Урок по литературному чтению 1 класс В.В.Бианки "Первая охота"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Лесных Наталья Александровна

МБОУ гимназия №1

Урок литературного чтения в 1 классе

УМК «Школа России»

Лесных Наталья Александровна

учитель начальных классов

Тема урока: «В.В.Бианки «Первая охота».

Цель урока:

  • формирование эмоционально-ценностного отношения к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.

Планируемый результат обучения:

Раскрыть базовые национальные ценности: патриотизм, искусство и литература, природа.

Познавательные УУД: формируется умение читать и отвечать на вопросы к тексту, умение вести наблюдение с целью изучения окружающего мира. 

Коммуникативные УУД: формируется умение выражать свои мысли, используя различные средства общения в соответствии с конкретной ситуацией.

Личностные УУД: формируется действие нравственно-эстетического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД: формируется умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, математика.

Ресурсы: Учебник «Азбука», стр. 98, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия №1

Урок литературного чтения в 1 классе

УМК «Школа России»

Лесных Наталья Александровна

учитель начальных классов

Тема урока: «В.В.Бианки «Первая охота».

Цель урока: 

  1. формирование эмоционально-ценностного отношения к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.

Планируемый результат обучения:

Раскрыть базовые национальные ценности: патриотизм, искусство и литература, природа.

Познавательные УУД: формируется умение читать и отвечать на вопросы к тексту, умение вести наблюдение с целью изучения окружающего мира.  

Коммуникативные УУД: формируется умение выражать свои мысли, используя различные средства общения в соответствии с конкретной ситуацией.

Личностные УУД: формируется действие нравственно-эстетического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД: формируется умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, математика.

Ресурсы: Учебник «Азбука», стр. 98, презентация.

Ход урока:

  1. Организация учащихся.

   - Ребята, настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

   – Проверь, мой маленький дружок,

 Готов ли ты начать урок?

 Все ль на месте, все ль в порядке:

 Книжки, ручки и тетрадки?

 Проверили? Садитесь!

 С усердием трудитесь. (Дети садятся)

  – Ваши ручки на месте? (На месте!)

 Ваши ножки на месте? (На месте!)

 Ваши ножки у края? (У края!)

 Ваша спинка прямая? (Прямая!)

  1. Постановка целей и определение темы урока.

    - Начать наш урок литературного чтения я бы хотела словами Михаила Михайловича Пришвина – русского писателя, автора многих произведений о природе: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!»

    - Как вы понимаете это высказывание? Что, значит, охранять природу?

   - Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. В присутствие таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи. Одним из тех, кто обладал эти волшебным даром, был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки.

    - Ребята, а вы хотите узнать, о чём писал Виталий Бианки. Для этого прочитайте хором на слайде слова.

(медведь, сорока, берёза, ромашка, осина, ястреб, волк, роза)

    - А теперь распределите их на  четыре равные группы. А помогут вам карточки с картинками. Возьмите их и поработайте в парах.

(В первую группу можно отнести слова медведь, волк - это названия зверей. Во вторую группу войдут слова сорока, ястреб - это названия птиц. Третью группу составляют слова берёза, осина. Они обозначают названия деревьев. К четвёртой группе можно отнести слова ромашка, роза - это названия цветов.)

    - Подумайте, а какие из четырёх групп можно объединить между собой и скажите, о ком или о чём писал Виталий Бианки?

(Можно объединить названия зверей и птиц - это животные. Можно объединить названия деревьев и цветов - это растения. Значит, Виталий Бианки писал о животных и растениях.)

    - Всё что нас окружает можно назвать одним словом, каким? (Природа). 

    - Правильно, Виталий Валентинович Бианки писал о природе.

    - Название произведения Виталия Бианки, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, вы определите сами. Для этого соедините первые буквы написанных на слайде слов.

(павлин, енот, рак, волк, альбатрос, ягуар, орёл, хомяк, ослик, тетерев, акула)

    - Как называется это произведение? («Первая охота»). 

    - Какова же тема урока? (Виталий Бианки «Первая охота»).

    - Ребята, а чему мы сегодня должны научиться, с чем или с кем познакомиться? Для своих ответов воспользуйтесь моими подсказками.

1. Мы познакомимся с творчеством …  и его произведением …

2. Научимся правильно, выразительно …

3. Отвечать на …, выполнять …

4. Работа по теме урока.

