рабочая программа "Литературное чтение" 3 класс Чуракова
рабочая программа (чтение, 3 класс) по теме

Рабочая программа создана у четом ФГОС 2009 года, включены предметные, личностные, метапредметные результаты. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение

«Гимназия г. Уржума»

Утверждаю:

Директор    

КОГОАУ «Гимназия г.Уржума»

_________________________

Д.Н.Феофилатов

Приказ № _____ от _________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
3 класс

на 2012 – 2013 уч.год

Автор составитель:

Соболева  Г.К,учитель

начальных классов

                                                                                                         Уржум 2012 год

           

Пояснительная записка
к развернутому тематическому планированию
по литературному чтению

  1. Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы В.Ю. Свиридовой, которая обеспечена учебником (Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 3класс. 1–4. Части 1, 2. – Самара: корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2010.

Изучение литературного чтения  начальной школе  направлено на достижение следующих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной Росси и других стран.

      Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
  2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.  
  3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
  4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Курс 3 класса продолжает работу по воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову. Читаются произведения, передающие целую гамму разнообразных, тонких чувств и ощущений, доступных детям. Сравниваются произведения разных авторов на одну тему, произведения одного автора на разные темы. Расширяется читательский кругозор младших школьников и круг проблем, освещенных произведениями. Дается представление о жанре басни. Читательский багаж пополняется за счет мифологии и фольклора разных народов. Особенностью работы в 3 классе является формирование начального представления об общих корнях и путях развития литературы разных народов, об истории становления некоторых жанров фольклора и литературы и об их специфике.

План предусматривает обучение в 3 классе в объеме  136 часа, по 4 урока в неделю.

Предметные результаты

Обучающийся научиться:

- читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;

-читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика;

-ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;

-кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и  формулировать свои вопросы;

-отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;

-определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;

-узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню;

-характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

-выявлять авторское отношение к герою;

-понимать специфику прозаических и поэтических текстов;

- соотносить главную мысль и название произведения;

-находить портрет и пейзаж в произведении;

-видеть особенности юмористических текстов;

-соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал.

Обучающийся получит возможность научиться:

-пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;

-сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;

-представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским;

-осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке;

-находить способы создания характера  и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;

-понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства;

-понимать особенности жанра басни;

-определять роль портрета и пейзажа в произведениях;

-находить в юмористических текстах приемы создания комического;

-оценивать поступки героя и отношение автора к нему.

Обучающийся научиться:

-самостоятельно ориентироваться в содержании учебника, в т. ч. по условным значкам, работать с произведениями в хрестоматии;

-самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещенного в учебнике;

-осуществлять выбор книги по тематике, заданной в рубрике «Прочитай эти книги»;

-осуществлять в библиотеке целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений;

-готовить сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки;

-понимать назначение аннотации на литературное произведение;

-называть одно периодическое литературно-художественное издание.

Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать значимость прочитанного произведения или книги для себя, своего кругозора;

-составлять сборник своих любимых произведений и аннотацию к нему;

-писать отзыв о произведении (на выбор), используя план написания отзыва;

-создавать презентации книг различной тематики;

-сопоставлять содержание литературных произведений с их экранизацией(мультипликацией);

-участвовать в организации литературного (поэтического) вечера;

-ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной и зарубежной детской литературы

; Обучающийся научиться:

-пересказывать текст  кратко, выборочно и с его творческой обработкой в зависимости от учебной задачи;

-читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения;

-передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя;

-выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, рисовании, творческой деятельности4

-создавать небольшие художественные тексты в стиле изученных жанров.

Обучающийся получит возможность научиться:

-сознательно пользоваться различными средствами выразительного чтения: менять интонацию, темп, тембр, делать паузы в зависимости от задач чтения;

-читать, передавая авторское отношение к поступкам героя;

-подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению;

-читать и разыгрывать диалоги, пересказывать тексты;

-сочинять небольшие тексты, сознательно используя выразительные средства произведений разных жанров.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

-интерес к содержанию и форме художественных произведений;

-интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;

-интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

-основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;

-эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на героев литературных произведений;

-чувство сопричастности своему народу;

-понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;

-общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;

-чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;

-понятия об ответственности человека за себя и близких; о высших чувствах любви, внимания, заботы;

-понимания своей семейной и этнической идентичности;

-любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;

-чувства ответственности за мир природы;

-умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;

-первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;

-понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

Регулятивные УУД

 Обучающийся научиться:

-принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

-выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;

-выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

-самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

-соотносить внешнюю оценку и самооценку;

Обучающийся получит возможность научиться:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

-проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

-осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

-осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.

Познавательные УУД

Обучающийся научиться:

-  отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

-пересказывать текст по плану;

-структурировать знания при сопоставлении текстов;

- применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

-применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

-искать информацию, представлять найденную информацию;

-уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;

-знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.

Обучающийся получит возможность научиться:

-пересказывать близко к тесту небольшие по объему и разные по жанру тексты;

-понимать структуру построения рассуждения;

-воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;

-проявлять инициативу в поиске дополнительной информации; ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

-создавать художественные тексты разных жанров устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

        Обучающийся научиться:

-выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

-проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

-участвовать в учебном диалоге;

принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;

-видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.

Обучающийся получит возможность научиться:

-выражать свое мнение е о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;

-устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);

-проявлять самостоятельность в групповой работе;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

-выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.

