Урок внеклассного чтения "Н.Сладков "Лесные тайнички"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Лозюк Наталия Васильевна

конспект урока внеклассного чтения по теме: Н.Сладков "Лесные тайнички" 2-3 класс. к уроку прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.sladkov_lesnye_taynichki_2-3.ppsx2.96 МБ
Файл urok_n.sladkov.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок внеклассного чтения 2-3 класс Тема: «Н.Сладков «Лесные тайнички»

Слайд 3

Угадай произведение «А над карнизом, под крышей, есть укромное местечко. Там два кирпича из стены выпали. В этом углублении и устроилась моя галка. Чёрная вся, только на шейке серый воротничок. Галка грелась на солнце, да ещё расклёвывала какой-то лакомый кусок». «Вежливая галка» Н.Сладков

Слайд 4

«Она тихо крякнула и, упираясь перепончатыми лапами, продралась вперёд, на чистую воду. За ней гуськом, по пробитой дорожке, торопились пуховые утята – хлопунцы лапчатые». «Приёмыши» Н.Сладков

Слайд 5

« Но вот как-то зовёт мама нас всех в столовую и показывает пустую вазочку: «Кто же это конфеты отсюда взял?» «Воришка» Г.Скрибицкий

Слайд 6

«Жил у нас в доме огромный толстый кот, ленивый, неповоротливый. Целые дни он ел или спал. Бывало, залазет на тёплую лежанку, свернётся клубком и уснёт.» «Кот Иваныч » Г.Скрибицкий

Слайд 7

«Надоело Щенку гонять кур по двору. « Пойду-ка , - думает, - на охоту за дикими зверями и птицами». Шмыгнул в подворотню и побежал по лугу». «Первая охота» В.Бианки

Слайд 8

« А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой чёрный хлеб, так и обомлела: «Что же тут удивительного? Ведь есть же капуста…Заячья… А хлеб – лисичкин . Отведай.» « Лисичкин хлеб» М.Пришвин

Слайд 9

Николай Иванович Сладков Лесные тайнички

Слайд 10

Подумай! Кто такая сплюшка ? Почему её так назвали? Как выглядит сплюшка ? Найдите её описание в тексте.

Слайд 13

О ком говорит автор? Плоская головка на тонкой шее, как почка на стебельке. Выползла откуда-то и глядит мне в глаза, будто чего ждёт от меня.

Слайд 14

Какой совет даёт автор? Хочешь увидеть – стань невидим. Хочешь услышать – стань неслышим. Хочешь узнать – затаись! Три правила наблюдателя

Слайд 15

Знаешь ли ты животных? Почему волки воют? Волки воют, чтобы общаться друг с другом на большом расстоянии. Много ли у ужа врагов? Ой, как много! Аисты, коршуны, орлы-змееяды, лисы, норки, куницы и даже енотовидные собаки. Где раки зимуют? В норах по берегам рек.

Слайд 16

Памятка. Отзыв о прочитанном произведении. Попробуй написать отзыв по прочитанному, используя эти вопросы. Не забудь, ответы должны быть полными. Какое произведение ты прочитал? Кто автор? О чём это произведение? Что называет автор «лесными тайничками»? Чему учит это произведение? Тебе понравился этот рассказ? Почему? Хотел бы ты прочитать и другие произведения Н.Сладкова? Почему?

Слайд 17

Мы сочиняем Отзыв по прочитанному произведению Н.Сладкова «Лесные тайнички». Я прочитала произведение замечательного писателя-натуралиста Николая Сладкова. Это произведение о тайничках, в которых прятались животные. Лесными тайничками автор называет разные укрытия животных. Это норка, в которой пряталась ящерица, и колодина , в которой были два спящих зверька сони-полочки. Они похожи на белочек. И дупло, в котором была сплюшка . Николай Сладков учит тихо и незаметно вести себя в лесу. Мне очень понравилось это произведение. Я бы хотела прочитать и другие произведения этого автора. Они очень интересные и увлекательные, а так же и очень познавательные. (Шуба Дарья) Я прочитала рассказ Н.Сладкова «Лесные тайнички». Это произведение о том, что в лесу у каждого зверька есть тайничок. Автор называет тайничками места, где таятся звери (норка, дупло, колодина , куст). Н.Сладков учит: «Хочешь услышать – стань неслышим, хочешь увидеть – стань невидим. Хочешь узнать – затаись. Мне очень понравился этот рассказ. Я хотела бы прочитать и другие произведения Н.Сладкова, потому что автор пишет о лесе и его жителях. (Смирнова Вика)

