Урок обучения грамоте.
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Седина Светлана Александровна

Метапредметный урок обучения грамоте по УМК "Планета знаний".

Тема урока: Звуки [д] [ д ]', буквы Д д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote._zvuk_d_bukvy_d_d.docx46.66 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. учителя: Седина Светлана Александровна

УМК Планета знаний

Урок обучения грамоте

Тема урока: Звуки  [д],  [д']. Буквы Д д.

Тип урока:  ознакомление с новым материалом.

Форма проведения: беседа с закреплением учебного материала  в ходе урока.

Цель урока: Ознакомление учащихся с буквой д  и звуками, которые она обозначает.

Задачи урока:

Образовательные: 

1. Познакомить с новыми звуками и буквой.

2. Формировать умение выполнять звуковой анализ слов.

3. Совершенствовать технику чтения. 

4.Продолжать работу по выделению корня слов и подбору однокоренных слов

Воспитательные

1.Воспитывать интерес и любовь к русскому языку. 

2.Воспитывать бережное и ответственное отношение к дружбе.

3.Воспитывать доброе отношение к животным.

3. Воспитывать умение слушать других, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.

Развивающие:

1. Развивать фонематический слух, внимание, память, речь.

2. Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала. 3. Развивать словарный запас.

Планируемые результаты:

Предметные:

Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой,

Распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами;

Соотносить все изученные буквы со звуками

Метапредметные:

Личностные результаты учащихся:

Выражать положительное отношение к процессу познания.

Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Оценивать свою учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность.

Осознавать ценности природы, необходимости беречь ее

Коммуникативные:

Внимательно слушать своих одноклассников

Строить понятные для одноклассников  высказывания;

Задавать вопросы, приводить убедительные доказательства

Регулятивные:

Прилагать волевые усилия для достижения цели

Оценивать результаты своей учебной деятельности

Анализировать свою работу

Исправлять свои ошибки

Межпредметные связи: литература, математика, окружающий мир.

Используемые учебники и учебные пособия: 

1.Т.М. Андрианова. Букварь.-М., АСТ, Астрель

2 Т.М. Андрианова. Спутник Букваря М., АСТ, Астрель

 

Используемая методическая литература:

1.Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина. Обучение в 1 классе по «Букварю» и «Прописям».- М.,АСТ, Астрель.

2.В.В.Волина Праздник букваря. М. «АСТ - ПРЕСС» 1995 г Пословицы.

3.В.В.Волина Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.

Оборудование:

1.Компьютер, проектор, экран.

2.Презентация к уроку.

3.Картинный словарь

4.Цветные  карточки у детей

5.Сигнальные карточки-смайлики.

1.Организационный  этап

Цель: повышение концентрации внимания и внутренней готовности к уроку.

Глаза смотрят и все видят

Уши слушают и все слышат

Сначала думаю, потом говорю

Помню, что в классе я не один.

Умею слушать окружающих людей.

-Если мы будем следовать этим правилам на уроке у нас все получиться!

2.Этап подготовки  к изучению нового материала.

Цель: мотивация к сознательному и активному  усвоению нового материала.

Кто знает сказку о девочке-крошке?

Она родилась в цветке на окошке. (Дюймовочка)

Рассматривание иллюстрацию к сказке в Букваре.

Дифференцированная работа. Чтение отрывка из сказки в Спутнике букваря читающими детьми.

-Кто помнит, что значит дюйм? ( дюйм - примерно 2,5 см)

-Кто может сосчитать  рост Дюймовочки? (около 5 см)

-Кто написал сказку о Дюймовочке?

(слайд № 1 портрет Г.Х.Андерсена и подборка книг Андерсена)

Г.-Х.Андерсен - датский сказочник. Он родился и вырос в  Дании, написал 156  замечательных сказок и прославился на весь мир. Его сказки переведены на 145 языков мира. В столице Дании городе Копенгаген есть памятник великому сказочнику.

(слайд № 2 памятник Г.Х.Андерсену в Копенгагене)

3.Этап изучения новых знаний

Цель: дать учащимся конкретное представление о новом звуке и букве его обозначающей.

а) Знакомство с новым звуком:

-Почему именно эта героиня на странице?

-В какой стране жил сказочник?

-С каким звуком будем сегодня знакомиться?

-Какой это звук? (согласный)

-Докажите! Я сомневаюсь! (состоит из голоса и шума, воздух при произнесении встречает препятствия, не поется)

-Молодцы! Вы убедили меня.

-Произнесите слова Дания и Дюймовочка. Что заметили? (звук может быть твердым и мягким)

Игровой момент.

-Играем в игру Бим и Бом. Определяем твердый или мягкий звук слышим. Применяем цветные карточки.

Картинный словарь: девочка, дым, дуб, дерево, вода, ягода, дюйм, дыра, деревня, домик.

б) Сравнение письменной и печатной буквы.