Содержание программы

№ п/п

Название раздела

Количество

часов  

Содержание

Предметные

                                               Метапредметные

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1

Аудирование (слушание)

5

Восприятие на слух звучащей речи, адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения;

Определение последовательности развития сюжетного действия (основных сюжетных линий), особенностей поведения героев и описания их автором;

Определение жанра художественных произведений;

-воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические, художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся,  мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию  текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции;

-воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать алгоритм выполнения учебного задания (выстраивать последовательность учебных действий)

 - характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев;

-сравнивать свои ответы одноклассников и оценивать свое и чужое высказывания по поводу художественного произведения.

-различать на слух речь родного и иностранного языков.

У обучающегося будут сформированы:

-интерес к содержанию и форме художественных произведений;

 -основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;

-эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на героев литературных произведений;

-общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.


Обучающийся получит возможность для формирования:

-понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;

-чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;

-понятия об ответственности человека за себя и близких; о высших чувствах любви, внимания, заботы;

-понимания своей семейной и этнической идентичности;

-любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;

-чувства ответственности за мир природы;

-умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;

-первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;

-понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.


Обучающийся научиться:

-принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

-соотносить внешнюю оценку и самооценку;

Обучающийся получит возможность научиться:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.

Обучающийся научиться:

-  отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

-структурировать знания при сопоставлении текстов;

-применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

--уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;

Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать структуру построения рассуждения;

-воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

Обучающийся научиться:

-участвовать в учебном диалоге;

принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;

-видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.


Обучающийся получит возможность научиться:

-выражать свое мнение е о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;

2.

Чтение

Виды речевой и читательской активности

79

Чтение вслух и про себя.

27


Постепенный переход  к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух; скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения; постепенное увеличение скорости чтения;

орфоэпически   и интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов;

Интонирование простого предложения на основе знаков препинания;

Чтение художественных произведений с  переходом  на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации;

Обучающийся научиться:

- читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;

-читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика;

-ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;

-кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и  формулировать свои вопросы;

-отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;

-определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;

-узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню;

-характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

-выявлять авторское отношение к герою;

-понимать специфику прозаических и поэтических текстов;

- соотносить главную мысль и название произведения;

-находить портрет и пейзаж в произведении;

-видеть особенности юмористических текстов;

-соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал.

Обучающийся получит возможность научиться:

-пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;

-сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;

-представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским;

-осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке;

-находить способы создания характера ии изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;

-понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства;

-понимать особенности жанра басни;

-определять роль портрета и пейзажа в произведениях;

-находить в юмористических текстах приемы создания комического;

-оценивать поступки героя и отношение автора к нему.

У обучающегося будут сформированы:

-интерес к содержа-нию  и форме худо-жественных произведений;

-интерес к некото-рым видам творче-ской деятельности на основе литературных произведений;


Обучающийся получит возможность для формирования:

-понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;

-чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;

-понятия об ответственности человека за себя и близких; о высших чувствах любви, внимания, заботы;

-понимания своей семейной и этнической идентичности;

-любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;

-чувства ответственности за мир природы;

-умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;

-первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;

-понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

Обучающийся научиться:

-принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

-выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;

-выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

-самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

-соотносить внешнюю оценку и самооценку;

Обучающийся получит возможность научиться:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

-проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

-осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

-осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.

Обучающийся научиться:

-  отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

-пересказывать текст по плану;

-структурировать знания при сопоставлении текстов;

- применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

-применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

-искать информацию, представлять найденную информацию;

-уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;

-знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.

Обучающийся получит возможность научиться:

-пересказывать близко к тесту небольшие по объему и разные по жанру тексты;

-понимать структуру построения рассуждения;

-воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;

-проявлять инициативу в поиске дополнительной информации; ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

-создавать художественные тексты разных жанров устной и письменной форме.

        Обучающийся научиться:

-выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

-проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

-участвовать в учебном диалоге;

принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т. ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;

-видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.


Обучающийся получит возможность научиться:

-выражать свое мнение е о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;

-устно и письменно выражать впечатление о прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);

-проявлять самостоятельность в групповой работе;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

-выбирать способы деятельности в коллективной работе; 

-осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.

 

Работа с разными видами текста.

52

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.  

Самостоятельное определение темы текста, главной мысли.

Понимание заглавия произведения; адекватное соотнесение с его характером (ответ на вопрос «Почему автор так назвал свое произведение»). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя художественный текст.

Привлечение справочных иллюстративно-изобразительных материалов.

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.

Анализ (с помощью учителя) причины поступка героев по аналогии или по контрасту.

Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет.

Характеристика героя по предложенному плану. Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт.

Подробный пересказ текста (определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов,  озаглавливание,   подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания).  Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Виды текста: художественные, учебные, научно-популярные. Практическое сравнение различных видов текста.

Выбор книг на основе рекомендованного списка.  



3

Культура речевого общения. Диалог. Монолог. Устный рассказ

20

Диалог, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них  и самостоятельно задавать вопросы по тексту,  выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать  свою точку зрения по обсуждаемому произведению.  Нормы и формы речевого общения.  

 Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно- выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, олицетворение, гипербола) для создания собственного устного высказывания; воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе; самостоятельное построение композиции собственного высказывания; анализ дача основной авторского замысла; передача основной мысли текста в высказывании.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, на заданную тему.

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии в соответствии с правилами речевого этикета.

Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как?  когда? почему? зачем?)

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему)

Создавать  (устно) текст (небольшой рассказ).

