Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Габитова Гузель Раисовна

Рабочая программа составлена по УМК "Начальная школа 21 века" для национальных школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tem.plan_na_2012_god_literaturnoe_chtenie_4_klass.docx43.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с.Буриказганово

Рассмотрено :                                                       Согласовано:                                                                        Утверждено:

на заседании ШМО                                              зам.директора поУВР                                                         директор

Протокол №_____                                                 ___________________                                                       Богданов А.В.

от  «____»____2012                                               ___________________                                                       «___»____  2012

________________                                                «___»________2012

Рабочая  программа

по литературному чтению

4 класс

на 2012 – 2013 учебный год

Составила: учитель начальных классов

 Габитова Гузель Раисовна  

                                                                      Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»  разработана  применительно к учебной программе Л.А. Ефросининой «Литературное чтение». Сборник программ к УМК «Начальная школа XXI века».- 2-е изд., дораб. и доп.-М.: Вентана-Граф, 2009г.

Рабочая программа соответствует следующим нормативным документам:

*Федеральному компоненту государственного образовательного  стандарта начального общего образования

*Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2012-2013 уч.год.

*Примерной программе начального общего образования по литературному чтению

*авторской программе Л.А.Ефросининой «Литературное чтение» УМК «Начальная школа 21 века»

*учебному плану МОБУ СОШ с.Буриказганово;

*примерному положению о рабочей программе , разработанной в ОУ

*Уставу ОУ.

Общая характеристика учебного предмета

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, формирующим основы интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их способностей овладевать русским языком, родной речью и умением пользоваться литературной речью. Успешность обучения младших школьников литературному чтению, а также формирование личностных, предметных и метапредметных  умений в курсе литературного чтения обеспечивают возможность изучения других предметов в начальной школе и успешность обучения в основной школе.

Изучение курса литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком; формирование читательского кругозора и приобретение самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с различными видами информации.

Развитие художественно- творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

Воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

Приоритетной целью обучения литературному чтению является формирование читательской компетентности, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания

В 4 классе начинается собственно литературное чтение школьника в полном объеме: умение читать вслух и молча, воспринимать содержание произведения на слух и читая самостоятельно, слушать и слышать текст произведения, отвечать на вопросы и задавать вопросы, работать с текстом произведения.

Один  раз в неделю в рамках изучаемого раздела проводятся уроки слушания и обучения работе с детскими книгами, что позволяет расширять читательское пространство и обогащать читательский опыт учащихся, формировать полноценное читательское восприятие и читательскую компетентность.

Основные линии программы:

Развитие навыка чтения;

Развитие восприятия произведения;

Развитие литературоведческих понятий;

Развитие речевых умений;

Развитие творческой деятельности.

Данный курс  литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности(слушания, говорения, чтения и письма);

в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности и универсальных умений;

содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания.

Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:

-сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениям;

-работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как с искусством слова, учитывая специфику его структуры и жанровые особенности;

-одновременная работа над языком произведения и речью детей;

-сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

-различение художественных и научно-познавательных произведений;

-формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;

-освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Основная цель курса литературного чтения - помочь ребенку стать читателем: ввести его в мир литературы, помочь овладеть читательскими умениями, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами речевой деятельности: слушание, чтение, говорение (устная литературная речь) и письмо (письменная литературная речь). Каждый ученик должен научиться воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для формирования правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности.

Задачи курса «Литературное чтение»:

обеспечивать полноценное восприятие литературного произведения, понимание учащимся произведения;

научить учащихся понимать точку зрения писателя, формировать и выражать точку зрения читателя;

постоянно работать над овладением каждым учеником умениями читать вслух, молча, выразительно, а также основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

формировать литературоведческие представления и понятия в процессе изучения литературного произведения;

расширять и обогащать от класса к классу круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий (личностных, метапредметных и предметных).

Читательское пространство обеспечивается тремя пластами доступной литературы: произведения для изучения на уроке (в учебнике), произведения для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), произведения и книги для самостоятельного чтения в рубрике «Книжная полка» в конце каждого изучаемого раздела или нескольких разделов.

Ценностные ориентиры содержания

Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, оно лежит в основе всех читательских умений, носит универсальный метапредметный характер.

На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно- нравственное воспитание и развитие учащихся.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой…

Огромную роль играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно- нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Содержание курса

 Произведения фольклора

Сказки, легенды, былины, героические песни

Иван царевич и Серый волк. Русская народная сказка

Былина «Волх Всеславович», «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения».

 Повторение: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки. Басни. Русские баснописцы

И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет»; И.И.Хемницер «Стрекоза», «Друзья»; Л.Н.Толстой «Стрекоза и Муравьи»; А.Е. Измайлов «Кукушка»; И.И.Дмитриев «Муха»

 В.А.Жуковский Сказка «Спящая царевна». Стихотворения: «Песня», «Ночь», «Воспоминание».

 А.С.Пушкин «Осень»(отрывки), «И.И.Пущину», «Зимняя дорога». Писатели о поэте: И.И.Пущин «Записки о Пушкине»; В.И.Даль «Из воспоминаний».

