Литературное чтение – 4 класс
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Свинаренко Елена Алексеевна

 

Цель: научить составлять характеристику героя на основании анализа его поступков;

развитие навыка беглого, выразительного чтения;

развитие речи, логики, мышления, умения работать с текстом;

воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к матери, близким людям, людям труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение – 4 класс.

   

Тема урока: А.П.Платонов «Сухой хлеб».

         

Цель: научить составлять характеристику героя на основании анализа его поступков;

развитие навыка беглого, выразительного чтения;

развитие речи, логики, мышления, умения работать с текстом;

воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к матери, близким людям, людям труда.

 

Оборудование: плакат с пословицами о хлебе; картина А.А.Пластова «Жатва»; фотографии с видом современных полей; коллекции зерен: пшеницы, ржи, ячменя; карточки с названиями составляющих хлеб; карточки с заданиями; плакат «Хлеб - всему голова»; карточки для самостоятельной работы; карточки с домашним заданием; рисунки детей; снопы; серп; выставка хлебобулочных изделий.

                               

Ход урока.

  1. Организационный момент.

     Я пришла к вам на урок с желанием создать  атмосферу вдумчивой работы и одновременно праздничной встречи со словом. Сядьте поудобней и приготовьтесь внимательно меня слушать и активно работать.

    Предлагаю вашему вниманию загадки. Я знаю, что вы любите их отгадывать.

1. Он на солнышке стоит

И усами шевелит.

Разомнешь его в ладони-

Золотым зерном  набит. (Колос).

2.  В землю теплую уйду,  

К солнцу золотом взойду.

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья. (Зерно).

3.   На столбиках в гнездах

Лежат не птички,

А золотые яички. (Зерна в колосе).

                 Предметы, которые стали отгадками, лежат у вас на столе. Рассмотрите их.  Коллекция зерен: пшеницы, ячменя, ржи. Отличие их: пшеница - округлой  формы; ячмень- зерно в кожуре, продолговатой формы; рожь- цвет зеленоватый и зерно мельче, чем пшеница и  ячмень.

           

II.     Постановка проблемы и цели урока.

     Ребята, посмотрите на доску. Вы, наверное, догадались, о чем мы сегодня поведем разговор на уроке.

    Сегодня на уроке мы продолжим работу над рассказом А.П.Платонова «Сухой хлеб». Будем работать над выразительностью чтения, перечитаем отдельные отрывки из произведения, будем составлять характеристику главного героя рассказа, рассуждать, делать выводы, обобщения.  

   

III.           Работа над рассказом А.А.Платонова» Сухой хлеб».

1) гр. 1. Составить кинофильм (групповая работа).

У нас  есть иллюстрации к этому произведению, Ваша задача режиссеры: показать последовательность развития событий.

 

                      2) гр. 2. Работа по карточкам (индивидуальная работа или в группах).

                     

                            В карточках записаны предложения, отражающие основные события  

                            Рассказа «Сухой хлеб», Ваша задача: пронумеровать предложения так, в

                              какой последовательности происходили события в рассказе.

  1. Митя стал рыхлить тяпкой спекшуюся землю.

  1. Митя ходил следом за плугом, чтобы не скучать без матери.  

  1. Колоски, что возделывал Митя, нынче словно бы повеселели.

  1. Митя любил ходить в темный угол сарая.

  1. Митя думал, что от хлеба он скорее вырастет.

                   3) Проверка работы.

                       Ответы: 4, 1, 5, 3, 2 .

                                  Физминутка.

                               Продолжение работы над рассказом,

                       

  1. Составление характеристики Мити, Оценка его поступков по плану.

   

 - Назовите героев рассказа «Сухой хлеб».

 - Назовите главного героя этого рассказа.

 - Понравился он вам?

 -Сейчас приступим к составлению характеристики Мити. Поможет вам в этом план.

                          План (на доске).

  1. Возраст.
  2. Семья.
  3. Мечта.
  4. Занятия.
  5. Характер, поступки.
  6. Отношение к окружающему (маме, растениям, вещам).

 

                          - Ответы будете находить в тексте.

2. Рассказы учащихся по плану.

3. Обобщение.

- Каким был Митя?

- Был он счастливым?

- Поведение Мити достойно восхищения?

-Кто поступил бы также как Митя?  

      Митя делал доброе дело, Он вступил в единоборство с засухой. Земля щедра, кто любит ее и понимает. Природа одарит человека за это. В рассказе так и получилось: ожили колоски, не зря трудился Митя, учительница, ученики.

4. Чтение по ролям.

- Какой эпизод показался вам интересный?

- Какой эпизод помог раскрыть характер Мити?

  Давайте прочитаем его по ролям.

 (Разговор Мити с учительницей).

5. Работа по иллюстрации.

- Посмотрите на иллюстрацию с..40.

- Что изображено?  

- Какому эпизоду из рассказа она соответствует? Прочитайте.