4.

Круг детского чтения.

14

Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, считалки, пословицы и поговорки. Произведения классиков  отечественной литературы 19 -20 в (А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, И.А. Крылов,  А.П. Чехов, А.Н. Толстой, С.А. Есенин), классиков детской литературы. Произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступной для восприятия младших школьников. Научно-популярная,  справочно-энциклопедическая литература.  Детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, животных, добре и зле, юмористические и др.

Обучающийся научиться:

-самостоятельно ориентироваться в содержании учебника, в т. ч. по условным значкам, работать с произведениями в хрестоматии;

-самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещенного в учебнике;

-осуществлять выбор книги по тематике, заданной в рубрике «Прочитай эти книги»;

-осуществлять в библиотеке целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений;

-готовить сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки;

-понимать назначение аннотации на литературное произведение;

-называть одно периодическое литературно-художественное издание.

Обучающийся получит возможность научиться:

-понамать значимость прочитанного произведения или книги для себя, своего кругозора;

-составлять сборник своих любимых произведений и аннотацию к нему;

-писать отзыв о произведении (на выбор), используя план написания отзыва;

-создавать презентации книг различной тематики;

-сопоставлять содержание литературных произведений с их экранизацией(мультипликацией);

-участвовать в организации литературного (поэтического) вечера;

-ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной и зарубежной детской литературы;

-

Обучающийся получит возможность для формирования:

-понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;

-чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;

-понятия об ответственности человека за себя и близких; о высших чувствах любви, внимания, заботы;

-понимания своей семейной и этнической идентичности;

-любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;

-чувства ответственности за мир природы;

-первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;

-понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

Обучающийся научиться:

-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

-самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

Обучающийся получит возможность научиться:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

--проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

-осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.

Обучающийся научиться:

-  структурировать знания при сопоставлении текстов;

-применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

-искать информацию, представлять найденную информацию;

-уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;

-знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.

Обучающийся получит возможность научиться:

--понимать структуру построения рассуждения;

-воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;

-проявлять инициативу в поиске дополнительной информации; ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

        Обучающийся научиться:

-проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

-участвовать в учебном диалоге;

принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;



Обучающийся получит возможность научиться:

-выражать свое мнение е о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;

-проявлять самостоятельность в групповой работе;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

-выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.

5

Литературоведческая пропедевтика.

6

Средства выразительности (на практическом уровне): сравнение, олицетворение, звукопись, олицетворение, метафора, гипербола,  повтор. Выделение их в тексте,  определение значения в художественной речи (с помощью учителя).

Литературные понятия:   художественное произведение, художественный образ,  искусство слова, автор, сюжет, тема.   Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою, рассказчик.

Композиционные формы  речи    (на уровне практического знакомства, без употребления терминов):  повествование, описание (пейзаж, портрет, интерьер), монолог  героя, диалог героев.

Прозаическая и стихотворная речь.  Основы стихосложения: ритм, рифма (смысл).

Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения.

Жанровое разнообразие произведения для чтения: малые формы  (колыбельная песни,   потешки,   пословицы, поговорки, загадки), большие фольклорные формы (былины, сказания, мифы и легенды); сказки (о животных, бытовые, волшебные),  басни.

Литературная (авторская) сказки. Художественные особенности сказок: лексика, структура (композиция).

Рассказы, пьесы, повести, стихотворения, басни, очерки, статьи детской периодики-произведения классиков отечественной  и зарубежной литературы 19-20 вв.

Обучающийся научиться:

-представлять общие корни развития литературного фольклора разных народов;

-различать малые жанры фольклора;

-различать жанры художественной литературы: сказку, сказочную повесть, басню,  рассказ, стихотворение;

-определять особенности фольклорных форм и авторских произведений;

-выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения;

-понимать многозначность поэтического слова.


Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать и показывать на примерах особенностей малых фольклорных жанров :пословицы, загадки, скороговорки, считалки, заклички;

-находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и авторской литературы4

-обнаруживать средства художественной выразительности в тексте (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма, звукопись);

-обнаруживать следы обряда и мифологические мотивы в фольклоре и литературе;

-выявлять особенности построения сюжета, способы создания образа героя в волшебных сказках;

-понимать обусловленность характеров героев сказок разных народов национальными особенностями и представлениями народов о счастье, справедливости,  добре и зле;

-самостоятельно находить мораль басни;

-понимать возможность эволюции характера героя литературного произведения;

У обучающегося будут сформированы:

-интерес к содержанию и форме художественных произведений;

-интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;

-интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

-основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;


-чувство сопричастности своему народу;

-понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;

-общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.




Обучающийся получит возможность для формирования:

-понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;

-чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;

-понятия об ответственности человека за себя и близких; о высших чувствах любви, внимания, заботы;

-понимания своей семейной и этнической идентичности;

-любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;

-чувства ответственности за мир природы;

-умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;

-первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;

-понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.











Обучающийся научиться:

-принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

-выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;

-выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

-самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

-соотносить внешнюю оценку и самооценку;

Обучающийся получит возможность научиться:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

-проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

-осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

-осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.

Обучающийся научиться:

-  отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

-пересказывать текст по плану;

-структурировать знания при сопоставлении текстов;

- применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

-применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

-искать информацию, представлять найденную информацию;

-уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;

-знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.

Обучающийся получит возможность научиться:

-пересказывать близко к тесту небольшие по объему и разные по жанру тексты;

-понимать структуру построения рассуждения;

-воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;

-проявлять инициативу в поиске дополнительной информации; ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

-создавать художественные тексты разных жанров устной и письменной форме.

