20.05.2013

21.05.2013

22.05.2013

Определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, делить текст на части, составлять план

103

Вн. Чт. В стране литературных героев

1

27.05.2013

Использовать полученные знания для самостоятельного выбора

104

Урок – отчёт за год. Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература»

1

28.05.2013

Различать элементы книги, виды информации, определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы

105

Книги, рекомендуемые для прочтения летом

1

29.05.2013

Определять названия изученных литературных произведений и их авторов, содержание изученных литературных произведений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Литературное чтение"

программа "Гармония", автор О.В. Кубасова, 2 класс...

Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс

По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение»  для1 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.

Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа Литературное чтение 2 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния (2009 ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...

Рабочая программа "Литературное чтение" для 2 класса по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России" на 2 часа в неделю...


 

Комментарии

Рабочая программа литературное чтение