Слайд 18

Сочинение с элементами описания « Сплюшка ». На уроке мы читали рассказ Н.Сладкова «Лесные тайнички». Из этого произведения я узнала о сове-сплюшке . Эта совка маленькая, до двадцати сантиметров в высоту. Сплюшка похожа на дупляного чёртика из-за рожек на голове. Глаза у неё большие и жёлтые. Сплюшка – перелётная птица. Живёт она в лесах, но может поселиться и на чердаке. Эта совка питается разными насекомыми, мышками. Я никогда не встречала сову-сплюшку , но очень хотела бы её увидеть. (Мельникова Лена) На уроке я читала рассказ Н.Сладкова «Лесные тайнички». Из этого произведения я узнала о сове-сплюшке . Это очень маленькая сова, размером с белку. Высота её 20 см. Эта сова похожа на маленького дупляного чёртика. Ушки на её макушке напоминают рожки. Глаза жёлтые и круглые. Сплюшкой её назвали потому, что она всё время кричит «сплю», « сплю ». Совка живёт в российских и африканских лесах. Она питается различными насекомыми. Жаль, что я никогда не встречала её в жизни. Мне очень хотелось бы хоть раз повстречаться с ней. (Шуба Дарья)

Слайд 19

Презентацию подготовила учитель начальных классов ГБОУСОШ №1933 г.Москвы Лозюк Наталия Васильевна Всем спасибо !



Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения

Н.Сладков «Лесные тайнички»

Цель: познакомить с произведением Н.Сладкова «Лесные тайнички»

Задачи: учить понимать основную идею произведения;

познакомить с биографией Н.Сладкова;

совершенствовать навык чтения;

развивать познавательный интерес;

воспитывать любовь   и бережное отношение к окружающему миру;

способствовать развитию речи, мышления, воображения, внимания.

Оборудование: медиа установка, презентация, памятки «Отзыв к прочитанному произведению»

Подготовительная работа: заранее детям было задано выразительное чтение рассказа «Лесные тайнички», вспомнить, с произведениями каких авторов о природе читали на уроках и дома.

1. Организационный момент.  Слайд 2.

 - Сегодня я приглашаю вас в путешествие за природными тайнами. Хотите овладеть лесной грамотой, научиться читать по следам? Поможет нам в путешествии писатель-натуралист Николай Иванович Сладков, который во всех своих книгах рассказывает о неведомом и невиданном в природе.

2. Актуализация знаний.  Литературная викторина.

- Предлагаю вам вспомнить, какие произведения Н.Сладкова и других авторов-природоведов вы читали.

Слайды 3-8

 «А над карнизом, под крышей, есть укромное местечко. Там два кирпича из стены выпали. В этом углублении и устроилась моя галка. Чёрная вся, только на шейке серый воротничок. Галка грелась на солнце, да ещё расклёвывала какой-то лакомый кусок». («Вежливая галка» Н.Сладков).

«Она тихо крякнула и, упираясь перепончатыми лапами, продралась вперёд, на чистую воду. За ней гуськом, по пробитой дорожке, торопились пуховые утята – хлопунцы лапчатые». («Приёмыши» Н.Сладков)

«Но вот как-то зовёт мама нас всех в столовую и показывает пустую вазочку: «Кто же это конфеты отсюда взял?»»(«Воришка» Г.Скрибицкий)

«Жил у нас в доме огромный толстый кот, ленивый, неповоротливый. Целые дни он ел или спал. Бывало, залазет на тёплую лежанку, свернётся клубком и уснёт» («Кот Иваныч» Г.Скрибицкий)

«Надоело Щенку гонять кур по двору. «Пойду-ка, - думает, - на охоту за дикими зверями и птицами». Шмыгнул в подворотню и побежал по лугу. («Первая охота» В.Бианки)

«А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой чёрный хлеб, так и обомлела: «Что же тут удивительного? Ведь есть же капуста…Заячья… А хлеб – лисичкин. Отведай.» («Лисичкин хлеб» М.Пришвин)

- Что общего у этих произведений?

3. Подготовка к восприятию темы.

-  Как вы думаете, что такое тайна?

- Разобраться с этим вопросом нам поможет Н.Сладков.

4. Физминутка.

5. Сообщение темы.

Выставка книг.

Слайд 9. Рассказ учителя или подготовленного ученика о писателе.

Николай Иванович Сладков родился в 1920 году в Москве, но вся его жизнь прошла в Ленинграде и в Царском Селе, славящемся великолепными парками. Здесь Николай открыл для себя прекрасную и неповторимую жизнь природы, которая и стала главной темой его творчества.

Ещё будучи школьником, он стал вести дневник, куда записывал свои впечатления и наблюдения. Кроме того, начал заниматься в кружке юннатов при Ленинградском зоологическом институте. Здесь он познакомился с известным писателем-натуралистом Виталием Бианки, который называл этот кружок «Клубом колумбов». Летом ребята приезжали к Бианки в Новгородскую область изучать тайны леса и постигать природу. Книги Бианки оказали на Николая большое влияние, между ними завязалась переписка, и именно его Сладков считал своим учителем. Впоследствии Бианки стал настоящим другом Сладкова.

Когда началась Великая Отечественная война, Николай добровольцем ушёл на фронт и стал военным топографом. По этой же специальности он работал и в мирное время.

В книгах замечательного ленинградского писателя вы всегда найдете необычайно интересные и познавательные случаи из жизни живой природы, зверей и птиц. Чего только нет в этих прекрасных изданиях, какие только тайны не раскрываются на страницах... Николай Иванович Сладков умер в 1996 году, прожив 76 лет.

6. Чтение рассказа.

