Иван Андреевич Крылов «Мартышка и очки»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Давыдова Галина Юрьевна

Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова "Мартышка и очки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_basnya_krylova.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная – школа интернат №5

с углубленным изучением отдельных предметов

образовательный Центр «Лидер» г.о. Кинель

Конспект урока по литературному чтению
в 3классе

Иван Андреевич Крылов «Мартышка и очки»

подготовила

учитель начальных классов

Давыдова Галина Юрьевна

г. Кинель

 2012

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:

Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова

«Мартышка и очки»

Задачи:

Образовательные:

Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;

Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова

«Мартышка и очки»

Дать представление о характерных признаках басни;

Находить мораль в произведении;

Развивающие:

Развивать навыки беглого, выразительного чтения;

Развивать память внимание, речь учащихся;

Формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам;

Обогащать словарный запас учащихся;

Продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;

Воспитательные:

Воспитывать любовь к чтению;

Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;

Оборудование:

Портрет И.А.Крылова;

Иллюстрация к басне «Мартышка и очки»;

Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане…»

Ход урока:

I.Организационный момент. (2 мин)

Психологический настрой

     Ну – ка проверь дружок,

     Ты готов начать урок?

     Всё ли на месте,

     Всё ли в порядке –

     Ручка, книжки и тетрадка?

Учитель просит детей сесть за столы.

     Все ли правильно сидят?

     Все ль внимательно глядят?

     Каждый хочет получать

     Только лишь отметку «5».

II. Проверка домашнего задания. (5 мин)

- Что было задано на дом?

(выучить наизусть отрывок из «Сказки о царе Салтане..»)

1.Чтение отрывков наизусть.

- Можно ли «Сказку о царе Салтане..» сравнить с народной? Почему?

- Что сказочного в произведении А.С.Пушкина?

- Что из того, о чём  рассказано в сказке, могло происходить в действительности?

2.Работа с иллюстрациями к сказке.

- Сейчас я буду показывать вам иллюстрации к сказке, а вы дложны будете вспомнить отрывок из сказки, который подходит к изображённому на ней моменту.

- Молодцы.

III. Постановка цели. Актуализация знаний. (5 мин)

Цели:

- продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;

- помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;

- На доске зашифрованы названия лтиературных жанров. Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году?

(ЛИНАЫБ, КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК)

(Былина, сказка, стихотворение, басня, загадка)              

- Чьи басни вы уже читали в прошлом году?

Постановка учебной задачи урока

- Сегодня мы обратимся к жанру басни

- Мы должны выяснить, какие характерные признаки есть у басни?

- Чем она отличается от рассказа, сказки, стихотворения?

- Отделите фамилию, имя и отчество одного писателя от другого.

ЛЕ-И-В-ВАН-НИ- АН- КО-ДРЕ-ЛА-Е-Е-ВИЧ-ВИЧ-КРЫ-ТОЛ-ЛОВ-СТОЙ                                                                                      

(Лев Николаевич Толстой, Иван Андреевич Крылов

- Какие басни Льва  Николаевича Толстого вы помните?

(ответы детей)

- Можете ли вы прочитать наизусть?

- Сегодня мы познакомимся  ещё  с одной басней И.А.Крылова

- А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе и объясните, по какому признаку вы его выделили:

Собака, кошка, мартышка, корова, овца, коза.              

- Прочитайте что написано, только справа налево:

                                                                                                 

- Правильно, сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки», а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях.

                                                                                                     

- Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?

(это герои басни)

IV. Изучение нового материала. (10 мин)

Цель:

- познакомить с биографией И.А.Крылова.

- Ребята, А.С.Пушкин очень любил басни И.А.Крылова и называл его «истинно народным поэтом».                                                    

- Посмотрите на портрет И.А.Крылова.

- Каким он вам представляется по характеру?

(добрый, умный и т. д.)

- Да, ребята, мы видим открытое лицо , добрые и проницательные глаза мудрого человека.