        Обучающийся научиться:

-выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

-проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

-участвовать в учебном диалоге;

принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;

-видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.


Обучающийся получит возможность научиться:

-выражать свое мнение е о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;

-устно и письменно выражать впечатление о прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);

-проявлять самостоятельность в групповой работе;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

-выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.

6

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

12

Освоение различных позиций в тексте: постановка живых картин, чтение по ролям,  инсценирование,  драматизация.   Создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа ( подробный, краткий, выборочный пересказ), создание собственного  текста на основе художественного произведения(текст по аналогии).

Обучающийся научиться:

-пересказывать текст кратко, выборочно и с его творческой обработкой в зависимости от учебной задачи;

-читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения;

-передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя;

-выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, рисовании, творческой деятельности;

-создавать небольшие художественные тексты в стиле изученных жанров.

Обучающийся получит возможность научиться:

-сознательно пользоваться различными средствами выразительного чтения: менять интонацию, темп, тембр, делать паузы в зависимости от задач чтения;

-читать, передавая авторское отношение к поступкам героя4

-подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению;

-читать и разыгрывать диалоги, пересказывать тексты;

-сочинять небольшие тексты, сознательно используя выразительные средства произведений разных жанров.

У обучающегося будут сформированы:

-интерес к содержанию и форме художественных произведений;

-интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;

-эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на героев литературных произведений;

-чувство сопричастности своему народу;

-понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;


Обучающийся получит возможность для формирования:

-чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;

-понимания своей семейной и этнической идентичности;

- -умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;

-первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;

-понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

Обучающийся научиться:

-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

-самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

Обучающийся получит возможность научиться:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

-осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.

Обучающийся научиться:

-  пересказывать текст по плану;

-структурировать знания при сопоставлении текстов;

-применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

-искать информацию, представлять найденную информацию;

Обучающийся получит возможность научиться:

-пересказывать близко к тесту небольшие по объему и разные по жанру тексты;

-понимать структуру построения рассуждения;

-воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;

-проявлять инициативу в поиске дополнительной информации; ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;

        Обучающийся научиться:

--проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

-участвовать в учебном диалоге;

принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;


Обучающийся получит возможность научиться:

-выражать свое мнение е о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;

-устно и письменно выражать впечатление о прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);

-проявлять самостоятельность в групповой работе;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

-выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.

Календарно-тематический план

Название раздела, темы, урока

Кол-во

часов

Тип урока

(по Т.И.Шамовой)

Форма урока

Информ. сопровождение

Дата

По

плану

Факт

  1. 1

Вводный урок. Знакомство с учебником.

1

Урок повторения

Вводный урок

03.09

Глава 1. Корни есть не только у дерева. 14 ч

  1. 2

Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия. Что такое миф.

1  

Изучение нового материала

Интернет-ресурс;

Сайт-zavush.ru

04.09

Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия. Что такое миф

1  

Урок комплексного применения знаний  

06.09

Отношения человека и природы в древности. Анализ иллюстрации (кто изображен, когда, где)

1

Изучение нового материала

08.09

Отношения человека и природы в древности. Мифы, легенды, библейские рассказы.

1

Урок комплексного применения знаний  

10.09

Жанр произведения сказка. Черты мифологического мышления в народной сказке «Хаврошечка»

1

Изучение нового материала

11.09

Русская народная сказка «Хаврошечка». Пересказ фрагмента текста. Отбор выражений из текста для характеристики героя произведения.

1

Урок комплексного применения знаний  

13.09

Пространственное представление древнего человека. Малый жанр фольклора. Загадки.

1

Урок комплексного применения знаний  

Урок- путешествие.

СD «Шедевры русской живописи»;

15.09

Большие формы устного народного творчества: сказки. Проверка техники чтения.

1

Урок комплексного применения знаний  

17.09

Русская народная сказка «Сивка - Бурка» Рассказ о герое произведения по коллективно составленному плану.

1

Урок комплексного применения знаний  

18.09

Законы сказочного жанра. Сравнительный анализ сказок «Хаврошечка» и «Сивка- Бурка». Слушание вопросов собеседника. Ответ на вопрос собеседника.

1

Урок обобщающего повторения

20.09

12

Малые формы устного народного творчества: поговорки.

1  

Урок комплексного применения знаний  

Интернет-ресурс;

Сайт-zavush.ru

22.09

13

Слушание прозаических произведений. Мифологический герой и его подвиги. Персей.

1  

Изучение нового материала

Интернет-ресурс;

Сайт-zavush.ru

24.09

14

Мифологический герой и его подвиги. Персей. Подробный пересказ текста. Выделение опорных слов фрагмента.

1

Урок комплексного применения знаний  

25.09

15

Обобщение знаний по теме «Корни есть не только у дерева.» Чтение по ролям.

1  

Урок обобщающего повторения

Урок- «За круглым столом».

27.09

Глава 2. В жизни всегда есть место подвигу. 10 ч

16

Эпический герой и его подвиги. Прометей. Характеристика героя произведения: выбор выражений, характеризующий героя из текста.

1

Изучение нового материала

CD- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».

29.09

17

Эпический герой и его подвиги. Прометей. Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану. 

 1

Урок комплексного применения знаний  

01.10

18

Миф «Рождение и воспитание Геракла. Обсуждение главной мысли произведения(работа в парах.)