-Чем отличается буква письменная и печатная?

-Из каких элементов состоит?

-На что похода печатная буква Д? ( на домик)

в) Слоговое чтение «Домики». Артикуляционная гимнастика.

 (слайд №3 «Домики» слоги  с буквой Д)

-читаем только гласные

-читаем слоги в столбиках

-читаем слоги в строчках

-читаем слоги с твердыми согласными

- читаем слоги с мягкими согласными

-интонационное чтение «тихо-громко»

-какие слова могут начинаться с этих слогов?

4.Этап первичной проверки понимания изученного

Цель: установить усвоили  или нет учащиеся новый звук и букву, выяснить и устранить возможные пробелы.

а) Чтение слов в Букваре. (Пропедевтика морфемного  и словообразовательного разбора)

-Прочитаем 1 столбик слов.

-Найдите общую часть в словах дом и домик.

-Как она называется? ( корень слова)

-Слова которые «выросли» их одного корня и похожи по смыслу называются родственными.

-Прочитаем 2 столбик.

-Найдите корень в словах дуб, дубок, дубовый.

-Как мы можем назвать эти слова? (родственные)

-Найдите слово которое отвечает на вопрос «Какой?» (дубовый)

-Про что мы можем сказать дубовый? (лес, веник, лист, стол, шкаф)

Аналогично работаем со словами третьего столбика (двор, дворик, дворовый)

Игровой момент. Развитие речи.

Игра «Наоборот» (подбираем антонимы со звуком Д)

Мачеха злая, а Золушка (добрая)

Зимний день короткий, а  летний (долгий)

Волк дикое животное, а собака (домашняя)

В городе дома кирпичные, а в деревне (деревянные)

б) Работа с текстом в Букваре «У кого какой дом».

-Рассмотрите текст. Что увидели? (есть заголовок, состоит из двух частей, встречаются различные знаки препинания)

Какой новый знак препинания увидели в тексте? (Тире)

-При чтении там где стоит тире будем делать паузу (остановку).

Чтение текста по цепочке. Беседа по смыслу прочитанного.

-Сколько дубов росло у пруда?

-Что было у одного дуба?(дупло)

-Кто там живет? (белка)

-Что под вторым дубом? (нора)

-Кто там живет?

-Как  звали детей в рассказе?

-Что они сделали?

-Для кого этот домик?

-Как он называется? (скворечник)

-Как мы можем назвать слова скворец и скворечник? (родственные)

-Зачем дети повесили скворечник? (заботятся о птицах)

-Почему нужно заботиться о птицах?

-Как зимой можно заботиться о птицах?

Воспитательный момент.

-Послушайте рассказ. Он называется «Свой угол».

-Почему рассказ так называется?

-В чем смысл рассказа? (у всех людей, животных должен быть свой дом и угол)

-Давайте посмотрим у какого животного какой домик.

-Как называется домик у белки, мыши, лисы, медведя, волка?

(слайд №4 У кого какой дом?

Дупло – белка

Нора –мышь, лиса, крот

Берлога – медведь

Логово – волк

Черепаха, улитка – свой домик всегда с собой.)

5.Этап закрепления изученного.

Цель: закрепить знания и умения необходимые для самостоятельной работы.

а)Чтение скороговорок в Букваре.

-Для чего нужны скороговорки? (это упражнение на четкость выговаривания звуков)

--Прочитайте скороговорку «жужжащим чтением» самостоятельно.

-Какой звук чаще всего встречается в скороговорке?  (звук [Д])

-Что мы знаем о звуке [Д]? (он согласный, может быть твердым, мягким)

-Найдите в скороговорке слова с твердым, мягким звуком [Д])

Чтение хором с постепенным увеличением темпа.

-Кто может наизусть повторить?

б)Рассматриваем старинную букву Д.

-Похожа ли она на современную?

-В старинной азбуке каждой букве соответствовал не звук, а слово.

(слайд № 5 А –аз, Б-буки, В-веди, Г – глагол(говори), Д – добро)

Если добрым вырос ты, злыднем быть не пробуй.

Не стесняйся доброты, а стесняйся злобы.

-Почему нельзя стесняться быть добрым?

-Какого друга вы хотели бы иметь доброго или злого?

в)Чтение пословицы в Букваре.

«Дружба – в делах помощниц».

-Объясните, как вы понимаете смысл пословицы.

-Какие пословицы о дружбе вы знаете? Продолжите пословицу о дружбе:

(Слайд№ 6

Не имей сто рублей, а …….

Нет друга ищи, а …………….

Старый друг лучше ………..)

6.Этап подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: осознание значимости полученных знаний и анализ успешности учащихся.

-Какая была тема урока?

-Что нового узнали?

-Продолжите предложения:

«Сегодня я узнал…»

«Меня  удивило…»

«Мне это пригодиться…»

«Мне было трудно…»

-С помощью сигнальных карточек оцените свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....