- Правдивое описание?

- Возможно это в жизни?

       

             Обобщение.

           Да, так было раньше. Такими орудиями обрабатывали землю. А сейчас          посмотрите на эти фотографии. Вот так обрабатывается земля в настоящее время (показ фотографий с комментированием).

             Физминутка.

             IV.     Работа с плакатом «Хлеб- всему голова».

              - Как вы понимаете выражение «Хлеб - всему голова»?

              - Что в вашем понимании означает слово хлеб?

           

        Обобщение.

           

              Хлеб называют чудо земли.

              - Почему его так называют?

              Хлеб так называют, потому что он никогда не надоедает. С хлебом едят

              все: и мясо, и молоко, и рыбу, и другое.

              Если рассмотрим составляющие хлеба, то мы увидим, сколько полезного,        

              необходимого для организма в нем содержится. (Показ карточек со  

              словами: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли). Разве  это  

              не чудо! Что может быть вкуснее свежеиспеченного хлеба? И каких только  

              хлебов нет - большие и маленькие, белые и черные, пшеничные и ржаные, квадратные и круглые. Чего только не придумывают пекари. Выбирай на любой вкус! Известно 750 видов хлебобулочных изделий.

         

              V.   Дополнительная информация

              Говоря о хлебе сегодняшнем, о его изобилии, давайте обратимся к тому

              времени, когда людям не хватало хлеба, Да, было такое  во время войны.

              Враги жгли хлебные поля. В то время ввели карточки на хлеб. Эти  

              карточки имели не только взрослые, но и дети. В блокадном Ленинграде люди стояли в огромных очередях за хлебом. 125 граммов - вот такой кусочек хлеба давали на целый день, а иногда и этого не доставалось. (Показ спичечного коробка).

            - Сколько таких кусочков вы съедаете за день?

              Люди, познавшие голод, помнят, что никакая глыба золота не заменит

               крошку хлеба. Раньше «хлеб» относили к святым словам. Таких слов в нашей речи мало: мать, Родина. Но, к сожалению, некоторые наши современники к хлебу относятся с неуважением, выбрасывают его. Вот что по этому поводу говорится в народе:

                  «Если ты хлеб ценить перестал

                    Ты человеком быть перестал».

              - Как вы понимаете это высказывание?

              - А задумываемся ли над тем, как хлеб попадает на стол?  

               

                  Обобщение.

               Много труда вкладывают люди в приготовлении хлеба. Сначала землю подготовят, затем засеют ее. Долго ждут, пока высокие колоски поднимутся. Потом их обмолотят, зерно отвезут на мельницу. Его перемелют, получат муку. И, только потом муку отвезут в пекарню. В пекарне замесят тесто и выпекут хлеб. Много, очень много людей поработают, прежде чем на столе появятся привычные аппетитные ломтики хлеба.

                  - А знаете ли вы, сколько нужно зерен для выпечки 1 батона?

                          1 батон- 10200 зерен.

             VI.   Работа с пословицами.  

         

               - Ребята, а знаете вы пословицы о хлебе?

               - А сейчас обратимся к плакату, На нем написаны пословицы. Давайте прочитаем  их хором и объясним смысл.

               

  1. Худ обед, коли хлеба, нет.
  2. Хлеб – бесценное богатство.
  3. Есть хлеб – будет и песня.

VII.      Исполнение песни «Хлеб всему голова».

       О хлебе есть пословицы, написаны стихи, рассказы, есть картины художников.

        О хлебе есть и песня. Предлагаю вашему вниманию песню «Хлеб всему голова»

VIII.    Итог урока.

С каким  произведением работали на уроке?

Какова главная мысль рассказа?

Кто главный герой рассказа «Сухой хлеб»?

Сегодня на уроке, составляя характеристику Мити, мы говорили о его чертах характера. Сейчас я хочу проверить, насколько вы были внимательными. Выполните следующее задание: из данных слов убрать лишние, т.е. что не относится к Мите (слова на карточках, на доске)

Любознательный

Внимательный

Упорный

Упрямый

Добрый

Серьезный

Любящий

Великодушный

Непослушный

Терпеливый

Трудолюбивый

Маленький

 Глупый

Заботливый

            Молодцы! С заданием справились хорошо. Хотелось, чтобы и у вас были эти черты характера.

Выставление отметок.

             Ребята, я хочу попросить вас помочь мне в выставлении отметок. Я буду задавать вам вопросы, а  вы должны будете поднять руку, кого это касается.

  1. Кто работал, не покладая рук?
  2. Кто мастер на все руки?
  3. Кто держал ушки на макушке?

  Спасибо, ребята. Вы честно оценили свою работу.

  1. Домашнее задание.   (На карточках).

  1. Составить связный рассказ о Мите.
  2. Сочинить сказку о Колоске (чтобы он мог рассказать)
  3. Сочинить стих, рассказ о хлебе.

Ребята, задание выберите по своим силам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...