М.Ю.Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус», «Горные вершины…», «Утёс».

 П.П.Ершов «Конёк-Горбунок» (в сокращении), «Кто он?» (в сокращении) В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница».

 Н.Г.Гарин – Михайловский «Детство Тёмы» (отдельные главы)

Произведения зарубежных писателей

М.Твен «Приключения Тома Сойера» ( глава II, в сокращении);

Х.-К.Андерсен «Дикие лебеди», «Дети года».

Мифы народов мира

Древнегреческие мифы: «Арион», «Делал и Икар»; славянский миф «Ярило-Солнце», Древнеиндийский миф «Творение».

Книги Древней Руси

«Повесть временных лет»: «Деятельность Ярослава. Похвала книгам», «О князе Владимире. Отрывок из жития», «Поучение Владимира Мономаха».

Л.Н.Толстой «Акула», «Два брата», «Мужик и водяной», «Черепаха», «Русак», «Святогор-богатырь».

А.А.Блок «Россия», «Рождество».

 К.Д.Бальмонт «Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи».

  А.И.Куприн «Скворцы».

 И.И.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…», «Детство», «Шире, грудь, распахнись для принятия…», «Листопад»(отрывок).

С.Я.Маршак «Словарь», «Двенадцать месяцев», «В горах моё сердце». Н.А.Заболоцкий «Детство», «Лебедь в зоопарке».

Произведения о детях войны

В.П.Катаев «Сын полка».

К.М.Симонов «Сын артиллериста».

Н.М.Рубцов «Берёзы», «Тихая моя родина».

 С.В.Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома», «Зеркало». Юмористические произведения

Н.Н.Носов «Федина задача»; И.Л.Гамазкова «Страдания».

Очерки

А.И.Куприн «Сказки Пушкина», И.С.Соколов-Микитов «Родина»; Н.С.Шер «Картины-сказки».

Путешествия. Приключения. Фантастика

Н.П.Вагнер «Берёза», «Фея Фантаста»; Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов»; Н.П.Найдёнов «Мой друг»

                                                 Основные требования к уровню подготовки  учащихся  четвёртого  класса

В результате изучения данного предмета в 4 классе учащиеся должны:

знать:

-название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;

-элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

называть, приводить примеры:

-сказок народных и литературных;

-стихов и рассказов из круга детского чтения;

-произведений основных жанров детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, пьеса, баллада, очерк, миф)

различать, сравнивать:

-произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

-жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

-сказки народные и литературные;

-словари и справочники;

-элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

-виды пересказа(подробный, краткий, выборочный);

уметь:

-читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;

-выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;

-определять тему и главную мысль произведения;

-ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту; делить текст на смысловые части и оставлять простой план;

-пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для самостоятельного чтения книг;

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

-определять тему и жанр незнакомой книги;

           

Литература и средства обучения

1.Учебник «Литературное чтение» 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф»2009г.

2.Рабочая тетрадь 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф»2009г.

3.Л.А.Ефросинина «Оценка знаний». Издательство «Вентана – Граф»2006г.

4.Хрестоматия«Литературное чтение» 4 класс. Издательство «Вентана – Граф»2009г.

5.Л.А.Ефросинина  «Методическое пособие» 4 класс. Издательство «Вентана-Граф», Москва, 2010г.

Учебно-тематический план

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Уроки

Уроки развития речи

Контрольные работы

Внеклассное чтение

Примерное количество часов на самостоятельные работы уч-ся

1

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни.

10

6

2

1

2

1

2

Книги Древней Руси

4

3

1

1

1

3

Басни. Русские баснописцы.

4

4

1

2

4

Произведения русских писателей

38

30

8

4

9

2

5

Произведения зарубежных писателей.

6

5

1

1

1

1

6

Путешествия, приключения, фантастика

4

3

1

1

7

Повторение и закрепление.

3

1

1

1

1

8

ИТОГО

68

52

12

8

16

8

                                                                                 Календарно -тематическое планирование

Темы

Дата

по плану

Дата фактического провед.

Примечание

Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, дразнилки.

4.09

Былины. Волх Всеславович. Вольга Святославович.

5.09

http://fcior.edu.ru/card/28478/geroi-russkogo-bylinnogo-eposa-bazovoe-izuchenie.html 

Народные песни. Песня – слава «Русская земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море».

11.09

Легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Внеклассное чтение

12.09

Шотландская легенда. «Рыцарь – эльф» Текущая проверка навыка чтения вслух.

18.09

Древнегреческие мифы. «Арион», «Дедал и Икар».

19.09

Шотландская легенда. «Рыцарь – эльф». «Проверьте себя».

25.09

Древнеиндийские мифы. «Творение», «Создание ночи».Славянский миф. «Ярило-солнце». Внеклассное чтение.

26.09

Древнекитайский миф. «Подвиги стрелка И».

2.10

Обобщение по разделу. Урок «Проверьте себя». Текущая проверка навыка чтения молча.