- Хочется ли вам узнать что – то новое о человеке, написавшем эти басни?

(Своё сообщение читает заранее подготовленный ученик)

- Родился И.А.Крылов в Москве 13 февраля 1768 года. Отец его был военным, а мать была неграмотной женщиной. Образованию будущего баснописца уделялось много внимания. Но уже в 10 лет И.А.Крылов остался без отца и пошёл работать в магистрат, переписывать бумаги. Ещё через 4 года семья Крыловых переезжает в Петербург. Иван Андреевич уже в это время начинает писать стихи, пьесы, но они не имели успеха. Трижды Крылов издавал свои собственные журналы в период с 1789 по 1793 год. Но они закрывались властями. Иван Андреевич становится домашним учителем детей князя Глоицына и его личным секретарём. После Крылов работал в Публичной библиотеке в Петербурге, занимается литературной деятельностью. К нему приходит успех и признание, карьера его развивается успешно, он получает различные награды. В Публичной библиотеке Крылов проработал до 1844 года (До 73 лет!). вышел в отставку, переехал жить на Васильевский остров. Умер И.А.Крылов 21 ноября 1844года, в зените славы, дожив до глубокой старости.

- Прежде чем познакомиться с новой басней, давайте вспомним, что же такое басня?                                                                                     - Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др.

   В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

- Чтобы текст басни нам был понятен, определим значение некоторых слов:

1.Словарно – лексическая работа.                                        

2.Прогнозирование содержания.

- Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

- Посмотрите на иллюстрацию и скажите, что делает мартышка?  

- Почему мартышка разбила все очки?

- Как вы думаете, какой будет мораль басни?

- Сформулируйте её своими словами.

VI. Физкультминутка. (1 мин)

Рано утром на полянке

Так резвились обезьянки:

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Все присели, снова встали

Вы резвиться не устали?

V. Знакомство с басней «Мартышка и Очки». (2 мин)

1.Чтение басни учителем.

- Понравилась ли вам басня?

- Что заставило вас улыбнуться?

VI . Закрепление изученного. (5 мин)

1.Чтение басни учениками.

- Смогли ли мы предугадать её содержание?

- Найдите в учебнике иллюстрацию, которая соответствует данному эпизоду басни.

- Почему именно этот эпизод изображён?

- Чем он важен?

- Похоже ли её поведение на поступки людей?

2.Выборочное чтение.

- Прочитайте мораль басни «Мартышка и Очки».

- Подтвердите примерами, что мораль этой басни важна и в наши дни.

-Прочитайте выразительно те строки, в которых рассказывается о примерке очков.

- Какие слова помогают нам понять, что Мартышка не знает, как использовать очки?

- Как вы понимаете выражение «тьфу пропасть»?

- Почему предложение «Тьфу пропасть!» восклицательное?

- Как бы вы прочитали это предложение: с радостью, огорчением, досадой?

- Как вы понимаете строки «О камень так хватила их, что только брызги засверкали»?

- Почему Мартышка решила, что люди её обманули?

- В чём комичность ситуации описанной в басне?

Выразительное чтение басни по ролям.

VII. Итог урока. (2 мин)

- Кто такой И.А.Крылов?

- С какой басней познакомились?

- Кто главный герой басни?

- Каких ещё животных наделил И.А.Крылов человеческими качествами в своих баснях?

VIII. Домашнее задание. (1 мин)

- Выучить басню наизусть.

Список использованной литературы

Авторская разработка

http://www.kostyor.ru/biography/?n=83



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».

Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос:  :" Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, х...

И.А.Крылов. Мартышка и очки.

И.А.Крылов. Мартышка и очки....

«Баснописец И.А. Крылов». И. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».

Урок литературного чтения, 4 класс, по программе "Начальная школа XXI века". Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок в разделе «Произведения русских баснописцев», ознакомление с жанровыми особ...

Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "Иван Андреевич Крылов «Мартышка и очки»" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакамПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое басня Уметь находить признаки басн...