1

Изучение нового материала

03.10

19

Миф «Подвиги Геракла».Выразительное чтение прозаических произведений. Использование выразительных средств.

1

Изучение нового материала

04.10

20

Миф  «Подвиги Геракла» Рассказ о герое по коллективно составленному плану.

1

Урок комплексного применения знаний  

06.10

21

Подвиги русских богатырей: миф или эпос? Илья Муромец и Святогор. Чтение стихотворных произведений.

1  

Изучение нового материала

Интернет-ресурс;

Сайт-zavush.ru

08.10

22

Подвиги русских богатырей: миф или эпос? Илья Муромец и Святогор.) Выразительное чтение стихотворных произведений. Использование выразительных средств (темпа речи, тембра голоса,  паузы)

1

Урок комплексного применения знаний  

15.10

23

Подвиги русских богатырей. Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник» Озаглавливание частей текста.

1

Изучение нового материала

17.10

24

Подвиги русских богатырей. Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник» Как задавать вопрос собеседнику: правила постановки вопроса.

1

Урок комплексного применения знаний  

18.10

25

Обобщающий урок. Инсценирование   фрагмента. Выразительные средства для инсценирования: мимика, жесты, интонация)

1

Урок обобщающего повторения

Урок- «За круглым столом».

СD «Шедевры русской живописи»;

20.10

Глава 3. Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками. 15 ч

26

Знакомство с античной басней. Древний жанр словесности – басня. Чтение поэтического произведения.

1

Изучение нового материала

Интернет-ресурс;

Сайт-zavush.ru

22.10

27

Знакомство с античными  баснями. Выразительное чтение прозаических  произведений. Использование выразительных средств (темпа речи, тембра голоса,  паузы

1

Урок комплексного применения знаний  

Интернет-ресурс;

Сайт-zavush.ru

24.10

24.10

28

Знакомство с античными  баснями. Эзоп «Лев и лисица», «Лисица и козел» Выделение опорных слов текста. Подробный пересказ текста.

1

Изучение нового материала

25.10

29

Жизнь сюжетов древних басен во времени. И.Крылов «Ворона и лисица» Чтение наизусть басни.

1

Изучение нового материала

27.10

30

И. А. Крылов «Волк и ягненок». Чтение по ролям.

1

Изучение нового материала

29.10

31

И.А.Крылов «Лев и Лисица», «Лисица и виноград». Анализ иллюстрации. Подбор соответствующего фрагмента текста.

1

Изучение нового материала

31.10

32

И.А.Крылов «Ворона»  Характеристика героя произведения :слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения.

1

Изучение нового материала

01.11

33

И.А.Крылов «Мор зверей» Определение темы каждой части: деление текста на части.

1

Изучение нового материала

03.11

34

Произведения классиков отечественной литературы 19-20 в .Басни И.А.Крылова.

1

Урок комплексного применения знаний  

07.11

35

Экскурсия в природу «Поздняя осень». Произведения классиков отечественной литературы 19-20 века.

1

Урок комплексного применения знаний  

Урок – экскурсия.

08.11

36

Сказка, похожая на басню. В. Гаршин «Лягушка - путешественница». Антиципация заголовка  :предположение, о чем будет рассказываться в данном тексте.

1  

Изучение нового материала

10.11

37

Сказка, похожая на басню. В.Гаршин «Лягушка - путешественница». Составление плана текста. Определение темы каждой части: деление текста на части.

1  

Изучение нового материала

12.11

38

Сказка, похожая на басню. В.Гаршин «Лягушка-путешественница» Подробный пересказ текста. Выделение опорных слов фрагмента.

1

Урок комплексного применения знаний  

14.11

39

Что вызывает смех в народной сказке. «Яичко» (р.н.с.) Обсуждение главной мысли произведения (в группах)

1

Изучение нового материала

15.11

40.

Законы смешного в авторской поэзии. А. Милн «Баллада о королевском бутерброде» Освоение   различных ролей в тексте. Чтение по ролям.    

1

Изучение нового материала

17.11

Глава 4.Такой незнакомый знакомый мир. 9 ч

Глава 5. Мир просит тебя: открой меня заново.

41

Необычное в обычном: поэтические открытия. Отражение в устном сочинении темы прочитанного произведения.

1

Изучение нового материала

19.11

42

Особый взгляд поэта на мир. С.Есенин «С добрым утром!» Средства выразительности: олицетворение, контраст.  Чтение наизусть стихотворения.

1  

Изучение нового материала

Интернет-ресурс;

Сайт-zavush.ru

СD «Шедевры русской живописи»;

21.11

43

Особый взгляд поэта на мир. К. Бальмонт «Гномы»

Произведения классиков отечественной литературы 19-20 века.

1  

Урок комплексного применения знаний  

22.11

44

Сказочная повесть: мир превращений и открытий. Ян Ларри «Приключения Карика и Вали». Подробный пересказ фрагмента текста.

1

Изучение нового материала

24.11

45

Сказочная повесть: мир превращений и открытий. Ян Ларри «Приключения Карика и Вали» Характеристика героя произведения. Составление текста на основе отобранных языковых средств.

1

Изучение нового материала

26.11

46

Сказочная повесть: мир превращений и открытий. Ян Ларри «Приключения Карика и Вали». Средства выразительности: сравнение.

1

Изучение нового материала

27.11

47

Сказочная повесть: мир превращений и открытий. Ян Ларри «Приключения Карика и Вали» Постановка живых картин. Выразительные средства для инсценировки.