3.10

http://fcior.edu.ru/card/28478/geroi-russkogo-bylinnogo-eposa-bazovoe-izuchenie.html 

Отрывки из «Повести временных лет»: О князе Владимире; Деятельность Ярослава.

9.10

Отрывки из «Повести временных лет»: «О Никите Кожемяке», «О Кирилле и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого».

10.10

Отрывок из «Повести временных лет»: «Поучение Владимира Мономаха». Внеклассное чтение.

16.10

Урок «Проверьте себя».

17.10

И.Крылов «Стрекоза и муравей», И.Хемницер «Стрекоза», Л.Толстой «Стрекоза и муравьи».

23.10

 И.Хемницер «Друзья», И.Крылов «Крестьянин в беде». Внеклассное чтение

24.10

А. Измайлов «Кукушка», И.Крылов «Осёл и соловей» Текущая проверка выразительности чтения

30.10

И.Крылов «Мартышка и очки», И.Дмитриев «Муха».

31.10

В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна»

6.11

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/ 

А.С.Пушкин. Отрывки из романа в стихах «Евгений Онегин».

7.11

А.С.Пушкин «Евгений Онегин». «Осень» Внеклассное чтение.

13.11

 А.С.Пушкин «Зимняя дорога».

14.11

М.Ю.Лермонтов «Москва, Москва…», «Парус», «Горные вершины». Проверка навыка чтения вслух.

20.11

М.Ю.Лермонтов «Утёс», «Казачья колыбельная песня». Литературный диктант.

21.11

П.П.Ершов «Конёк-Горбунок». Внеклассное чтение.

27.11

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/ 

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

28.11

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». «Проверьте себя». Итоговый тест.

4.12

Н.Г.Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»

5.12

К.М.Станюкевич «Максимка». Внеклассное чтение.

11.12

Проверка сформированности учебной и читательской деятельности.

12.12

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Вертел».

18.12

Виктор Гюго «Козетта».

19.12

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/ 

Марк Твен «Приключения Тома Сойера» Внеклассное чтение.

25.12

Х.К.Андерсен. Сказка «Самое невероятное»  

26.12

Х.К.Андерсен. Сказка  «Дети года».

15.01

Э. Сетон-Томпсон «Виннипегский волк».

16.01

В.М. Песков «В гостях у Сетон-Томпсона». «Проверьте себя».

22.01

Л.Н. Толстой «Акула». Книги-справочники

23.01

А.А. Блок «Россия».  Внеклассное чтение.

29.01

А.А.Блок «Рождество».

30.01

Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. А.А. Блок «На поле Куликовом».

5.02

 К.Д. Бальмонт «Россия», «К зиме» «Снежинка», «Камыши».

6.02

Легенды и сказания русских писателей.  В.В. Вересаев «Легенда».  Повторение изученных легенд.

12.02

В.В. Вересаев «Звезда». «Восточная сказка». Внеклассное чтение.

13.02

Слушание и работа с детской книгой. Сказки и легенды русских писателей. А.И. Куприн «Четверо нищих». Детские газеты и журналы.

19.02

 Проверка навыка чтения вслух.

20.02

И. А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет...», «Шире, грудь, распахнись для принятия...», «Детство»

26.02

И. А. Бунин  «Листопад». Внеклассное чтение.

27.02

Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Н.А. Некрасов «Саша», «Генерал Топтыгин»

5.03

Обобщение по изученным разделам. «Проверьте себя». «Страничка книгочея».

6.03

С.Я. Маршак «Сказка про козла». Проверка навыка чтения молча.

12.03

А.П. Платонов Сказка-быль  «Неизвестный цветок». Внеклассное чтение

13.03

Слушание и работа с детскими книгами. А.П. Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»

19.03

Обобщение по   изученным разделам «Проверьте себя».

20.03

http://www.openclass.ru/node/248604 

Н. А. Заболоцкий «Весна в лесу», «Лебедь в зоопарке»

2.04

Слушание и работа с детскими книгами о детях. Произведения о детях войны. К.М. Симонов «Сын артиллериста» Работа с детскими журналами

3.04

К.М. Симонов «Сын артиллериста».  Внеклассное чтение.

9.04

Н.М. Рубцов «Береза» «Тихая моя родина». «Ласточка».

10.04

Обобщение по изученным разделам. «Проверьте себя». Итоговая проверка навыка выразительного чтения.

16.04

С.В. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома» (в учебнике), «Как бы жили мы без книг?»

17.04

С.В. Михалков «Любитель книг», «Чужая беда», «Зеркало». Внеклассное чтение.

23.04

Обобщение по изученным разделам. «Проверьте себя».

24.04

Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

30.04

http://www.openclass.ru/node/248604 

Н.П. Вагнер «Береза», «Фея Фантаста». Внеклассное чтение.

7.05

Обобщение по теме. «Проверь себя». «Страничка книгочея».

8.05

Итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности.

14.05

Комплексная разноуровневая контрольная работа

15.05

Подведение итогов.

21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...