7. Беседа по содержанию произведения. Работа с текстом.

-  Вернёмся к нашему вопросу - что такое тайна?

-  А тайнички? Какими представляются вам тайнички?

- Почему автор называет «тайнички»?

- Какие тайнички открылись охотнику в лесу? Перечислите их. Подтвердите словами автора.

Слайд 10.

-  Кто такая сплюшка? Как вы думаете, почему её так назвали? Докажите словами автора.

-  Как выглядит сплюшка? Найдите её описание в тексте.

 8. Информация о сове-сплюшке.  Слайды 11,12

Информацию даёт либо учитель, либо подготовленный ученик.

Сплюшка – маленький представитель семейства совиных. По размеру она редко превышает 20 см, а весит не более 120 граммов, вот только размах крыльев сплюшки достаточно масштабный – 50 см.

Сплюшка – достаточно редкий вид. Увидеть сплюшку в светлое время суток возможно крайне редко – она обладает удивительным даром перевоплощения. Днем эта сова замирает где-нибудь на ветке дерева и остается неподвижной до самого вечера, напоминая обломок шершавого древесного ствола или толстой ветки. Стать невидимой сплюшке помогает удивительный маскировочный наряд, которым наделила ее природа: окрас оперения совы очень напоминает древесную кору, покрытую пятнами лишайников, клюв сплюшка прячет в перья, а неподвижная квадратная голова совсем не похожа на птичью.

 Сплюшка – птица перелетная, на зиму она может улетать в тропики, например, в Африку южнее пустыни Сахары. В России сплюшку можно наблюдать в лесных зонах, располагающихся в речных долинах. В России сплюшка появляется в середине весны, когда уже становится совсем тепло и зелень активно распускается. В гнездовании эта совка удивительно постоянна, каждый год она возвращается на одно и то же место. Гнезда она «прячет» в дуплах деревьев, может, например, занять гнездо дятла. В горах сплюшки гнездятся в трещинах между камнями. Иногда совки также занимают чужие норы, вороньи или сорочьи гнезда. А в городе сплюшка запросто может поселиться в скворечнике и даже на чердаке какого-нибудь старого дома. В сентябре же совка собирается на зимовку и покидает пределы нашей страны.

Чаще сплюшки охотятся на насекомых, крупных ночных бабочек, майских жуков, иногда лягушек и ящериц. Для птенцов совка тоже не выбирает еду, это могут быть и мелкие грызуны, и саранча, и бабочки, и стрекозы.

9. Работа с текстом.   Слайд 13.  

- О ком говорит автор?

Плоская головка на тонкой шее, как почка на стебельке. Выползла откуда-то и глядит мне в глаза, будто чего ждёт от меня.

- Как вы думаете, может ли каждый, кто приходит в лес, увидеть его тайнички?

Слайд 14.

-  Какой совет даёт автор?

-  Что нового вы узнали из этого рассказа?

 10. Викторина «Знаете ли вы животных?» Слайд 15

11. Написание сочинения с элементами описания «Сплюшка».

12. Чтение творческих работ.

13. Рефлексия урока.

- Каким для вас, ребята, был этот урок?

- Что нового узнали?

- Что понравилось?  

- Что бы вы могли пожелать друг другу?

14. Домашнее задание.

Написание отзыва к рассказу. Слайд 16.

Памятка.
Отзыв о прочитанном произведении.

Попробуй написать отзыв по прочитанному, используя эти вопросы. Не забудь, ответы должны быть полными.

Какое произведение ты прочитал?

Кто автор?

О чём это произведение?

Что называет автор «лесными тайничками»?

Чему учит это произведение?

Тебе понравился этот рассказ? Почему?

Хотел бы ты прочитать и другие произведения Н.Сладкова? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения во 2 классе по творчеству В.Ю.Драгунского "Тайное всегда становится явным"

На уроке учащиеся отгадывают кроссоворд, в ходе эвристической беседы выясняют особенности творчества писателя...

Презентация к уроку внеклассного чтения Н.Сладков "Лесные тайнички"

Презентация может быть использована в качестве дополнительного материала на уроке чтения по произведениям Н.Сладкова....

Конспект урока по русскому языку "Тайна написания жи-ши"

Конспект урока во 2классе по теме"Тайна написания жи-ши",Умк "Перспективная начальная школа"...

Урок литературного чтения. 2 класс. Тема урока:В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.Основная работа на уроке  сосредоточена на анализе текста. Все ученики читают текст и по ход...

Методическая разработка урока по русскому языку "Тайна имени"

Проект урока "Тайна имени" разработан для 3 класса. Он будет полезен учителям начальной школы, воспитателям ГПД....

Разработка внеклассного меропрития "Югорские тайны"

Внеклассное мероприятие подготовлено к Дню округа, включат две части: теоретическо-развлекательная и спортивные соревнования ввиде забав народа ханты....

Конспект урока по литературному чтению.Тема урока Виктор Юзефович Драгунский Тайное всегда становится явным.

Конспект урока по литературному чтению. 2 класс  Виктор Драгунский "Тайное вскгда  становится явным"...