     - Прочитайте на с. 98 «Азбуки» текст о В.В.Бианки.

     -  Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного учёного. Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезённые со всего земного шара. Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие. С тех пор лес стал для него волшебной страной.

     Разными были интересы, таким же – образование. Вначале – гимназия, затем – факультет естественных наук в университете, позднее – занятия в институте истории искусств. А главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.

       Писатель всегда много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе.   Их герои – животные, птицы, растения. Он написал приблизительно 300 произведений. Бианки мастер литературной сказки. Почти все его сказки – научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить её.

Повсюду: в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

 Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

 Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.

5. Физкультминутка.

6. Продолжение работы по теме урока

     - Послушайте рассказ «Первая охота» в исполнение автора.

     - Отгадайте загадку об одном из героев нашего произведения:

 Быстрая и юркая,

 В змеевидной шкурке я,

 А за хвост меня поймаешь,

 Сразу тут же потеряешь.

      - Кто это? (Ящерица) 

     - Назовите ещё одного героя рассказа " Первая охота".  (Это маленький щенок).

     - А каким вы себе представляете этого щенка?

    (Добрый, отчаянный, отважный, добродушный, весёлый, радостный, беззаботный, неунывающий).

     - Что произошло со щенком? (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось).

     - Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отделился хвост).

      - Кто из вас видел ящериц?

    - Расскажите, как она выглядит? Что вы о них знаете? (Ящерица - небольшоё животное. У него удлинённое тело, длинный хвост).

     - Я предлагаю посмотреть вам фрагмент фильма о нашей героине.       

     - Чем отличается ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером).

     - Прочитайте текст. (Дети читают вслух произведение).

     - Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? (Грелась на солнышке).

     - Прочитайте, как об этом говорит Виталий Бианки? (Выборочное чтение).

     - Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост).

     - Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделился и остался в зубах у щенка).

     - А теперь снова выполним задание. Возьмите таблички со словами действиями.

1 ряд и 3 ряд – разложите по порядку слова действия, которые выполняла ящерица.

 (сидела, закрыла, грелась, извернулась, оставила)

2ряд – а  вы разложите слова действия, которые выполнял щенок

(подкрался, ухватился, фыркнул, бросил)

     - А теперь проверим работы. 

     -  Давайте прочитаем рассказ еще раз, хлопая в ладоши, когда встретится слово ящерка, и подумаем: почему охота щенка была неудачной? (Дети читают текст с хлопками).

    - Положите перед собой листок с заданием, и выполним первое из них.

  Задание 1.

    - Запишите, сколько слогов, букв и звуков в слове «ящерица».

    - Кто выполнил правильное задание, поставьте на листе плюс.

     - А чем питается ящерица?

  Задание 2.

     -  Положите перед собой снова листок с заданием, и выполним второе.

     -  Решите задачу.

    -  Вчера ящерица за обедом съела 5 букашек, а сегодня на 3 букашки больше.

        Сколько букашек ящерица съела сегодня за обедом?

     - Запишите решение в листке заданий. Взаимопроверка.

     - Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно.

     - Прочитайте ту часть текста, где щенок подкрадывается к ящерке, и скажите, что он сделал верно, и что неправильно. (Выборочное чтение).

     - Какие действия были правильными? (Щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул).

     - Какое действие было неправильным? (То, что щенок схватил ящерку за хвост). 

     - Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (Щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост).

      - И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок и неправильных решений.

     - Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?

7. Рефлексия  

- Понравился вам урок? Что нового узнали? Чему научились? Что было самым интересным на уроке?

- Поможет вам ответить на вопросы, небольшая подсказка.

- Я для себя сделал открытие…

- Меня удивило…

- Оказывается, что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

ФГОС. Урок по литературному чтению в 1 классе. В.В. Бианки. Первая охота.

На уроке учащиеся познакомятся с жизнью и творчеством В.В. Бианки, расширят знания о природе, о взаимосвязи человека и природы....

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Виталий Валентинович Бианки- Первая охота" 1 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Виталий Валентинович Бианки- Первая охота" 1 класс...

Методическая разработка урока по литературному чтению. Тема урока: "Александр Раскин «Как папа охотился на тигра»"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-МАСТЕРСКОЙ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Технологическая карта урока по Литературному чтению.  Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....