1

Урок комплексного применения знаний  

28.11

48

 Чудесные открытия: взгляд ученого и взгляд художника. Ю.Дмитриев «Сколько глаз у стрекозы». Работа с научно-популярным текстом.

1

Изучение нового материала


CD- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».



Интернет-ресурс;

Сайт-zavush.ru

08.12

49

А. Фет «Весенний дождь» Чтение наизусть стихотворения. Слова, словосочетания, отражающие фрагмент устного словесного рисования.

1

Изучение нового материал

10.12

Глава 5.Мир просит тебя: открой меня заново! 6 ч

50

Поэтические, живописные и научные открытия в мире Природы.  Определение главной мысли произведения(что самое главное хотел сказать автор)

1

Изучение нового материала

Урок – экскурсия.

Интернет-ресурс;

Сайт-zavush.ru

12.12

51

 Трехстишия Басё и Исса. Произведения зарубежной авторской литературы: хокку.

1

Изучение нового материала

Интернет-ресурс;

Сайт-zavush.ru

13.12

2

Поэтические и живописные образы как открытия. Правила речевого общения. Вежливость – первое правило общения.

1

Урок комплексного применения знаний  

15.12

53

Наблюдательность исследователя (Дж. Дарелл «Землянично- розовый дом» (отрывок) Чтение про себя текста.

1  

Изучение нового материала

17.12

54

Наблюдательность исследователя (Дж. Дарелл «Землянично- розовый дом» (отрывок) Составление плана текста. Выделение опорных слов части текста.

1

Урок комплексного применения знаний  

19.12

55

Наблюдательность поэта. И.Бунин «Бушует полая вода» Чтение наизусть стихотворения. Слова, словосочетания, отражающие фрагмент устного словесного рисования.

1

Изучение нового материала

20.12

Глава 6. Самые настоящие чудеса. 8 ч

15.12

56

Особое зрение поэта: Способность видеть чудеса, способность удивляться миру. Чтение наизусть стихотворения.

1

Изучение нового материала

22.12

57

Чудеса поэтических образов. Выразительное чтение стихотворных текстов.

1  

Урок комплексного применения знаний  

24.12

58

Чудеса поэтических и живописных образов (К. Бальмонт «Трудно Фее») Выразительное чтение стихотворных текстов.

1

Урок обобщающего повторения

26.12

59

Контрольная работа за 1 полугодие.

1

Контрольно- учетный

27.12

60

Чудеса волшебной сказки. Определение и уточнение  темы текста.

1

Изучение нового материала

29.12

61

Чудеса волшебной сказки. Составление текста на основе отобранных языковых средств.

1  

Урок комплексного применения знаний  

31.12

62

Чудеса волшебной сказки. Рассказ о герое по самостоятельно составленному плану

1

Урок обобщающего повторения

09.01

63

Знакомство со 2 частью учебника «Литературное чтение». Знакомство с книгой (обложка, титульный лист, оглавление)

1

Урок повторения

10.01

Глава 7. Родная сторона. 16 ч

29.12

64

Поэтические образы «малой родины» Определение фрагмента для устного словесного рисования.

1

Изучение нового материала

11.01

65

Поэтические образы «малой родины». Выразительное чтение стихотворных произведений.

1

Урок комплексного применения знаний  

12.01

66

Поэтические образы «малой родины».  Определение главной мысли высказывания на заданную тему:  Что важное я хотел бы сказать.

1  

Урок обобщающего повторения

14.01

67

Иван Бунин «Родник». А.Фет «Летний вечер» Выразительное чтение стихотворных произведений.

1

Изучение нового материала

16.01

68

Е. Евтушенко «Заря у клена на руках» Выразительное чтение стихотворных произведений.

1

Изучение нового материала

17.01

69

Разные страны, разные поэты, общая любовь к Отечеству. Выразительное чтение стихотворных произведений.

1

Изучение нового материала

СD «Детский энциклопедический словарь»

19.01

70

Разные страны, разные поэты, общая любовь к Отечеству. Произведения отечественной  авторской литературы: стихотворения.

1

Урок комплексного применения знаний  

21.01

71

Разные страны, разные поэты, общая любовь к Отечеству. Произведения  зарубежной авторской литературы: стихотворения. Хокку.

1

Урок комплексного применения знаний  

23.01

72

Рассказ о родной стороне (К. Паустовский «Стальное колечко») Чтение про себя текста.

1

Изучение нового материала

CD- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

24.01

73

Рассказ о родной стороне (К. Паустовский «Стальное колечко»). Жанровая принадлежность текста: рассказ или сказка.

1

Изучение нового материала

26.01

74

Рассказ о родной стороне (К. Паустовский «Стальное колечко»). Подробный пересказ текста. Выделение опорных слов части текста. 

1

Урок комплексного применения знаний  

28.01

75

К. Паустовский «Кот Ворюга» Пересказ фрагмента текста: отбор самого напряженного момента в развитии действия

1

Изучение нового материала

30.01

76

Точность поэтических образов (А.Фет «Чудная картина», А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя») Чтение наизусть стихотворения

1

Изучение нового материала

СD «Шедевры русской живописи»;

31.01

77

Разные образы родины. Определение темы рассмотренной иллюстрации то, о чем хотел рассказать автор)

1

Изучение нового материала

02.02

78

Разные образы родины. Определение темы и главной мысли устного сочинения. Выразительные средства языка для высказывания.

1

Изучение нового материала

04.02

79

Красота и выразительность пушкинского стиха (А. Пушкин «Зимнее утро») Выделение опорных слов части текста. Озаглавливание частей текста.

