Интегрированный урок: Князь Владимир Мономах. "Поучение детям"
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Михайлова Наталья Евгеньевна

 

Цель исторического образования в начальной  школе дать детям первичные знания об отечественной истории. Наша важнейшая задача – привить детям интерес к отечественной истории.

Представляю вашему вниманию один из таких уроков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_k_uroku.pptx2.43 МБ
Файл konspekt_uroka.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Князь Владимир Мономах «Поучение детям» Презентация к уроку. Подготовила Михайлова Н.Е. Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 26 г. Балаково

Слайд 2

Ярослав Мудрый

Слайд 3

Князь Владимир Мономах

Слайд 4

Время княжения стало для Руси временем покоя и благоденствия

Слайд 5

Интернет-ресурсы http://www.hrono.info/biograf/bio_ya/yaroslav_mudr.php Ярослав Мудрый http://100big.ru/?p=56 Владимир Мономах http:// hiztory.ru/kievskay-rus/vladimir-monomax.html Приход Мономаха в Киев http://everythingaboutrussia.ru/istorya-rossii-v-licah/ljudi/nestor Монах Нестор



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

литературного чтения и окружающего мира в 4 классе


Учитель начальных классов Михайлова Наталья Евгеньевна,

МБОУ СОШ № 26 г. Балаково 

Цель исторического образования в начальной  школе дать детям первичные знания об отечественной истории. Наша важнейшая задача – привить детям интерес к отечественной истории.

Представляю вашему вниманию один из таких уроков.

Тема урока: Князь Владимир Мономах. «Поучение детям »Владимира Мономаха .

Цель урока: воспитание уважения к культуре русского народа, приобщение к его обычаям и традициям, формирование желания их сохранять и приумножать. 

Задачи урока: 

— продолжить знакомство с литературными произведениями Древней Руси; 
— формировать мировоззрение о жизни русского народа и великих людей в период становления русского государства; 
— повторить понятия «летопись, «летописец»; 
— расширение словарного запаса учащихся; 
— способствовать развитию познавательного интереса к литературе и истории изучаемого периода; 
— формировать навыки учебной поисковой деятельности; 
— способствовать нравственному развитию личности посредством изучения и смысления «поучения» великого князя киевского Владимира Мономаха.

Тип урока: открытие новых знаний

Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация (среда POWER POINT)


Ход урока: 
I. Организация класса. Мотивация к деятельности.

- Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза»  

Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

- Я в школе на уроке.

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому. (Пауза)

- Внимание мое растет.

- Я, как разведчик, все замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно. (Пауза)

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Работаю!

II.   Постановка учебной задачи

На слайде изображение князей: Ярослава Мудрого и   Владимира Мономаха   (слайд 2)

- Какой у нас сегодня будет урок?

- Сегодня урок открытия новых знаний.

- Почему вы так решили?

- Мы знаем князя Ярослава Мудрого, а о другом человеке мы ничего не знаем. (слайд 3)

- Правильно. Будем говорить о Владимире Мономахе (слайд 4)

III. Актуализация полученных ранее знаний

Викторина.  (Планшеты с карточками)

 Работа в парах. Одна пара работает у доски.

  1. Какими были книги в Древней Руси?
  2.  Кто писал книги?

3) Как назывались в то время буквы?
4) Самая известная книга Древней Руси?
5) Чем первая буква отличалась от остальных?
 

IV. Изучение нового материала. Открытие новых знаний.

1) Рассказ о Владимире Мономахе.

 

Мини – проект, подготовленный  учениками для урока

Среди самых первых собирателей земли Русской был и великий князь киевский Владимир — сын Всеволода Ярославовича и греческой царевны Марии.  Владимир - это его княжеское имя, хотя в православном крещении мальчика нарекли Василием, а по деду, византийскому императору Константину Мономаху, звали еще и Мономахом, что означает "единоборец".

И правда, Владимир с юных лет был крепок и силен, ловок и быстр. Он умел рубиться на мечах, биться на копьях, а также метко стрелял из лука, побеждал соперников в кулачных боях. С тринадцати лет Владимир ходил в военные походы участвовал в сражениях.

Мономах стал великим князем. Первым делом он навел в стране порядок, строго наказывая тех, кто преступал законы или наносил вред государству. Он мудро и справедливо решал споры и разногласия. А когда стихли внутренние раздоры, то присмирели враги и за рубежами Руси. Мономах отменил те законы, которых подкупом добились чужеземные купцы Он запретил отдавать в рабство за долги свободных людей.

В народе любили и почитали великого князя Мономаха. Время его княжения стало для Руси временем покоя и благоденствия. Ни половцы, ни другие кочевники не решались больше нападать на Русь. И удельные князья, боясь гнева Мономаха, уже не ссорились между собой. (слайд 5)

Слава Владимира Мономаха разнеслась далеко: и на Запад, и на Восток. Он был женат на английской королевне Гите Гарольдовне. Его дети и внуки породнились со шведскими, норвежскими и византийскими королями и императорами.

Во времена Мономаха началось составление русской летописи — "Повести временных лет". Согласно легенде ее написал монах Киево-Печерской лавры Нестор. Летопись начинается словами "Откуда есть пошла Русская земля". Эти слова давно уже стали крылатой фразой.

 

Сам Владимир Мономах тоже стал одним из первых русских писателей. Он написал "Поучение" своим детям, которое можно рассматривать как открытое письмо всей земле Русской и особенно боярам, а не собственным сыновьям, к тому Бремени людям уже зрелым, имеющим взрослых детей.



2) Чтение текста «Поучения»

Словарная работа: 
1) тиун – управляющий 
2) отрок – слуга 
3) простолюдин – простой люд: крестьянин, рабочий 

3) Выразительное чтение учащимися по цепочке 

V.  Первичное закрепление  
— Какое поучение своим детям оставил князь Владимир? 
— Что он завещал? ПРОЧИТАЙТЕ 
— Какое наставление вы бы взяли для себя? Для своих друзей? 
- Какое из завещаний является самым главным?

VI.  Рефлексия учебной деятельности
- Какие знания открыли?

- Посмотрим, достигли вы поставленной цели?  Помогут нам в этом волшебные цветы. У каждого ряда свой цветок.

- У вас на партах лежат цветные лепестки: зеленый – означает – да, жёлтый – сомнение, красный – нет.

- У меня сегодня всё получилось. Я открыл новые знания. Я сегодня доволен своей работой на уроке.

-  Молодцы!

Интернет – ресурсы:

  1. Конструирование технологической карты

урока в соответствии с требованиями ФГОС И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева,  Управление начальной школой № 12 2011  

  1. Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы. Сборник материалов. (сост. О. В. Петрова, Т. П. Савушкина; под ред. М. И. Солодковой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011.
  2. http://romanov-murman.narod.ru/detki/rasskazy/Vladimir_Monomah.htm 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 4 классе "Крещение Руси. Святой равноапостольный князь Владимир."

Интегрированный урок  в 4 класе по Основам православной культуры. Программе  А.В. Бородина "История религиозной культуры"...

Интернет-конференция IV Епархиальных образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси» Тема: "Князь Владимир как великий реформатор духовной жизни"

“Закон жизни отсталых государств среди опередивших:нужда реформ созревает раньше, чем народ созревает для реформы”. В.О. Ключевский...

Интегрированное логопедическое коррекционно-развивающее занятие для детей с сложной структурой дефекта

ТЕМА: ВЕСНАЦЕЛЬ: актуализация словаря по теме «Признаки весны»ЗАДАЧИ: развитие слухового восприятия; развитие мышления, памяти, внимания, мелкой моторикиОборудование: демонстрационный мате...

Тема урока: «Князь Владимир и крещение Руси.» 4 класс ( 3 класс)

Окружающий мир. Тема: «Князь Владимир и крещение Руси.» 4 класс ( 3 класс)...

Интегрированный урок в начальной школе для детей с ОВЗ по теме: «Дни недели»

Интегрированный урок для начальной школы с детьми с ОВЗ на тему "Дни недели"....


 

Комментарии

Банникова Наталья Анатольевна

Наталья Евгеньевна, в Вашей презентации всего пять слайдов, а Вы про шестой говорите. Информация в тексте урока о презентации не совсем точна.

Михайлова Наталья Евгеньевна

Наталья Анатольевна! Исправила свою ошибку.