1  

Комбинированный урок

Интернет-ресурс;

Сайт-zavush.ru

06.02

Глава8. Мир нуждается в нашей защите. 14 ч

80

Красота под защитой поэзии (С. Кирсанов «Чудо», Кикаку. Хокку. А. Венецианов «Жнецы») Определение темы рассмотренной иллюстрации то, о чем хотел рассказать автор)

1

Изучение нового материала

07.02

81

Особый почерк автора (Д.Н.Мамин- Сибиряк «Серая Шейка») Определение темы текста.

1

Изучение нового материала

CD- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».

09.02

82

Особый почерк автора (Д.Н.Мамин- Сибиряк «Серая Шейка») Уточнение темы текста.

1

Урок комплексного применения знаний  

11.02

83

Особый почерк автора (Д.Н.Мамин- Сибиряк «Серая Шейка») Характеристика героя произведения. Составление текста на основе отобранных языковых средств (с помощью учителя)

1

Комбинированный урок

13.02

84

Особый почерк автора (Д.Н.Мамин- Сибиряк «Серая Шейка») Пересказ фрагмента текста: отбор самого напряженного момента в развитии действия)

1

Урок обобщающего повторения

14.02

85

Павел Бажов «Серебряное копытце». Определение темы текста.

1

Изучение нового материала

16.02

86

Павел Бажов «Серебряное копытце» Подробный пересказ текста.

1

Изучение нового материала

18.02

87

Жанровая принадлежность текста: сказка или рассказ

Определение темы рассмотренной иллюстрации то, о чем хотел рассказать автор)

1

Урок комплексного применения знаний  

25.02

88

Жанровая принадлежность текста: сказка или рассказ. Выразительное чтение стихотворных произведений.

1

Урок комплексного применения знаний  

27.02

89

Внимательное и бережное отношение поэта к миру. Обсуждение главной мысли произведения ( в группах)

1

Изучение нового материала

28.02

90

Внимательное и бережное отношение поэта к миру. Иван Бунин «Все лес и лес» Выразительное чтение стихотворных произведений.

1

Изучение нового материала

02.03

91

Детские художественно-публицистические журналы.  

1

Урок комплексного применения знаний  

04.03

92

Образ няни в лирике Пушкина. Выделение опорных слов части текста.

1

Изучение нового материала

Интернет-ресурс;

Сайт-zavush.ru

06.03

93

Образ няни в лирике Пушкина. Чтение наизусть стихотворения

1

Урок комплексного применения знаний  

07.03

Глава 9. Лаборатория искусств. 13

94

Поэтические секреты. Выразительное чтение стихотворных произведений.

1

Изучение нового материала

СD «Детский энциклопедический словарь»

09.03

95

Поэтические секреты. Определение темы и главной мысли устного сочинения. Выразительные средства языка для высказывания.

1

Урок комплексного применения знаний  

11.03

96

Л. Кэрролл «Приключения Алисы в Стране чудес» Выражение сомнения, огорчения, просьбы в вопросе..

1

Изучение нового материала

13.03

97

Л. Кэрролл «Приключения Алисы в Стране чудес» Характеристика героя произведения. Составление текста на основе отобранных языковых средств (с помощью учителя)

1

Комбинированный урок

14.03

98

Юнна Мориц «Замечательная клякса» Выразительное чтение стихотворных произведений.

1

Изучение нового материала

16.03

99

Лингвистические эксперименты. Освоение различных ролей в тексте.

1  

Изучение нового материала

18.03

100

Лингвистический эксперимент (Л. Петрушевская «Пуськи бятые») Подробный пересказ отрывка текста.

1

Урок комплексного применения знаний  

20.03

101

Формотворчество в поэзии и живописи. Определение темы рассмотренной иллюстрации то, о чем хотел рассказать

1

Изучение нового материала

21.03

102

Формотворчество в прозе (Ю. Коваль «Соловьи») Выделение опорных слов части текста

1

Урок комплексного применения знаний  

23.03

103

Эксперименты с формой в авторской и народной поэзии. Выразительное чтение стихотворных произведений.

1

Урок комплексного применения знаний  

25.03

104

Эксперименты с формой в авторской и народной поэзии. Считалки. Выразительное чтение стихотворных произведений.

1

Комбинированный урок

Урок –«Ковёр-идей».

Интернет-ресурс;

Сайт-zavush.ru

27.03

105

В. Гауф «Маленький Мук»)Чтение вслух и про себя текстов.

1

Изучение нового материала

28.03

106

В. Гауф «Маленький Мук» Характеристика героя произведения. Составление текста на основе отобранных языковых средств (с помощью учителя

1

Комбинированный урок

30.03

Глава 10. Как трудно стать человеком. 13 ч

107

Знакомые сюжетные линии в новом тексте. Слушание прозаических произведений. 

1  

Изучение нового материала

01.04

108

Знакомые сюжетные линии в новом тексте. Чтение про себя и вслух целыми словами прозаических текстов.

1

Изучение нового материала

03.04

109

Характер главного героя и других персонажей. Выделение опорных слов части текста

1

Урок комплексного применения знаний  

04.04

110

Характер главного героя и других персонажей. Обсуждение главной мысли произведения ( в группах)

1

Урок комплексного применения знаний  

06.04

111

Характер главного героя и других персонажей. Составление текста на основе отобранных языковых средств (с помощью учителя

1

Урок комплексного применения знаний  

08.04

112

Нравственная проблема текста. Составление текста на основе отобранных языковых средств по коллективно составленному плану.

1

Изучение нового материала

15.04

113

Нравственная проблема текста. Краткий пересказ текста.

1

Изучение нового материала

17.04

114

Нравственная проблема текста. Определение темы и главной мысли устного сочинения. Выразительные средства языка для высказывания

1

Комбинированный урок

18.04

115

О взрослой жизни и в шутку, и в серьез. (Б.Заходер «Ну и мышонок», Н.Некрасов «Крестьянские дети») Выразительное чтение стихотворных произведений.

1

Изучение нового материала

СD «Шедевры русской живописи»;

20.04

116

О взрослой жизни и в шутку, и в серьез. Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы Выразительное чтение стихотворных произведений.

1

Изучение нового материала

22.04

117

Рассказ (как самостоятельный отрывок из повести) о взрослом поступке. Выразительное чтение прозаических произведений.

1

Изучение нового материала

24.04

118

Рассказ (как самостоятельный отрывок из повести) о взрослом поступке. Характеристика героя произведения. Составление текста на основе отобранных языковых средств (с помощью учителя

1

Изучение нового материала

СD «Детский энциклопедический словарь»

25.04

119

Рассказ (как самостоятельный отрывок из повести) о взрослом поступке.  Произведения о детях.

1

Урок комплексного применения знаний  

27.04

Глава 11.Такой хрупкий и такой прочный мир чувств.  10 ч

120

Сравнительный анализ народной и авторской сказки. Слушание прозаических произведений: основной сюжет, главные герои.

1

Изучение нового материала

29.04

121

Сравнительный анализ народной и авторской сказки. Определение темы и главной мысли устного сочинения. Выразительные средства языка для высказывания

1

Урок комплексного применения знаний  

02.05

122

Поэзия – мир чувств, впечатлений и переживаний. Выразительное чтение стихотворных произведений.

1

Изучение нового материала

Интернет-ресурс;

Сайт-zavush.ru

04.05

123

Поэзия – мир чувств, впечатлений и переживаний. Чтение наизусть стихотворения

1

Изучение нового материала

06.05

124

Яркие впечатления и сильные переживания в прозаическом тексте (И.С. Тургенев «Воробей») Пересказ фрагмента текста: отбор слов из текста для характеристики самого напряженного момента.

1

Изучение нового материала

08.05

125

И. Тургенев   «Собака» Выразительное чтение. Использование выразительных средств: интонации, тембра голоса, паузы.

1

Изучение нового материала

11.05

126

Поэтическая сказка С. Козлова «Лисичка». Выразительные средства для чтения по ролям.  

1    

Изучение нового материала

13.05

127

Сложное чувство одиночества в поэтических образах. Выразительные средства языка для высказывания

1

Урок обобщающего повторения

СD «Шедевры русской живописи»;

15.05

128

Сложное чувство одиночества в поэтических образах Чтение наизусть стихотворения

 1

Урок обобщающего повторения

16.05

129

Произведения отечественной литературы : стихи.

1

Урок обобщающего повторения

18.05

Глава 12. Красота спасет мир. 7 ч

130

Поэтическая сказка С. Козлова «Как Ёжик и Медвежонок протирали звёзды» Характеристика героя произведения. Составление текста на основе отобранных языковых средств (с помощью учителя

1

Изучение нового материала

20.05

131

Мир чувств героя в прозаическом тексте: красота меняет человека. Характеристика героя произведения. Составление текста на основе отобранных языковых средств (с помощью учителя

1

Комбинированный урок

СD «Детский энциклопедический словарь»

22.05

132

Детские журналы о природе, художественно-развлекательные.

Проверка техники чтения.

1

Контрольно- учетный

23.05

133

Способность обнаруживать красоту в окружающем нас мире – это способность, свойственная поэтическому восприятию мира. Презентация рассказа окружающим.

1

Изучение нового материала

25.05

134

Поэзия и сказка о секрете красоты (Н. Матвеева «Галчонок»,Ш.Перро «Рике с хохолком») Как задать вопрос собеседнику: правила постановки вопроса.

1

Изучение нового материала

27.05

135

Итоговая контрольная работа.

1

Контрольно- учетный

29.05

136

Б. Заходер «Что красивее всего?». Произведения о детях, приключенческая литература, фантастика.

1

Урок обобщающего повторения

30.05

 

 

Ресурсное обеспечение рабочей программы

1. Учебно-методический комплект:

  1. Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 3класс. 1–4. Части 1, 2. – Самара: корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2010.
  2. Свиридова, В. Ю., Чуракова, Н. А. Хрестоматия по литературному чтению. 3 класс. – Самара: корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2006.

2.Дополнительная литература:

  1. В.В. Захарова, М.в. Серова «Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Н.А. Чураковой (Самара: корпорация «Федоров») 3 класс, Москва «ВАКО» 2011 г.»
  2. Чуракова, Н. А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение». 3класс. – М., 2006.

           Медиаресурсы и пр.

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru

3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru

4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

   5.. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok

  6. Сайт Детские презентации ВИКИ http://viki.rdf.ru/


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 57. Поэзия и история. Урок выразительного чтения стихотворений (4 класс. Чуракова Н. А.)

История России очень интересна и, согласитесь, противоречива. В разных источниках мы можем найти самые разные описания того или иного исторического события. Но есть очень правильный и точный ист...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Технологическая карта литературное чтение3 класс Программа 2100

Технологическая карта литературное чтение3 класс Программа 2100 Тема:" Введение в раздел. Необычная школа (фрагмент из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)...

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 1 класс, Чуракова

Рабочая программа по русскому языку "Переспектива начальная школа" для   1 класс, Чуракова...